Определение темы занятия. Сегодня мы поговорим с вами об одной из планет Солнечной системы, о нашей родной Земле! «Природа – наше богатство: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Земля – колыбель человечества»»
Тема:«Земля – колыбель человечества»
Выполнила: Шиндановина Анна.
Цель: углубить и расширить знания по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы и рациональному природопользованию. Задачи: 1. Показать влияние хозяйственной деятельности человека на природу и здоровье людей. 2. Развивать способность прогнозировать возможные изменения состояния здоровья под влиянием факторов окружающей среды. 3. Воспитывать чувство заботы о здоровье окружающих. Форма проведения: проблемная беседа, викторина. Предварительная подготовка: подбор необходимой литературы. Ход классного часа 1. Организационный момент. Приветствие участников. Настрой на позитивную работу. Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем сегодняшнем занятии. Давайте улыбнемся друг другу, ведь хорошее настроение – залог успеха в любом деле! 2. Определение темы занятия. Сегодня мы поговорим с вами об одной из планет Солнечной системы, о нашей родной Земле! «Природа – наше богатство: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг».
А какая она, наша Земля? Необычная, удивительная, прекрасная! Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки вод, носит на себе океаны, облака и грозовые тучи. Принимает ливни, снегопады и туманы. Поражает жерлами дымных вулканов. Взращивает деревья, кустарники, травы. Пускает птиц в небеса и по всем лесам – разнообразных зверей.
Человека Земля увлекала своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Хотелось взглянуть: что же там, за зарей, за соседним лесом, за лугом? Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню. Они считали землю живым существом (она родит из своей материнской утробы, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны).
Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели его кости, в водах — кровь, в древесных корнях — жилы, в травах и растениях — волосы.
Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем. Но люди должны обращаться с ним бережно. Механизм жизни прочен необычайно, но не беспредельно. В случае его поломки пересесть нам будет не на что...
Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни звери. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор – уберите его, закопайте в землю. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда! Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. Стихотворение. Кромсаем лед, Меняем рек теченье, Твердим о том, что дел невпроворот... Но мы еще придем просить прощенье У этих рек, барханов и болот, У самого гигантского восхода, У самого мельчайшего малька... Пока об этом Думать неохота. Сейчас нам не до этого Пока. Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц И реки без воды... Все меньше — окружающей природы... Все больше — окружающей среды. Р. Рождественский Планета наша весьма засорена, но человечество еще не до конца осознало, сколько опасностей таит в себе жизнь на огромной свалке. Что достанется нашим детям в наследство? Как они смогут обитать на нашей некогда чистой и прекрасной планете? Сейчас мы познакомим вас с некоторыми фактами, касающимися загрязнения нашего общего дома продуктами жизнедеятельности человечества. Воздух. Ученые подсчитали, что только за один год в атмосферу выбрасывается более 5 млрд. тонн углекислого газа, который истончает озоновый слой, в результате чего образуются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра существует над Антарктикой, временами расширяется и уменьшается – над Арктикой, Европой, Москвой. Эти дыры пропускают ультрафиолетовые лучи, которые пагубно сказываются на здоровье людей. Кислорода на Земле становится с каждым годом все меньше и меньше, благодаря вырубке лесов и увеличению вредных выбросов промышленных предприятий. Вода. Учеными доказано, что ежегодно во всем мире в водоемы попадает столько бытовых и промышленных отходов, что их хватило бы на заполнение 10 тыс. товарных поездов. При исследовании вод Арктики даже в них был обнаружен стиральный порошок. В результате деятельности людей реки Европы – Сена, Дунай, Рейн, Волга – стали непригодны для купания. Во многих сибирских реках появились микроорганизмы, вредные для человека и животных, причиной этого являются затонувший лес и загрязненные стоки. Почва. Каждый должен помнить, что почва образуется очень медленно, в течение сотен и даже тысяч лет. А вот разрушить ее можно очень быстро и легко. За последний век на Земле уничтожена приблизительно четверть всех плодородных почв. Люди в прошлом столетии осваивали целинные и залежные земли. Первые несколько лет они получали отличные урожаи. А потом ветры-суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже.
Леса. Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека.
Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель. 5. Экологическая викторина Ход игры 1 ведущий: А теперь проведем небольшую викторину. Она необычная – экологическая и посвящена одной из самых актуальных тем – загрязнению планеты Земля. 2 ведущий: Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть - 97% -идет... в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки - покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются. 1 ведущий: Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности. 2 ведущий: Моя планета - человеческий дом. Ну как ей жить под дымным колпаком. Где сточная канава – океан. Где вся природа поймана в капкан. Где места нет ни аисту, ни льву Где стонут травы: больше не могу! 1 ведущий: Вот она летит, маленькая какая! Вот она грустит, в думы свои вникая. Вот она плывет, зыбкой прохладой веет. Все еще живет! Все еще людям верит! Вот она плывет сквозь грозовую полночь, Всех людей зовет, просит прийти на помощь! 2 ведущий: Вопрос «Что делать с мусором?» становится все актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него. (Группа делится на 2 команды, ведущие знакомят участников викторины с правилами игры). 1 этап. «Что мы знаем о мусоре и отходах» 1 ведущий: Сейчас каждая команда получит по три таблички-указателя с цифрами 1,2,3. На каждый задаваемый вопрос я буду давать три варианта ответа. По сигналу ведущего капитан команды будет поднимать табличку с номером ответа. На обдумывание дается 10 секунд. Вопросы: 1. Что составляет большую часть мусора, который загрязняет Землю? а) Стекло; б) пластмасса;* в) металл. 2. Жители какого города производят наибольшее количество бытовых отходов? а) Нью-Йорка;* б) Берлина; в) Минска. 3. Назовите самую процветающую отрасль промышленности во Франции. а) Производство бытовой техники; б) автомобилестроение; в) переработка мусора*. 4. Что нужно сделать перед утилизацией отходов? а) Собрать в одном месте; б) рассортировать;* в) перемолоть. 5. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо: а) сжечь при специальных условиях;* б) компостировать; в) переплавить. 6. О чем необходимо в первую очередь думать, выбирая место свалки? а) Об ограждении места свалки; б) об укомплектование соответствующей техникой; в) о защите поверхности земли и грунтовых вод*. 7. Что влечет за собой появление незаконных свалок? а) Изменение климатических условий (температура, влажность)*; б) разрушение почвы; в) гибель животных. 8.Что является основой для разработки санитарных норм? а) Присутствие тяжелых металлов в воздухе; б) предельно допустимая концентрация вещества;* в) государственный стандарт качества. 9. На какие регионы и территории оказывают влияние вредные выбросы? а) Только на те, где загрязнение возникло; б) на прилегающие территории; в) даже на удаленные от места загрязнения территории*. 10.Наиболее опасным для человека является наличие в воде: а) пестицидов;* б) бытового мусора; в) минеральных удобрений. 11. Какая страна является самой загрязненной в Европе? а) Россия; б) Великобритания;* в) Италия. 12. На какую отрасль приходится большая часть общего количества отходов в странах ЕЭС? а) легкая промышленность; б) тяжелая промышленность; в) сельское хозяйство*. 13. Какой вид радиоактивных отходов целенаправленно рассеивается в окружающей среде? А) твердые вещества; Б) газы;* В) жидкости. 14. Какой метод борьбы с увеличивающимся количеством отходов является наиболее эффективным? а) принятие правовых актов, регулирующих процесс; б) захоронение; в) вторичное использование отходов (рециркуляция)*. 15. Как называется поступление вредных веществ в среду обитания, которое приводит к сбоям в функционировании экологических систем? а) Экологический кризис; б) загрязнение;* в) интродукция. 16. Какая отрасль промышленности лидирует по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу? а) нефтегазоперерабатывающая отрасль; б) автотранспорт;* в) машиностроение. 17. Какой путь решения энергетической проблемы является оптимальным? а) Экономия энергии;* б) использование энергии солнечных батарей; в) развитие ветровой энергетики. 18. Что такое гарбология? а) Наука о путешествиях; б) мусороведение;* в) наука, которая изучает климат. 19. Какое время пролежит выброшенный в лесу предмет из пластмассы? а) 5 лет; б) 55 лет; в) более 100 лет.* 20. За какое время выброшенная бумага будет уничтожена микробами? а) 1-2 года;* б) 3-5 лет; в) более 10 лет. 2 этап. «Говорят малыши» 1 ведущий: А сейчас давайте попробуем вспомнить наиболее распространенные отходы. Придумать возможности их вторичного использования – важнейшая задача человечества. Я буду произносить фразы детей, которыми они описывают те или иные отходы. На каждый из видов отходов подготовлено 5 фраз. Вы должны понять, какой слово было задумано. Та команда, которая раньше назовет наименование отходов, получает 1 балл. Если команда ошибается, то из суммы ее очков один балл вычитается. Детские высказывания: 1.Он образуется при помощи коровы. 2.Когда его немного, он полезен. 3.Если его очень много, то это плохо. 4.Когда он попадает в реку, разрушается, а рыба задыхается и гибнет. 5.Он невкусно пахнет. Ответ: навоз. 1.Из нее сделаны многие мои игрушки. 2.Она твердая, тяжело ломается, бывает разных цветов. 3.То, что из нее изготавливается, обычно не тяжелое. 4.Если нельзя жечь, потому что тогда образуется черный дым с плохим запахом. 5.Ее просто так выбросить в мусор нельзя, потому что она не разлагается. Ответ: пластмасса. 1.Это изобретение китайцев. 2.Ее делают из деревьев. 3.Это очень легко загорается. 4.Она нужна для того, чтобы писать, рисовать. 5.Из нее образуется большое количество мусора. Ответ: бумага. 1.Это получают из песка. 2.То, что из него делают, обычно бывает прозрачным. 3.Если оно упадет, то разобьется. 4.Когда это нагревают, оно начинает тянуться как тесто. 5.Если бросить это в лесу, то может случиться пожар. Ответ: стекло. 1.Этого не бывает много в деревне, зато его всегда много в городе. 2.Если в городе много промышленных предприятий, то этого особенно много. 3.Он появляется от машин, станков, поездов. 4.Если с ним не бороться, то люди будут болеть. 5.От него загрязняется воздух и окружающая среда, а если его будет слишком много, то можно и опьянеть. Ответ: шум. 1.Ты этого никогда не видим. 2.Они вызывают у людей большое количество заболеваний. 3.Чем больше заводов в городе, тем больше будет этого. 4.Для того чтобы бороться с этим нужны растения с зелеными листочками. 5.Там где этого очень много, не могут вырасти лишайники. Ответ: газовые отходы. 1.Если это сдать, то за него дадут деньги. 2.Он появляется, когда старые вещи приходят в негодность. 3.Он бывает везде, где живет и работает человек. 4.Он очень твердый. 5.Из него делают что-нибудь новое. Ответ: металлолом. 1.Она образуется при горении. 2.У этого бывает только черный цвет. 3.Это считается очень вредным для легких и вообще для человека. 4.От нее пачкается одежда человека, а в организме появляются болезни. 5.Этого больше в городе, чем в деревне. Ответ: сажа. 1.Без этого человек не может обойтись. 2.Этим люди пользуются ежедневно. 3.Если это добавить в воду, то будет пена. 4.От этого гибнет рыба, умирают растения. 5.Это помогает нам бороться с грязью. Ответ: мыло-моющие средства. 1.Оно очень легкое. 2.Если попадет в воду, то будет плавать наверху и не утонет. 3.Когда это попадает в реку, оно не дает дышать рыбам. 4.Нельзя в реке мыть машину, потому что это загрязнит реку. 5.С поверхности воды это надо убирать. Ответ: машинное масло. Подведение итогов викторины, награждение победителей. 1 ведущий: Вот и подошел к концу наш классный час. Давайте же беречь нашу Землю – колыбель человечества, наш общий дом! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. 2 ведущий: Стали люди сильными, как боги, И судьба Земли у них в руках. Но темнеют страшные ожоги У земного шара на боках. Мы давно освоили планету, Широко шагает новый век. На Земле уж белых пятен нет, Черные сотрешь ли, Человек? 1 ведущий: Поэтому, чтобы не случилось непоправимого, всегда думайте и заботьтесь о Земле. Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остается наедине со своей совестью. Она для человека – единственный контролер. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, – пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя. Все тесно связано вокруг. (Примеры мы не станем множить.) Цветка ты не заденешь вдруг, Чтобы звезды не потревожить. 2 ведущий: До свидания, друзья!