kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование экологического сознания и любви к родному краю у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья представляет опыт работы в направлении формирования у детей дошкольного возраста экологического сознания и любви  к той терриротрии, на которой они проживают. Также здесь представленно комплексно-тематическое планиерование образовательной работы в рамках природоохранных социально-образовательных проектов "Эколята-дошколята".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЭКОЛОГИЯ ГОДА»

Формирование экологического сознания и любви к родному краю у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность
(из опыта работы)

Алексеева Т.В., г. Владивосток, Приморский край

Дошкольный возраст – время когда в ребенке закладываются базовые способности познания и деятельности.

Ребенок активно познает окружающий мир, он очень восприимчив к образовательному влиянию. Упустить благоприятные возможности этого периода для обогащения этого опыта исследовательского поведения и познавательных способностей дошкольника – значит нанести вред детскому развитию. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшее интеллектуальное усилия.

Познавательная активность порождает разнообразную поисковую деятельность ребенка, которая предоставляет ему возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему».

Для этого важно придерживаться следующих педагогических принципов:

  1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

  2. Системность.

  3. Наглядность.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Городской ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка.

А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания является содержательным элементом экологического воспитания дошкольников.

Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком, а ведь дошкольное детство - это период   бурного роста и интенсивного развития ребёнка, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Для дошкольника характерны следующие элементы экологического сознания: во-первых, потребность в общении с природой, которая является отправной точкой формирования экологической культуры ребенка, как правило, не отделяющего себя от природы, воспринимая себя частью этой природы; во-вторых, эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные.

Работу по экологическому образованию и воспитанию дошкольников осуществляю согласно требованиям программы «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой (раздел «Ребенок открывает мир природы» - авторы Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова).

Размышляя над тем, чего не хватает нашим детям, вроде бы у них есть дом, семья, они окружены родительской любовью, заботой и вниманием, я пришла к выводу, что  дошкольники равнодушны к окружающему их миру, к себе, к людям, к чувствам, поступкам, обязанностям, т.е. у них не воспитано чувство единения с природой и они вряд ли смогут без напоминания заметить какой-либо природный объект, нуждающийся в помощи человека и применить свои знания на практике.

Поэтому целью моей работы с дошкольниками в этом направление стало: формирование у детей ответственного и доброжелательного отношения к природе, любви к родному краю;

Мною были поставлены следующие задачи:

  • развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;

  • обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об собенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы ;

  • развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности;

  • поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранительную деятельность;

  • воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

  • развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.

Конечный результатэто «отношение», яркой формой выражения которого является деятельность ребенка, а именно эмоциональное восприятие окружающего мира; освоение экологических норм поведения.

В нашем небольшом уютном Приморском крае и г. Владивостоке есть немало прекрасных мест, здесь без устали можно любоваться красотой природы и памятниками архитектуры: никого не оставят равнодушным закаты и восходы, раскидистые ивы, заснеженные леса, поля, утопающие летом в цветах.

Для успешного решения поставленных задач в группе создано экологическое пространство, где широко представлен растительный и животный мир, уголок экспериментальной опытнической деятельности, в детском саду постоянно организовываются выставки на «экологические» темы.

На территории ДОУ имеются цветники, а так же на прогулочной площадке создана «сказочная тропа» под названием «Там на неведомых дорожках», путешествуя по ней дети сочиняют сказки, истории, рассказы про животных, сказочных персонажей и различных растениях. Это побуждает детей к эстетическим переживания, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения сопутствующими практическими и познавательными умениями.

Как основной метод в формировании экологического сознания использую наблюдение, но чтобы увиденное в природе не потерялось в памяти ребенка, необходимо полученные знания закреплять в различных видах деятельности: художественное творчество, музыкальной, театрализованной, художественном слове, опытно – экспериментальной. Все затронет эмоции, чувства, а значит  отложится в памяти ребенка навсегда.

Именно поэтому в своей работе стараюсь чаще использовать комплексные занятия, а также выстраивать цепочку различных видов деятельности. Такой интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практические сферы личности ребенка.

В совместной деятельности с детьми использую следующие приемы и методы:

  • целевые прогулки на территории детского сада;

  • игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные);

  • чтение детской художественной литературы, беседы с детьми на экологические темы по их интересам;

  • опыты, поисковая деятельность.

  • просмотр видеофильмов;

  • сбор коллекций, семян, камней, листьев;

  • работа с календарями природы;

  • экологические досуги. Роль досугов и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Например, мы проводим праздники, посвящённые дню защиты Тигр, день моря, день Земли, различные экскурсии.

В своей работе широко использую прогулки для формирования экологического сознания и любви к родному краю. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовываю игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использовали разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт?», «Вершки – корешки», «Когда это бывает?», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень понравилось играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром «Султанчики», « Разноцветные ленточки». Через игры они научились определять силу и направление ветра, его контрастность.

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались различные формы (консультации, беседы).

Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных задач.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Альманах экологического образования и просвещения. Т. II: Материалы Всероссийского Форума с международным участием «Экологическое образование – на пути к инновациям и энергосбережению». – Ярославль: Издательство, 2011. – 195 с.

  2. Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.

  3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.

  4. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

  5. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.

  6. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.

  7. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.

  8. Молодцова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.

  9. Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.

  10. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.

11. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

12. Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.

13.Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.


Комплексно-тематический план образовательной работы

в рамках природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-дошколята»

в подготовительной группе детского сада

Тема: «Природо-охранная деятельность»

Сроки: 01 сентября 2016 – 31 августа 2017 гг.

Цели: способствовать формированию активной позиции детей и их родителей по вопросам сохранения чистоты природы


Образовательные области

Виды деятельности


Сентябрь

Познавательное развитие

«Планета Земля в опасности»

Задачи: Способствовать формированию представления детей о том, что планета Земля – это громадный шар, обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем нужна чистая вода, чистый воздух, чистая земля, что планета сейчас в опасности. Воспитывать любовь к природе, желание изучать ее.

Социально-коммуникативное развитие

Наблюдение :«Прогулка по осеннему лесу»

Задачи: формировать знания об окружающем мире; развитие связной речи, ее выразительности;  воспитывать доброту, чуткость, сострадание и умение сопереживать.


Художественно-эстетическое

«Придумай, чем может стать красивый осенний листок» (рисование). Задачи: Развивать эстетическое восприятие, воображение, творче- ство. Закреплять умение передавать сложную форму листа. Развивать ассоциативные связи. Упражнять в аккуратном красивом закрашивании. Формировать эстетический вкус.)

Речевое развитие

«Начинаем читать книгу «Экология в картинках»

Задачи: Дать детям представление о том, что в книге рассказывается о доме для живых существ: растений, животных, людей. Учить слушать чтение познавательной книги, правильно понимать ее содержание, отвечать на вопросы, опираясь на текст рассказ. Формировать умение рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других.


Октябрь

Познавательное развитие

Экологический праздник «День тигра»

Задачи: познакомить детей с уникальным представителем семейства кошачьих, амурским тигром;

Развивать у детей познавательно – исследовательский интерес к родному краю, природе животного мира.

Сформировать представление о жизни тигра, повадках, местах обитания;

Углубить знания детей об отношениях человека и амурского тигра;

Познакомить детей с причинами исчезновения этого вида из дикой природы.



Социально-коммуникативное развитие

Д/и «Природа и человек»

Задачи: закреплять знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа. Учить самостоятельно придумывать задания для игры.)


Художественно-эстетическое

Создание иллюстраций к сказке В. Бианки «Приключения муравьишки».

Речевое развитие

Чтение сказки В. Бианки «Приключения муравьишки». Закрепить посредством ЧХЛ знания о насекомых и их среде обитания.


Ноябрь

Познавательное развитие

«Через добрые дела можно стать юным экологом»

Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботиться о растениях и животных.


Социально-коммуникативное развитие

С/р игра «Спасатели природы»

Задачи: помочь детям организовать игру с опорой на знания по данной теме.

Художественно-эстетическое

Рисование с натуры «Ветка рябины»

Задачи:формировать умение передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании акварелью. Закреплять разные приемы рисования кистью (всем ворсом и концом). Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности изображения.)

Физическое развитие

П/и «Перелет птиц»

Задачи: способствовать совершенствованию игровых действий, формировать умение сопоставлять свои действия с правилами игры, учить следить за своей осанкой.

Речевое развитие

Заучивание стихотворения П.Воронько «Лучше нет родного края»

Задачи: учить детей понимать, чувствовать образный язык стихотворения, выразительно декламировать его. Развивать поэтический слух, литературную речь.


Декабрь

Познавательное развитие

«Большие опасности для маленьких животных»

Задачи: учить бережному отношению к тем животным, которые живут рядом с нами.

Социально-коммуникативное развитие

Экологические игры: «Кто где живет», «Живое домино».


Художественно-эстетическое

Рассматривание репродукции картины Д.Александрова «Зимняя сказка»

Задачи: познакомить детей с картиной. Обратить внимание на сказочный вид зимнего леса, предложить рассмотреть разнообразие лесных красавиц-елей в лесу. Учить отмечать средства выразительности, которые использовал художник в картине. Развивать чувство прекрасного, учить любоваться предметами искусства.

Речевое развитие

В. Бианки «Письмо простое и письмо с хитростью».


Январь

Познавательное развитие

Мультимедийная дидактическая игра "Удивительный мир неживой природы"

Задачи: выявить умение детей самостоятельно применять усвоенные знания о предметах и явлениях неживой природы.

Социально-коммуникативное развитие

Д/и: «Чьи следы», «Чей домик», «Хищник-жертва».


Речевое развитие

Разгадывание загадок об обитателях нашей планеты.


Февраль

Познавательное развитие

«Что такое заповедник»

Задачи: рассказать детям, что такое заповедник – это территория, охраняемая государством; познакомить детей с представителями флоры и фауны Лазовского заповедника.

Посвящение детей в «Эколята-дошколята» - «Мы друзья и защитники природы ».

Социально-коммуникативное развитие

Экологические игры: «Замерзшая вода двигает камни», «Выращивание грибка под названием «хлебная плесень»

Речевое развитие

Рассказывание по ролям русской народной сказки «Морозко» в обработке А.Толстого

Задачи: побеседовать с детьми по содержанию сказки. Акцентировать внимание на последствиях длительного нахождения на морозе. Учить высказывать свое отношение к прочитанному, оценивать поступки героев сказки. Способствовать повышению выразительности речи, формировать интерес к устному народному творчеству, к чтению.


Март

Познавательное развитие

Экологическая акция «Помоги зимующим птицам»

Задачи: Расширять представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе.

Физическое развитие

п/и «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется».


Художественно-эстетическое

Изготовление кормушек «Домики для птиц»

Речевое развитие

Беседа «Весна»

Задачи:  обобщить и расширить представления о весне, признаки наступления весны. Учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения. Воспитывать заботливое отношение к природе родного края. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.


Апрель

Познавательное развитие

«Круговорот воды в природе» (просмотр презентации)

Задачи: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающем среде; развивать умение самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи; воспитывать бережное отношение к воде.

Проведение экологического фестиваля «Заповедные тайны», посвященного всемирному Дню земли (22 апреля).

Художественно-эстетическое

Подготовка к выставке «Экология на железной дороге»

Социально-коммуникативное развитие

Д/и: «Какой ручей», «Рассмотри и опиши»


Физическое развитие

П/и«Лягушки и цапля»

Задачи : учить детей подпрыгивать на месте из глубокого приседа, прыгать через верёвку расположенную на высоте 15см, разными способами: двумя ногами, одной, с разбега, стараясь, чтобы цапля не поймала. Развивать ловкость, быстроту движений.

Речевое развитие

Заучивание стихотворений: Плещеев А. «Уж тает снег», С.Маршак «Водопровод», Ф.Тютчев «Весенние воды».


Май

Познавательное развитие

«Красная книга – сигнал опасности»

Задачи: дать детям представление о том, что люди плохо зная природу, погубили много растений и животных; познакомить с профессией лесничего;

воспитывать бережное отношение к миру природы.

Художественно-эстетическое

Конкурс «Веселая клумба»

Речевое развитие

Экологическая викторина «Человек природе друг - пусть узнают все вокруг»


Июнь

Познавательное развитие

«Приключения веселого Пузырика»

Задачи: развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования; активизировать и систематизировать имеющиеся у детей знания о свойствах мыла и воды; учить самостоятельно проводить «исследование».

Физическое развитие

П/и: «Классики», «Скакалки», «Мышеловка», «Ловишки», «карусели»

Художественно-эстетическое

Рисование портрета друга

Речевое развитие

Прослушивание аудиозаписи «Голоса леса»


Июль


Цикл занятий и продуктивной деятельности на тему «Сохрани моря и океаны»


Август

Познавательное развитие

«Путешествие по островам Приморского края»

Задачи: закреплять знания о морских путешествиях, растительном и животном мире Японского моря. Развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь. Формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры. Воспитывать у детей уважение к труду работников морского флота.

Социально-коммуникативное развитие

С/р игра: «Лесное путешествие»

Д/и: «Береги природу», «Скажи название» « Назвать растение по листу»,


Художественно-эстетическое

Изготовление знаков «Правила поведения в лесу»


Физическое развитие

П/и: «Земля, вода, огонь, воздух» - с мячом, «Солнечные зайчики», «Скакалки», «Прятки», «Ловишки»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алексеева Татьяна Вадимовна

Дата: 30.10.2017

Номер свидетельства: 435468


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства