kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социально-экологический проект как инструмент реализации экологического просвещения и воспитания студентов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социально-экологический проект как инструмент реализации экологического просвещения и воспитания студентов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социально-экологический проект как инструмент реализации экологического просвещения и воспитания студентов»

Социально-экологический проект как инструмент реализации экологического просвещения и воспитания студентов.

По опыту проведения экологических мероприятий мы убедились, что одним из эффективных инструментов реализации экологического просвещения и воспитания в соответствии с принципами устойчивого развития является привлечение студентов к социально-экологическим исследовательским проектам. Это позволяет через работу педагогов, студентов и их родителей над решением важных локальных и региональных проблем познакомиться с идеями устойчивого развития и осознать, что каждый может сделать свой посильный маленький вклад в сохранении благоприятной окружающей среды. Для осуществления социально-экологического проекта используется прогрессивная форма организации образовательной деятельности — проектно-исследовательская. В соответствии с ФГОС в учебном заведении преподается предмет «Экологические основы природопользования», в рамках которого проектно-исследовательская деятельность наиболее эффективна. Учебная исследовательская деятельность студентов получила в последние годы достаточно широкое распространение. Однако даже при грамотном руководстве она позволяет лишь подтвердить наличие тех или иных экологических проблем, но не предполагает их преодоление. Здесь и кроется одна из проблем экологического образования: результаты исследования не являются основанием для разработки стратегии улучшения экологического состояния окружающей среды, так как для этого необходимо учесть решение проблем экономических и социальных. Социально-экологический проект на основе проектно-исследовательской деятельности является попыткой создания условий для актуализации комплекса социальных, экономических, экологических проблем знакомой местности в сознании студентов в контексте изучения, поиска подходов для решения и предупреждения экологических проблем своей местности. Социально-экологический проект — это: -        совместные активные действия разновозрастной группы студентов, в которую входят желающие участвовать в проектно-исследовательской работе; -        исследовательская работа на уроках и во внеурочное время в течение целого года и более, что дает накопление знаний, опыта; -        исследовательская работа в полевых условиях в течение теплого времени года, что дает накопление экспериментальных данных, необходимых для дальнейшего анализа, осмысления, обсуждения, презентации; -        массовые мероприятия, экологические акции, в которых участвует колледж. Социально-экологический проект обладает такими чертами, как: -        продолжительность; -        широта охвата территории; -        массовый характер участия; -        большой круг рассматриваемых проблем; -        комплексный подход; -        работа по единому плану; -        возможность получения консультаций специалистов; -        использование новых эффективных педагогических приемов; -        донесение результатов деятельности до населения; -        освоение навыка работы в коллективе. На основе активной деятельности в ходе экологических экскурсий, практических занятий формируется активная жизненная позиция, воспитывается человек, обладающий гражданской и профессиональной ответственностью, способный реализовать свою индивидуальность в коллективной деятельности, способный преобразовывать и улучшать существующие условия во имя здоровья, благополучия нынешних и будущих поколений, не принося вреда природе. [3]. Каждый педагог, принявший на себя ответственность координировать и консультировать деятельность участников проекта, имеет право корректировать выбор целей, содержание и педагогические технологии на каждом этапе. Главное, чтобы они отражали: 1)      психофизиологические особенности обучающихся данного возраста, такие как уровень и вектор мотивации, тип ведущей деятельности; 2)      содержание экологического образования в интеграции с параллельно изучаемыми традиционными и предметами; 3)      возможность и необходимость выхода на практическую деятельность по решению изучаемых проблем совместно с местным сообществом. Педагог может выбрать для выполнения только те этапы проекта, которые наиболее привлекательны с точки зрения возраста студентов, работающих по проекту, времени года, местных условий, опыта руководителя и др. Коллективу из нескольких педагогов разных специальностей (педагоги –организаторы, классные руководители, преподаватели экологии, географии, биологии, химии, истории, литературы и др.) и группе студентов, состоящей из обучающихся разных курсов, по силам выполнить комплексный большой проект и получить настоящий целостный образовательный продукт. Педагогу важно помнить, что задачи проекта и исследования должны лежать в зоне ближайшего развития и соответствовать возрасту обучающихся, то есть организация работы в рамках проекта требует учета возрастных психофизиологических особенностей студентов. Важно особое внимание уделить мотивационному компоненту проектной деятельности. Успех проектной деятельности определяется интересом к работе и ее посильностью. Поэтому темы работы выбираются исходя из содержания учебных предметов, изучаемых студентами. Освоение нового знания обучающимися происходит только в момент его востребованности, поэтому необходимо создать педагогическую ситуацию перевода рассматриваемых экологических проблем в личностно-значимые. Для этого нужно в самом начале педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Проблематика исследований, представленная в их содержании, обеспечивает мотивацию включения студентов в самостоятельную работу и находится, во-первых, в области познавательных интересов обучающегося, во-вторых, в зоне его ближайшего развития. В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Следовательно, деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать студента возможности выбора индивидуальной формы работы. Серьезное внимание, уделяемое созданию команды и ее работе, объясняется рациональным содержанием проектной деятельности. Ясно, что общественные проблемы, даже малые, в одиночку решить сложно, так как только группе заинтересованных единомышленников (состоящей хотя бы из двух человек) под силу внести заметные и устойчивые изменения в проблемную ситуацию. Работа команд состоит из нескольких стадий: -        подготовка к работе над проектом; -        выбор и осмысление проблемы; -        сбор информации; -        разработка собственного варианта решения проблемы; -        реализация плана действий команд; -        подготовка к защите проекта; -        презентация проекта; -        рефлексия (анализ). Эффективность деятельности по проекту требует следующих ресурсов: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонды и каталоги библиотеки, Интернет, аудио- и видеоматериалы и т. д.) и информационно-технологические (компьютеры и др. техника с программным обеспечением) ресурсы, организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки). Результатом учебного социально-экологического проекта выступает приобретение опыта новой деятельности, главным в котором является способность создавать и защищать собственный результат проектной деятельности. В образовательном процессе практическая польза проекта становится средством достижения обучающих целей проектной технологии. Социальный, точнее, социально-экологический проект является новым уровнем проектно-исследовательской деятельности. При его выполнении важным результатом является достижение понимания подростком важности добровольного гражданского участия в решении актуальных социально-экологических проблем на уровне своего поселка, района, города, попытки найти и предложить свои варианты решения этих проблем. Не менее важным является умение грамотного привлечения внимания различных общественных организаций, властных структур к их решению Кроме всего вышеперечисленного, результатом социально-экологического проекта является: -        опыт проектирования обучающимися деятельности для решения выявленных (подтвержденных) исследованиями экологических проблем; -        опыт организации своей деятельности и деятельности населения, направленной на решение местных экологических проблем;

Целью работы педагога в рамках этого проекта является помощь: -        в осознании всеми участниками проекта существования одной из самых актуальных современных проблем (для всех уровней: глобального, регионального, локального) — экологической проблемы; -        в понимании того, что решение проблемы возможно только согласованными совместными действиями; -        в освоении приемов «принятия решений, необходимых для обеспечения жизни нынешнего и будущих поколений»; -        в содействииустойчивому развитию.
Ожидаемые результаты проекта: 1.                  Повышенная социальная активность обучающихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе. 2.                  Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы студентов и принять их предложения по улучшению экологической ситуации во Фрунзенском районе. 3.                  Реальный вклад студентов и педагогов в изменение Экологической обстановки в районе и городе. 4.                  Положительные изменения в сознании обучающихся, повышение уровня общей культуры студентов. 5.                  Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела. 6.                  Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению экологической ситуации в местном сообществе. 7.                  Поддержание имиджа учебного заведения. 8.                  Расширение числа активных партнеров, следовательно — перенесение действия проекта на новые проблемные площадки. 9.                  Объекты рефлексивного анализа: -        как я поступал(а) до участии в проекте? -        как я буду поступать после того, как поучаствовал в проекте? -        как людям общаться между собой в целях достижения соглашений? -         какими знаниями и идеями хотелось бы поделиться с друзьями, соседями, и т. п.? -        какая «роль» (организатора, критика, аналитика, и т. д.) удается вам больше всего при работе в группе? -        изменилось ли ваше представление о собственных возможностях? -        моя самая большая трудность при выполнении проекта; -        мой самый большой успех при выполнении проекта; -        какие вопросы появились у вас в результате работы над проектом? -        в каких ситуациях и почему возникают препятствия, затруднения в принятии решений?
Вовлечение студентов в социальные проекты по их собственному решению имеет большое значение: участники проекта приносят помощь конкретным людям, а значит и обществу в целом; разностороннее общение с людьми разного социального статуса, возраста, соприкосновение с их проблемами, переживание и сочувствие, способствует нравственному развитию студентов. Развитие социальных проектов способствует созданию благоприятных условий личностного развития студента. Принимая участие в акциях и мероприятиях, проводимых педагогами — организаторами, студент приобретает опыт общения с различными слоями населения, а так же приобретает опыт многообразной деятельности. Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В России накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты — далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного — собственного желания и возможности выбора. Участие студентов в социально значимых проектах — новая форма вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. И развивается она сейчас довольно бурно. И одна из основных причин этого –и свобода выбора. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Прокопьева Ольга Владимировна

Дата: 04.03.2024

Номер свидетельства: 646748


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства