«Мир окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Мир окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский.
Окружающий мир личности безграничен в его познании. Как бы мы ни старались раскрыть все его тайны, узнать о нем как можно больше. он остается загадкой. И все же огонек желаний проникнуть в глубины тайн мира горит в душе каждой человеческой личности, особенно юной. Детей дошкольного возраста можно смело назвать исследователями, открывателями мира.
В настоящее время проблема экологического воспитания детей вышла на первый план, и ей уделяют все больше и больше внимания. Почему же эти проблемы стали актуальными?. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Именно поэтому так велика роль дошкольных учреждений, а в частности, педагогов, в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с самого раннего возраста. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его непосредственное участие в улучшении природного окружения.
В процессе реализации проекта дети познакомятся с разнообразием живой и неживой природы, с её богатством и огромной пользой для человечества. Очень хочется донести до сознания детей, что природа сознательно не причиняет вреда людям, а лишь по надобности защищается от пугающих её действий. Если дети будут знать всё это, то будут ограждены от неприятных ситуаций при прогулке на природе. Будут бережнее относиться к окружающему миру.
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта, формирование представления у дошкольников о разнообразии окружающего мира, формирование навыков безопасного поведения в природе.
Задачи проекта:
-формировать у детей элементарные представления об окружающем мире (объектах и явлениях природы);
-формировать навыки исследовательской деятельности, умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, анализировать;
-развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и детского сада;
-развивать эмоциональную отзывчивость;
-обучать восприятию красоты природы и передаче её через рисунки. лепку, аппликацию;
-воспитывать доброе и бережное отношение к миру природы.
Предполагаемый результат:
У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Дети имеют простейшие представления о некоторых особенностях их внешнего вида, строении, способах передвижения, произрастания. Знают об их пользе или вреде. Умеют находить сходства и различия. Владеют обобщающими понятиями.
Программно-методическое обеспечение
Планирование воспитательно-образовательного процесса строилось с учётом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. Основой проекта является «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. Программа воспитания и обучения в детском саду. «От рождения до школы» (Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика-Синтез, 2014)
С учётом основной программы и методических пособий разработано тематическое планирование для второй младшей группы. Задачи, поставленные в проекте, совпадают с задачами основной программы и соответствуют возрастным особенностям детей. Воспитательно- образовательный процесс построен на комплексно-тематическом принципе планирования с учётом интеграции образовательных областей.
Методы и приемы:
• Организации экскурсий на территории детского сада с целью наблюдения;
• Тематические беседы (с использованием картинок и открыток по темам);
• Проведение исследовательской работы;
• Использование пальчиковых, подвижных, а также дидактических игр;
• Чтение художественных произведений, познавательной литературы;
• Загадывание загадок;
• Сюжетно-ролевые игры;
• Музыкальные досуги и развлечения;
• Привлечение родителей к созданию мини-книг;
• Просмотр фильмов, мультфильмов и DVD дисков;
• Различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, изготовление альбомов, книжек-малышек);
• Различные консультации родителям;
• Мастер-класс для родителей на тему «Какого цвета лето» нетрадиционная техника рисования;
• Оформление в группе «Уголка природы".
План реализации проекта
1 этап: подготовительный
-сбор и анализ литературы по данной теме;
-разработка плана реализации проекта;
-подборка иллюстративного материала;
-подборка загадок, сказок, мифов, легенд по теме;
-подборка художественной и познавательной литературы для чтения (стихи, рассказы. энциклопедии, журналы) по теме;
-подготовить материал для изобразительной деятельности.
- проведение первичной диагностики.
2 этап: основной (реализация проекта)
-работа с родителями: консультации «Бабушкины рецепты здоровья", «Природа и дети». «Ловушки для грибника». «Всякий грибок знает свой срок», «О летнем отдыхе детей». «Если ребенка ужалила пчела»; изготовление книжек -малышек "Какого цвета лето", оформление выставки "А у нас в цветочном городке", сбор гербария «Зеленая аптечка»; привлечь родителей к совместному изготовлению макета муравейника;
создание альбома "Эй, грибок, полезай в кузовок!", мастер класс "Нарисуй мне мама лето. "
- организация совместной деятельности воспитателя с детьми:
дидактические игры по теме проекта; сюжетно-ролевые игры; отгадывание загадок; чтение художественной и научной литературы; беседы; пальчиковые и подвижные игры; экскурсии; наблюдение; исследовательская деятельность; трудовая деятельность. творческая деятельность.
-организация самостоятельной деятельности детей: раскрашивание раскрасок по темам; рассматривание картинок. открыток по теме проекта; настольные и дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; наблюдение.
3 этап: заключительный
-презентация проекта: выставка "А у нас в Цветочном городке", презентация макета "Муравейник", гербария "Зеленая аптечка", альбома "Эй, грибок полезай в кузовок!", презентация коллективной работы "Лето"
-итоговая диагностика
Основной этап реализует следующие темы:
Июнь
1-2 неделя : "Цветочный городок"
3-4 неделя : "В гостях у Мухи Цокотухи"
Июль
1-2 неделя: "Зеленая аптека"
3-4 неделя: "Ягодная страна"
Август
1-2 неделя: "Грибное царство"
3-4 неделя: "Какого цвета лето"
2 этап: реализация проекта
Краткое программное содержание проекта
1. Июнь (1-2 недели)- "Цветочный городок"
- беседы: "Цветы-краса земли". "Почему их так назвали", "Цветы в легендах, стихах. загадках. песнях";
-загадывание загадок по теме;
- чтение художественной. познавательной литературы: "Носит одуванчик желтый сарафанчик" Л. Квитко, энциклопедия "Все обо всем"Растения"ООО "Издательство АСТ" и др.
-рассматривание иллюстраций. открыток с изображением цветов.
-сюжетно ролевая игра: " Цветочный магазин";
-пальчиковые игры: "У нас в саду растет цветок". " Наши алые цветки";
-слушание музыки: Ю. Антонов "Не рвите цветы", П. И. Чайковский "Вальс цветов", Ю. Чичков "Волшебный цветок", музыкальная игра Подарки в День рождения";
- дидактические игры: "Сложи цветок"- уточнение знаний о строении цветка (стебель, листья, цветок); пазлы "Цветы"-формирование умения составлять из нескольких частей одну целую картину; "Найди кашпо для цветка" закрепление названий цвета;
- экспериментирование: где семена быстро взойдут (на солнце или в темном месте); если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает;
-трудовая деятельность: на участке и в группе полив растений, рыхление и прополка;
-экскурсии: по территории детского сада с целью ознакомления, какие еще цветы растут на участках.
- наблюдения: нужна ли цветам вода, любят ли растения солнышко, зачем мы рыхлим землю;
- творческая деятельность: на прогулке рисуем цветы на песке и асфальте, собираем цветок из природного материала (веточек, камушек); в группе аппликация из ткани "Волшебный цветок", коллективная работа "Букет незабудок" нетрадиционная техника рисования
-итоговое мероприятие: загадки" Бабушки Загадушки", выставка "А у нас в Цветочном городке" коллекция цветов сделанных из разного материала (цветы на ткани, из бумаги, на открытках, на посуде и т. д.).
2.Июнь (3-4 недели)- "В гостях у Мухи Цокотухи"[/u]
- беседы "Какие бывают насекомые", "Насекомые в природе родного края". "Насекомые и цветы созданы друг для друга", "Друзья или враги";
- дидактические игры: "кто где живет""кто лишний", "хорошо или плохо", "Кто летает, а кто ползает", "проведи насекомое по дорожке";
- загадывание загадок
-чтение познавательной и художественной литературы, стихотворений и закличек: "Божья коровка, улети на небо! Принеси нам хлеба!", русская народная сказка "Лесной гнет" в обр. А. Афанасьева, "Маленький кузнечик" С. Козлов, "Тараканище" К. Чуковский и. др.
- рассматривание иллюстраций и открыток на тему "Насекомые"
- наблюдение: во время прогулки "Насекомые вокруг нас";
- пальчиковые игры: " Две сороконожки", "Комарик", "Насекомые";
-подвижные игры: "летает -не летает", "Стрекоза", "Пчелки и медведь", хороводная игра "Водят пчелы хоровод";
- творческая деятельность: рисование "Божья коровка" нетрадиционная техника рисования, аппликация "Гусеница", коллективная работа моделирование "муравейника" из природного материала;
-итоговое мероприятие: постановка сказки "Муха Цокотуха" К. Чуковского
3. Июль (1-2 недели): "Зелёная аптека"
- беседы: "Зеленая аптека -что это такое?", "В мире лекарственных растений";
- дидактические игры: "Что лишнее", "От какого растения часть";
- загадывание загадок
-чтение познавательной и художественной литературы: " Сказка про лекарственные растения";
- раскрашивание раскрасок "Лечебные травы"
-рассматривание иллюстраций и открыток на тему "Лекарственные растения"
- пальчиковые игры: "Одуванчик";
- прослушивание музыкальных произведений: П. И. Чайковский "Вальс цветов", Ю. Чичков "Волшебный цветок", звуки природы;
- поисково-исследовательская деятельность: на участке ищем полезные растения;
-трудовая деятельность: полив цветов на клумбе, рыхление почвы;
- творческая деятельность: коллективная работа аппликация из ладошек "Ромашка", оформление гербария "Зеленая аптека"
-прослушивание музыкальных произведений: группа "Дельфин" "Ягода-малина, ягода-черника";
-творческая деятельность: лепка ягода "Малина", коллективная работа "Арбуз" аппликация из комочков бумаги;
- итоговое мероприятие: развлечение "Приключение в стране ягод".
5. Август (1-2 недели): " Грибное царство"
- беседы: «Гриб, грибок, полезай в кузовок», «Съедобный или несъедобный», «Ядовитые двойники», «Где растут грибы?», «Когда растут грибы», «Как прячутся грибы, как их надо собирать»
-дидактические игры "съедобный -несъедобный", "сложи грибок", шнуровки "Кузовок"
-рассматриваний иллюстраций и картинок по теме "Грибы";
-раскрашивание раскрасок по теме "Грибы"
-загадывание загадок по теме
-чтение познавательной и художественной литературы: русская народная сказка «Под грибом», Э. Успенский "Грибы для Чебурашки", В. Сутеев «Живые грибы», «Под грибом»;
-пальчиковые игры: «Грибы», "Как то на рассвете гном"
-подвижные игры: «У медведя во бору», «По грибы», игра «Ягоды, грибы, орехи».
-изобразительная деятельность: в группе коллективная работа "Под грибом" рисование с элементами аппликации, на прогулке рисование на песке и асфальте, выложи грибок из природного материала.
- беседы: «Чему нас учит солнце», «Чудо радуга», «Небесная вода», «Что подарило нам лето».
- дидактические игры: «Чего не бывает», «Что лишнее»
-рассматривание картинок и иллюстраций по теме
- чтение познавательной и художественной литературы: «Поэзия дождя» К. Паустовский, «Живительный дождик» М. Пришвин., " Как поймать облако" С. Козлов, "Самая разноцветная сказка про утенка и радугу" Л. Г. Хоботова
-подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Солнечные зайчики»
-наблюдения: за облаками, за ветром, за солнцем;
-трудовая деятельность: уборка сухих цветов.
-прослушивание музыкальных произведений: «Луч солнца золотого» из м/ф «По следам Бременских музыкантов», «Выглянуло солнышко, блещет на лугу» в исполнении детского хора, «Дождя не боимся — Песня из к/ф «Незнайка с нашего двора», «Облака, белогривые лошадки» из м/ф «Трям! Здравствуте!», «Это хорошо!» песенка кота Леопольда из м/ф «День рождения кота Леопольда», «От улыбки» из м/ф «Крошка Енот».
-изобразительная деятельность: рисование пластилином "Солнышко", коллективная работа "Лето" аппликация из ладошек;
- итоговое мероприятие: мастер класс с родителями "Нарисуй мне мама лето!" нетрадиционная техника рисования
Оценка эффективности реализации проекта
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
- тема данного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно смогло повлиять на их интеллектуальное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие;
- отмечалось положительное отношение к организуемой деятельности детей в группе, их эмоциональный отклик на изменения в природе, знакомство с новыми для детей явлениями природы, произведениями художественной литературы, на художественно- эстетическую деятельность. Дети проявляли интерес и желание рисовать, лепить, конструировать, играть в дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры на экологическую тему.
- возросла речевая активность детей, что повлияло на их самостоятельную игровую деятельность, на возникновение ролевых диалогов;
- удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия: педагог – родители - дети. Хочется отметить, что этот проект пошел на пользу не только детям, но и мне, и родителям. Родители принимали активное участие в реализации проекта, привлекая своих детей к различным видам деятельности в соответствии с перспективным планом по реализации проекта. Очень стимулировало, что родители высказывали свою благодарность о проделанной работе, т. к. были довольны результатами. Дети дома делились своими новыми впечатлениями, рассказывали родителям, какие природные явления они замечали по дороге в детский сад или на обратном пути. И как нужно себя вести, чтобы не приносить вред природе и своему здоровью.
-в группе был создан "Уголок природы". Многие дети по собственной инициативе проводили там время. Особенно им нравилось рассматривать иллюстрации в книгах и играть в дидактические игры.
Используемая литература:
1. Ю. А. Акимова "Знакомим дошкольников с окружающим миром" младшая группа. Творческий центр "Сфера"2007.
2. О. А. Соломенникова "Занятия по формированию элементарных экологических представлений" во второй младшей группе детского сада. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
3. М. А. Фисенко "Природа вокруг нас " младшая и средняя группы. Разработка занятий. ИТД "Корифей" 2008.
4. Т. А. Шорыгина "Ягоды. Какие они" Издательство ГНОМ и Д 2007.
5. Т. А. Шорыгина "Травы. Какие они" Издательство ГНОМ и Д 2007.
6. Т. А. Шорыгина "Грибы. Какие они" Издательство ГНОМ и Д 2008
7. "А, Хвостовцев "Детки- непоседки" пальчиковые игры для детей от 3 до 6 лет. Сибирское университетское издательство 2009.
8. М. М. Борисова "Малоподвижные игры и игровые упражнения" для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2015
9. К. Ю. Белая "Формирование основ безопасности у дошкольников" для занятий с детьми 2-7 лет. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2016
10. И. А. Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду" вторая младшая группа. Издательский дом "Цветной мир " 2014
11. Программа "От рождения до школы" под редакцией Е. В. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014
12." Федеральный Государственный Образовательный Стандарт".