kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 Экология по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 Экология разработанна в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 Экология по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Самарской области

«Отрадненский нефтяной техникум»







УТВЕРЖДАЮ

Директор «ОНТ»

_________________Ю.А. Бурлаков

___ ________________20___г.









Рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины


ОУД.11 Экология

программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО

21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин















г.о. Отрадный

2017 г.


ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

комиссией ____________

Протокол № от «___» _____ 20 г.

Председатель ЦК

___________ / Иванова Д.В. /

(подпись)(Ф.И.О.)








Автор

___________ /Васюткина Е.А./

(подпись) (Ф.И.О.)

«___» ______ 20 г.




Эксперт

_________ /_______________/

(подпись) (Ф.И.О.)

___________________________

(ученая степень или звание, должность, наименование организации, научное звание)







Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 Экология разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего общего образования, федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по профессии 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин, по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности или профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), примерной программы учебной дисциплиныЭкология для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (далее – ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.




СОДЕРЖАНИЕ


1. Паспорт программы учебной дисциплины …………


5

1.1. Область применения программы учебной дисциплины ………...

5

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы …………………….



5

1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины ……...


6

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины .


6

2. Содержание учебной дисциплины и тематическое планирование …………………………………………………….



8

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ………….


8

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ………


9

2.3. Содержание профильной составляющей ………………………….


14

3. Условия реализации учебной дисциплины …………


15

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины …………………………………………………………



17

Приложение 1 ………………………………………………………..

18

Приложение 2 ………………………………………………………..

19




1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.11 Экология

1.1. Область применения программы учебной дисциплины

Программа учебной дисциплиныОУД.11 Экология является частью профессионального цикла образовательной программы СПО – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее –ППКРС)среднего звена по специальности:21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин.




1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППКРС

Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с социально-экономическим профилем профессионального образования.

Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования профильный.

Реализация содержания учебной дисциплины предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса ОУД.11 Экология на ступени основного общего образования.

В то же время учебная дисциплинаОУД.11 Экология для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.

Рабочая программа учебной дисциплиныОУД.11 Экология имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными дисциплинами ОУД.10 География, ОДБ.09 Биология.

Изучение учебной дисциплины ОУД.11 Экология завершается промежуточной аттестацией в формедифференциального зачетав рамках освоения ППКРС на базе основного общего образования.



1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:

личностныерезультаты:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, сравнивать, делать выводы);

  • эстетического отношения к живым объектам;

метапредметные результаты:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умения видеть проблему, ставить вопросы выдвигать гипотезы;

  • умение работать с разными источниками биологической информации

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

предметные результаты:

  • классификацию факторов окружающей среды;

  • черты приспособленности организмов к окружающей среде;

  • закономерности взаимодействия человека с окружающей средой;

  • классификацию отходов промышленного производства  и способы их утилизации.

  • строение атмосферы и значение каждого слоя для планеты, животного и растительного мира;

  • способы физического, физико-химического и биологического методов очистки сточных вод;

  • способы защиты и предупреждения от ветровой и водной эрозии почвы;

  • принципы зонирования антропогенных ландшафтов;

  • цели и задачи создания заповедников, национальных парков и заказников.

  • основные статьи конституции РФ в области охраны окружающей среды;

  • формы административной, материальной, дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушения состояния окружающей среды;

  • основные международные организации, занимающиеся вопросами охраны природы.



Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.11 Экология обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.


Виды универсальных учебных действий

Общие компетенции

(в соответствии с ФГОС СПО по специальности/профессии)

Личностные

(обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях)

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлятьк ней устойчивый интерес.

OK3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Регулятивные

(обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности) целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка


ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

OK3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Познавательные

(обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией)

OK4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

OK5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.


Коммуникативные

(обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми)

ОК6 . Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.




1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 54 часа, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 36 часов;

- самостоятельная работа обучающегося 18 часов.

В том числе часов вариативной части учебных циклов ППКРС:не предусмотрено.




2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

23

контрольные работы

1

Индивидуальный проект(если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:


Составление схем, опорных конспектов, реферат, домашняя работа



Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета





2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. История развитияэкологии. Методы, используемые в экологических исследованиях. Роль экологии вформировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.


1

1


Практическое занятие №1

Роль экологии вформировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

1

1

Раздел 1. Экология как научная дисциплина 6ч.


Тема 1.1

Общая экология.

Содержание учебного материала


2

2

Среда обитания и факторы среды.Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.

Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии.Среда,окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии.При-

родные ресурсы, используемые человеком. Понятие«загрязнение среды».


Прикладная экология. Экологические проблемы:региональные и глобальные.Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способырешения глобальных экологических проблем.





Практическое занятие №2

Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие«загрязнение среды».

Практические занятия №3


Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося

2


2

1


1

Контрольная работа

-


Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся

Самостоятельное изучение темы: «Экологические факторы и их влияние на организмы»,

«Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм».

Подготовка доклада

2



1


Раздел 2.Среда обитания 12ч.

Тема 2.1.

Среда обитания человека и экологическая безопасность

Содержание учебного материала


12

2

Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты.Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.


Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.


Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.


Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.


Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к должному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог.



Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.





Практические занятия №4

Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.

Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности

Практическое занятие №5

Экологические требования к организации строительства в городе.

Практическое занятие №6

Экологические требования к должному строительству в городе.

Практическое занятие №7

Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности.

Практическое занятие №8

Среда обитания человека и экологическая безопасность.


1


1


1


2


2

2


1


1


1


1


1

1

Контрольная работа

-


Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся

Самостоятельное изучение тем: Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.

Подготовка доклада:

  • Система контроля за экологической безопасностью в России.

  • Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.

  • Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.

  • Структура экологической системы.

  • Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.

  • Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.

  • Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.


2



3


1



Раздел 3. Концепция устойчивого развития 8ч.



Тема 3.1.

Возникновение концепции устойчивого развития.

Содержание учебного материала

1

2

Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий«устойчивость»и «устойчивое развитие ». Эволюция взглядов на устойчивое развитие.Переход кмодели «Устойчивость и развитие».



Практические занятия №9

Глобальные экологические проблемы и способы их решения.

Практическое занятие №10

Эволюция взглядов на устойчивое развитие.

Практическое занятие №11

Решение экологических задач на устойчивость и развитие.


2


2


2


1


1


1

Контрольная работа «Концепция устойчивости развития»


1


1

Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся

Самостоятельное изучение тем: «Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамкахконцепции «Устойчивость и развитие». Экономический,социальный,культурныйи экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологические след и индекс человеческого развития».



4


1


Раздел 3. Охрана природы 8ч.

Тема 3.1

Охрана природы

Содержание учебного материала





Природоохранная деятельность. История охраны природы в России.Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники,заказники,национальныепарки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологическиепроблемы России.

Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем.





Практическое занятие №12

Типы организаций, способствующих охране природы.

Практическое занятие №13

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.


1


2


1


1

Контрольная работа


-



Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся

Самостоятельное изучение тем «Природные ресурсы и способы их охраны.

Охрана водных ресурсов в России.Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России.Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и

водных биоценозов)».

Подготовка доклада:

  • Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.


  • Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.


  • Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.


  • Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.



4






3

1


Дифференцированный зачет

1

2


Итого

36


Максимальная учебная нагрузка - 54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка - 36

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся - 18







2.3. Содержание профильной составляющей




№ занятий

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Экология как научная дисциплина


Тема 1.1 Общая экология.


1.

Среда,окружающая человека, ее специфика и состояние.

1

2.

Демография и проблемы экологии.

1

3.

Природные ресурсы, используемые человеком.

1


Тема 1.2 Среда обитания человека и экологическая безопасность.


4.

Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты.

1

5.

Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.


1

6.

Городская среда.

1

7.

Сельская среда.

1

Раздел 2 Концепция устойчивого развития




Тема 2.1 Охрана природы.


8.


Природоохранная деятельность.


1


Итого:

8


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • доска для писания

  • столы

  • стулья

  • таблицы

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: нет

Технические средства обучения: нет


3.2. Информационноеобеспечение

Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники


1.Б.М.Миркин «Экология», учебник 10-11 класс,2016 г


2.В.И.Медведев «Охрана труда и промышленная экология»,2014г


Дополнительные источники


1.И.А.Корчак «Основы экологии и охраны природы»,2011 г



Перечень Интернет-ресурсов


1.Федеральный портал «Российское образование»

2.http://www.dront.ru/

3.http://www.ecology.samara.ru/




4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также в результате выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные умения, направленные на приобретение общих компетенций.


Результаты обучения (предметные)

на уровне учебных действий

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- соблюдать экологические нормы и правила в производственной деятельности;

- использовать представление о взаимосвязи живых организмов и среды обитания в профессиональной деятельности






тестирование, практическое занятие



тестирование, практическое занятие


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-принципы рационального природопользования;

- источники загрязнения окружающей среды;

- государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды;

- экологические аспекты сельскохозяйственной деятельности






практическое занятие


тестирование




самостоятельная работа




дифференцированный зачет


Приложение 1


Планирование учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения


п/п

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Активные и интерактивные формы и методы обучения

Формируемые универсальные учебные действия

Среда обитания

2

Групповая работа с иллюстративным материалом

регулятивные

Среда обитания человека и экологическая безопасность

3

Проблемное обучение

регулятивные


Природоохранная деятельность


3

Метод проектов

познавательные


Всего

8



Максимальная нагрузка

54


Аудиторная нагрузка

36


% использования активных и интерактивных форм и методов обучения

22%





















Приложение 2

Тематика индивидуальных учебных проектов


№ п/п

Ф И О студента

Шифр группы

Тема проекта

Срок выполнения

1.


17ОС

Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

Июнь 2018

2.


17ОС

Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

Июнь 2018

3.


17ОС

Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

Июнь 2018

4.


17ОС

Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости

Июнь 2018

5.


17ОС

Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.

Июнь 2018

6.


17ОС

История и развитие концепции устойчивого развития.

Июнь 2018

7.


17ОС

Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему.

Июнь 2018

8.


17ОС

Основные экологические приоритеты современного мира.

Июнь 2018

9.


17ОС

Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем.

Июнь 2018

10.


17ОС

Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.

Июнь 2018

11.


17ОС

Популяция как экологическая единица.

Июнь 2018

12.


17ОС

Причины возникновения экологических проблем в городе.

Июнь 2018

13.


17ОС

Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.

Июнь 2018

14.


17ОС

Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).

Июнь 2018

15.


17ОС

Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России.

Июнь 2018

16.


17ОС

Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.

Июнь 2018

17.


17ОС

Система контроля за экологической безопасностью в России.

Июнь 2018

18.


17ОС

Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.

Июнь 2018

19.


17ОС

Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.

Июнь 2018

20.


17ОС

Структура экологической системы.

Июнь 2018

21.


17ОС

Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.

Июнь 2018

22.


17ОС

Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.

Июнь 2018

23.


17ОС

Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

Июнь 2018

24.


17ОС

Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

Июнь 2018

25.


17ОС

Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.

Июнь 2018









9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Васюткина Екатерина Александровна

Дата: 26.02.2018

Номер свидетельства: 459771


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства