kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социальный проект "Добрые крышечки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по экологии. История появления пластика, изделия из пластика, условия и способы  примения пластика на вторичном рынке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект "Добрые крышечки"»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей имени Героя Советского Союза П.И.Викулова

городского округа Сызрань Самарской области







ДОБРЫЕ КРЫШЕЧКИ

секция «Экология. Человек и здоровье»





Селезнев Ян Николаевич

ГБОУ лицей г. Сызрани

2В класс

Афанасьева Светлана Сергеевна

учитель начальных классов

ГБОУ лицей г. Сызрани











г.Сызрань, 2021 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..3

    1. Из истории возникновения пластика…………………………………………………………..5

    2. Виды пластика…………………………………………………………………………………..6

    3. Плюсы и минусы пластиковых изделий………………………………………………………8

    4. Утилизация пластика…………………………………………………………………………..10

    5. Раздельный сбор отходов…………………………………………………………………….12

    6. Практическая значимость……………………………………………………………………..13

Заключение…………………………………………………………………………………………16

Список используемой литературы………………………………………………………………..17

Приложение………………………………………………………………………………………..18

























Введение


Человек начал получать пластмассу около 200 лет назад, несмотря на это, вначале его использование было не столь широко, но со временем, люди поняли, что пластик удобный, практичный и дешевый. Тогда и началось его массовое использование.

Этот материал используют практически везде. Из него изготавливают ручки, посуду, корпусы принтеров, мебель, столики, стулья, детские игрушки, изделия для быта: ведра, тазики, совки и веники, рекламные материалы, бутылки и упаковки, даже корпусы автомобиля, бижутерию и многое другое.

В наше время постоянно производятся и выбрасываются в окружающую среду тонны пластика, доля пластиковых отходов растет год от года угрожающими темпами, на одного жителя России приходиться в год 200 кг пластиковых отходов.

В настоящее время известно о существовании в Мировом океане пяти мусорных пятен, образовавшихся в результате скопления отходов. Это наносит невосполнимый экологический ущерб, так как пластиковый мусор вызывает гибель огромного количества обитателей морских просторов.

Свалки наносят огромный вред не только природе, но и здоровью человека. Учитывая тот факт, что пластиковые отходы перегнивают от 200 до 1000 лет можно с ужасом представить, что наша планета может уже скоро превратиться в свалку мусора.

Большое количество мусора на улицах нашего города, лесопарковой зоны Монастырской горы, по берегам рек, обочинах дорог заставляет задуматься над вопросом: куда утилизировать использованную пластиковую тару, возможно ли использовать пластик повторно?

Исходя из этого, мною выбрана тема «Добрые крышечки».


Предмет исследования: возможность вторичного использования пластиковой тары.

Объект исследования: ненужная пластиковая тара - крышечки.

Цель исследования: выявить условия и способы вторичного использования пластика.

Задачи:

  • проанализировать информационные источники по данной теме;

  • изучить историю возникновения и области применения пластика;

  • изучить влияние пластика на здоровье человека;

  • проведение и обработка результатов исследования и их анализ;

  • побудить одноклассников задуматься о важной экологической проблеме нашей планеты и заинтересовать возможностями создания из пластика множества интересных и полезных вещей.

Гипотеза: предположим, если использовать то, что лежит у нас под ногами, на свалках, то человек меньше нанесет вреда природе.

Методы исследования:

  • анализ литературных и интернет источников по данной теме;

  • опрос среди обучающихся ГБОУ лицей г.Сызрани;

  • анкетирование;

  • анализ полученной информации.




















ЕСТЬ ПРОТИВОПОК

АЗАНИЯ. ПОСОВЕТУЙТЕСЬ С ВРАЧОМ.

1.1. История возникновения пластика.

Родоначальником современного дешевого материала стал изобретатель-металлург Александр Паркс. А исторической родиной пластика является Бирмингем.

Для изготовления первых полимеров изобретатель использовал обработанную азотную кислоту, целлюлозу, спирт и камфару. В 1862 году в Лондоне на Большой Международной Выставке миру был представлен прототип современного пластика.

В 1866 году Парксом была создана первая фабрика по производству паркезина. Затем в конце 19 столетия предприниматель Джон Весли Хайт первым решил зарегистрировать товарный знак Celluloid.

Целлулоид стали использовать для изготовления самой разной продукции – от упаковки до бильярдных шаров. Немного позже материал был немного усовершенствован, после чего в 1899 году появился полиэтилен, однако признание пришло только в 1933 году.

Активно использовать пластик начали в середине 20 столетия. В то время группы ученых со всего мира старались усовершенствовать материал. Один из видов пластика – поливинилхлорид был пущен в массовое производство для изготовления бижутерии и лаков, электроприборов и техники, упаковочных материалов, предметов обихода, бытовых мелочей, канцелярии, медицине и прочее.

Разработки и изыскания ведутся и сегодня. Ученые стараются сделать материал не только гибким, но и прочным, надежным, термостойким, долговечным. Пластиковая бутылка Pepsi впервые появилась на рынке США в 1970 году.

На территории Российской Федерации пластиковые бутылки получили популярность после прихода на рынок безалкогольных напитков западных корпораций «Кока-Кола» и «Пепси – Кола».

Первый завод по производству лимонада в пластиковых бутылках в Советском Союзе открыла компания «Пепси-Кола» в 1974 году в Новороссийске.

1.2. Виды пластика.

В настоящее время пластиками или пластмассами, называют группу материалов искусственного (синтетического) происхождения. Их производят путём цепочки химических реакций из органического сырья, преимущественно из природного газа и тяжёлых фракций нефти.

Существует множество видов пластика.

  1. PETЕ или ПЭТ (полиэтилентерфталат) – тип пластика, который используется в изготовлении бутылок, коробок, банок и прочих упаковок для розлива воды, соков и прохладительных напитков. Еще этот материал применяют в упаковках для порошков и сыпучих пищевых продуктов. Полиэтилентерфталат – один из самых распространенных и безопасных видов пластика. Кроме того, он отлично поддается переработке.

  2. HDPE или ПВД (полиэтилен высокого давления). Этот тип пластмассы применяется в изготовлении пакетов и кружек для воды или молока, бутылок для шампуней, отбеливателей, чистящих и моющих средств, канистр для машинных масел. Считается безопасным видом пластика, хорошо поддается вторичному использованию и переработке.

  3. PVC или ПВХ (поливинилхлорид) один из самых опасных типов пластика. Его используют для упаковки моющих жидкостей, производства окон, труб, настенных и напольных покрытий, садовой мебели, пленок для натяжных потолков, клеенок, жалюзи, штор для ванной и т.д. Из него же могут быть сделаны и емкости для пищевых продуктов, и детские игрушки. Однако вред от ПВХ достаточно большой, ведь в его состав входят тяжелые металлы и пластификаторы, которые могут вызывать поражение почек и печени, бесплодие, онкологические заболевания. При этом он плохо поддается переработке, а при сжигании выделяет в воздух опасные яды – канцерогенные диоксиды. По возможности лучше отказаться от этого вида пластика или сократить его использование до минимума.

  4. LDPE или ПНД (полиэтилен низкого давления) – тип пластика, которые используется для производства пластиковых бутылок и других гибких пластиковых упаковок. Благодаря этому материалу у нас есть полиэтиленовые пакеты. Этот вид полиэтилена также является безопасным пластиком.

  5.  PP или ПП (полипропилен) далеко не самый прочный тип пластмассы, зато абсолютно безвредный для окружающей среды и человеческого здоровья. Из полипропилена производят в основном крышки, диски, стаканчики для йогурта, бутылочки для сиропа и кетчупа. Используется этот пластик также для изготовления детских товаров: игрушек, бутылочек для кормления.

  6. PS или ПС (полистирол) – тип пластика, получаемый в результате полимеризации канцерогенного стирола. Отсюда его вредоносное действие. И хотя из полистирола зачастую изготавливают посуду, столовые приборы, контейнеры для яиц или поддоны для мяса, от такой продукции лучше отказаться.

  7. OTHER или другое. К этой категории относятся полимеры смеси различных пластмасс, не указанных выше. Например, поликарбонат – опасный вид пластика, который при частом нагреве или мытье выделяет вещество, вызывающее гормональные нарушения в организме человека. Но и безвредные экологически чистые пластмассы тоже могут маркироваться этой маркой.































1.3. Польза и вред пластика

Среди преимуществ пластиковой тары можно выделить:

  • легкость;

  • прозрачность;

  • легко поддается окраске;

  • удобная при транспортировке.

Большим недостатком пластиковых бутылок является трудность в переработке и утилизации.

Пластик в чистом виде достаточно непрочный, хрупкий материал - на свету он трескается, от жары плавится. Для прочности в него добавляют вещества-стабилизаторы.

От этого пластмасса становится крепче, но и токсичнее. Из-за этого и проявляется вред пластиковой посуды.

Чем опасны пластиковые бутылки?

Оказывается, в составе такой тары может содержаться химическое вещество бисфенол-А. Это синтетический аналог женского полового гормона.

Это вредное вещество из пластиковой бутылки способно проникать в воду или жидкость, а затем и в организм человека. Если вы пьёте воду из пластиковых бутылок, то тем самым увеличиваете содержание бисфенола в организме.

А высокая концентрация этого вещества сильно вредит человеку.

В чём же состоит опасность?

Вредное воздействие оказывает бисфенол на мальчиков и юношей. Даже незначительное увеличение концентрации этого вещества способно привести к сбою в работе гормональных желез.

Для мужчин вода из пластиковых бутылок не менее вредна. Повышенная концентрация бисфенола повышает вероятность рака.

Девочки и женщины тоже подвержены негативному воздействию бисфенола. Это вредное химическое вещество способствует раннему половому созреванию у девочек, а также может спровоцировать развитие рака груди у женщин. Также страдают женские репродуктивные функции.

Беременным женщинам вообще противопоказано пить воду из пластиковых бутылочек, так как из-за отравления бисфенолом ребёнок может появиться на свет с врождёнными дефектами, например, с нарушениями в работе сердечнососудистой системы. Не менее вероятны проблемы с гормональным фоном.

Учёные предполагают, что бисфенол-А может оказывать негативное воздействие даже на структуру ДНК.

От чего зависит масштаб нанесения вреда на организм человека.

Во-первых, тут всё зависит от регулярности употребления воды из пластиковых бутылок. Учёные Гарвардского университета проводили исследования и выяснили: употребление холодных жидкостей из пластика в течение всего лишь одной недели повышает уровень бисфенола на 69%.

Во-вторых, выделение бисфенола зависит от температуры. Чем выше температура, тем активнее происходит загрязнение воды бисфенолом из пластика. То есть обычная летняя жара способна повысить концентрацию в воде вредного вещества в десятки раз.

Ну, а если наполнять горячей жидкостью или специально греть пластиковые бутылки, то выделение бисфенола увеличится до 55 раз! Этот факт следует знать родителям, которые греют молоко в пластиковых бутылочках для своих детей.

Вред пластика для воздуха не менее опасен, большую часть использованной пластиковой тары сжигают. При этом в атмосферу выбрасывается огромное количество ядовитого дыма, который почти полностью состоит из продуктов разложения химикатов и полимеров.

Образуется огромное количество диоксидов и тяжелых металлов.

Эти вещества попадают в озоновый слой, после чего выпадают в виде осадков, тем самым прокрывая огромные площади вокруг этого места, особенно, это актуально для городских свалок вблизи населенных пунктов.

1.4. Утилизация пластика.

Когда что-то выходит из строя или просто становится бесполезным, мы с готовностью выбрасываем это в мусорное ведро.

Но многие из нас не осознают, что некоторая часть подобных вещей относится к категории «опасные бытовые отходы», а это значит, что просто выбрасывать их рискованно.

А еще есть предметы, которые вроде бы можно переработать, но вы не уверены, как именно, и они тоже оказываются в мусорном контейнере. К ним относят такие вещи как: батарейки, лампочки, градусники, старая бытовая техника и многое другое, но есть то, что каждый из нас выкидывает каждый день и не задумывается о том, какой вред это приносит природе – это, конечно же, пластик.

В нынешнем мире вторичная переработка пластиковых отходов развита не во всех странах. В европейских странах уже успели понять, почему следует перерабатывать и утилизировать полимерные отходы.В Западной Европе производители пластиковых упаковок и другой тары платят специальные налоги на переработку отходов продукции.

Проблемой занимаются многие крупные производители различной техники и оборудования, некоторые автоконцерны начали использовать переработанный пластик для изготовления автомобильных частей — бамперов, а иногда и дверей.

Пластик разлагается более 1000 лет. Теперь представьте, что ежегодно в мире потребляются примерно от 500 миллиардов до 1 триллиона пластиковых бутылок. Цифра доходит до 1 миллиона бутылок в минуту, которые впоследствии отправляются на свалку. При этом пластик - это тот материал, который поддается переработке, нужно всего лишь выбрасывать бутылки и другие изделия из пластика в специальный контейнер.

Законодательство в России в сфере разделения мусора только начинает появляться. Так, 31 декабря 2017 года президентом был подписан закон о вводе раздельного сбора мусора и обеспечении стимулирующих мер. Статья закона с поправками в федеральное законодательство в сфере отходов производства и потребления вступила в силу с 1 января 2019. С января 2018 года многие категории отходов запрещается утилизировать на полигонах.

В Самарской области данной проблемой занимается компания «ЭкоСтройРесурс», которая является экспертом в утилизации отходов и защиты окружающей среды.

Предприятие вносит немалый вклад в решение проблем окружающей среды Самарской области, разрабатывая и улучшая методы восстановления экологического благополучия области.

Каждый вносит вклад в проблему мусора! И размеры этого вклада достаточно большие, чтобы задуматься об изменениях. За 1 год жизни человек производит 500 кг отходов это равно весу одной коровы. За 70 лет жизни человек производит 35 тонн отходов это равно весу серого кита. 90 % отходов отправляются на свалки, где они будут разлагаться сотни и тысячи лет, выделяя токсичные вещества.

Люди используют огромные территории под свалки. Их площадь в России занимает около 4 млн. га. Это равно площади Московской области. Мусор долго разлагается, производит токсины, портит природу и ее ресурсы, которыми мы пользуемся: воду, воздух и растения. При сжигании мусора образуются токсичные вещества – тяжелые металлы, диоксины, которые имеют свойство накапливаться в воде, почве, в телах животных и человека. Они вызывают серьёзные заболевания.

Самый безопасный способ обращения с отходами – раздельный сбор и переработка. Повторной переработке поддаётся 80–90% содержимого нашего мусорного ведра.

Культура сортировки и последующей переработки мусора только зарождается, а без нее организовать эффективную переработку пластика предприятиями очень и очень сложно.

Вместе с тем, не все так печально, как может показаться на первый взгляд, работы в области переработки отходов, в том числе пластика, активно ведутся, по всей стране открываются предприятия, занимающиеся этим делом.













1.5. Раздельный сбор отходов.


Крышечки - это стартовая точка к раздельному сбору отходов.Можно каждый день заботиться об экологии и собирать всё, что угодно - любой пластик, стекло, макулатуру, алюминий, жесть. Но почему же мы собираем крышечки?

1. Экологично. Переработка пластика – это существенный вклад в экологию – чистоту почвы, воды и воздуха. Учитывая объемы ежедневного потребления, сегодня пластик одна из существенных угроз экологии планеты. Если пластик не переработать, то он разлагается до 1000 лет. В отличие от бумаги, стекла, метала, пластик может быть очень токсичен, отравляя воду и почву. При горении пластика образуются диоксины, которые являются сильнейшими отравляющими веществами. Особая опасность возникает при несанкционированном поджоге мусора на полигонах и открытых участках.Каждая крышечка, сданная в переработку - это снижение вредных выбросов в окружающую среду, а значит вклад в здоровье Вас и ваших близких!

2. Безопасно. Крышечки сделаны из полиэтилена высокой плотности, он же HDPE /ПЭВД (с маркировкой 2) – это один из самых безопасных пластиков, который не выделяет токсичных химических веществ. Крышечки в отличие от бутылок не содержат жидкости, а значит минимальна возможность возникновения плесени и процессов брожения. Крышечки совершенно безопасны для детей, так как они не имеют острых краев, в отличие от металлических и стеклянных предметов.

3. Дорого. Стоимость килограмма крышечек выше, чем стоимость других видов сырья. Например, килограмм крышечек переработчик оценивает в 26 рублей, килограмм непрессованных бутылок (пластик ПЭТ) в 15 рублей, килограмм макулатуры в 6 руб, килограмм стекла в 4 рубля.

4. Компактно. Крышечки не требуют прессовки. Их удобно собирать и перевозить. Например, одна не прессованная бутылка займет место более 50 крышечек! Более десятка крышечек можно разместить в кармане!

5. Увлекательно. Собирать разноцветные крышечки увлекательно детям и взрослым любого возраста. Как в квесте, где нужно выяснить подходит ли именно эта крышечка, чистая ли она или нужно вымыть, привлечь друзей или родителей, донести собранные крышечки до школы. А для этого понадобиться общаться, звонить, договариваться, принимать решения, рисовать, фантазировать. Каждый раз мы с азартом опускаем новые крышечки в бутылку и с нетерпением ждём, когда она полностью заполниться!

6. Познавательно. Начиная собирать крышечки, участники расширяют свои границы сознания и узнают много нового: о видах пластика, о процессе переработки, экологии.

1.6. Практическая значимость.

Чтобы лучше понять масштабы использования человеком пластиковой тары в нашем городе был рассмотрен ассортимент товаров в наших магазинах.

В продуктовых магазинах огромное количество продуктов питания было в пластиковой таре, это растительное масло, соусы, кетчупы, молочные продукты, минеральная вода, квасы, лимонады, приправы – это далеко неполный список продуктов, которые человек чаще всего покупает в пластиковой упаковке.

В хозяйственных магазинах также встретился немалый перечень товаров, упакованных в пластиковую тару: шампуни, ополаскиватели, жидкое мыло, моющие и чистящие средства, стеклоочистители, зубные пасты и др.

В аптеках, салонах красоты, фитнес центрах большинство продукции также упакована в пластиковую тару.

Закончив свое путешествие, я пришел к выводу, что в нашем городе продается много продуктов и товаров в пластиковой таре. Несмотря на то, что с улиц города ежедневно производится вывоз мусора, бытовые отходы встречаются повсеместно.

Большее разочарование испытываешь во время летнего отдыха. Мы с родителями очень любим путешествовать по просторам нашего края, и каждый раз вокруг видишь огромное количество пластиковой тары, начиная с бутылок и заканчивая одноразовой посудой.

Печально осознавать, что в нашем крае есть экологические проблемы, которые нужно решать, иначе количество пластиковых отходов будет только увеличиваться год от года.

Среди учащихся нашей школы было проведено анкетирование, позволяющее проанализировать данную проблему. В анкете приняли участие 40 человек, из них 25 детей 2В класса и 15 взрослых, сотрудников ГБОУ лицей г. Сызрани.







Анкета

  1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке?

  • Да – 40 человек (100%)

  • Нет – 0 человек (0%)

  1. Какие продукты в пластиковой упаковке вы покупаете чаще всего?

  • Молочные продукты – 20 человек (50 %)

  • Растительное масло – 10 человек (25%)

  • Майонез – 7 человек (17,5%)

  • Напитки, газированная вода – 33 человека (82,5%)

  • Соки – 27 человек (67,5%)

  • Прочее – 36 человек (90%)

  1. Что делаете с пластиковой упаковкой после использования?

  • Выбрасываю – 25 человек (62,5%)

  • Использую в хозяйстве – 6 человек (15%)

  • Хендмей лаборатория – 8 человек (20%)

  • Прочее – 4 человека (10%)

  1. Что делаете с тарой, чтобы дать ей «вторую жизнь»?

  • Храню домашние заготовки – 12 человек (30%)

  • Делаю поделки – 10 человек (25%)

  • Использую в домашнем хозяйстве (хранение) 15 человек (37,5%)

Результаты анкетирования показали, что многие не выкидывают пластиковую тару, а дают ей умело вторую жизнь.

В сети Интернет много информации о том, что можно сделать из использованного пластика, т. е. дать пластику вторую жизнь, люди делятся своими изобретениями и поделками из пластика.

В нашем классе «Добрые крышечки» также не остались без внимания, мы используем их для организации нашего досуга:

  • футбольные мини турниры;

  • любимая с детства игра «Шашки», «Крестики – нолики»….

  • при изготовлении поделок к праздникам

На протяжении второго года обучения учащиеся нашего класса активно принимают участие в волонтерском движении «Добрые сердца». Мы помогаем деткам с ограниченными возможностями из специализированного детского сада №56 г. Сызрани, также специализированного центра для подростков и детей с ограниченными возможностями «Жемчужина». Собранные нами крышечки были переданы воспитателям, для формирования базы методических пособий на развитие мелкой моторики руки у детишек с ОВЗ.

Просматривая новости в интернет источниках, мы узнали о социальном проекте «Добрые крышечки» и решили принять в нем участие.

"Добрые крышечки" – это российский эколого-благотворительный волонтерский проект, имеющий двойную цель: сделать наш мир чище и помочь детям, которым нужна поддержка. Проект организован совместно Общественным движением "ДОБРЫЕ КРЫШЕЧКИ" и Благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам».  

В чем состоит цель сбора пластиковых крышек? Волонтеры с разных концов нашей страны собирают пластиковые крышки от любых питьевых продуктов, далее они отправляются на базы сбора различным партнерам. Затем крупные партии крышек отправляются на завод по переработке пластика. Завод взвешивает сырьё и переводит денежные средства за собранные крышки на счёт БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Отдать крышку от бутылки для нас ничего не стоит, а кому-то она может спасти жизнь.



















Заключение.

Проведенное исследование позволило мне узнать много нового и интересного о пластике, его видах, составе, пользе, вреде для организма человека и окружающей среды, о способах утилизации пластика, а также о возможности вторичного использования пластиковой тары.

В масштабах нашего города невозможно быстро построить полигон по утилизации пластиковых отходов или построить завод по переработке пластика, а вывозить пластиковые отходы в другие города это очень затратное мероприятие.

Поэтому целесообразнее подходить к этой проблеме творчески и по-хозяйски, находя новые способы применения вторсырью.

Например, сделать декор для дома и школы, вазы, горшки для рассады, украшения для клумб на школьном дворе.

Из пластика можно изготовить дидактические игры и подарить их малышам.

Моя работа это только капля в море экологического воспитания, но она дает новые возможности для самореализации и сплочения нашего классного коллектива.

На мой взгляд, важнейшим решением стоящих перед цивилизацией проблем является повышение экологической культуры человека. Его экологическое образование и воспитание. Если ничего не делать в этом направлении человечество может погибнуть.

Ведь недаром говорят в народе: «Чисто не там, где убирают, а где не мусорят».













Список используемой литературы

1. Власов С.В., Кулезнев В.Н. Основы технологии переработки пластмасс. - М.: «Химия»,2006.- 600 с.

2. Орлов С. Наведём порядок в сфере вывоза и утилизации мусора // ООО «Искра». - 2016. - №132. - С. 3.

3. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учеб. и справ. пособие для студентов вузов.,3-изд. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 670 с.

4. Торнер Р.В., Акутин М.С. Оборудование заводов по переработке пластмасс. – М.: «Химия», 1986. – 400 с.

5. Интернет-источники по запросу "Утилизация пластика".



























Приложение

23



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Социальный проект "Добрые крышечки"

Автор: Селезнев Ян Николаевич (научный руководитель учитель начальных классов Афанасьева С.С.)

Дата: 28.12.2021

Номер свидетельства: 596405


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства