На занятии формируются понятия "экотуризм", "волонтерство", "природоохранная деятельность"; отрабатывается алгоритм работы по выполнению эксперимента. Через изучение родного края формируется мотивация к исследовательской деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологической тропой Самарского края. Экотуризм.»
Юго - Восточное управление министерства образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №1 города Нефтегорска
муниципального района Нефтегорский Самарской области
Структурное подразделение дополнительного образования детей
Центр детского творчества «Радуга»
Конспект открытого занятия
педагога дополнительного образования ЦДТ «Радуга»
ГБОУ СОШ №1 г. Нефтегорска
Табунковой Елены Викторовны
Тема:
«Экологической тропой Самарского края. Экотуризм»
Продолжительность занятия: 30 минут
Возраст участников: 14 лет
Тип занятия: вводное, комбинированное.
Форма организации обучения: занятие смешанного типа (беседа, исследование, практикум)
Нефтегорск, 2021г.
Разработчик конспекта: Табункова Елена Викторовна
Программа: «Экологической тропой Самарского края»
Класс: 7 класс
Тема:«Экологической тропой Самарского края. Экотуризм»
Тип занятия: вводный (открытие новых знаний)
Форма проведения занятия: занятие смешанного типа (беседа, исследование, практикум)
Цели занятия: формирование положительной мотивации к занятиям исследовательской, природоохранной, волонтёрской деятельностью, развитие познавательного интереса, экологической культуры у детей через занятия в объединении естественнонаучной направленности.
Деятельностная цель: изучить принципы экотуризма, деятельность волонтеров-экологов, приобрести практические навыки проведения эксперимента для развития экологического сознания и воспитания правильного отношения к природе.
Содержательная цель: формирование системы понятий: экология, экотуризм, волонтерство, природоохранная деятельность, ознакомление с алгоритмом работы по выполнению эксперимента.
Развивать способность к организации деятельности (самоконтроль), принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей по плану.
Способствовать развитию творческого мышления на основе самостоятельного опыта.
Познавательные:(общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Уметь слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делать обобщения, выводы.
Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.
Коммуникативные:(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Развивать коммуникативные навыки: строить речевое высказывание, диалог с учителем.
Осуществлять совместную деятельность в рабочих группах.
Устанавливать доброжелательных межличностных отношения в группе.
Предметные УУД:
Понимать смысл терминов: экология, экотуризм, волонтерство, природоохранная деятельность.
Определять роль человека в природе, последствия его деятельности.
Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
Межпредметные связи: биология, география.
Внутрипредметные: алгоритм выполнения эксперимента. Определения: экология, экотуризм, волонтерство, природа.
Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): электронная доска, медиа проектор, ноутбук (компьютер), колонки.
Предварительная работа:
Расстановка столов, оборудования
Интерактивная доска
Ход занятия
Организационный момент – 5 мин
Слайд 1
Педагог: - Здравствуйте, ребята, меня зовут Табункова Елена Викторовна.
Я педагог Центра детского творчества «Радуга» города Нефтегорска, руководитель детского объединения «Юный эколог». Немного познакомлю вас со своим объединением
Слайд 2
Видеоролик.
Комментарии педагога: В объединении мы исследуем, изучаем, ищем новые пути сбережения природы и, конечно, путешествуем, знакомимся с разными уголками Самарской области и не только.
Слайд 3
Педагог: Сейчас мне бы хотелось познакомиться с вами. Приглашаю вас сюда в круг.
Дети встают в круг с педагогом
Педагог: Давайте немного помечтаем. Вы называете имя и страну, в которой хотели бы побывать. Начну с себя. Елена Викторовна – Англия. И далее…
Педагог: Отлично, все мы мечтаем о путешествиях. Теперь я попрошу вас
- поменяйтесь местами между собой те, кто мечтает отправиться в путешествие на самолёте?
- поменяйтесь местами, кто отправился бы в велотур?
- и кто любит походы?
Дети меняются местами.
Педагог: Здорово, думаю, настрой на путешествия у нас есть. Прошу присаживайтесь на места.
Дети садятся.
2. Вступительная часть – 10 мин
Слайд 4
Педагог: Экология – наука об окружающей среде, о живых организмах и их взаимодействии. Еще это увлекательная возможность изучать, путешествовать и оберегать природу одновременно. Существует даже такое понятие – экотуризм.
- Ребята, как вы думаете, чем он отличается от обычного туризма?
Дети отвечают.
- Путешествия с использованием экологически чистых типов передвижения: велосипед, пешие прогулки, а также экотуризм включает в себя изучение заповедников.
Слайд 5
Даже социальные акции по очищению берегов, восстановлению лесов, экологические челленджи, флешмобы с призывом об охране природы. Всё это – экотуризм!
Педагог: Мы мечтаем посмотреть мир: озёра, пустыни, водопады, но многое, оказывается буквально в нескольких километрах от нас. Сейчас мы в этом убедимся.
Слайд 6
Педагог: Перед вами на слайде будет две картинки. Одна – фото Самарской области, вторая сделана за пределами нашей страны. Ваша задача – угадать, где изображён объект нашего региона. Кто готов попробовать, приглашаю к интерактивной доске.
Ребенок угадывает, педагог даёт краткую характеристику.
Ширя́ево — село Самарской области на правом берегу Волги в пределах Жигулёвского заповедника. В Ширяеве есть 2 основные горы — Монастырская и Попова, где расположена смотровая площадка.
Слайд 7
Скала Белый камень. Она расположена в Самарской области, в Шигонском районе, у поселка Волжский Утес. Это самая западная точка Жигулевских гор. В загадочное и невероятно привлекательное местечко туристы, побывавшие здесь один раз, стремятся попасть снова.
Слайд 8
Голубое озеро. Расположено у границы с Исаклинским районом, недалеко от села Старое Якушкино. Озеро представляет собой карстовую воронку с уклоном стен 70—90° и небольшой отмелью на южной стороне воронки в месте выхода серного ручья. Вода относится к «сероводородным сульфатно-кальциевым гипсовым водам».
Слайд 9
Я́годное — село в Ставропольском районе Самарской области. На территории села в ягодинском лесничестве, расположены детские оздоровительные (пионерские) лагеря, дома отдыха, турбазы.
Слайд 10
Замок Гарибальди. Эта красивая и необычная для современной архитектуры постройка находится недалеко от Тольятти на берегу Жигулевского моря (Куйбышевское водохранилище) в 130 км от Самары. Свое новое владение бизнесмен решил назвать «Замок Гарибальди». Такое необычное для Самарской области название выбрано не просто так. Как оказалось, замок назван в честь отца владельца — Гарибальди Аркадьевича Кузичкина.
Слайд 11
Токмаклинский водопад расположен в Челно-Вершинском районе. Водопад искусственного происхождения. В 1960-1970-е гг. на речке Токмаклинке построили семиметровую дамбу, образовав пруд продолговатой формы, шириной около 50 м. Однако в 2000-е гг. во время паводков берег около дамбы размыло и получился водопад. Водопад "Токмаклинка" активен во время паводков и после дождей.
3. Основная часть – 10 мин
Педагог: Посмотрите, насколько богата природа Самарского края! Вместо дорогих поездок за границу, можно путешествовать по интересным местам, которые совсем рядом. И при этом помогать природе, чтобы сохранить эту красоту.
Педагог: Как мы можем это сделать?
Дети отвечают.
Педагог: Да, мы можем сделать много полезного. Волонтёры-экологи – отличный пример активных молодых людей, заботящихся об окружающей среде. Давайте познакомимся с волонтерами с берегов Байкала.
Слайд 12
Видеоролик «Волонтёры Байкала»
Слайд 13
Педагог: Вы тоже можете отправиться с друзьями в эко-тур по региону, получить новые впечатления, узнать о разных уголках Самарского края и улучшить экологию.
- Знали вы, что наша Самарская область подвержена опустыниванию? Да!
Слайд 14
Педагог: На территории нашей области, в зависимости от степени увлажнения, выделяют четыре зоны. Северная часть – лесостепная зона, имеет нормальный уровень увлажнения: большое количество лесов, которые удерживают влагу, а степная и сухостепная зоны испытывают дефицит влаги. Ресурсов Волги и других рек из-за экономических интересов уже не хватает. Зелёных насаждений всё меньше.
Педагог: Что МЫ можем предпринять по решению этой проблемы?
Дети отвечают.
Педагог: Ответ прост: деревья – это и источник кислорода, и мягкий климат, и сохранение водных ресурсов.
Слайд 15
Педагог: Кроме того, 2021 год – значимый для нас. 170 лет исполняется Самарской губернии и 55 лет Жигулёвскому государственному заповеднику.
Слайд 16
Педагог: В честь этих юбилейных дат, предлагаю нам с вами прямо сейчас запустить челлендж #170деревьевДляГубернии.
Начнем с посадки семян, весной у вас будут готовые саженцы.
Представители групп, прошу вас подойти за материалами.
Эксперимент
- Итак, у вас у каждого есть стаканчик с грунтом, пророщенные семена деревьев, вода для полива, лопаточка. В стаканчике с грунтом делаем углубление по делению на лопатке, увлажняем землю, помещаем туда семечко, присыпаем грунтом, немного утрамбовываем, слегка поливаем сверху.
Слайд 17
Видеоролик «Дуб из жёлудя за 3 минуты»
Дети сажают семена дуба
Слайд 18
Вот так, даже если каждый из нас посадит одно дерево их будет уже около 10-ти и даже больше. Маленький лесок. А где же мы его посадим?
Слайд 19
Педагог: Итак, в каком направлении вы начнете свой экотур?
Дети отвечают
Теперь вы знаете технологию и, организовав подобную акцию в других классах, можете привлечь новых участников челленджа, передав им эстафету. #170деревьевДляГубернии – это реально!
4.Заключительная часть - 5 минут
Педагог: Сегодня мы мечтали о путешествиях, познакомились с экологическим волонтёрством и экотуризмом, дали старт челленджу #170деревьевДляГубернии. И во всём этом объединил нас Самарский край.
П едагог: У вас на столах есть разноцветные сердца, выберете то, что соответствует вашему настроению, напишите поздравительное пожелание для региона.
Слайд 20
Зеленый цвет - да, я доволен занятием и своей работой на нем. Желтый цвет - я мог бы работать лучше. Синий цвет - хотелось бы узнать больше.
Педагог: Прошу вас озвучить пожелание и прикрепить сердце на карту региона.
Дети озвучивают, крепят.
Педагог: Да, я вижу, что у вас прекрасное настроение. А я рада, что познакомилась с такими любознательными и активными ребятами! Наши сердца объединяет большое сердце нашего региона.
Слайд 21
На память о нашей встрече я бы хотела подарить вам открытки с изображением Самарской области и заповедями экотуриста. Пусть эти красивые пейзажи вдохновят вас на будущие путешествия.