2.2 Условия реализации программы ………………………………..…….….10
2.3 Методические материалы ………………………………………….……10-12
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы дополнительного образования «Волонтеры» - естественнонаучная.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Целью развития системы профилактики асоциального поведения является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких форм работы.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
Адресат программы. Возраст учащихся, участвующих в реализации программы 9 - 16 лет.
Уровень программы – ознакомительный.
Объём программы - 144 часа.
Формы обучения – очная.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий. Занятия проводятся – 2 раза в неделю по 2 часа.
Состав группы – постоянный, но допускается зачисление новых обучающихся на основании собеседования.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель – Развитие волонтерского движения, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
Задачи программы:
- Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере;
- Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.);
- Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров;
- Возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения;
- Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни;
- Создать механизм работы объединения с окружающим социумом, через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей “группы риска”.
1.3 Планируемые результаты.
Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
- владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
- увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды;
- привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;
- уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.
- участвовать в акциях по здоровому образу жизни организуемых объединением.
2. Комплекс организационно - педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график
№
п/п
Дата
Тема занятия
Кол-во часов/ Время проведения занятий
Форма занятий
Место проведения
Форма контроля
план
факт
1
18.09
Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б.
2 часа по 45 минут
Групповая
ЦТ кб. № 8
-
2
21.09
Что такое волонтер? Деятельность волонтера. Как стать волонтером.
2 часа по 45 минут
Групповая
ЦТ кб. № 8
-
3
25.09
Знакомство с нормативными и правовыми документами волонтерской деятельности в РФ.
2 часа по 45 минут
Групповая
ЦТ кб. № 8
25.09
Воспитательная работа
1 час 45 мин
Групповая
ЦТ кб. №8
4
28.09
Составление плана работы.
1час 45 минут
Групповая
ЦТ кб. № 8
-
28.09
Воспитательная работа
1 час 45 минут
Групповая
ЦТ кб. №8
5
02.10
Волонтерское движение в мире. Где зародилось волонтерское движение?
2 часа по 45 минут
Групповая
ЦТ кб. № 8
-
6
05.10
Подготовка ко «Дню пожилого человека».
2 часа по 45 минут
Групповая
ЦТ кб. № 8
-
7
09.10
Раздаем поздравительные открытки на улице ко «Дню пожилого человека».
2 часа по 45 минут
Групповая
-
8
12.10
Волонтерское движение в России. Где учат волонтерству?
2 часа по 45 минут
Групповая
ЦТ кб. № 8
-
9
16.10
Акция: «Зеленая волна».
Инструктаж по ТБ.
2 часа по 45 минут
Групповая
-
-
10
19.10
Поздравление ветеранов педагогического труда с днем учителя.
2 часа по 45 минут
Групповая
-
-
11
23.10
Акция: «Утилизация».
Инструктаж по ТБ.
2 часа по 45 минут
Групповая
-
-
12
26.10
Концепция и кодекс волонтерского движения.
1 час 45 минут
Групповая
ЦТ кб. № 8
-
26.10
Воспитательная работа
1 час 45 мин
Групповая
ЦТ кб. №8
13
30.10
Акция «чистая улица».
Инструктаж по ТБ.
2 часа по 45 минут
Групповая
-
-
14
02.11
Международное движение волонтеров в России.
2 часа по 45 минут
Групповая
ЦТ кб. № 8
-
15
06.11
Акция: «Сохраним природу вместе».
2 часа по 45 минут
Групповая
-
-
16
09.11
Рисуем листовки «Чистая планета».
2 часа по 45 минут
Групповая
ЦТ кб. № 8
-
17
13.11
Акция: «Международный день Черного моря».
2 часа по 45 минут
Групповая
-
-
18
16.11
Конкурс рисунков «Я выбираю ЗОЖ».
2 часа по 45 минут
Групповая
ЦТ кб. № 8
19
20.11
Направления волонтерского движения.
1 час 45 минут
Групповая
ЦТ кб. № 8
-
20.11
Воспитательная работа
1 час 45 мин
Групповая
ЦТ кб. №8
20
23.11
Акция «Пусть всегда будет мама!»
2 часа по 45 минут
Групповая
-
-
21
27.11
Участие в праздничном концерте ко Дню матери.
2 часа по 45 минут
Групповая
ЦТ кб. № 8
-
22
30.11
Направление: «Работа с молодежью и детьми».
2 часа по 45 минут
Групповая
ЦТ кб. № 8
-
23
04.12
Направление: «Работа с пожилыми людьми».
2 часа по 45 минут
Групповая
ЦТ кб. № 8
-
24
07.12
Акция: « Птицам наша забота».
2 часа по 45 минут
Групповая
-
-
25
11.12
Направление: «Проекты - мы за ЗОЖ!»
2 часа по 45 минут
Групповая
ЦТ кб. № 8
-
26
14.12
Акция: «Синичкин день».
2 часа по 45 минут
Групповая
-
-
27
18.12
Выпуск листовок: Международный день добровольца (волонтера)
2 часа по 45 минут
Групповая
-
-
28
21.12
Направление: «Разрешение конфликтов в обществе».
2 часа по 45 минут
Групповая
ЦТ кб. № 8
-
29
25.12
Конкурс плакатов: «Нарисуем нашу планету счастливой!»
Направление: « Работа и участие в проведении мероприятий посвященных 9 мая».
2 часа по 45 минут
Групповая
-
-
65
6.05
Акция «Почта Победы».
Поздравление ветеранов ВОВ, «Детей войны»
2 часа по 45 минут
Групповая
-
-
66
13.05
Направление: «Поисковые работы погибших в Вов в интернет ресурсах».
2 часа по 45 минут
Групповая
ЦТ кб. № 8
-
67
16.05
Направление: «Поисковые работы погибших в Вов в интернет ресурсах».
2 часа по 45 минут
Групповая
ЦТ кб. № 8
-
68
20.05
Направление: «Поисковые отряды волонтеров - по следам ВОВ»
2 часа по 45 минут
Групповая
ЦТ кб. № 8
-
69
23.05
Экологический десант «Цветущий май».
Инструктаж по ТБ.
2 часа по 45 минут
Групповая
-
-
69
27.05
Экологический десант «Цветущий май».
Инструктаж по ТБ.
2 часа по 45 минут
Групповая
-
-
27.05
Воспитательная работа
1 час 45 мин
Групповая
-
-
70
30.05
Направление: «Патриотическое воспитание».
2 часа по 45 минут
Групповая
ЦТ кб. № 8
-
71
03.06
Акция: «Безопасный переход!»
2 часа по 45 минут
Групповая
-
-
72
06.06
Подведение итогов.
1 час 45 минут
Групповая
ЦТ кб. № 8
-
06 06
Воспитательная работа
1 час 45 мин
Групповая
ЦТ кб №8
Итого
144
2.2 Условия реализации программы:
Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).
Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, и т.п.). В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий. И, конечно исходя из направлений деятельности, участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях.
2.3 Методические материалы.
Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
Первые волонтеры отряда, те, которые начнут все с нуля, им необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу “равный-равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.
Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром, во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение (тренинговые и профилактические занятия с волонтерами, обучающие и развивающие лагеря, сборы, работа с тематической литературой)). Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования)), в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами , профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, агитационные выступления, , акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности.