kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы и водных ресурсов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с мониторингом качества и  степени загрязнения атмосферы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы и водных ресурсов.»

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА И СТЕПЕНИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ И ВОДНЫХ РЕСУРСОВ



учреждение Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное

«Венцы - Заря сельскохозяйственный техникум», п. Венцы, Гулькевичский

Район.

Введение

На современном этапе природа России находится в очень плачевном состоянии. В связи с этим тема «Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы и водных ресурсов» очень актуальна не только в общероссийском плане, сколько на локальном уровне, потому что от того , чем мы дышим, что пьем, на какой земле выращиваем урожай, зависит не только наше здоровье, но и сама жизнь.



В настоящее время все человечество обеспокоено состоянием окружающей природной среды. Стремительно истощаются природные ресурсы, промышленными и сельскохозяйственными ядовитыми отходами загрязняется среда обитания человека – воздух, вода, почва. Безвозвратно исчезают виды растений и животных, гибнут моря и мелкие реки. Здоровье людей и даже сама жизнь находится в опасности.



В связи с этим моя тема «Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы и водных ресурсов» очень актуальна не только в глобальном плане, сколько в локальном, поскольку от того, чем мы дышим, что пьем, на какой земле выращиваем урожай, зависит не только наше здоровье, но и сама жизнь.



Важным элементом рационального использования атмосферы и охраны водных ресурсов, истощения и загрязнения является система слежения за состоянием и динамикой основных характеристик качества и ресурсов Поверхностных и подземных вод - мониторинг.

«Выявление мониторинговых зон и проведение экологического мониторинга биоиндикационным способом на учебно-экологической тропе «Венцы -Заря сельскохозяйственного техникума».



Учебно-экологическая тропа, созданная экологическим центром несколько лет назад в

«Венцы - Заря сельскохозяйственном техникуме» с целью проведения регулярных экскурсий для ознакомления с природой, ее растительным и животным миром, в настоящее время стала центром исследовательских работ для многих областях, в том числе и экологической. студентов, неравнодушных, жаждущих новых знаний в различных областях, в том числе и экологической.



Занимаясь экологическими проблемами, мы решили оценить степень влияния антропогенного фактора на природные объекты учебно-экологической тропы с помощью биологического мониторинга. Мониторинг природных объектов с помощью живых организмов проводился студентами в наиболее подверженных, на наш взгляд, антропогенному влиянию территорий, а также территорий несущих на себе максимальную рекреационную нагрузку. Таких этапов выбрали четыре, среди них:

1. Водная экосистема прудов. Загрязнение пресных вод в настоящее

время стало столь значительным, что вызывает тревогу во многих регионах страны. Не исключение и пруды нашего поселка, которые находятся рядом с

молочно-племенной фермой, регулярно производящей выбросы сточных вод в экосистемы прудов.

2. Территория близ молочно-племенной фермы поселка.

Привнесение. таких органических веществ — отходов животноводства, как аммиак, меркаптан, сероводород, могут вызвать загрязнение воздушного бассейна, и, как следствие – нарушить экологическое равновесие расположенных рядом экосистем.

3. Рекреационная зона сосново-еловой рощи. За последние годы отходы людей на лоне природы получил небывалое развитие, особенно в форме туризма. Многие жители поселка выезжают отдыхать в рощу. «Следствием» такого отдыха являются груды бытового мусора, а также масляные пятна на почве в месте

парковки машин.

4. Парк поселка. Постоянный контроль за состояние парка,регулярные рейды по его очистке от бытового мусора, а также слежение отряда «Зеленый патруль» за экологическим равновесием экосистемы парка, возможно, и делают его Экологически чистым по отношению к другим выбранным зонам, но для того, чтобы в этом убедиться, мы решили и здесь провести биологический мониторинг.

Для каждой выделенной зоны с целью изучения их экологического состояния

были выбраны и различные биоиндикаторы.

Так, при исследовании водоема прудов, в качестве показателей чистоты или загрязненности воды нами использовались моллюски, а точнее — один вид - беззубка обыкновенная. Биоиндикатором он является потому, что при питании, пропуская через свое тело в поисках пищи большое количество воды, поглощает вместе с ней и растворенные химические вещества, которые впоследствии накапливаются в теле моллюска и угнетают его жизнедеятельность. Изучая внешний вид моллюска, размеры его раковины, наличие болезней на раковинах, а также подсчитывая количество найденных мертвых особей, мы смогли определить степень загрязнения прудов.

В качестве объектов исследования - биологических Индикаторов – на предмет чистоты воздуха в рекреационной зоне сосново-еловой рощи, окрестностях молочно-племенной фермы, а также территории парка были взяты лишайники - своеобразная симбиотическая группа двух организмов - гриба и водоросли. Приспособленность лишайников выживать в неблагоприятных условиях уникальна — они легко расстаются с влагой, находящейся в их организме. В таком мумифицированном виде лишайники стойко переживают экстремальные условия, а с наступлением благоприятных, вновь поглощают влагу в любом ее проявлении – это и атмосферные осадки, и водяной атмосферный пар, и туман. И нередко вместе с влагой лишайники всем своим телом впитывают и ядовитые для них вещества. Избыточное количество этих веществ забивает поры, устьица их, замедляют процессы фотосинтеза и другие, жизненно важные функции. Решив узнать, насколько загрязнен наш воздух, мы провели исследования качественного состояния воздушного бассейна.

Как было сказано выше, сосново-еловая роща является местом активного отдыха многих жителей поселка. В этом районе мы решили провести более тщательные исследования, и в качестве второго показателя, который мог бы без труда указать на присутствие вредных веществ, были выбраны сами хвойные деревья, а вернее, их видоизмененные листья - Хвоя.



Выводы:

На учебно-Экологической тропе были проведены исследования мониторинговых зон, где:

Источниками антропогенного воздействия на природные объекты на учебно-экологической тропе явились:



- молочно-племенная ферма совхоза, неграмотно построенная,

Она загрязняет воздушную среду и прилегающий к ней Водоем отходами животноводства - органическими веществами, как твердыми, так и газообразными;

- дорога близ рекреационной зоны сосново-еловой рощи,

Выхлопные газы автомобилей привносят в атмосферу тяжёлые металлы, сернистый газ, сажу, которые, попадая на растения, забивают устьица, нарушают важные физиологические процессы организмов;

- бытовой мусор, накапливаясь в определенных местах

рекреационной зоны и неспособный быстро разлагаться, становится причиной нарушения структуры почв, и, как следствие — снижающим фактором её плодородных свойств.

Заключение

«Любовь к родине, чем и пишется национальная история, немыслима без бережного обхождения с дарами природы, представленными в распоряжение не одного, а тысячи счастливых и разумных поколений». Главные «дары природы»: вода, воздух, почва не только России, но все планеты в удручающем состоянии. Проведение экологического мониторинга на территории, где живешь, выявление причин загрязнения воды воздуха и почвы, а затем Последующая борьба за ликвидацию загрязнителей все это практические действия за сохранение Природы России и маленькой родины, где каждый из нас живет.



Литература

1.Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды. Изд-во 2Колос», 1996.

2.Васильев П.Г. и др. Охрана природы сосновами экологии. М. изд-во «Экология», 1993.

3.Жизнь животных. Беспозвоночные (под. Ред. Зенкевича Л.А.) Т2, Москва, .изд-во «Просвещение», 1968.

4.Инсарова И.Д. Влияние тяжелых металлов на лишайники. Проблемы

Экологического мониторинга и моделирование экосистем. Л., 1983.

5.Солдатенкова Ю.П. Малый практикум по ботанике. Лишайники и экологический мониторинг. Л., изд-во «Гидрометеоиздат», 1991.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья на тему: Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы и водных ресурсов.

Автор: Светличная Людмила Сергеевна

Дата: 20.12.2018

Номер свидетельства: 491883


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства