kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современный экологический урок с применением ресурсов библиотеки Московской электронной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Энергосбережение и ресурсосберегающие технологии.

Ключевые слова: энергосбережение, энергоэффективность, сберегающие лампы, электросчетчик, электроэнергия, экономия электроэнергии.

1. Цели:

1) Пропаганда значимости знаний о ресурсосберегающих технологиях.

2) Пропаганда культуры бережного отношения к природным ресурсам среди подрастающего поколения.

3) Создание условий для формирования правильного отношения к энергосбережению в быту.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современный экологический урок с применением ресурсов библиотеки Московской электронной школы»


Конкурс: Экологическое образование и воспитание – 2019

Номинация: Современный экологический урок

Учреждение: ГБОУ РОЦ №76

Автор: учитель Новикова Татьяна Сергеевна

Тема урока: Энергосбережение и ресурсосберегающие технологии.

Ключевые слова: энергосбережение, энергоэффективность, сберегающие лампы, электросчетчик, электроэнергия, экономия электроэнергии.

  1. Цели:

  1. Пропаганда значимости знаний о ресурсосберегающих технологиях.

  2. Пропаганда культуры бережного отношения к природным ресурсам среди подрастающего поколения.

  3. Создание условий для формирования правильного отношения к энергосбережению в быту.

Участники: обучающиеся 7-9 классов, классные руководители.

  1. Задачи:

  1. Сформировать культуру энергосбережения у обучающихся для создания устойчивой положительной мотивации сбережения ресурсов и энергии;

  2. Научить практическому применению полученных знаний;

  3. Развить интерес к продолжению изучения темы;

  4. Активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Метапредметные результаты согласно ФГОС:

а) познавательные УУД:

- развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся;

- извлекать знания из различных источников (текста, рисунков, схем, условных обозначений);

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

б) коммуникативные УУД:

- учить детей контролировать свою речь (строить связной ответ) при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

- взаимодействовать друг с другом (слушать сравнивать и оценивать ответы других);

в) регулятивные УУД:

- составлять план решения учебной задачи;

- планировать последовательность шагов своих действий и всего класса для достижения общей цели; 

г) личностные:

- формирование умения рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия, управлять ими;

- привить обучающимся умение общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы,  уважать  мнение других.

  1. Тип мероприятия: урок или классный час.

  2. Формы работы обучающихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

  3. Участники: обучающиеся 7-9 классов, классные руководители.

  4. Необходимое техническое оборудование: несколько компьютеров, ноутбуков или планшетов с установленной программой IBclient для демонстрации сценария и выполнения интерактивных заданий,  интерактивная доска.

Сценарий урока

1 этап: актуализация знаний - 7 минут.

Экологическая катастрофа. Все вы не раз слышали это выражение. Что оно означает? В чем заключается эта катастрофа? Так ли она опасна для человечества? И что нужно делать, чтобы ее предотвратить?

Учащиеся отвечают.

Учитель: Все вы сказали правильно. Загрязнение атмосферы ведет к всеобщему потеплению, таянию полярных льдов, что наблюдается уже сейчас. Уже сегодня должны быть приняты срочные меры по предотвращению всемирной экологической катастрофы. Каждый из нас должен осознать свою ответственность за будущее планеты. Современная экономика основана на использовании ископаемых энергетических ресурсов, запасы которых истощаются и не возобновляются. Современные способы производства энергии наносят непоправимый ущерб природе и человеку. Это очень серьезная проблема, но наш разговор сегодня будет не об этом.

Разгадаем ребус, чтобы узнать ключевое слово нашего урока.

Для выполнения этого задания можно использовать подсказки для тех ребят, кто не умеет разгадывать ребусы:

  1. Если слева (внизу) от рисунка стоят запятые (одна или несколько), то отбрасываются первые буквы слова (по количеству запятых).

  2. Если справа (сверху) от рисунка стоят перевёрнутые запятые (одна или несколько), то отбрасываются буквы в конце слова.

О твет: энергосбережение.

Сегодня это тема нашего разговора: эффективное использование энергии.

Проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан.

Возникает вопрос, почему же мы, вроде бы все знающие, не экономим электрическую энергию? Может быть, мы плохо представляем реальные результаты даже элементарной экономии электроэнергии?

Ответим далее на ряд вопросов (интерактивный тест, опубликованный в библиотеке МЭШ).

2 этап: Интерактивный тест – 10 минут.

№ вопроса

Вопрос

Ответы

Уровень сложности

Главным с точки зрения энергоэффективности при покупке автомобиля для родителей должен стать вопрос:

  • Сколько топлива потребляет автомобиль?

  • Какова марка автомобиля?

  • На каком топливе работает автомобиль?

  • В каком году произведен автомобиль?

элементарно 

Примерно 40% потерь тепла в домах происходит через:

  • Окна

  • Вентиляцию

  • Двери

  • Стены

довольно просто

У какого бытового прибора среднестатистический расход электроэнергии за месяц больше, чем у других?

  • Холодильник

  • Компьютер

  • Телевизор

  • Стиральная машина

средняя степень сложности

Накипь в электрочайнике увеличивает расход электроэнергии:

  • на 20%

  • на 10%

  • на 15%

  • на 25%

Какая лампа наиболее энергоэффективная?

  • Светодиодная

  • Люминисцентная

  • Лампа накаливания

  • Паяльная

довольно сложно

Какие виды электро-счетчиков выгоднее использовать в быту?

  • Двухтарифные

  • Однотарифные

  • Трехтарифные

  • Индукционный

Во сколько раз энергосберегающие лампы могут снизить энергопотребление в квартире?

  • В 2 раза

  • В 4 раза

  • В 3 раза

  • В 5 раз

очень сложно

Сколько процентов солнечного света поглощают грязные окна?

  • 30%

  • 10%

  • 50%

  • 25%

9.

Сколько процентов электроэнергии используется впустую, если зарядное устройство для сотового телефона оставлять включенным в сеть?

  • 95%

  • 50%

  • 25%

  • 10%

Ответив на вопросы тестов, мы видим, что в обычных жизненных ситуациях нам не хватает иногда знаний, которые мы можем применить на практике.

3 этап – Новый материал, просмотр видеоролика – 7 минут.

Во время просмотра видеоролика запишите основные советы для энергосбережения в быту:

1. Двухтарифные счетчики.

2. Розетки с таймером.

3. Энергосберегающие лампы.

4. Индукционная плита.

5. Датчик движения.

6. Инфракрасный обогреватель.

После просмотра сравните записанные советы с соседом по парте и допишите, если не успели всё записать.

4 этап: Решение задач – 7 минут.

Задачи в этом задании (Приложение из библиотеки МЭШ) направлены на применение знаний математического аппарата в практической деятельности для экономии бюджета.

З адача 1. Обычная лампа накаливания потребляет электроэнергии 100 Вт/ч, а энергосберегающая лампа – 20 Вт/ч. Во сколько раз энергосберегающая лампа экономичнее обычной лампы накаливания? Ответ: в 5 раз.

Задача 2. В нашей школе еще имеется несколько обычных ламп накаливания потреблением 100 Вт/ч. Какую экономию за 100 часов может получить наша школа, если заменить 10 ламп на энергосберегающие мощностью в 20 Вт/ч. Тариф за 1 кВт/ч равен 7 руб; 1 кВт/ч = 1000 Вт/ч.

Ответ: 560 рублей.

Подумаем, существует ли связь между словами энергоэффективность и энергосбережение, которые часто упоминаются вместе, может быть это слова-синонимы или все же это разные вещи? Давайте разберёмся. Эффективность означает получение необходимого результата с использованием меньшего количества энергии. Сбережение – это потребление меньшего количества энергии или вовсе отказ от её использования. Эффективность часто приводит к сбережению энергии, но не наоборот. Например, вместо того, чтобы использовать 100-ваттную лампочку в течение 10 часов, можно использовать эквивалентную светодиодную лампу, которая потребляет 16Вт за тот же период времени. За 10 часов освещения она израсходует 0,16 кВтч электроэнергии по сравнению с 1 кВтч, необходимым для питания обычной лампы накаливания. Таким образом, энергоэффективность приводит к сохранению энергии.

5 этап: Логическая цепочка – 5 минут.

  Мы живем в богатой энергоресурсами стране России. У нас есть много нефти, газа, лесов, морей, рек и т.д. Раньше люди пользовались всеми ресурсами, не экономя их. Но время показало, что и этим богатствам придет когда-нибудь конец. Энергоресурсы истощаются. Если использовать энергию рационально, запасов топлива хватит на более долгий срок. Надо научиться извлекать больше энергии из меньшего объема. Экономия энергии — дело, касающееся всех, каждого из нас. Сколько может израсходовать одна электрическая лампочка? Казалось бы, пустяк, капля в море энергии. Что показал опыт, проведенный в один вечер? Дикторы Центрального телевидения обратились к зрителям с просьбой выключить лишние электролампочки и другие приборы, которыми в данный момент не пользуются. Эффект превзошел все ожидания. Оказалось, что, выполнив просьбу, жители нашей страны сберегли энергию целой электростанции. Введение "летнего времени" сберегает каждый год четыреста поездов с углем.

Составьте логическую цепочку «Экономия света - Отсутствие экологических проблем» - приложение из библиотеки МЭШ.

Этап 6: Гимнастика для глаз – 1 минута

Этап 7: Итоговое задание для закрепления «Мероприятия для сбережения энергии дома» - 5 минут.

Распределите на две группы мероприятия, которые помогут экономить электроэнергию и которые не эффективны для энергосбережения в быту.

Эффективные мероприятия для сбережения энергии дома

Не эффективные мероприятия по энергосбережению

Замените обычные лампы накаливания на энергосберегающие люминисцентные. Срок их службы в 6 раз больше лампы накаливания, потребление ниже в 5 раз. За время эксплуатации лампочка окупает себя 8-10 раз.

Применяйте технику класса энергоэффективности не ниже С.

Применяйте местные светильники, когда нет необходимости в общем освещении.

Возьмите за правило: выходя из комнаты гасить свет.

Не охлаждайте до комнатной температуры продукты перед их помещением в холодильник, а ставьте горячими.

Отключайте устройства, длительное время находящиеся в режиме ожидания. Телевизоры, видеомагнитофоны, музыкальные центры в режиме ожидания потребляют энергию от 3 до 10 Вт.

Применяйте технику класса энергоэффективности не ниже А. Дополнительный расход энергии на бытовые устройства устаревших конструкций составляет примерно 50%.

Закрывайте радиатор холодильника, не оставляйте зазор между стеной помещения и задней стенкой холодильника.

Не устанавливайте холодильник рядом с газовой плитой или радиатором отопления. Это увеличивает расход энергии холодильником на 20-30%.

Уплотнитель холодильника должен быть чистым и плотно прилегать к корпусу и дверце. Даже небольшая щель в уплотнении увеличивает расход энергии на 20-30%.

Кипятите в электрическом чайнике сразу много воды, а не сколько хотите использовать.

Охлаждайте до комнатной температуры продукты перед их помещением в холодильник.

Не забывайте чаще размораживать холодильник.

Применяйте темные тона при оформлении стен квартиры.

Не закрывайте радиатор холодильника, оставляйте зазор между стеной помещения и задней стенкой холодильника, чтобы она могла свободно охлаждаться.

Первая мысль, посещающая человека, решившего начать экономить – это снижение потребления электроэнергии. Действительно, в современных квартирах установлено огромное количество бытовых приборов, работающих от сети: микроволновки, чайники, утюги, телевизоры, мультиварки и многое другое. Все эти вещи созданы для облегчения человеческого труда, а за получаемые блага, как известно, приходится платить. В этом случае, мы расплачиваемся огромным потреблением электроэнергии, что порой, очень сильно ударяет по семейному бюджету. На сегодняшний день существует масса полезных советов по сбережению электроэнергии. Данные советы не представляют ничего сложного, но для эффективности требуют ежедневного применения. Кроме того, сокращение потребления электричества, благотворно сказывается не только на семейном бюджете, но и более глобальных вещах, а именно: снижается количество вредных выбросов в окружающую среду; снижается энергоемкость экономики страны; повышается комфорт в помещении; происходит экономия энергоресурсов для последующих поколений.

Этап 8: Рефлексия – 5 минут.

Придумайте синквейн со словом: энергосбережение.

Пример:

Энергосбережение

Экономичное, эффективное

Сэкономлю, сберегу, получу

Бережное отношение к природе

Ресурсосбережение
















Электронно-образовательные ресурсы

Сценарий для демонстрации на экране или интерактивной доске:

https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/lesson_templates/755829

ID: 755829

Показывает педагог во время всего мероприятия.

Интерактивный тест: https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/test_specifications/85359

ID: 85359

Задание выполняют обучающиеся.

Видеоролик: https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/atomic_objects/2935140

ID: 2935140

Показывает педагог.

Приложение «Энергосберегающие лампы - экономия в быту»:

https://uchebnik.mos.ru/games/87574


Задание выполняют самостоятельно.

Приложение «Экономия света - Отсутствие экологических проблем»:

https://uchebnik.mos.ru/games/60111


Задание выполняют обучающиеся.

Видео «Гимнастика для глаз»: https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/atomic_objects/2125459

ID: 2125459

Показывает педагог, выполняют обучающиейся.

Приложение «Эффективные мероприятия для энергосбережения»

https://uchebnik.mos.ru/games/87587

Задание выполняют обучающиеся.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Новикова Татьяна Сергеевна

Дата: 18.12.2020

Номер свидетельства: 567631


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства