Мой дом - моя крепость (Влияние абиотических факторов на жизнь человека и его жилище).
Мой дом - моя крепость (Влияние абиотических факторов на жизнь человека и его жилище).
Тема занятия – Мой дом – моя крепость.
Тип занятия – учебное исследование.
Место занятия в рабочей программе биологии – данная работа проводится в конце изучения курса 8 класса и учащиеся знают из курса «Биологии» показатели состояния физического здоровья организма человека. Условия окружающей среды влияют на здоровье человека, а значит и условия жилища оказывают влияние на состояние школьника. Нормативы СанПинов «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» помогают ученику оценить экологическое состояние своего жилища.
Цель занятия: изучить экологические особенности своего жилища.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мой дом - моя крепость (Влияние абиотических факторов на жизнь человека и его жилище).»
Методическая разработка урока по экологии
Учитель - Кунина С. В.
МБОУ «Средняя школа №1» г. Кольчугино Класс 8
План конспект занятия.
Пояснительная записка.
Тема занятия – Мой дом – моя крепость.
Тип занятия – учебное исследование.
Место занятия в рабочей программе биологии – данная работа проводится в конце изучения курса 8 класса и знают из курса «Биологии» показатели состояния физического здоровья организма человека. Условия окружающей среды влияют на здоровье человека, а значит и условия жилища оказывают влияние на состояние школьника. Нормативы СанПинов «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» помогают ученику оценить экологическое состояние своего жилища.
Цель занятия: изучить экологические особенности своего жилища.
Планируемые результаты обучения:
1. Личностные результаты:
-ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
-готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
2. Метапредметные результаты:
*Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
- устанавливать существенный признак классификации биологических и экологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
Базовые исследовательские действия:
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений.
Работа с информацией:
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;
- запоминать и систематизировать биологическую информацию.
*Универсальные коммуникативные действия:
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции
в процессе выполнения практических и лабораторных работ.
- публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта).
Совместная деятельность (сотрудничество):
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы.
*Универсальные регулятивные действия:
Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
- регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
- овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
3. Предметные результаты:
- характеризовать науки о человеке (антропологию, анатомию, физиологию, медицину, гигиену, экологию человека, психологию) и их связи с другими науками и техникой;
- выявлять причинно-следственные связи между строением, жизнедеятельностью и средой обитания человека;
- называть и аргументировать основные принципы здорового
образа жизни, методы защиты и укрепления здоровья человека: позитивное эмоционально-психическое состояние;
- создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изученного раздела биологии.
Оборудование: мультидатчик из цифровой лаборатории «Экология», датчик звука, датчик окиси углерода, датчик кислорода, датчик относительной влажности, ноутбук с ПО «Цифровая лаборатория»,принтер.
Дидактические материалы.
Задание 1. Факторы жилой среды.
Внутренняя среда квартиры, или жилая среда, - результат взаимодействия многих физических, химических и биологических факторов. Основные элементы жилой среды, влияющие на самочувствие человека:
- Архитектурно-планировочные и конструктивные решения жилища.
- Микроклимат помещения.
- Световая среда.
- Воздушная среда.
- Шум.
Охарактеризуете воздействие на человека каждого из этих факторов. Какие нарушения здоровья могут при этом возникать?
Задание 2. Факторы жилых помещений.
Жилище – сложная система природной и искусственно созданной среды, где сочетаются воздействия физической, химической и биологической природы. Распределите предложенные примеры факторов на три группы. Объясните свой выбор.
Микроклимат, книжная пыль, продукты сгорания бытового газа, табачный и кухонный дым инсоляция и освещённость, электромагнитные излучения, шум, пылебактериальная взвесь, вибрация техногенного происхождения,
аэрозоли синтетических моющих средств и шерсть кошек
Этапы занятия.
Актуальность темы:
В настоящее время в нашей стране растет интерес к вопросам экологии жилища человека. Жилище является одним из элементов искусственной среды обитания, созданной человеком для обеспечения теплового, воздушного и светового комфорта. Жилая среда или внутренняя среда квартиры или дома – это различные условия жизни в жилых помещениях, которые формируются в результате взаимодействия многих химических, биологических, физических факторов. Воздействуя на человека, они оказывают влияние на его физическое и психическое здоровье, на эмоциональное состояние.
Цель работы: составление экологического паспорта своего жилища.
Методика: оценка экологических показателей жилища, метод пробных площадок (учет показателей в точках наблюдения).
Непосредственное и ближайшее окружение дома (другие жилые дома, промышленные предприятия, площади, улицы, шоссейные и железные дороги, парки, водоемы и т.д.)
Этажность, количество квартир, примерное число жильцов.
3
Виды строительных материалов.
4
Особенности тепло-, водо-, электро-, газоснабжения.
3. Паспорт комнат, бытовых и подсобных помещений.
1
Общее санитарно-гигиеническое состояние здания.
2
Экологическая комфортность.
3
Размеры помещений.
4
Характеристика потолка, пола, стен.
4. Показатели экологических факторов помещения.
Показатели
Норма (СанПИН)
Сравнение
1
Температура воздуха
20-22°С (холодный период года),
22-25°С (теплый период года)
2
Кислород
20% - 21%
3
Оксид углерода
3 мг/м3
4
Относительная влажность воздуха
30% - 60%
5
Освещение естественное (за окном)
5000 лк (зимний период)
17000 лк (летний период)
6
Освещение искусственное
150-300 лк
7
Уровень шума
40дБА-55дБА (дневное время)
Порядок проведения измерений экологических факторов.
1) Прочитать инструктаж по технике безопасности.
2) Выбрать места измерений в жилище.
3) Запустить программу измерений «Цифровая лаборатория», подключить мульти датчик цифровой лаборатории «Экология» к ноутбуку в соответствии с руководством пользователя ПО «Цифровая лаборатория».
4) Подождать установления показаний в течении 30 секунд. После чего зафиксировать показания в первой точке.
5) Результаты измерений занести в таблицу 4.
5. Сформулируйте выводы о качестве жилого помещения вашей семьи и оформите экологический паспорт вашего жилища.
10. Рефлексия: проведение приема «10 баллов».
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции: