kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «эколучик»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Эколучик» - краткосрочная  дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся 5-6 лет, рассчитанная на реализацию в летний период.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «эколучик»»

Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодёжи»




Рассмотрена и одобрена

на заседании методического совета

протокол №_____ от

_____________ 2018 года


УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГБУ ДО ДТДМ

_______________ Т.В.Галушкина



дополнительная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«ЭКОЛУЧИК»





Возрастной диапазон обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации программы: 01.06.2017 – 31.08.2017





Программа разработана:

Загорновой Натальей Борисовной,

педагогом дополнительного образования

первой квалификационной категории









Ульяновск, 2018

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Эколучик» - краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся 5-6 лет, рассчитанная на реализацию в летний период, составлена на основе нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ»

6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242


Уровень освоения программы: стартовый.

Актуальность программы вытекает из её содержания. Проблема охраны природы – одна из проблем современности, поэтому детей с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Для того чтобы выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями. Основная идея заключается в том, что эффект экологического воспитания обучающихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с природной и социальной окружающей средой. Таким образом,  экологическое воспитание связано с целенаправленным воздействием на духовно нравственное развитие личности, а тот или иной уровень экологической культуры обучающихся есть не что иное, как результат воспитания и обучения.

Отличительные особенности программы основаны на использовании регионального компонента, программа ориентирована на изучение проблем экологии Ульяновской области. Особенность программы состоит в комплексном и системном переходе к реализации целей и задач эколого-краеведческого и нравственно-эстетического воспитания и образования.

Новизна программы состоит в том, что программа построена на трёх важнейших принципах: краеведческом, экологическом и практическом. Ведущим принципом является краеведческий. Он позволяет строить занятия кружка на основе окружающей ребёнка природы. Важная роль в изучении программного материала отводится непосредственному взаимодействию детей с природой (экскурсии в природу, практические занятия, наблюдение за жизнью растений и животных, экологические акции и др.). Природа - лучший учитель ребенка и могучий источник познания. Все теоретические занятия данной программы обязательно подкрепляются практическими занятиями.

Педагогическая целесообразность  состоит в том, что содержание программы направлено на развитие экологической культуры, повышение мотивации обучающихся не только к познанию окружающего мира, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде экологических знаний, воспитание нетерпимого отношения к действию людей, наносящих вред природе. Программа обеспечивает необходимые условия для личностного развития, формирования активной жизненной позиции, воспитания любви к природе, организует содержательный досуг.

Адресат программы

Программа «Эколучик» ориентирована на обучающихся в возрасте 5 - 6 лет, проявляющих интерес к вопросам экологии.  Формируются одновозрастные группы детей без предварительной подготовки. В объединение принимаются все желающие. 

Объем программы

Программа общим объемом 14 часов рассчитана на реализацию в каникулярное время. 14 часов (2 раза в неделю по 1 часу), дети в возрасте 5-6 лет.


Формы обучения и виды занятий

Теоретическая часть программы способствует систематизации и обобщению знаний по экологии на основе краеведческого материала.

Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, наблюдений, ролевых игр, викторин, конкурсов рисунков, рассказов, стихов о природе, оформление композиций из природного материала и вторичного сырья. С целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения. Занятия в группе, на прогулке и в уголке природы проходят в форме беседы, сюжетно-ролевых, имитационных игр, наблюдений, экскурсий, целевых прогулок; также с детьми проводится исследовательская деятельность, экспериментирование, экологические акции и конкурсы.

Режим занятий

Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю; продолжительность - 30 минут.

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ «ЭКОЛУЧИК»

Цель: создание условий для экологического воспитания и формирования у детей экологических знаний и умений при непосредственном общении с природой.

Задачи программы:

Образовательные:

  • расширение экологических знаний полученных детьми на занятиях в детском саду;

  • формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

  • показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

  • вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;

  • передача детям доступных знаний о природе родного края, его природных богатствах.

Воспитательные:

  • воспитание гуманного отношения к природе;

  • формирование навыков экологически грамотного нравственного поведения в природе;

  • воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам;

  • воспитание доброжелательности и уважения к людям, бережного отношения к результатам их труда, желания посильно помогать им. 

Развивающие:

  • развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

  • привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

  • развитие положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия природы;

  • развитие творческих и коммуникативных способностей у обучающихся.

1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;

– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;

– принятие правил здорового образа жизни;

– развитие предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности;

Метапредметные результаты:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;

– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,

– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;

– устанавливать правильную последовательность событий;

– группировать различные предметы по заданному признаку.

Предметные результаты:

– имеют первичные представления о природном многообразии планеты Земля, о животном и растительном мире Ульяновской области;

– устанавливают причинно-следственные связи между природными явлениями; – имеют элементарные экологические представления, формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;

– приводят примеры объектов живой и неживой природы;

– называют некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

– испытывают  интерес к познанию мира природы;

– знают правила поведения в природе;

1.4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей программе предусматривает следующие формы диагностики:

1. Входная диагностика, проводится перед началом обучения и предназначена для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы. Формы контроля: беседа, дидактические игры.

2. Итоговая диагностика проводится по окончании всего курса обучения во время проведения КВН (конкурсы, викторины, ребусы).


2. Комплекс организационно-педагогических условий


2.1 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

программы «Эколучик»


п/п

Дата проведения

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Прак-тика

1.

Раздел 1. Введение

1.1.


Введение. Инструктаж по технике безопасности. Земля наш общий дом.

1

1


2.

Раздел 2. По страницам Красной книги

2.1.


Азбука поведения в природе. 5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды.

1


1

2.2.


Что растет на участке. «Клумба Дружбы».

1


1

2.3.


Путешествие по страницам Красной книги Ульяновской области. Звери.

1

1


2.4.


Антипожарная акция "АнтиПАЛыч"

1


1

2.5.


Путешествие по страницам Красной книги Ульяновской области. Птицы.

1

1


2.6


Экскурсия в экопарк «Черное озеро».


1


1

2.7


Путешествие по страницам Красной книги Ульяновской области. Растения.

1

1


2.8.


Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.

1


1

3.

Раздел 3. Летние фантазии.

3.1.


Конкурс рисунков «Летние фантазии».

1


1

3.2.


Природоохранная акция «Сохраним планету зелёной».

1


1

3.3.


Изготовление поделок из природного материала. Выставка.

1


1

3.4.


КВН «Мы друзья природы»

1

1


3.5

Экскурсия в минизоосад естественнонаучного комплекса.

1


1

Итого часов:

14

5

9







2.1.2.Содержание учебно-тематического плана

программы «Эколучик»

Раздел 1. Введение. Земля-наш общий дом

Теория. Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности труда. Экология как наука. Планета Земля и состояние природы на ней. Нормы и правила поведения в природе. Формирование у детей осознанно-правильного отношения к объектам и явлениям природы, эмоционального отклика, радости от общения с природой. Воспитание интереса и стремления к созидательному познанию окружающего мира.

Практика. Работа с глобусом, дидактические игры «Правила поведения на природе», «Кто где живет?», «Моя страна на карте мира». Коллективная аппликация «Превратим нашу землю в цветущий сад».

Оборудования и материалы:

Глобус, листы бумаги, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, клей картинки-знаки: «Не ломать ветки», «Не рвать цветы» и и.д.


Раздел 2. По страницам Красной книги

Теория. Знакомство с единством природы: вода, земля, воздух, растительный и животный мир. Знакомство с Красной книгой, Красной книгой Ульяновской области. Знакомство с редкими и исчезающими растениями и животными Ульяновской области. Знакомство с нормами поведения в природе.

Практика. Посадка и оформление цветочной клумбы. Оформление и распространение листовок во время антипожарной акции "АнтиПАЛыч". Составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков.

Контроль. Выполнение творческих работ. Выставка работ учащихся. Дидактические игры «Четвертый лишний», «Кто где живет»,

Оборудование и материалы: Карта Ульяновской области, карточки с изображением животных и растений, цветочная рассада, картон, цветная бумага, белая бумага, ножницы, клей, краски, карандаши, фломастеры, кисточки, стаканчики.

Раздел 3. Летние фантазии.

Теория. Природа в творческих работах. Знакомство с животными и растениями Естественнонаучного комплекса.

Практика. Полив и прополка цветочной клумбы. Сбор природного материала и изготовление поделок.

Контроль. Выполнение творческих работ. Выставка работ учащихся. КВН «Мы друзья природы»

Оборудование и материалы: белая бумага, краски, карандаши, фломастеры, лейки, перчатки, мешки для мусора, клей, кисточки, стаканчики.



2.1.3. Перечень материалов и оборудования к программе

«Природа и творчество»
  1. Цветочная рассада

  2. Глобус

  3. Карта Ульяновской области

  4. Красная книга Ульяновской области

  5. Карточки с изображением животных и растений

  6. Картон

  7. Цветная и белая бумага

  8. Ножницы

  9. Клей, кисточки для клея

  10. Краски

  11. Карандаши, фломастеры

  12. Стаканчики для воды

  13. Лейки

  14. Мешки для мусора

  15. Мультимедиаоборудование


Литература:

-Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». Воронеж: Издательство «Учитель», 2002 г.

-Зверев А. Т. «Экологические игры». М.: Просвещение, 2001 г.

-Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2007.-200с.: ил.

-Мир животных/пер. с ит. Н. Сухановой: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»,2004.-144с.: ил.

-Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми». М.: ЦГЛ, 2003 г.

-Потапова Л. М. «Детям о природе. Экология в играх для детей 5 – 10 лет». Ярославль: -Академия развития, 2000 г.

-«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А. Васильева и др., М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

-Соломенникова О.А «Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа». М.: Мозаика – Синтез, 2017 г.










9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Загорнова Наталья Борисовна

Дата: 07.05.2018

Номер свидетельства: 468740


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства