kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика изучения внегнездовой жизни муравьев

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методика позволит организовать наблюдения за жизнью муравьев.

Просмотр содержимого документа
«Методика изучения внегнездовой жизни муравьев»

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВНЕГНЕЗДОВОЙ ЖИЗНИ МУРАВЬЕВ


Автор-составитель: Григорьева Ирина Евгеньевна – педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области


Изучение жизни муравьев – полезное и необычайно интересное дело. Их можно назвать идеальным исследовательским объектом. Внимательный взгляд легко обнаружит в лесу муравейник, муравьиную тропу или муравья, который тащит хвоинку или гусеницу. Предлагаю вашему вниманию методику, которая поможет организовать с детьми наблюдение за рыжими лесными муравьями в лесу.


1.Вид муравьев определяется с помощью определительных таблиц.


2.Используется площадочный метод. Площадка 10х10 метров описывается по следующим параметрам:

а) формула состава древостоя;

б) диаметр и высота лесообразующих пород;

в) виды растений, их фенофазы и характер встречаемости по ярусам, состав подроста;

г) характер сомкнутости крон.

Составить схему площадки с указанием на ней стволов деревьев и места расположения муравейника.


3.Характеристика муравейника включает в себя следующие пункты:

а) местонахождения муравейника по отношению к другим объектам;

б) высота, диаметр, объем и площадь основания гнезд;

в) схематический рисунок муравейника;

г) схема муравьиных троп;

д) длина и ширина каждой тропы.


4.Три раза в день (8.00; 14.00; 20.00) в течение нескольких суток необходимо определять:

а) освещение муравейника солнцем (на схематическом рисунке муравейника изобразить «солнечные пятна» или отметить, что он освещен полностью или находится в тени);

б) температуру воздуха (с помощью термометра), облачность, наличие и интенсивность осадков;

в) количество муравьев на куполе муравейника (на солнце и в тени) с помощью рамки 10х10 см, которая подвешивается над муравейником.


5.Активность муравьев определяется также три раза в день. С помощью набело обструганной палочки (подсчитывается число муравьев, пересекающих ее за одну минуту). Продолжительность рабочего дня муравьев определяется путем наблюдений.


6.Активность передвижения по тропам измеряется таким же образом, но подсчитываются отдельно муравьи, движущиеся к муравейнику и от него.


7.Назначение троп устанавливается путем наблюдений. Тропы, по которым муравьи несут пищу или бегут к колониям тлей – кормовые. По строительным тропам насекомые тащат в муравейник хвоинки, мелкие веточки. Обменные тропы выявляются при картографировании.


8.Для определения видового состава и количества корма необходимо в течение некоторого времени отбирать у муравьев их ношу. Подсчитать количество корма, приносимого муравьями за одну минуту.


9. В радиусе 3-5 метров от муравейника определить все травянистые растения, их фенофазы. Видовой состав сравнить с видовым составом растений на остальной территории биотопа. При картографировании отметить, у каких травянистых растений заканчиваются муравьиные тропы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методика изучения внегнездовой жизни муравьев

Автор: Григорьева Ирина Евгеньевна

Дата: 03.05.2019

Номер свидетельства: 508993

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства