kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экскурсия "Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная экскурсия позволит закрепить знания учащихся по определению деревьев и кустарников в безлистном состоянии по их силуэтам и почкам.

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия "Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии"»

Тема: «Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии»

Автор: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области

Цель: научиться определять деревья и кустарники в безлистном состоянии по их силуэтам и почкам.

Место проведения: лес.

Время проведения: декабрь

Продолжительность экскурсии: 2 часа.

Оборудование: дневники наблюдений, карандаши, карточки- определители веток деревьев и кустарников, вспомогательные таблицы.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

1.Инструктаж.

1.1.Постановка цели.

1.2.Распределение учащихся на 2 группы.

1.3.Повторение правил поведения в лесу.

2.Работа с дневником наблюдений и карточками (заданиями).

3.Беседа во время экскурсии в лесу.

4.Подведение итогов экскурсии.

В начале маршрута каждая группа получает карточку с заданием.

Задания:

1.Найдите деревья и кустарники, которые вы видели в сентябре. Какие изменения произошли с ними?

2.При помощи карточек-определителей веток растений распознайте деревья и кустарники.

3.Зарисуйте ветки в таблицу.

4.Обратите внимание на некоторые характерные признаки деревьев, помогающие распознать их в любое время года, даже издали.

5.На какие геометрические фигуры могут быть похожи деревья на рисунке? Подпиши названия.

Таблица для заполнения:

Дата

Место сбора

Температура воздуха

Направление ветра

Облачность

Название дерева или кустарника

Рисунок ветки

Форма кроны

Характерные признаки






На какие геометрические фигуры похожи деревья?


Беседа во время экскурсии.

Обратите внимание на некоторые характерные признаки деревьев, помогающие распознать их в любое время года даже, издали. Такими признаки являются: цвет коры, расположение ветвей в кроне, ее форма, наличие сережек, созревших плодов, характер почек. Легче всего узнать березу. Ее белая с черными пятнышками кора видна издали. Характерны у березы крупные боковые ветви, отходящие от ствола под острым углом. А молодые веточки у березы тонкие, свисающие вниз. На них можно заметить маленькие плотные сережки, покачивающиеся на ветру. Почки березы мелкие, заостренные, черновато-коричневые.

Нетрудно узнать зимой и липу. Сравнишь ее с силуэтами других деревьев и видишь: боковые ветви от ствола отходят поникшие, плавно – округлоизогнутые - в середине прогибаются книзу, наверху опять поднимаются. Кора на липе черная, плотная, вся в мелких трещинах. На некоторых ветках липы можно рассмотреть плодики - орешки, снабженные летучками. А у ясеня на ветвях висят целые грозди длинных, узких плодов-крылаток. Благодаря этим длинным крылаткам ясень не спутаешь с кленом. У ясеня и клена есть общая черта: все ветки у них расположены попарно.

Дуб поистине прекрасен в зимнем наряде. Косматая изморозь накипью застыла на его мощных ветвях, закурчавились в узорах пушистого инея редкие побуревшие листья – остатки летнего убранства. По этим листьям, а также по характерным очертаниям кроны всегда отличишь дуб от других деревьев.

На берегу речки виднеются своеобразные силуэты старых ив, с их толстыми невысокими стволами и большим количеством тонких, поднимающихся вверх, словно свечи, ветвей.

Рядом стоит несколько тополей. Кора на них гладкая, светло-зеленая, а почки крупные, клейкие, душистые даже зимой.

Проходя вдоль берега речки, мимо зарослей серой ольхи, на ветках которой видны многочисленные мужские сережки и черные прошлогодние женские шишечки.

Ольха чередуется с черемухой, которую мы узнаем по черным стволам и веткам, склонившимся над застывшей рекой.

Кое-где у реки встречаются осины. Гладко-зеленоватая кора их стволов внизу сплошь усажена желтовато-оранжевыми лоскутками лишайника – стенной золотянки. Часто этот лишайник виден на тонких стволиках рябин.

Ветки рябин кое-где несут на себе пучки плодоножек в виде маленького зонтика. Это все, что осталось от ярких гроздей сочных ягод, склеванных птицами. Опушка леса поросла орешником, на веточках которого видны характерные маленькие сережки, похожие на сережки ольхи.

Дальше встретился невысокий кустарник, сплошь усаженный колючками, загнутыми вниз, похожими на коготки. На одной из веточек этого кустарника сохранился сморщившийся красный плод с засохшими чашелистиками наверху. Это куст шиповника.

Дальше сплошной стеной возвышается старый сосновый бор. Стрелами уходят вверх желтоватые стволы сосен. Их пушистые светло-зеленые вершины в снегу. Слабо шумит пролетающий ветерок. Дальше лес становится гуще, темнее- начался ельник. Острые треугольные вершины елей, как зеленые маяки, ласкают глаз среди однотонной, однообразной белизны снегов. Боковые ветви елей располагаются под углом вниз, образуя плотный зеленый шатер над корнями. Хвоя ели четырехгранная, короткая, блестящая. На еловых ветках много шишек, длинных, гладких, заостренных книзу, с приятным смолистым запахом. Чешуйки их плотно сжаты, а под ними прячутся семена. На ветвях сосны можно найти шишки, различные по величине, по окраске, по месту расположения на ветвях. Одни из них расположены при основании однолетних побегов. Это шишки крупные, хорошо заметины издали. Между твердыми чешуйками у них находятся плоские семечки с прозрачными крылышками. А на самой верхушке тех же побегов, где разовьется побег будущего года, заметны мелкие серые шишечки, которые появились еще прошлой весной в виде твердых зеленых заостренных головой.

Подведение итогов экскурсии.

Весь собранный материал обработали на занятиях объединения. Оформили альбом «Силуэты деревьев и кустарников зимой», где поместили фотографии и рисунки обучающихся.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экскурсия "Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии"

Автор: Григорьева Ирина Евгеньевна

Дата: 23.10.2018

Номер свидетельства: 481832

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Календарно - тематическое планирование по биологии,  6 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-biologhii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250613"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447092735"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства