Воспитание экологической этики у учащихся среднего звена в художественной и научно – популярной литературе
Воспитание экологической этики у учащихся среднего звена в художественной и научно – популярной литературе
Метапредметный проект полного годичного учебного цикла: "Воспитание экологической этики у учащихся среднего звена в художественной и научно – популярной литературе".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание экологической этики у учащихся среднего звена в художественной и научно – популярной литературе»
ТЕМА: «Воспитание экологической этики у учащихся среднего звена в художественной и научно – популярной литературе»
Проектно - исследовательская работа по экологии
Токаревой Елены Борисовны
Школы № 814 УК № 3 г. Москва
Содержание
Глава 1. Пояснительная записка1.1 Сведения о проекте 1.2 Актуальность темы проекта 1.3 Постановка проблемы, темы, гипотезы, целей и задач. 1.4 План – календарь работы над проектом. Этапы.Деятельность.Сроки Глава 2. Основная часть 1. Экологическая этика личности: постижение смысла
2. Семья, школа и учреждения дополнительного образования: воспитательный потенциал и его реализация.
3. Анализ научно-популярной и художественной литературы как метод экологического воспитания. 2.1 Этапы работы 2.2 Экология – наука о доме 2.3 Обзор художественной и научно – популярной литературы. Заключение Список литературы
Глава 1. Пояснительная записка
1.1 Сведения о проекте
Предмет: Экологическое воспитание
Тип проекта: информационный.
Класс: 7
Время работы над проектом: сентябрь 2017 – апрель 2018 года.
Вид проекта: комплексный, включающий информационную, познавательную и исследовательскую составляющие.
Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:
Цель проекта: Воспитание экологической культуры посредством художественной и научно – популярной литературы;
Способы обработки информации: анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы;
Результаты информационного поиска: творческие работы детей: биографии, стихи, статьи и фотографии, очерки;
Продукт: иллюстрированный журнал.
Проект направлен на осуществление межпредметных связей с литературой.
Аннотация: Информационный проект изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Проект направлен на развитие информационной, мыслительной и коммуникационной компетентностей учащихся.
Мотивация к работе над проектом: получение дополнительных знаний по объектам исследования, экологическое воспитание подростков.
Объекты исследования: русская и зарубежная литература, научно – популярная литература.
Предмет исследования: Взаимосвязь человека и природы.
Общеучебные и исследовательские умения, и навыки, формируемые в ходе работы над проектом:
- умения выбирать цель, формулировать гипотезу и задачи, планировать пути достижения, анализировать полученные результаты;
- умения собирать, анализировать информацию из различных источников;
- уметь проводить поиск информации через Интернет - ресурсы;
- уметь доказывать или опровергать гипотезу;
- оформлять результаты работы определенным способом.
1.2 Актуальность темы проекта
В 2010 году Президент Российской Федерации Д.А. Медведев поручил Правительству ввести обязательный учебный курс по предмету «Экология» в рамках школьного образования: « Я согласен, что бороться нужно с экологической безграмотностью и безразличием. Если экология не станет одним из курсов, которые преподаются в школе, то нормального экологического сознания у людей точно не будет».
Современная экология – это наука, познающая основы устойчивости жизни на всех уровнях её организации. Экология является научной основой грамотных взаимоотношений общества и природы, рационального использования природных богатств, и тем самым – поддержания на Земле человечества. Используя её законы, человечество может найти пути не только выживания, но и дальнейшего процветания на планете.
Сегодня проблемы экологии важны не только для отдельных территорий и стран – это проблема всего населения Земли. Изучение проблем экологии помогает людям научиться экологически мыслить, обрести экологическое самосознание, чувствовать себя ответственным за отношения Человека и Природы, оценивать причины неблагоприятной экологической обстановки и принимать меры для исправления экологических ошибок, а также тяжёлых экологических болезней.
В настоящее время необходимо говорить об экологическом воспитании, как социально необходимого нравственного качества личности.
1.3 Постановка проблемы, темы, гипотезы, целей и задач.
Тема: «Воспитание экологической этики в художественной и научно–популярной литературе»
Проблема: экологические проблемы в природопользовании, недостаточное экологическое воспитание подростков.
Гипотеза: Организованная работа в микрогруппе, направленная на анализ российского и мирового опыта рассмотрения экологии, отражённого в художественной и научно – популярной литературе, позволяет проводить эффективное экологическое воспитание среди учащихся 7 классов с выходом на проблематику профориентации.
Цель: посредством проектной исследовательской работы в микрогруппе, провести экологическое воспитание учащихся 7 классов на основе анализа художественной и научно-популярной литературы, с акцентом на осознании себя частью природы, личной ответственности, нравственности и морали.
Задачи:
1. Отобрать необходимые для исследования хдожественные произведения и иные печатные материалы посредством обсуждения заявленной тематики в рамках микрогруппы под контролем руководителя.
2. Изучить отобранную литературу;
3. Выявить, проанализировать и проработать в микрогруппе экологические аспекты в изученных материалах;
4. Показать нравственную позицию авторов и героев произведений к природе;
5. Дать оценку изученному материалу;
6. Дать своё отношение к вопросам экологии и видения себя в окружающем мире.
7. Оценить сферы применения полученных знаний в контексте профориентации.
- предметные задачи: развивать представление о взаимосвязи живых организмов с окружающей средой; ознакомиться с теоретическими материалами по данной проблеме;
- метапредметные задачи: анализировать жизненные ситуации как экологические; сформировать умения выявлять экологические связи;
- личностные задачи: сформировать готовность к природоохранной и созидательной деятельности, негативной оценки нарушений правил поведения против природы; воспитывать ценностное отношение к многообразию природы.
Методы работы.
1. Подбор литературы;
2. Изучение отобранной литературы;
3. Анализ материала;
4. Работа над созданием журнала.
1.4 План – календарь работы над проектом
Этапы.Деятельность.Сроки
Определение формы представления результатов проекта
Выбор темы и формы представления результатов: создание журнала.
Сентябрь 2017 года
Обсуждение плана работы
Формулирование гипотезы, постановка целей и задач проекта. Отбор необходимой литературы по теме проекта. Составление плана работы. Определение необходимых умений и навыков, которые надо приобрести для выполнения данного проекта.
Октябрь 2017 года
Информационно - исследовательский
Изучение художественной и научно – популярной литературы по данной теме;
Анализ экологических ситуаций в различных литературных источниках;
Знакомство с экологическими проблемами современного общества;
Подбор материалов для создания журнала;
Осмысление информации, подготовка и сбор материала (работ учащихся) для создания продукта (журнала),
Ноябрь 2017 года
Декабрь 2017 года
Январь 2018 года
Заключительный
Анализ и систематизация полученной информации, отбор материала, подготовленного учащимися, для журнала.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести к равновесию, балансу деятельность человека с экологическими законами жизни. Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат жизненные ценности, которые в свою очередь покоятся на фундаменте абсолютных, вечных или, как сейчас говорят, общечеловеческих ценностей. Сделать эти ценности достоянием личности – задача воспитания. Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, людям. Ухудшение экологической ситуации в стране, стремление взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду, не заботясь об ущербе наносимом природе и обществу, незнание и несоблюдение правовых норм, крайняя заниженность нравственных ценностей, - служит показателем крайне низкой общей и собственно экологической культуры взаимоотношений с окружающей средой, базирующейся на экологических ценностях – добре, эмпатии, самоограничении, созидании.
В русле традиций российской педагогической культуры под воспитанием вообще и экологическим в частности имеется в виду более широкая категория по сравнению с экологическим образованием. Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определённым объёмом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональную, а не на рациональную сторону взаимоотношений. Воспитание экологической этики должно рассматривается как единая система отношений: отношение человека к себе, к знанию, к другому человеку, к природе.
Человека, наделённого экологической культурой, отличает умение достигать гармонии со своим как внутренним, так и внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счёт специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Возрастные индивидуальные различия детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обусловливают разный уровень их экологической культуры, разную меру способности гармонизировать свои отношения с окружающим миром.
А ведь окружающий детей мир чрезвычайно разнообразен и многолик. Это не только природный и социальный мир, но и мир искусства, информатики и техники, мир вещей, слов, мимики и жестов и, наконец, внутренний мир самого ребёнка. И с каждым из этих миров ребёнку необходимо установить такие отношения, которые позволили бы ему жить в гармонии с ним. Иногда эти отношения стихийны, и тогда ребёнок получает уроки, которые преподносит ему жизнь, преодолевая собственные ошибки. Но чаще всего взрослые – родители, педагоги – пытаются передать детям свой жизненный опыт, тем самым, способствуя накоплению у детей позитивных взаимоотношений с другими людьми, природой. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребёнок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Однако зачастую опыт старшего поколения основывается на экологических ценностях, не отвечающих современным требованиям. Ведь многие поколения воспитаны в духе потребления, в духе «царей» природы. Далеко не всегда совпадают вкусы детей и родителей или педагогов в восприятии музыки, моды, изобразительного и театрального искусства. Вместе с тем многие наши дети уже лучше взрослых осведомлены в вопросах компьютерной, аудио и видеотехники. Отсюда во взаимоотношениях с подрастающим поколением по вопросам освоения окружающего мира авторитаризм, педагогическое руководство в его классическом понимании неуместен. Более правильным и рациональным становится подшефное сопровождение (ненавязчивый совет, аргументация доводов), которое позволяет усваивать новые формы взаимоотношений с природой и социумом, направленные на постепенное вытеснение потребительского отношения пониманием того, что окружающий Мир – объект постоянной заботы людей и что за его благополучие каждый несёт персональную ответственность.
2. Семья, школа и учреждения дополнительного образования: воспитательный потенциал и его реализация.
Такие социальные институты как семья, школа и система дополнительного образования в современных условиях выносят на себе основную нагрузку по экологическому воспитанию детей, приобщая их к новой культуре взаимоотношений со средой обитания, формируя потребности, развивая чувства отзывчивости и сопереживания в детях, привлекая их к практическому участию в решении экологических проблем. Этому служит преодоление в их сознании экокультурного перекоса о приоритете человека над природой и привитие нового видения мира, нового мироощущения, при котором и человек, и природа воспринимались бы в тесной связи и зависимости друг от друга. Таким образом, главный вектор воспитания экологической культуры направлен не на то, чтобы взять у природы все её богатства, а на формирование сознания, при котором человек одновременно ощущал бы себя и садовником, и рачительным хозяином. В какой мере родителям и педагогам удаётся продвинуть сознание детей в этом направлении, таков и воспитательный эффект.
В этом отношении наибольший воспитательный потенциал заключает в себе семья. Образ и стиль жизни, межличностные отношения и психологический климат, наличие совместной, значимой для всех её членов деятельности, режим, культура питания и отдыха, всё это вместе взятое, способно оказать решающее влияние на развитие личности ребёнка и в значительной степени сформировать его мировоззрение. Однако реализация этого потенциала сдерживается объективными обстоятельствами общественной жизни и частной ситуацией в семье. Так, например, существенным фактором, ограничивающим возможности использования потенциала института семьи в экологическом воспитании детей, является низкая экологическая культура самих родителей.
Вместе с тем, данные социологического обследования говорят о том, что именно семье, родителям принадлежит заслуга в том, что сказки, стихи, литература о природе по-прежнему сохраняют за собой ведущее место в реальном круге чтения детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Ребята этого возраста называют множество русских и зарубежных классических произведений этого жанра, но уже в раннем подростковом возрасте этот круг чтения резко сужается, а интерес к книге в целом стремительно падает.
Процесс совместного времяпровождения - прогулки в парк, лес, загородные поездки, туристические походы, участие в сельскохозяйственных работах – это время духовного сближение родителей с детьми, рождение общих интересов и увлечений, формирование убеждений. Конечно, здесь имеет значение и личный пример родителей – круг их интересов, культура проведения семейных праздников, поддержание семейных традиций.
К сожалению, в современных условиях семейное воспитание несёт значительные потери в связи с крайне неустойчивой социально-экономической ситуацией в стране, вынуждающей родителей переключить усилия на создание материального фона семьи, как условия её выживания.
И всё-таки, семья – важная жизненная цепочка, в которой экологические знания, приобретённые ребёнком сначала в детском саду, а потом и в школе, его первые представления о природе и окружающей среде объединяются с практикой повседневной жизни. Экологическое образование и воспитание детей состоит в обучении принципам жизни в новом тысячелетии, дети должны понять, что охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна. Человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека – может.
В отличие от семьи, экологическое образование и воспитание в школе возложено на профессиональных педагогов. В экологическом образовании детей, школа, особенно городская, выносит на себе основной груз не только из-за того, что подавляющее число учащихся получает в ней образование, но и потому, что в настоящее время город и городская среда – наиболее мощные импульсы, определяющие жизнь современных людей, характер их взаимоотношений с природой.
Практика экологического воспитания в школе показывает, что основной упор в нём делается на усвоении экологических знаний в процессе изучения биологии, географии, химии. В рамках конкретного урока, той экологической информации, которую получают дети, явно недостаточно, чтобы перестроить сознание детей. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», и учитель, раскрывая деткам мир природы, знакомя их с нуждами окружающей среды, может открыть и укрепить в детях такие высокие моральные качества, как доброта, любовь, милосердие, забота, чуткость. Важнейшая задача родителей, воспитателей, учителей – научить ребёнка любить жизнь, природу, людей, себя. Активно познавать мир, в который пришёл. Воспитание у ребенка уважения и любви к себе самому, к людям, к миру природы начинается в семье и в дошкольном учреждении. Именно начиная с дошкольного возраста следует привлекать детей к общей со взрослыми экологически целесообразной деятельности.
По мнению В.А. Сухомлинского: «Человек был и всегда остаётся ребёнком природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры».
Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского насквозь пронизано тревогой за сохранение земли как уникальной экосистемы – одна из его заповедей, обращённых к детям, говорит: «Чтобы сорвать один цветок, необходимо вырастить десять». Основой гуманного воспитания педагог считал осознание взаимообусловленности всего живого на планете. В.А. Сухомлинский подчёркивал: рассматривая цветок или отдельный лепесток, крыло бабочки или пушинку тополя, ребёнок не должен забывать глобальную истину: природа - это единое целое, которому присуща своя гармония взаимосвязей и зависимостей. Единое целое, которое является источником и сущностью нашей жизни и которое никогда, ни при каких условиях, нельзя отделить от человека. Уместно и убедительно звучит в его словах мысль М.М. Пришвина: «Каждый из нас – природа, что стала человеком». Воспитание культуры взаимодействия с природой должно начинаться с наиболее доступного для ребенка содержания: с родного дома, жилища. Именно с поведения в быту у ребенка начинают закладываться основы экологической культуры и безопасного поведения в таких значимых для жизни и здоровья сферах природопользования как питьевая вода, электрическая энергия, отходы домашнего хозяйства.
Необходимо содержание разных видов деятельности обогатить за счет экологического компонента. В основе экологического воспитания должен лежать деятельный подход, поскольку именно «деятельность строит психику ребенка». В этой связи отдается предпочтение игре, наблюдению и экспериментированию. Это возможно только при организации эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении.
Показатели культуры взаимодействия с природой можно определить следующим образом: экологические представления, интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, эмоциональное отношение к «непорядкам», оценочные суждения о явлениях окружающей среды, соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, действия и поведение, направленные на сохранение ценностей природного мира.
Для детей именно педагоги и родители являются образцом для наследования. А наследование - прямой путь к подсознанию, где и заложены врожденные задатки личности. Если ребёнок в своём ближайшем окружении будет видеть высоконравственные примеры, то, приобретя определённые знания и умения, путем наследования, познавательной деятельности и образования, сможет скорректировать своё поведение. Наставникам следует постоянно помнить, что влиять на других можно через себя. То есть всё, собственно, сводится к одному - как жить самому.
3. Анализ научно – популярной и художественной литературы как метод экологического воспитания.
Психологи Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин отмечают, что у детей может быть сформирован познавательный интерес к изучению окружающего мира. Он включает:
- эмоциональную сторону - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения,
- деловую готовность - возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных (вне учебных) ситуациях;
желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия);
- интеллектуальную готовность - определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.
Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания – отношения - поведения».
При этом более актуальными являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней.
На основе представлений о взаимосвязях в природе, специфике живого у детей могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе: действенная готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются, развиваться познавательный интерес.
Главным принципом отбора экологических знаний является принцип научности, который предусматривает усвоение основных экологических идей, понятий и знаний. Центральным понятием в экологии является разнообразие объектов природы и их взаимозависимость. Природа существует только благодаря экологическому единству, она творит и оберегает жизнь, включая её самую совершенную форму – человека. Следовательно, каждый член общества ещё от рождения должен осознать: ценностное отношение к природе является ценностным отношением к жизни. Эта главная идея должна формироваться в сознании человека от рождения и на протяжении всей жизни.
Однако, несмотря на достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся, существует проблема организации внеклассной работы с учащимися с использованием эффективных форм и методов исследовательской работы по изучению окружающего мира.
Один из методов исследования, который можно использовать в работе – это теоретический метод исследования: анализ научно-популярной и художественной литературы.
Такая работа в развитии познавательного интереса имеет огромное значение. Рассказы, поэзия, статьи в научно-популярных журналах о природе и животных, являются неотъемлемой частью экологического воспитания.
2.1 Этапы работы
1. На первом этапе была выбрана и утверждена тема проекта.
2. На втором этапе был разработан и согласован план работы над проектом.
3. На третьем этапе велась работа над теоретической и практической частью проекта. Были найдены и изучены связанные с заданной темой информационные источники. Детально прорабатывалась каждая часть исследуемого материала.
4. На четвертом этапе - систематизация полученных данных, составления журнала.
5. Итоговым этапом является защита проекта.
2.2 Экология – наука о доме
ЭКОЛОГИЯ - наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» предложен в 1866 году Э. Геккелем. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом. В середине 20 в., в связи с усилившимся воздействием человека на природу, экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов, а сам термин «экология» более широкий смысл.
Для современного общества решение экологических проблем выходит практически на первый план. Но экология, как наука, изучающая взаимоотношения организмов с окружающей средой и другими живыми организмами, формировались не на пустом месте. Вклад учёных различных эпох и отраслей науки в развития экологии является объектом изучения многих исследователей. Бережного отношения к природе, наблюдения за закономерностями природы, последствия нарушений этих закономерностей имеет глубокие исторические корни. В русской и мировой классике широко представлены экологические проблемы.
2.3 Обзор художественной и научно – популярной литературы.
К сожалению, в современной художественной литературе для детей среднего школьного возраста немного произведений, которые могли бы лечь в основу содержания такой работы. Но классической литературы очень много и она разнообразна.
После работы с книгой, журналом, статьёй, обязательным является обсуждение прочитанного материала. Это поможет ребёнку осознать то, что он только что узнал, дать нравственную и моральную оценку, правильно сформулировать свои мысли. Развитие творческих способностей детей будет происходить за счёт создания ими своих собственных работ: очерков, рисунков, стихов, фотографий.
Работа по воспитанию этического отношения к природе и эстетического её восприятия должна проходить постоянно.
Список художественной литературы:
1. Виталий Валентинович Бианки (аудиокнига)
2. Михаил Михайлович Пришвин (аудиокнига)
3. Владимир Клавдиевич Арсеньев (аудиокнига)
4. Николай Иванович Сладков (аудиокнига)
5. Константин Алексеевич Коровин «О животных и людях». Книга вышла в 2010 году. Константин Алексеевич Коровин – замечательный русский художник, добрый и внимательный человек, превосходный рассказчик. В книгу вошли некоторые его рассказы о людях и животных.
Современные писатели:
6. Василий Львович Токмаков («Приходи и будь другом»)
8. Николай Николаевич Красильников («Волшебная верёвочка»)
9. Николай Николаевич Дроздов
Зарубежная литература:
10. Джек Лондон (аудиокнига)
11. Эрнест Сетон–Томпсон (аудиокнига)
12. Джеральд Малкольм Даррелл
13. Бернгард Гржимек
14. Джеймс Хэрриот
Поэзия:
15. Владимир Алексеевич Солоухин
16. Сергей Александрович Есенин
17. Александр Яковлевич Яшин
18. Фёдор Иванович Тютчев
19. Александр Сергеевич Пушкин
Научно – популярная литература:
Журналы:
«Экология и жизнь», «Юный натуралист», «Любимец» и «Друг», «Лазурь», «Свирель» и «GEOлёнок».
А ещё я посоветовала бы журнал «Божий Мир». Учредителем этого журнала является Российский детский фонд. В каждом номере журнала публикуются замечательные рассказы о природе и животных. Маленькие заметки об удивительных вещах нашей повседневной жизни: о ласточках в метро, о музее, в котором собраны детские рисунки со всего мира, сказки. Журнал замечателен тем, что учит любви, ответственности, умению заботиться о ближних, бережному отношению к окружающему миру.
Этот список литературы, который, безусловно, может быть расширен, я бы рекомендовала для работы с детьми в школе. И, конечно, педагоги должны постоянно проводить работу с родителями. Нужно донести до сознания родителей, что им нельзя терять эмоциональную связь с детьми. Совместное чтение книг и обсуждение прочитанного, прогулки и беседы об увиденном, воспитание и забота о домашних питомцах и растениях – всё это будет сближать и укреплять связь между родителями и ребёнком.
Заключение:
Этой проектно - исследовательской работой я пыталась обратить внимание:
1. На актуальность темы. На то, что наиболее существенным моментом в воспитании экологической этики у детей является перевод их сознания на другой уровень – из природопотребительской в природосберегающую на примерах художественной и научно – популярной литературы.
2. На проблему, которую необходимо решать всем вместе – и педагогам и родителям. Это преодоление в сознании детей экокультурного перекоса о приоритете человека над природой и привитие нового видения мира, нового мироощущения, при котором и человек, и природа воспринимались бы в тесной связи и зависимости друг от друга.
В природе всё связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: землёй, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем, кто любит её, терпеливо наблюдает и бережно, с уважением относится к ней. Самых маленьких детей уже нужно учить вести себя так, чтобы они не могли навредить природе. А если наши дети смогут научиться останавливать тех, кто наносит вред окружающей среде, то это будет очень большим и правильным делом.
А.Н. Захлебный считает, что целью экологического воспитания являются формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности, формирование экологической культуры.
И.Т. Суравегина определяет цель экологического воспитания как «формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления». Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности.
Экология развивается на природоведческих условиях, вбирает новейшие достижения точных наук – математики, физики, химии, обогащая их, в свою очередь, представлениями о единстве, взаимосвязи живого и неживого. Таким образом, экологическое воспитания является составной частью всего школьного образования и включает в себя решение задач по формированию экологического мышления и экологической культуры учащихся. Эти задачи требуют поиска эффективных форм и методов реализации содержания экологического воспитания учащихся. И закончить свою работу хотелось бы словами Михаила Михайловича Пришвина: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух. Зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!»
Список литературы:
Библиографический список
Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 1986. – 284 с.
Захлебный, А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении [Текст] / А.Н. Захлебный – М.: 2009, С.20-28.