kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виртуальная экскурсия «Архитектура модерна в Ростове-на-Дону»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка и обслуживание экскурсий- одна из форм исследовательской деятельности учащихся а объединении «Геоэкология» МБУ ДО ДЭБЦ г. Ростова-на-Дону.

Целью этой деятельности является создание условий для усвоения школьниками историко-культурного наследия своей малой родины- Ростова-на-Дону, воспитание интереса и уважения к прошлому населявших его народов и желания сохранить и приумножить материальные и духовные ценности, созданные нашими предками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виртуальная экскурсия «Архитектура модерна в Ростове-на-Дону»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детский эколого-биологический центр»

города Ростова-на-Дону.









Виртуальная экскурсия

«Архитектура модерна в Ростове-на-Дону»





Авторы: Учащийся творческого

объединения «Геоэкология»

Шутиков Станислав Николаевич.


Руководитель:

Педагог Акимова Е.Л.























г. Ростов-на-Дону

2019 г.



Содержание.

Введение………………………………………………………………………2стр.

  1. Что такое «модерн» ?..........................................................................2-3стр.

  2. Торговый дом С. Яблокова…………………………………………3-4стр.

  3. Здание универмага «Проводник»…………………………………….4стр.

  4. Доходный дом П. В. Хохладжева………………………………......4-5стр.

  5. Гостиница «Петроград»……………………………………………..5-6стр.

  6. Здание правления Волжско-Камского банка………………………...6стр.

  7. Дом с валькириями…………………………………………………..6-7стр.

  8. Гимназия А. Филипьевой……………………………………………7-8стр.

  9. Гимназия К. П. Степанова…………………………………………….8стр.

  10. Здание управления Ростовского-на-Дону

градоначальства……………………………………………………...8-9стр.

  1. Доходный дом Бострыкиных………………………………………9-10стр.

  2. Доходный дом Сариевых……………………………………………..10стр.

  3. Здание управления Владикавказской железной

дороги………………………………………………………………….10стр.

Заключение……………………………………………………………….10-11стр.

Список использованной литературы……………………………………….11стр.

































Введение.

Разработка и обслуживание экскурсий- одна из форм исследовательской деятельности учащихся а объединении «Геоэкология» МБУ ДО ДЭБЦ г. Ростова-на-Дону.

Целью этой деятельности является создание условий для усвоения школьниками историко-культурного наследия своей малой родины- Ростова-на-Дону, воспитание интереса и уважения к прошлому населявших его народов и желания сохранить и приумножить материальные и духовные ценности, созданные нашими предками.

Одна из таких экскурсий посвящена архитектуре модерна. Она рассчитана на учащихся от 14 лет, протяжённость её составляет 3,6 км, время в пути- 2 часа. Место проведения- исторический центр г. Ростова-на-Дону.

Разработка экскурсии проводилась нами весной и летом 2019 г., а затем мы решили создать её виртуальную версию.

Преимуществом виртуальной экскурсии является возможность её проведения при любой погоде в любое время года. Кроме того, в этом случае больше внимания может быть уделено рассказу о предмете экскурсии за счёт исключения затрат времени на переходы между объектами показа.

Виртуальная экскурсия не может полностью. Заменить экскурсию на местности, в реальном городе. Непосредственное впечатление от памятников архитектуры, несомненно, ярче, чем от фото- и кинодокументов. Однако, в качестве первого знакомства с предметом виртуальная экскурсия может быть полезной.

  1. Что такое «модерн»?

Модерн- художественное направление в мировом искусстве, зародившееся в рамка антиэклектического движения на рубеже ХІХ-ХХ веков.

В различных странах это направление известно под различными названиями: арнуво- во Франции, сецессион- в Австрии, югендстиль- в Германии, модерн- в Англии и России, стиль Тиффани- в Америке.

Новый стиль воплощал в себе эстетическое обобщение опыта человечества, синтез исторических традиций, а также идею прогресса и целесообразности, свободы и индивидуальности в творчестве. Это выразилось в формировании неоромантического, иррационального и рационального направлений модерна.

В 1890-1905 гг. в архитектуре России распространились неоромантическое и иррациональное направления модерна, которые объединились понятием «ранний модерн». Для него характерны многообъёмность, принцип формообразования «изнутри- наружу», асимметрия фасадов и, в целом, принижение категории фасада. Характерны также большие оконные проёмы, часто криволинейных форм со сложными металлическими переплетениями. В декоре зданий преобладали пластичные «текучие» формы композиций, стилизованный растительный и зооморфный орнамент, сочетание различных отделочных материалов: фактурной штукатурки, глазурованной керамической плитки, полированного и необработанного природного камня, витражей и зеркал, а также использование неярких цветовых решений в отделке.

В 1900-1910-е годы распространилось рациональное направление модерна, принципы проектирование в котором связаны с фасадом здания. В сочетании с приёмами декорирования, характерными для иррационализма, и неоромантическим методом стилизации, такие постройки преобладают в Ростове-на-Дону и представляют чистые образцы стиля модерн.

Среди ростовских архитекторов, в творчестве которых модерн занимает значительное место, стоит отметить Е. М. Гулина, П. Я. Любимова, В. В. Попова, С. В. Попилина. А. Х. Закиева. Ряд крупных ростовских построек модерна были возведены по проектам приглашённых архитекторов: А. Н. Бекетова, А. Ф. Нидермайера и др.

Познакомимся с важнейшими ростовскими строениями, выполненными с тиле модерн. Все они сосредоточены в историческом центре города.

2. Торговый дом С. Яблокова (ул. Большая Садовая, 64).

Появление модерна в Ростове-на-Дону связано с постройкой торгового дома С. Яблокова архитектора Е. М. Гулиным в 1898 г.

Здание создано с использованием новых подходов к проектированию и декорированию, характерных для раннего модерна.

Фасад здания выходит на главную улицу города- Большую Садовую. Его своеобразие и выразительность формируются ритмом крупных оконных и дверных проёмов.

Основным декоративным мотивом фасада является обрамление окон второго этажа здания. Профилированные архивольты имеют сложный замок, представленный скульптурной композицией, состоящей из головы Гермеса с крылатой шляпой в обрамлении гирлянды на волютах. По оси средних простенков под антаблементом расположены изображения крылатого жезла Гермеса- кадуцея. Плоскости люнетов над окнами заполнены горельефами с сюжетами, посвящёнными Гермесу- древнегреческому богу торговцев и путешественников.

Центральный объём здания на втором этаже решён в виде лоджии, обрамлённый архивольтой сложной конфигурации, опирающейся на декоративные кронштейны. Двустворчатое полотно лоджии вписано в проём сложной конфигурации, в решении которого преобладают криволинейность, лёгкость и подвижность, так характерные для раннего модерна.

С 1904 г. второй этаж здания был использован в качестве кинотеатра. Первый этаж занимали магазины.

До наших дней фасад этого дома, являющийся настоящим украшением улицы Большой Садовой, сохранился без существенных изменений.

3. Здание универмага «Проводник» (ул. Большая Садовая, 46).

На углу Большой Садовой и проспекта Таганрогского (ныне Будёновского), в нескольких сотнях метров от торгового дома С. Яблокова, архитектором Е. М. Гулиным в 1910 г. для купца Пустовойтова было построено здание универмага «Проводник».

В архитектуре этого здания главную роль играют принципы одного из течений рационального модерна- «стиль универмага», возникший в 1897 г. в Германии. Е. М. Гулин применил новую каркасно-стеновую систему, которая находит своё отражение в пластике фасадов, объединённых в единую ритмическую композицию с преобладанием вертикальных членений.

Особенностью архитектурно-художественного облика этого здания является сочетание тенденций рационального модерна с элементами стилизованного модерном классического декора, что очень характерно для неоромантического направления (полуциркулярные узкие ниши верхнего яруса лопаток, декоративные пьедесталы под ними, рустовка первого этажа и др.).

В советское время здание было предусмотрено под научную библиотеку Северо- Кавказского университета. В годы отечественной войны оно сильно пострадало, а в послевоенное время было восстановлено с заметной внутренней перестройкой (арх. П. С. Калашников и Г. А. Петров).

В 1965 году здание было дополнено новым крылом по проспекту Будёновскому (арх. Е. П. Лихобабин) и ныне является центральным универмагом города.

4. Доходный дом П. В. Хохладжева (проспект Будёновский, 22).

К югу от здания универмага «Проводник» по проспекту Будёновскому в 1905 г. архитектор С. В. Попилин спроектировал и возвёл для промышленника П. В. Хохладжева доходный дом, в котором в начале ХХ века располагалась гостиница «Астория».

Используя средства как раннего, так и рационального направления модерна, С. В. Попилин создал образ солидного доходного дома, достигнув при этом редкой для ростовского модерна чистоты стиля.

К сожалению, о первоначальном облике этого здания мы можем судить лишь по старинной фотографии, так как во время Великой Отечественной войны в 1941-1943 гг. два верхних этажа строения были разрушены.

Фасады первых двух этажей соответствуют рационалистической структуре здания: широкие окна-витрины их отмечают торговые помещения и ресторан, в то время как узкие оконные проёмы верхних этажей принадлежат номерам гостиницы и конторским помещениям. Простенки между оконными проёмами отмечены лопатками и облицованы зелёной керамической плиткой. Участки стен заполнения оштукатурен и окрашены светло-бежевой краской.

В декорировании здания С. В. Пропилин применил приёмы, характерные для раннего модерна: зооморфный и упрощённый геометрический орнамент подоконных вставок, стилизованный орнамент декоративных кронштейнов, усложнённый рисунок оконных переплётов и дверных полотен, маски. Над венчающим карнизом архитектор поместил гигантские ракушки и изображения химер, которые были утрачены вместе с двумя верхними этажами дома.

В настоящее время в здании находятся различные магазины и предприятия бытового обслуживания.

5. Гостиница «Петроград» (улица Темерницкая, 70/34).

Отправляясь на восток от доходного дома П. В. Хохладжева, на углу переулка Газетный и улицы Темерницкой мы встретим ещё одно здание, долгие годы служившим гостиницей, носившей названия «Петроград». «Деловой двор», «Дон». Оно спроектировано и построено архитектором А. Х. Закиевым в стилевом направлении рационального модерна.

Архитектор. Используя расположения будущего строения в торце квартала, создал симметричную композицию фасадов здания. В их оформлении значительная роль отводилась балконная разнообразной конфигурации: полукруглым, прямоугольным, квадратным в плане, а также лепному и штукатурному декору, характерным для раннего модерна.

Угловые раскреповки фасадов, выделенные эркерами, завершались прямоугольными аттиками, оформленными нишами с розетками и растительным орнаментом. Углы и края их замыкали тумбы с шарами и вазами. Центральные раскреповки акцентировались аттиками сложной конфигурации с арочными окнами. Сложные аттики чередовались с участками прямых выносных карнизов.

Полуциркулярный проём главного входа здания украшен горельефами химер и женской маской. Аттик над ним завершается картушем с женской маской и цветочным орнаментом.

Здание сохранено практически в неизменённом виде. В настоящее время в нём располагается Арбитражный суд.

6. Здание правления Волжско-Камского банка (улица Большая Садовая, 55).

По переулку Газетному вернёмся на Большую Садовую. Здесь, на углу Большой Садовой и Газетного, в 1902-1904 гг. возведено здание правления Волжско-Камского банка. Проект здания создал Харьковский архитектор академик А. Н. Бекетов.

Сложная объёмно-планировочная структура этого сооружения включает как зальные, так и ячейковые помещения различного функционального назначения, что находит своё отражение в пластике его фасадов.

Главный фасад, выходящий на Большую Садовую, имеет крупные вертикальные членения в виде пяти огромных окон первого и второго этажей и разделяющих их четырёх пилонов. Во втором ярусе пионы украшены масками атлантов, несущих горизонтальную фирменную «доску» учреждения. Этими оконными проёмами выделен операционный зал банка.

Верхний этаж оформлен небольшими спаренными окнами, обеспечивающими плавный переход от громадных элементов нижних этажей к традиционным по размеру сухариками карниза.

Протяжённый угловой балкон и парапетная решётка здания выполнены из листовой стали.

Прочное завершение главного входа, рустованной первый этаж, карниз- всё это элементы классицистического направления, близкого творческому почерку А. Н. Бекетова. Однако, формы декора, лепные криволинейные очертания элементов фасада, конфигурация оконных переплётов и балконного ограждения, аттиковые завершения строения свидетельствуют о близости архитектуры здания к венской школе раннего модерна.

Сразу после введения здания в эксплуатацию его первый этаж был сдан под торговые помещения. После 1917 г. банк был национализирован, а с 1939 г. а нём разместился ростовский Дом пионеров, ныне Дворец творчества детей и молодёжи.

7. Дом с валькириями (переулок Газетный, 79).

К северу от Дворца творчества по переулку Газетному (Газетный, 79) расположен небольшой трёхэтажный особняк, являющийся ярким представителем модерна в Ростове-на-Дону. К сожалению, нам не известен ни архитектор, его создавший, ни год его возведения, ни его первый владелец.

Фасад этого кирпичного здания ассиметричен и расчленён оштукатуренными пилястрами, простенки между которыми покрыты зелёной глазурованной плиткой- так называемым «кабанчиком», секрет изготовления которого был утерян.

Пилястры, обрамляющие северные и южные слабо выраженные ризалиты, под карнизом здания украшены масками валькирий с тремя косами. Пилястры, расположенные между ризалитами, декорированы лавровыми венками.

Наличие в декоре здания валькирий и лавровых венков- символов побед и сражений- указывает, по мнению искусствоведов, на то, что первоначальный владелец особняка был военным.

Здание, решённое неизвестным архитектором в традициях рационального модерна и декорированное в неоромантическом стиле раннего модерна, оставляет впечатление элегантной простоты и является несомненно украшением нашего города.

В настоящее время особняк находится на реставрации.

8. Гимназия А. Филипьевой (переулок Газетный, 82/108).

В 70м к северу от «Дома с валькириями» на углу переулка Газетного и улицы Горького расположено здание, построенное по проекту гражданского инженера В. В. Попилина в 1910-е годы. В этом здании размещалась гимназия А. Филипьевой, а в настоящее время средняя школа № 49.

При возведении это трёхэтажного кирпичного строения В. В. Попилин использовал композиционные и декоративные приёмы, присущие рациональному и неоромантическому (в данном случае- неоклассическому) направлениям модерна.

Фасады здания оформлены одинарными (северные фасады) и парными (западные фасады) пилястрами ионического ордера и межэтажными тягами.

В объёмно-пространственной композиции преобладают раскреповки.

Обращает на себя внимание полуциркулярный угловой объём, на котором на уровне третьего этажа расположен лаконичный лепной декор в виде венков, а ниже- вензеля императрицы Марии Фёдоровны.

Местами стены фасада покрыты коричневой глазурью, плохо сохранившейся до нашего времени.

Здание создаёт впечатление строгости, простоты и, одновременно, стиля и элегантности, однако, находится в плачевном состоянии и требует реставрационного ремонта.



9. Гимназия К. П. Степанова (ул. Горького, 115).

Неподалёку от гимназии А. Филипьевой на углу улицы Горького и переулка Соборного в 1910-1912 гг. было построено здание ещё одной гимназии- гимназии К. П. Степанова.

Городской архитектор П. Я. Любимов создал образец нового учебного заведения на основе принципов рационального направления модерна, декоративных форм иррационализма и стилизации мотивов архитектуры предшествующих эпох, характерной для неоромантизма.

Архитектор применил принцип проектирования зданий «изнури-наружу», который является важным стилеобразующим признаком раннего модерна.

В создании художественного образа здания важную роль играл принцип стилизации (неоромантический моден): автор сохранил в целом узнаваемость стилизуемой исторической формы, видоизменяя её пропорции и очертания с помощью средств раннего модерна. Так, интересно решение лестничной клетки, которая выделена из общего объёма здания в виде башни, завершённой самостоятельным карнизом и пирамидальным шатром. Напоминанием о готическом окне является окно третьего этажа лестничного ризалита, имеющего усложнённую конфигурацию, характерную для иррационального направления модерна. Объединённые дугообразные наличники окон второго этажа ассоциируют с очертаниями портала средневекового замка.

Такое органическое слияние признаков трёх направлений модерна- характерно для Ростова.

Здание всегда использовалось как учебное заведение. В 1912-1916 гг. здесь учился будущий создатель крупнейших радиовещательных станций Советского Союза академик А. Л. Минц, а в 20-е годы- народный художник СССР Е. В. Вучетич.

В настоящее время в здании расположена средняя школа №36.

10. Здание управления Ростовского-На-Дону градоначальства (ул. Пушкинская, 89).

Одно из самых интересных зданий в город в стиле модерн выстроено на углу улицы Пушкинской и переулка Семашко в 1912 г. архитектором В. В. Поповым для Управления градоначальства. Оно решено в формах неоромантизма, стилизуя архитектуру Северного Возрождения. Приверженность архитектора рационалистическому направлению модерна проявилось в использовании строительных материалов: керамической плитки, глазурованного кирпича, грубообработанного гранита для облицовки цоколя здания.

Монументальное трёхэтажное здание градоначальства В. В. Попов украсил угловым пятигранным эркером, завершённым над карнизом двухъярусной башней со шлемовидной главкой. На парапете у башни до 60-х годов ХХ века высились фигуры воинов-рыцарей, из-за чего ростовчане называли это здание «дом с рыцарем» .

Протяжённый балкон опоясывает основание эркера. Выразительность зданию придают рустованные лопатки на углу эркера, декорированные колонки, несущие орнаментированный фриз верхнего этажа, вытянутые проёмы окон и парадного входа с сохранившейся дверью с витражами.

По южному и восточному фасадам, здания расположены трёхгранные эркеры, первоначально имеющие пологие шлемовидные покрытия, утраченные, как и фигуры рыцарей, в 60-е годы. Было утрачено также декоративное основание балкона со стилизованными женскими масками и «текучим» орнаментом из цветов и листьев.

После национализации здания в 20-е годы ХХ века его насели городские чиновники. В северном крыле находилось общежитие совпартшколы. Здесь бывали писатели В. Киршон, А. Фадеев, В. Панова, М. Шолохов.

В настоящее время здание является многоквартирным жилым домом.

11. Доходный дом Бострыкиных (улица Пушкинская, 106).

Если отправитесь по улице Пушкинской на восток от здания градоначальства, то вблизи её пересечения с проспектом Ворошиловским мы встретим одно из самых самобытных и интересных зданий в стиле модерн в Ростове – доходный дом Бострыкиных.

Дом построен в 1913 г. по проекту гражданского инженера С. В. Попилина, в творчестве которого гармонично сочетались элементы рационального модерна и декора, характерного для иррационализма и, отчасти, неоклассицизма.

Привлекают внимание вогнутый аттик, тумбы парапета с волютообразными завершениями, сложные переплёты в больших оконных проёмах, ажурные металлические ограничения балконов.

Выразительный силуэт здания, активная пластика фасада, оригинальная трактовка архитектурного декора делают его необъемлемой частью застройки Пушкинской улицы.

После национализации в 20-х годах ХХ века это здание стало муниципальным многоквартирным жилым строением. С 1997 года в нём помещается Сбербанк России, на средства которого произведён реставрационный ремонт.

12. Доходный дом Сариевых (улица Большая Садовая, 94).

Здание построено по проекту столичного архитектора А. Ф. Надермайера в стиле рационального модерна в 1902 г.

Функциональное назначение строения отражено в формах фасада: торговым и конторским помещениям соответствуют широкие окна-витрины. Жилой функции помещений пятого этажа соответствуют узкие оконные проёмы с полуциркулярным завершением.

Элементы рационального модерна и декор фасада в неоклассическом стиле создают образ доходного дома, достойного украсить собой центральную улицу города.

Своеобразие облику здания придают сочетания строительных и отделочных материалов, присущих раннему модерну: стекло, штукатурка, полированный и грубообработанный гранит.

13. Здание управление Владикавказской железной дороги (Театральная площадь).

Последнее здание, с которым нам хочется вас познакомить- это здание управления Владикавазской железной дороги- единственное здание железнодорожного управления, возведённое на юге России в начале ХХ века. Оно построено в 1911-1913 гг. по проекту архитекторов А. П. Буткова и Н. Вальтера и служит ярким примером административной постройки в стиле рационального модерна.

Здание имеет периметральную форму плана с внутренними двориками, отличаясь крупным масштабом, выразительным объёмно-пространственным решением и сдержанным декоративным убранством. Монументальность ему придают строгость форм, большие окна, использование в отделке фасадов охристого и красного цветов, сочетание фактурных поверхностей с естественной фактурой кирпичной кладки.

Здание является неотъемлемой частью архитектурного ансамбля исторического центра города.

Заключение.

Наша виртуальная экскурсия познакомила вас с наиболее интересными строения, созданными в нашем городе в стиле модерн. Даже такое краткое знакомство с ними позволяет сделать нам следующие выводы:

  1. В архитектуре ростовских зданий, созданных в стиле модерн, преобладают рационалистические тенденции в форматировании объёмно-планировочной системы строений и применений строительных материалов и конструкций.

  2. В декоре фасадов наблюдается увлечённость ростовских архитекторов элементами иррационализма и неоромантизма, характерными для раннего модерна.

  3. Для архитектуры стиля модерн в Ростове-на-Дону важнейшим оказался синтез признаков разных направлений модерна в рамках одного здания.





Список использованной литературы.

  1. Волошинова Л. Ф. Пушкинская улица. Донской издательский дом. Ростов-на-Дону, 2000.

  2. Есаулов Г. В., Черницына В.А. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону. Малыш. Ростов-на-Дону, 2002.

  3. Кукушкин В. С. История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья. ГинГо. Ростов-на-Дону, 1995.
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Виртуальная экскурсия «Архитектура модерна в Ростове-на-Дону»

Автор: Акимова Елена Леонидовна

Дата: 07.10.2019

Номер свидетельства: 521888


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства