Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 Экология по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 Экология по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 Экология разработанна в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 Экология по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Отрадненский нефтяной техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор «ОНТ»
_________________Ю.А. Бурлаков
___ ________________20___г.
Рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОУД.11 Экология
программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО
21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
г.о. Отрадный
2017 г.
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
комиссией ____________
Протокол № от «___» _____ 20 г.
Председатель ЦК
___________ / Иванова Д.В. /
(подпись)(Ф.И.О.)
Автор
___________ /Васюткина Е.А./
(подпись) (Ф.И.О.)
«___» ______ 20 г.
Эксперт
_________ /_______________/
(подпись) (Ф.И.О.)
___________________________
(ученая степень или звание, должность, наименование организации, научное звание)
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 Экология разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего общего образования, федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по профессии 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин, по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности или профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), примерной программы учебной дисциплиныЭкология для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (далее – ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины …………
5
1.1. Область применения программы учебной дисциплины ………...
5
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы …………………….
5
1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины ……...
6
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины .
6
2. Содержание учебной дисциплины и тематическое планирование …………………………………………………….
8
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ………….
8
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ………
9
2.3. Содержание профильной составляющей ………………………….
14
3. Условия реализации учебной дисциплины …………
15
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины …………………………………………………………
17
Приложение 1 ………………………………………………………..
18
Приложение 2 ………………………………………………………..
19
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11 Экология
1.1. Область применения программы учебной дисциплины
Программа учебной дисциплиныОУД.11 Экология является частью профессионального цикла образовательной программы СПО – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее –ППКРС)среднего звена по специальности:21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППКРС
Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с социально-экономическим профилем профессионального образования.
Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования профильный.
Реализация содержания учебной дисциплины предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса ОУД.11 Экология на ступени основного общего образования.
В то же время учебная дисциплинаОУД.11 Экология для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.
Рабочая программа учебной дисциплиныОУД.11 Экология имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными дисциплинами ОУД.10 География, ОДБ.09 Биология.
Изучение учебной дисциплины ОУД.11 Экология завершается промежуточной аттестацией в формедифференциального зачетав рамках освоения ППКРС на базе основного общего образования.
1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
личностныерезультаты:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, сравнивать, делать выводы);
эстетического отношения к живым объектам;
метапредметные результаты:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умения видеть проблему, ставить вопросы выдвигать гипотезы;
умение работать с разными источниками биологической информации
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
предметные результаты:
классификацию факторов окружающей среды;
черты приспособленности организмов к окружающей среде;
закономерности взаимодействия человека с окружающей средой;
классификацию отходов промышленного производства и способы их утилизации.
строение атмосферы и значение каждого слоя для планеты, животного и растительного мира;
способы физического, физико-химического и биологического методов очистки сточных вод;
способы защиты и предупреждения от ветровой и водной эрозии почвы;
принципы зонирования антропогенных ландшафтов;
цели и задачи создания заповедников, национальных парков и заказников.
основные статьи конституции РФ в области охраны окружающей среды;
формы административной, материальной, дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушения состояния окружающей среды;
основные международные организации, занимающиеся вопросами охраны природы.
Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.11 Экология обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.
Виды универсальных учебных действий
Общие компетенции
(в соответствии с ФГОС СПО по специальности/профессии)
Личностные
(обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях)
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлятьк ней устойчивый интерес.
OK3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Регулятивные
(обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности) целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка
ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
OK3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Познавательные
(обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией)
OK4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
OK5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Коммуникативные
(обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми)
ОК6 . Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 54 часа, в том числе:
В том числе часов вариативной части учебных циклов ППКРС:не предусмотрено.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
23
контрольные работы
1
Индивидуальный проект(если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
в том числе:
Составление схем, опорных конспектов, реферат, домашняя работа
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. История развитияэкологии. Методы, используемые в экологических исследованиях. Роль экологии вформировании современной картины мира и в практической деятельности людей.
Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.
1
1
Практическое занятие №1
Роль экологии вформировании современной картины мира и в практической деятельности людей.
1
1
Раздел 1. Экология как научная дисциплина 6ч.
Тема 1.1
Общая экология.
Содержание учебного материала
2
2
Среда обитания и факторы среды.Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.
Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии.Среда,окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии.При-
Среда обитания человека и экологическая безопасность
Содержание учебного материала
12
2
Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты.Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.
Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.
Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.
Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.
Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к должному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог.
Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.
Практические занятия №4
Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.
Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности
Практическое занятие №5
Экологические требования к организации строительства в городе.
Практическое занятие №6
Экологические требования к должному строительству в городе.
Практическое занятие №7
Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности.
Практическое занятие №8
Среда обитания человека и экологическая безопасность.
Самостоятельное изучение тем: Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.
Подготовка доклада:
Система контроля за экологической безопасностью в России.
Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.
Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.
Структура экологической системы.
Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.
Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.
Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.
2
3
1
Раздел 3. Концепция устойчивого развития 8ч.
Тема 3.1.
Возникновение концепции устойчивого развития.
Содержание учебного материала
1
2
Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий«устойчивость»и «устойчивое развитие ». Эволюция взглядов на устойчивое развитие.Переход кмодели «Устойчивость и развитие».
Практические занятия №9
Глобальные экологические проблемы и способы их решения.
Практическое занятие №10
Эволюция взглядов на устойчивое развитие.
Практическое занятие №11
Решение экологических задач на устойчивость и развитие.
2
2
2
1
1
1
Контрольная работа «Концепция устойчивости развития»
Самостоятельное изучение тем: «Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамкахконцепции «Устойчивость и развитие». Экономический,социальный,культурныйи экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологические след и индекс человеческого развития».
4
1
Раздел 3. Охрана природы 8ч.
Тема 3.1
Охрана природы
Содержание учебного материала
Природоохранная деятельность. История охраны природы в России.Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники,заказники,национальныепарки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологическиепроблемы России.
Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем.
Практическое занятие №12
Типы организаций, способствующих охране природы.
Практическое занятие №13
Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.
Самостоятельное изучение тем «Природные ресурсы и способы их охраны.
Охрана водных ресурсов в России.Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России.Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и
водных биоценозов)».
Подготовка доклада:
Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.
4
3
1
Дифференцированный зачет
1
2
Итого
36
Максимальная учебная нагрузка - 54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка - 36
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся - 18
2.3. Содержание профильной составляющей
№ занятий
Наименование разделов и тем
Количество часов
Раздел 1. Экология как научная дисциплина
Тема 1.1 Общая экология.
1.
Среда,окружающая человека, ее специфика и состояние.
1
2.
Демография и проблемы экологии.
1
3.
Природные ресурсы, используемые человеком.
1
Тема 1.2 Среда обитания человека и экологическая безопасность.
4.
Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты.
1
5.
Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.
1
6.
Городская среда.
1
7.
Сельская среда.
1
Раздел 2 Концепция устойчивого развития
Тема 2.1 Охрана природы.
8.
Природоохранная деятельность.
1
Итого:
8
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
доска для писания
столы
стулья
таблицы
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: нет
Технические средства обучения: нет
3.2. Информационноеобеспечение
Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники
1.Б.М.Миркин «Экология», учебник 10-11 класс,2016 г
2.В.И.Медведев «Охрана труда и промышленная экология»,2014г
Дополнительные источники
1.И.А.Корчак «Основы экологии и охраны природы»,2011 г
Перечень Интернет-ресурсов
1.Федеральный портал «Российское образование»
2.http://www.dront.ru/
3.http://www.ecology.samara.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также в результате выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные умения, направленные на приобретение общих компетенций.
Результаты обучения (предметные)
на уровне учебных действий
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- соблюдать экологические нормы и правила в производственной деятельности;
- использовать представление о взаимосвязи живых организмов и среды обитания в профессиональной деятельности
тестирование, практическое занятие
тестирование, практическое занятие
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-принципы рационального природопользования;
- источники загрязнения окружающей среды;
- государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды;
- экологические аспекты сельскохозяйственной деятельности
практическое занятие
тестирование
самостоятельная работа
дифференцированный зачет
Приложение 1
Планирование учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения
№
п/п
Тема учебного занятия
Кол-во часов
Активные и интерактивные формы и методы обучения
Формируемые универсальные учебные действия
Среда обитания
2
Групповая работа с иллюстративным материалом
регулятивные
Среда обитания человека и экологическая безопасность
3
Проблемное обучение
регулятивные
Природоохранная деятельность
3
Метод проектов
познавательные
Всего
8
Максимальная нагрузка
54
Аудиторная нагрузка
36
% использования активных и интерактивных форм и методов обучения
22%
Приложение 2
Тематика индивидуальных учебных проектов
№ п/п
Ф И О студента
Шифр группы
Тема проекта
Срок выполнения
1.
17ОС
Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
Июнь 2018
2.
17ОС
Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
Июнь 2018
3.
17ОС
Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
Июнь 2018
4.
17ОС
Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости
Июнь 2018
5.
17ОС
Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.
Июнь 2018
6.
17ОС
История и развитие концепции устойчивого развития.
Июнь 2018
7.
17ОС
Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему.
Июнь 2018
8.
17ОС
Основные экологические приоритеты современного мира.
Июнь 2018
9.
17ОС
Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем.
Июнь 2018
10.
17ОС
Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.
Июнь 2018
11.
17ОС
Популяция как экологическая единица.
Июнь 2018
12.
17ОС
Причины возникновения экологических проблем в городе.
Июнь 2018
13.
17ОС
Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.
Июнь 2018
14.
17ОС
Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).
Июнь 2018
15.
17ОС
Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России.
Июнь 2018
16.
17ОС
Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.
Июнь 2018
17.
17ОС
Система контроля за экологической безопасностью в России.
Июнь 2018
18.
17ОС
Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.
Июнь 2018
19.
17ОС
Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.
Июнь 2018
20.
17ОС
Структура экологической системы.
Июнь 2018
21.
17ОС
Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.
Июнь 2018
22.
17ОС
Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.
Июнь 2018
23.
17ОС
Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
Июнь 2018
24.
17ОС
Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
Июнь 2018
25.
17ОС
Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.