Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «юность»»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«ЮНОСТЬ»
направленность: социально-педагогическая
уровень программы: ознакомительный
форма обучения: очная
язык обучения: русский
возраст обучающихся 8–16 лет
срок реализации 1 год (72 часа)
Автор – составитель:
педагог дополнительного образования
Калиниченко А.Н.
Педагоги, реализующие программу:
Калиниченко А.Н., Буренкова Л.М., Михеева О.В.
Саранск 2024 г.
Структура программы
Пояснительная записка программы
3
Цели и задачи программы
5
Учебно-тематический план программы
6
Содержание программы
6
Календарный учебный график программы
9
Календарно-тематическое планирование программы
10
Планируемые результаты освоение образовательной программы
12
Формы проведения мероприятий
13
Современные технологии, методы, принципы и формы, используемые при проведении досуговых мероприятий
13
Материально - техническое обеспечение программы
14
Список использованной литературы
15
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) социально-педагогической направленности «Юность» (далее программа) составлена в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 -р., Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 г. No 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»; Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г. № 09-3242; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09. 11. 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03. 09.2019г. №467«Об утверждении Целевой модели развития системы Дополнительного образования детей»; СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Приказ Министерства образования республики Мордовия от 11. 08.2023г. № 1091«Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в республике Мордовия»; Устав МУ ДО «Центр эстетического воспитания детей» и иные документы учреждения.
Данная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Такой вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Правильно организованная система деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.Часы, отводимые на данную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме подготовки праздничных мероприятий, классных часов, поисковых и научных исследований и т.д. На занятиях педагоги стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей
формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Новизна программы
В МУ ДО «Центр эстетического воспитания детей» создано объединение «Юность», в которой занимаются учащиеся 2-11 классов в возрасте от 8 до 16 лет. Особенность программы досуговой деятельности «Юность» в том, что она разработана для детей общеобразовательных школ полного дня, которые сами стремятся научиться с пользой проводить свое свободное время. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа «Юность» - это механизм, который вовлекает обучающихся в разностороннюю творческую деятельность. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование творческих способностей обучающихся, сопровождающая систему практических занятий
Актуальность программы
В современных условиях развития нашего общества, когда школа работает по принципу - общественно-активная школа, необходимо формирование особого воспитательно-образовательного пространства, здорового психологического климата, создание общественно-полезной деятельности учащихся. Преимущества школ полного дня при решении данных вопросов состоит в том, что школьники в течение нескольких часов ежедневно находятся под контролем и руководством школы, им обеспечивается возможность заниматься в благоприятных условиях, горячее питание, помощь при выполнении домашнего задания. Культурно-досуговая деятельность объединения «Юность» является частью социально - культурно - образовательного пространства и предполагает создание благоприятного эмоционально – психологического климата в коллективе. Кроме того, нам важно научить детей соединять развлечения с саморазвитием, делать свой досуг развлекательным. Поэтому практически все наши досуговые мероприятия имеют образовательный компонент. В процессе образовательной деятельности развивается художественный вкус, расширяется кругозор, познаются основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. При разработке мероприятий предусматривается многообразная и разносторонняя деятельность учащихся (познавательная, интеллектуальная, экологическая, творческая, физическая), учитываются их возрастные и психофизические возможности. Познавательно развлекательные программы и мероприятия разрабатываются с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Заранее продумывается и предусматривается возможность внесения корректив в сценарии мероприятий путем включения в сюжет новых заданий, реквизита.
Цель программы: Создание благоприятных условий для организации творческой деятельности детей и их участия в культурно-массовых мероприятиях.
Задачи программы:
Организовать общественно-полезную деятельность учащихся.
Вовлечь учащихся в разностороннюю творческую деятельность.
Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, учащимися разных возрастов и их родителями в решении общих проблем.
Воспитывать трудолюбие, волю, настойчивость, развивать умение ставить цель и организовывать свою деятельность по ее достижению, способность преодолевать трудности, анализировать результаты и корректировать свои планы.
Формировать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
Способствовать знанию основ и стремлению к здоровому образу жизни.
Содействовать сплочению детей объединения «Юность».
Возраст и режим занятий.
Обучение рассчитано на 1 год.
Оптимальный режим работы 1-2 раза в неделю по 1-2 часа.
Количество часов в неделю – 2.
Количество часов в год – 72.
Возраст обучаемых: 8 - 16 лет.
Группа учащихся –8-15 человек.
Ожидаемый результат:
-Расширение кругозора учащихся, осмысление детьми (в рамках своего возраста),его значимости для развития и самореализации личности.
-Осознание детьми своих возможностей и потребностей, путей и способов их реализации в свободное от учёбы время.
-Развитие системы традиционных и познавательно-развлекательных массовых мероприятий;
-Приобретение детьми практических навыков организации дел.
-Усвоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры и культуры общения;
-Повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
-Повышение уровня сплоченности обучающихся в детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных мероприятиях.
-Укрепление традиций образовательного учреждения.
Учебно-тематический план
№
Содержание
теория
практика
Художественное воспитание «Творческая мастерская»
1
10
Экологическое воспитание
«Зеленый мир»
1
10
Гражданско-патриотическое воспитание «Я -гражданин»
1
10
Воспитание культуры здоровья «Спортивные мероприятия»
1
10
Нравственное воспитание «Мир добрых дел»
2
10
Интеллектуально-развлекательное воспитание
«Мудрая сова»
2
10
Итоговые мероприятия
2
Всего: 72 часа
8
66
Содержание программы
Реализация программы осуществляется в рамках следующих модулей:
Подготовка мероприятия в честь Дня Победы (подбор материала, составление сценария, репетиции)
3
Решение задач
29.
Проведение мероприятия в честь Дня Победы
1
Выступление
30.
Анализ мероприятия
Беседа
31.
Подготовка Праздника последнего звонка (подбор материала, составление сценария, репетиции)
4
Решение задач
32.
Проведение праздника последнего звонка
1
Выступление
33.
Подведение итогов работы
1
Выступление
Итого
72 часа
Планируемые результаты
По окончанииобучения учащиеся должны
знать:
различные формы организации мероприятий;
способы урегулирования конфликтов;
способы организации коллективной деятельности.
должны уметь:
организовывать свою деятельность;
выбирать из многообразия предложенных вариантов самые выигрышные и интересные;
работать в группе и индивидуально;
отстаивать свою точку зрения и выслушивать собеседника;
представлять себя и свое творчество за пределами ОУ;
выбирать наиболее выигрышные способы для предоставления результатов деятельности.
Формы проведения мероприятий:
конкурсно – познавательные программы;
конкурсно - развлекательные программы;
конкурсно - игровые программы;
акции;
экскурсии;
праздничные мероприятия;
выставки;
беседы, викторины;
просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения;
встречи с интересными людьми.
Современные технологии, методы, принципы и формы, используемые при проведении досуговых мероприятий:
При реализации данной программы применяются современные педагогические технологии, созданные на основе усиления социально-воспитательных функций, гуманизации и демократизации отношений: личностно-ориентированные; дифференцированного подхода, а также коллективно-творческие, игровые.
Применяются следующие методы и формы воспитания:
-Метод формирования сознания, который относится к группе способов воспитывающего воздействия на различные стороны сознания – на интеллект, чувства и эмоции, волю.
-Метод формирования поведения реализуется через воспитывающие ситуации на мероприятиях. Выделяются, закрепляются и формируются в опыте детей и подростков положительные способы и формы поведения и нравственной мотивации, которые отвечают намеченной воспитательной цели.
-Метод стимулирования деятельности и поведения:
поощрение – положительно оцениваются действия каждого учащегося, что в результате дает всплеск положительных эмоций в ребенке, вселяет уверенность в нем, создает приятный настрой на мероприятие, повышает в учащемся ответственность;
наказание – предупреждаются и пресекаются негативные проявления в поведении или поступках обучающегося, делается это тактично, не унижая собственного достоинства ребенка, чтобы у него возникла потребность изменить свое поведение;
соревнование – создаются условия для реализации естественной потребности детей к соперничеству, что дает эффективные результаты в достижении воспитательной цели, мощную мобилизацию всех сил и умений обучающихся.
Принципы:
-Принцип общественной направленности воспитания, который объективно связывает задачи воспитания с процессом социализации личности. Обретение личностью социально значимых качеств – это общая цель воспитательного процесса и социализации.
-Принцип опоры на положительное, который требует использовать в воспитательном процессе любые положительные свойства личности, если даже они минимальные, когда отрицательные качества не должны быть стержнем внимания педагога.
-Принцип гуманности воспитания, который рассматривает человеческую личность в качестве высшей ценности, где гуманизм изначально представлен как «человеколюбие», создает предпосылки для самореализации личности.
-Личностный подход как принцип воспитания, который требует учета всех особенностей личности воспитуемого: будь это возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, жизненные интересы, доминирующие мотивы деятельности и поведения и т.п.
-Принцип единства воспитательных воздействий, который основан на реальном взаимодействии всех институтов и агентов воспитания: семьи, общественных организаций, педагогов, родителей, представителей общественности и т.п.
Материально-техническое оснащение
-Ученические столы и стулья (не менее 15 шт.);
-Стол педагога 1 шт.;
-Классная доска с магнитной и меловой поверхностью -1 шт.;