kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Природное и культурное наследие Донского края»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Природное и культурное наследие Донского края» - программа базового уровня дополнительного общеразвивающего образования, естественнонаучной направленности.Разработана в 2020 году на основе программы «Культурные традиции Донского края» (2017 г). Обновление программы связано с потребностью углубления и расширения тематического содержания. Понятия «культура» и «природа» не мыслимы друг без друга и неразделимы, поскольку живая природа является естественной предпосылкой культуры. В программу добавлены следующие разделы: «Богатства природы донского края», «Развитие Донского региона» в I год обучения, «Природа и население родного края», «Растительный и животный мир города Ростова-на-Дону» во II год обучения.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Природное и культурное наследие Донского края»»



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Природное и культурное наследие

Донского края»

Срок реализации программы: 2 года

Возраст обучающихся: 7-11 лет




Разработчик программы:

Шаповалова А.С.,

педагог дополнительного образования.




Ростов-на-Дону

2020 г.



СОДЕРЖАНИЕ.

1. Пояснительная записка……………………………………………….3

2. Учебно-тематический план 1-го года обучения …………………...13

3. Учебно-тематический план 2-го года обучения …………………...16

4. Содержание программы 1-го года обучения ………. ……………...19

5. Содержание программы 2-го года обучения………………………..23

6. Методическое обеспечение программы……………………………..28

7. Список литературы …………………………………………………. .31

8. Приложение……………………………………………………………36

1.Пояснительная записка.

Программа «Природное и культурное наследие Донского края» - программа базового уровня дополнительного общеразвивающего образования, естественнонаучной направленности.

Разработана в 2020 году на основе программы «Культурные традиции Донского края» (2017 г). Обновление программы связано с потребностью углубления и расширения тематического содержания. Понятия «культура» и «природа» не мыслимы друг без друга и неразделимы, поскольку живая природа является естественной предпосылкой культуры. В программу добавлены следующие разделы: «Богатства природы донского края», «Развитие Донского региона» в I год обучения, «Природа и население родного края», «Растительный и животный мир города Ростова-на-Дону» во II год обучения.

Программа составлена с учётом следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Концепция развития дополнительного образования в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-Р);

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;

  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей (в качестве методических рекомендаций);

  • Устав образовательной организации МБУ ДО ДТДМ.


Программа «Природное и культурное наследие Донского края» направлена на:

  • общекультурное, гражданско-патриотическое образование и воспитание,

  • приобщение учащихся к духовным и художественным ценностям Донского края,

  • формирование навыков эстетического восприятия и художественных практических умений,

  • создание условий для развития творческих способностей детей,

  • расширение знаний об особенностях природы родного края – Донской земле,

  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;

  • социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

  • формирование общей культуры учащихся

  • экологическое воспитание детей

Направленность дополнительной образовательной программы - естественнонаучная

Вид дополнительной образовательной программыавторская.

Уровень освоения программы – общекультурный базовый.

Программа построена на принципах ознакомительного и развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи обучающихся, их мышления, творческих способностей, культуры чувств, культуры поведения и обобщения. Приоритет в общении отдаётся не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности педагога и обучаемого.

В настоящее время возрастает интерес к истории Донского края, его культуре, обычаям и традициям, того места на земле, где человек родился и живет.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Важно с ранних лет научить ребенка уважать и ценить природу, понимать культуру своего народа, показать дорогу в этот сказочный и добрый мир, потому что именно в младшем школьном возрасте возрастают познавательная активность, интерес к миру, желание узнавать новое. Создается фундамент для последующего развития детей, потому что, только зная историю и культуру своего края, ребенок сможет полюбить его.

Программа предусматривает изучение природного и культурного наследия Донского края, участие в возрождении национальных традиций, обычаев, посредством знакомства детей с растительным и животным миром родного края, устным народным творчеством, обрядами и традициями.

Программа имеет интегративный характер. В ней используются ресурсы интеллектуального, физического, духовного и креативного развития детей. Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии межпредметных связей по краеведению, истории, культуре, этнографии, основам безопасности жизнедеятельности, экологии, биологии. Важно, что при реализации программы возникают условия создания практических жизненных ситуаций по применению знаний, полученных в рамках общеобразовательных программ.

Таким образом, новизна предлагаемой программы заключается в самом содержании, методических формах работы, стремлении изучать проблему углубленно, расширенно, в системном подходе к изложению учебного материала, широком использовании интерактивных методов обучения и разнообразных форм освоения учебного материала. Предлагаемые формы освоения учебного материала в сочетании с различными видами деятельности детей позволяют педагогу полнее учитывать интересы, индивидуальные особенности каждого ребёнка, а также дают возможность педагогу и детям проявлять себя творчески.

Актуальность программы обусловлена потерей ориентиров в воспитании человека: юное поколение не помнит и не знает культуры своего народа; все чаще в поведении подростков наблюдается бездуховность, безнравственность. С другой стороны, в российском обществе в целом, отмечается рост национального самосознания, внимание к сохранению природного наследия, к развитию национальной культуры, языка, возрождение народных традиций, возвращение к вере. Программа «Природное и культурное наследие Донского края» развивает эти качества с раннего школьного возраста.

Таким образом, интерес к изучению природы родного края, его истории и культуры продиктован необходимостью в формировании личности гражданина, уважительно относящегося к природным и культурным ценностям своей Родины. Для этого необходимо изучать родные места, понимать особенности развития Донского края, достижения жителей Дона.

Донская земля богата народными традициями. Педагогически направленное освоение народных традиций позволяет решить многие проблемные ситуации, сложившиеся в культуре – это отчуждение значительной массы подростков и молодежи от народного творчества, формирование их вкусов на восприятие массовой культуры.

Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень нравственно-бытовой и художественно-эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию призваны поддерживать учреждения дополнительного образования или школы. Именно они вместе с семьей, школой, учреждениями культуры и досуга, всей общественностью, в состоянии создать эффективную систему вхождения юного человека в мир народной культуры, помочь найти свое любимое занятие, вид творческой деятельности.

Историческая особенность Ростовской области, его многонациональный состав, сохранение народных традиций, преемственность поколений, дают почву для воспитания национального мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания, формирования положительных, общественно ценных интересов.

Кроме системы знаний о культуре Дона, программа позволит понять учащимся целесообразность их взаимоотношений с окружающей средой, осознать важность внешкольной природоохранной работы в условиях современной экологической обстановки в донском регионе и будет способствовать формированию экологической культуры подростков. Программа способствует осознанию места и роли учащегося в будущем страны и принятию им таких понятий как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».

Цель программы формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Задачи:

Обучающие:

1.обогатить знания детей о закономерностях природы и развития жизни людей, их культуры;

2.углубить базовые естественнонаучные знания;

3. расширить компетентность обучающихся, повысить уровень их знаний в области культуры и искусства;

4.совершенствовать навыки самостоятельной, парной и групповой работы при выполнении различных видов деятельности;

5.формирование интереса, любви и гуманного отношения к живой природе Ростовской области, родного города, страны, родной планеты;

6.расширить кругозор, который способствует не отрываться от реалий жизни в родном крае;

Развивающие:

1. способствовать развитию мышления и памяти подростков;

2. развивать навыки исследовательской работы, поиска и извлечения нужной информации, работы с различными видеоматериалами и фотоматериалами

3. развивать навыки ведения дискуссии, умения ясно формулировать и отстаивать собственное мнение;

4.способствовать развитию творческого потенциала обучающихся; 5.развивать навыки индивидуальной, парной и групповой работы при выполнении различных видов деятельности.

Воспитательные:

Воспитательная работа ведется в соответствии со стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Данная стратегия разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", в части определения воспитания.

Важнейшим компонентом воспитательной системы является педагогически обоснованная цель.

Цель деятельности объединения – воспитание всесторонне развитой личности.

Цель разбивается на ряд конкретных задач: воспитания к любви к отчему краю к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

формирования гуманистического отношения к окружающему миру, понимания своего органичного единства окружающей средой, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, присвоение этих ценностей;

развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности;

формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;

формирование целостной и научной обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей;

стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, этическим и культурным критериям, воспитание чувственной сферы, чуткости и видения прекрасного;

участие педагогов и обучающихся в творческих конкурсах, соревнованиях; • формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.

Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка. Формы организации воспитательной деятельности:

- осуществляются в виде различного рода творческих дел, воспитательных мероприятий, предметных месячников, в ходе которых проходят конкурсы, олимпиады, викторины, КВНы. Традиции являются ключевыми делами

- воспитывать у обучающихся чувство патриотизма и любви к своей малой Родине и стране;

- формировать у обучающихся гражданскую ответственность, культуру поведения и общения;

- формировать дружелюбное, уважительное и толерантное отношение к окружающему миру;

- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве, личная и взаимная ответственность).

Отличительные особенности программы. Обоснование выбранных подходов.

Ведущей идеей программы является комплексный подход к изучению Донского края, что позволяет не ограничиваться реализацией какого-либо одного направления, а дает возможность воспитанникам получить в результате комплексные знания о родном крае. Программа способствует приобщению обучающихся к общечеловеческим ценностям, создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи обучающихся, их мышления, творческих способностей, культуры чувств, культуры поведения и обобщения. Приоритет в общении отдаётся не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности педагога и обучаемого.

Программа предназначена для обучения детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет).

Образовательно-воспитательный процесс по программе строится с учётом возрастных особенностей обучаемых от 7 до 11 лет.

Характеристика возрастных особенностей развития детей младшего школьного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса как в условиях семьи, так и в условиях образовательного учреждения. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Форма организации образовательного процесса: групповая.

Форма обучения – очная или с использованием дистанционных технологий.

Условия набора детей: принимаются все желающие. На­полняемость в группах составляет:

  • первый год обучения — 15 чело­век;

  • второй год обучения — 12-13 человек.

Срок реализации программы – 2 года.

Режим и продолжительность занятий: 1-й год обучения – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа), 2-й год обучения – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа).

Технологии, позволяющие реализовать программу.

- предметно-ориентированные (на основе личностной ориентации);

- технологии сотрудничества;

- исследовательские;

- интегрированные;

- адаптивные;

- многоуровневые.

Формы проведения занятий:

- теоретические знания;

- практические знания;

- познавательные экскурсии;

- творческие конкурсы;

- индивидуальные творческие проекты;

- занятия-дискуссии;

- круглый стол.

Формы проведения занятий обогащены современными педагогическими методами:

- рассказ;

- объяснения;

- демонстрационный метод;

-методы закрепления материала (работа с книгой, специальной литературой, специальными журналами);

- метод практических занятий;

- самостоятельная творческая деятельность;

- методы проверки знаний, умений, навыков обучающихся.

Условия достижения наилучшего результата:

- учёт индивидуальных особенностей;

- соответствие образовательно-воспитательного процесса социальному заказу семьи, города, края, образовательного учреждения;

- увеличения времени на изучение тем, вызывающих интерес или затруднения;

- индивидуальная работа педагога с обучающимися

Всё в целом является основой успеха в обучении и способствует более эффективному формированию у обучающихся целостной картины по изучаемой проблеме и осознанию ими своей роли в её изучении.

В программе учтен возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения, что позволяет несколько раз изучать один и тот же учебный материал с постепенным усложнением, детальным и глубоким рассмотрением связей и зависимостей. В процессе обучения учащиеся познакомятся с историческим прошлым Донского края, с жителями края, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения края. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного края, нашего города.

Согласно возрастному принципу применяются методы и формы, а также отбор содержания. Учащиеся имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени.

Основные направления работы:

  • организация экскурсий,

  • ознакомление и описание культурных объектов с целью создания этнографических троп;

  • изучение литературных источников, материалов краеведческого музея, музея изобразительных искусств, домов-музеев известных деятелей Донского края, архивных документов по истории края;

  • изучение и описание культурных и природных объектов родного края с целью их рационального использования и сохранения;

  • выявление случаев негативного воздействия человека на окружающую среду, на историческое наследие нашего края;

Основные формы деятельности: игры, конкурсы и другие массовые мероприятия; творческие мастерские; пропаганда культурной и природоохранной деятельности через средства массовой информации. Рабочая программа предполагает использование различных форм проведения занятий. Наиболее актуальными в работе с воспитанниками станут: беседы, дискуссии; лекции; занятия-путешествия с картами-схемами, иллюстративным материалом, слайдами; работа с историческими источниками и литературой; посещение выставок или организация выставки; пешеходные экскурсии по городу; экскурсии с посещением музеев; развивающие игры. Использование широкого спектра методических приемов, таких как исследовательская деятельность, поисковая и организационная деятельность, индивидуальная работа создаст условия для самореализации учащихся.

В ходе изучения программы будет реализовано путешествие в окружающую среду с элементами ее познания, погружение в историческое краеведение, ознакомление с военным прошлым донского края, изучение этнографического наследия, природы Дона, культуры казачества, современного и исторического развития Ростовской области, истории своей семьи и деятельности известных дончан.

Использование разнообразных форм и методов обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес обучающихся к учебному процессу.

Результативность.

В результате освоения программы ожидаются следующие результаты:

Метапредметные компетенции:

- умение применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях;

- умение пользоваться справочной литературой:

- умение сделать краткое резюме, написать аннотацию, письмо;

- наличие навыков самостоятельной исследовательской работы.

Личностные компетенции:

- умение работать в коллективе;

- умение аргументировано высказывать свое мнение и отстаивать его;

- умение корректно вести дискуссию, соблюдая этикетные нормы, характерные для культуры общения;

- приобретение опыта публичных выступлений;

- умение применять полученные знания при анализе практических ситуаций.

Предметные:

- умение применять знания о природе и культуре родного края, понимать их взаимосвязь;

- развитие представлений об окружающем мире;

- умение использовать знания о природе и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

- приобретение опыта активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии человека в природной и культурной среде.

Способом определения результативности успешности реализации программы является проведение 4-х видов диагностик: входной, текущей, промежуточной и итоговой. Результаты данных диагностических исследований вносятся в диагностическую карту каждого учащегося объединения и являются основой проводимого мониторинга качества достижения результатов программы.


2.Учебно-тематический план

1 год обучения – 144 ч. (2 раза в неделю по 2 часа).

п/п

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего


Раздел I.Введение.

1

1

2

1.1

Вводное занятие. Меры безопасности на занятиях. Предмет изучения.

1

0

1

1.2

Стартовая педагогическая диагностика.

0

1

1


Раздел П. Богатства природы донского края

30

6

36

2.1

Влияние климата и природных условий на развитие культуры Дона.

2

0

2

2.2

Животный мир степной, лесостепной, околоводной и водной фауны Дона. Основные виды животных, обитающих в Ростовской области.

5

1

6

2.3

Растительный мир Дона. Характеристика степной и лесостепной растительности. Основные породы деревьев, кустарников, образующие лесонасаждения.

5

1

6

2.4

Птицы – представители донской орнитофауны. Перелётные, кочующие и зимующие птицы. Польза птиц и необходимость их охраны.

5

1

6

2.5

По страницам «Красной книги». Уникальные представители животного и растительного мира, обитающие на Дону.

5

1

6

2.6

Главная река нашего края – Дон. Основные характеристики. «Дон-батюшка» почему так называют главную реку региона?

3

1

4

2.7

Экологические проблемы

донского региона. Бережем родную землю! Донские заповедники и заказники.

5

1

6


Раздел Ш. Развитие Донского региона

21

5

26

3.1

Ранние страницы истории нашего края. Первые поселения и племена на Дону. Тайны Донских курганов

5

1

6

3.2

Танаис - археологический памятник Донской земли.

1

1

2

3.3

Развитие земледелия и скотоводства как неотъемлемой части культуры.

2

0

2

3.4

Исторические города: Азов, Таганрог, Новочеркасск, Аксай.

3

1

4

3.5

Знакомство с историей возникновения города Ростов-на-Дону. Географическое положение Ростовской области на карте России. Территория, население области. Символы Ростовской области.

5

1

6

3.6

Архитектура южной столицы. История города в названиях улиц. Ростов-на-Дону сегодня.

5

1

6


Раздел IV. Чем славится земля донская?

14

2

16

4.1

Сокровища донских степей. Наследие скифо-сарматской эпохи

2

0

2

4.2

Музеи Дона: Ростовский областной музей краеведения, Белокалитвинский историко-краеведческий музей, Раздорский этнографический музей-заповедник.

5

1

6

4.3

Календарно-обрядовые праздники. Их место в жизни наших предков и неразрывная связь с природой.

3

1

4

4.4

Донские казаки (этнокультурный портрет). Их роль и место в формировании культуры Дона.

4

0

4


Раздел V. Донской фольклор

9

3

12

5.1

Фольклор как устное народное творчество. Виды и жанры фольклора.

2

0

2


Известные народные пословицы и поговорки.

1

1

2

5.2

Волшебные легенды, сказки и былины.

3

1

4

5.3

Народные загадки, частушки, считалки, колыбельные.

3

1

4


Раздел VI. Искусство Дона

27

9

36

6.1

Музыкальное искусство Дона. Знакомство с историей народной музыки и песен, разновидностями музыкальных инструментов донского края. Народная музыкальная культура казачества.

6

2

8

6.2

Театральное искусство Дона. Первые театральные учреждения и их постановки.

3

1

4

6.3

Изобразительное искусство Дона. Известные донские художники и их произведения.

3

1

4

6.4

Декоративно-прикладное искусство народов Дона. Семикаракорский фаянс – «жемчужина Дона».

3

1

4

6.5

Литература как искусство слова. История возникновения письменности на Руси. Жанры древнерусской литературы. Писатели и поэты донской земли, их выдающиеся произведения. Творчество различных писателей о донском крае. Кто из русских писателей и поэтов побывал на Дону? Знакомство с историей посещения А.С.Пушкиным донского края. Путешествия, приключения, фантастика в литературе Дона.Литературная викторина.

12

4

16


Раздел VII. Этих дней не смолкнет слава

11

3

14

7.1

Ростов-на-Дону в годы Великой Отечественной войны.

2

0

2

7.2

Знакомство с героическими боевыми достопримечательностями родного города.

Памятники посвященные ВОВ в Ростове-на-Дону.

3

1

4

7.3

Акция «Лица Победы!». Улицы города, названные в честь героев великой отечественной войны.

3

1

4

7.4

Голубь – птица Мира! История мальчика - героя ВОВ Вити Черевичкина.

1

1

2

7.5

Защитник Отечества; служба в рядах Вооруженных сил как долг перед Отечеством.

2

0

2


Раздел VIII. Итоговое занятие.

1

1

2

8.1

Зависимость человека от окружающей его среды. Подведение итогов за год. Обсуждение плана работы на следующий учебный год. Конкурсы, викторины.

1

1

2


Итого

115

29

144



3.Учебно-тематический план

2 год обучения – 144 ч. (2 раза в неделю по 2 часа).


п/п

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего


Раздел I.Введение.

1

1

2

1.1

Вводное занятие. Меры безопасности на занятиях. Предмет изучения.

1

0

1

1.2

Стартовая педагогическая диагностика.

0

1

1


Раздел II. Природа и население родного края.

6

4

10

2.1

Влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность населения, тип жилища, особенности питания, одежды, традиционные промыслы.

3

1

4

2.2

Изменения природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

1

1

2

2.3

Знаменитые люди Дона: поэты, писатели, музыканты, артисты. Достопримечательности родного города.

2

2

4


Раздел III. Растительный и животный мир города Ростова-на-Дону

21

5

26

3.1

Парки и скверы родного города. Роль искусственных насаждений древесных растений в формировании городской среды.

2


2

4

3.2

Видовое разнообразие насекомых в городе Ростове-на-Дону: жуки, комары, муравьи, пчёлы, бабочки. Польза и вред насекомых для городской среды. Губительные факторы их обитания. Случаи массового нашествия насекомых.

5

1

6

3.3

Птицы - «горожане», их положительная и отрицательная роль в городе.

2

0

2

3.4

Животные – «горожане». Проблема увеличения численности бродячих собак и бездомных кошек.

2

0

2

3.5

Ростовский зоопарк. История создания зоопарка, видовой состав: птицы, млекопитающие, рептилии, приматы.

5

1

6

3.6

Ростовский Ботанический сад. История создания и коллекции растений.

3

1

4

3.7

Экологическое значение парков и скверов для городской среды.

2

0

2


Раздел IV.Культура Донского края

8

2

10

4.1

Что такое «Культура?». Зачем человеку культура? Место человека в окружающей среде и культуре.

3

1

4

4.2

Материальная и духовная культура. В чем разница?

1

1

2

4.3

Величие многонациональной культуры Донской земли.

2

0

2

4.4

Семь чудес Дона.

2

0

2


Раздел V. Казачество в культуре Донского края

11

3

14

5.1

Происхождение казачества на Дону. Поселения донских казаков на территории края.

3

1

4

5.2

Структура власти, управления у донских казаков.

2

0

2

5.3

Архитектура донских казачьих станиц: типы жилищ. Особенности устройства и символика казачьего куреня.

3

1

4


Столицы донского казачества: Раздорский городок, Монастырское урочище, станица Старочеркасская, Азов, Черкасск и Новочеркасск.

3

1

4


Раздел VI.Военное искусство казаков

18

4

22

6.1

Воинское служение, как доминанта исторического развития казачества. Понятия «Россия», «Дон», «служба», «честь» как основные ориентиры мировосприятия казаков.

3

1

4

6.2

Вооружение казаков Всевеликого Войска Донского. Атрибутика и символика Всевеликого войска Донского.


3

1

4

6.3

Пехота, артиллерия, флот как основа казачьей армии. Донские казаки в боях и походах на страже Отечества.

Военные подвиги донского казачества. Патриотизм и мужество в традициях казачества.

7

1

8

6.4

Выдающиеся казаки Донского края: Ермак Тимофеевич, Кондратий Булавин, Игнат Некрасов, Матвей Платов, Степан Разин, Иван Краснов, Алексей Каледин.

5

1

6


Раздел VII.Уклад жизни донских казаков

10

4

14

7.1

Национальный костюм донских казаков и казачек. Уклад жизни донских казаков и предметы быта. Национальная казачья кухня.

4

2

6

7.3

Хозяйственная деятельность: коневодство, рыболовство, виноградарство и виноделие, огородничество и садоводство.

3

1

4

7.4

Казачьи ремесла: кузнечное и гончарное ремесло, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, обработка металла.

3

1

4


Раздел VIII. Духовная жизнь и нравственные устои казачьей семьи.

12

4

16

8.1

Место православной религии в жизни казака. Казачьи храмы на Дону.

3

1

4

8.2

10 заповедей казака.

1

1

2

8.3

Женщина-казачка: роль в семье и ведении хозяйства. Особенности взаимодействия между членами семьи. Особое положение стариков.

3

1

4

8.4

Рождение ребенка в казачьей семье. Таинство крещения. Крестные отец и мать, их роль в православном воспитании. Воспитание мальчика и девочки в казачьей семье. Значение коня в жизни казака.

5

1

6


Раздел IX. Традиционная народная культура донских казаков.

6

6

12

9.1

Песенный фольклор Донского казачества. Казачьи пословицы, поговорки, загадки, игры и потешки.

Казачьи сказки, легенды и былички.

4

4

8

9.2

Особенности казачьего говора: диалект.

1

1

2

9.3

Отличия донских казаков от кубанских и запорожских.

1

1

2


Раздел X. Донское казачество в Великой Отечественной войне

12

4

16

10.1

Казачье добровольное движение. Казаки в сражениях первых этапов войны. Казаки на фронте в 1943 – 1945 г.г.

Казаки после победы в ВОВ.

6

2

8

10.2

Казачье партизанское движение на Дону.

2

0

2

10.3

Подвиги донских казаков в годы ВОВ. Казаки-герои Великой отечественной войны: Н. К. Недорубов, Рыжов Николай,

И.А. Першиков, С.И. Горшков.

4

2

6


Раздел XI. Итоговое занятие.

1

1

2

11.1

Итоговая педагогическая диагностика. Викторина. Беседа.

0

1

1

11.2

Подведение итогов. Обобщение основных теоретических и практических знаний.

1

0

1


Итого

106

38

144








4.Содержание программы

1-ый год обучения (144 ч.)

1.Вводное занятие (2 ч.)

Знакомство с планом работы объединения, массовыми мероприятиями, направленными на изучение родного края. Стартовая педагогическая диагностика.(2 ч.)

2. Богатства природы донского края (36 ч.)

Теоретическая часть (30 ч.)

Влияние климата и природных условий на развитие культуры Дона.(2 ч.)


Животный мир степной, лесостепной, околоводной и водной фауны

Дона. (5 ч.)


Основные виды животных, обитающих в Ростовской области.(5 ч.)


Растительный мир Дона. Характеристика степной и лесостепной растительности. Основные породы деревьев, кустарников, образующие лесонасаждения.(5 ч.)


Птицы – представители донской орнитофауны. Перелётные, кочующие и зимующие птицы. Польза птиц и необходимость их охраны. (5 ч.)


По страницам «Красной книги». Уникальные представители животного и растительного мира, обитающие на Дону. (5 ч.)


Главная река нашего края – Дон. Основные характеристики. «Дон-батюшка» почему так называют главную реку региона?(3 ч.)


Экологические проблемы донского региона. Бережем родную землю! Донские заповедники и заказники.(5 ч.)


Практическая работа(6 ч.)

Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных и ядовитых трав. Создание книжки-малышки «Как сохранить свое здоровье». Экскурсия в природу с целью организации наблюдения за растениями. Просмотр обучающих видеофильмов.


3. Развитие Донского региона (26 ч.)

Теоретическая часть(21 ч.)

Ранние страницы истории нашего края. Первые поселения и племена на Дону. Тайны Донских курганов.(5 ч.)

Танаис - археологический памятник Донской земли.(1 ч.)

Развитие земледелия и скотоводства как неотъемлемой части культуры.(2 ч.)

Исторические города: Азов, Таганрог, Новочеркасск, Аксай.(3 ч.)


Знакомство с историей возникновения города Ростов-на-Дону. Географическое положение Ростовской области на карте России. Территория, население области. Символы Ростовской области. (5 ч.)


Архитектура южной столицы. История города в названиях улиц. Ростов-на-Дону сегодня.(5 ч.)


Практическая работа (5 ч.)

Сбор фото, оформление альбома «Родной край». Виртуальная экскурсия в архитектурный исторический памятник «Танаис». Просмотр старинных фото г.Ростова-на-Дону, Азова, Таганрога, Новочеркасска. Изготовление закладки с символами г.Ростова-на-Дону.

4.Чем славится земля донская?(16 ч.)

Теоретическая часть(14 ч.)

Сокровища донских степей. Наследие скифо-сарматской эпохи. (2 ч.)

Музеи Дона: Ростовский областной музей краеведения, Белокалитвинский историко-краеведческий музей, Раздорский этнографический музей-заповедник. (5 ч.)

Календарно-обрядовые праздники. Их место в жизни наших предков и неразрывная связь с природой. (3 ч.)

Донские казаки (этнокультурный портрет). Их роль и место в формировании культуры Дона.(4 ч.)


Практическая работа (2 ч.)

Экскурсия в Ростовский областной музей краеведения. Изготовление тематических поделок. Составление коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии и рисунки детей).


5. Донской фольклор (12 ч.)

Теоретическая часть(9 ч.)

Фольклор как устное народное творчество. Виды и жанры фольклора. Известные народные пословицы и поговорки.(3 ч.)

Волшебные легенды, сказки и былины.(3 ч.)

Народные загадки, частушки, считалки, колыбельные.(3 ч.)


Практическая работа (3 ч.)

Выразительное чтение пословиц, поговорок, стихов о родном крае, разгадывание загадок. Постановка донской народной сказки «Медведь».


6. Искусство Дона (36 ч.)

Теоретическая часть (27 ч.)

Музыкальное искусство Дона. Знакомство с историей народной музыки и песен, разновидностями музыкальных инструментов донского края. Народная музыкальная культура казачества(6 ч.)

Театральное искусство Дона. Первые театральные учреждения и их постановки.(3 ч.)

Изобразительное искусство Дона. Известные донские художники и их произведения. (3 ч.)

Декоративно-прикладное искусство народов Дона. Семикаракорский фаянс – «жемчужина Дона».(3 ч.)

Литература как искусство слова. История возникновения письменности на Руси. Жанры древнерусской литературы Дона. Писатели и поэты донской земли, их выдающиеся произведения. Творчество различных писателей о донском крае. Кто из русских писателей и поэтов побывал на Дону? Знакомство с историей посещения А.С.Пушкиным донского края. Путешествия, приключения, фантастика в литературе Дона. Литературная викторина.(12 ч.)


Практическая работа(9 ч.)

Прослушивание народной музыки и песен Дона. Просмотр презентации с художественными произведениями донских художников. Выбор необходимой информации: поиск пословиц и поговорок, афоризмов из художественных произведений Дона.


7. Этих дней не смолкнет слава(14 ч.)

Теоретическая часть(11 ч.)

Ростов-на-Дону в годы Великой Отечественной войны. (2 ч.)

Знакомство с героическими боевыми достопримечательностями родного города.(3 ч.)

Памятники посвященные ВОВ в Ростове-на-Дону.(3 ч.)

Акция «Лица Победы!». Улицы города, названные в честь героев великой отечественной войны.(1 ч.)

Голубь – птица Мира! История мальчика - героя ВОВ Вити Черевичкина.

Защитник Отечества; служба в рядах Вооруженных сил как долг перед Отечеством.(2 ч.)

Практическая работа (3 ч.)

Экскурсия к мемориалу «Вечная память» и возложение цветов. Изготовление из белой бумаги поделки «Голубь Мира!». Творческий проект ко дню Победы.

8. Итоговое занятие (2 ч.)

Зависимость человека от окружающей его среды. Подведение итогов за год. Обсуждение плана работы на следующий учебный год. Конкурсы, викторины.

5. Содержание программы

2-ой год обучения (144 ч.) 1.Введение (2 ч.)

Вводное занятие. Меры безопасности на занятиях. Предмет изучения.

Стартовая педагогическая диагностика.(2 ч.)


2. Природа и население родного края.(10 ч.)

Теоретическая часть(6 ч.)

Влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность населения, тип жилища, особенности питания, одежды, традиционные промыслы.(3 ч.)

Изменения природы под влиянием хозяйственной деятельности

человека.(1 ч.)


Знаменитые люди Дона, поэты, писатели, музыканты, артисты. Достопримечательности родного города.(2 ч)

Практическая работа(4ч.)

Проект «Человек и природа». Просмотр презентации об известных людях Дона. Экскурсия по достопримечательностям родного города.

3. Растительный и животный мир города Ростова-на-Дону(26 ч.)

Теоретическая часть(21 ч.)

Парки и скверы города. Роль искусственных насаждений древесных растений в формировании городской среды.(2 ч.)

Видовое разнообразие насекомых в городе Ростове-на-Дону. Жуки, комары, муравьи, пчёлы, бабочки. Польза и вред насекомых для городской среды. Губительные факторы их обитания. Случаи массового нашествия насекомых. (5 ч.)

Птицы - «горожане», их положительная и отрицательная роль в городе.(2 ч.)

Животные – «горожане». Проблема увеличения численности бродячих собак и бездомных кошек. (2 ч.)

Ростовский зоопарк. История создания зоопарка, видовой состав: птицы, млекопитающие, рептилии, приматы. (5 ч.)

Ростовский Ботанический сад. История создания и коллекции растений. (3 ч.)

Экологическое значение парков и скверов для городской среды (2 ч.)

Практическая часть (5 ч.)

Экскурсия в парк им. Собино и в Ростовский Ботанический сад с целью организации наблюдения за растениями. Посещение зоопарка с целью изучения фауны и поведения животных. Просмотр видеофильмов.

4.Культура Донского края (10 ч.)

Теоретическая часть(8 ч.)

Что такое «Культура?». Зачем человеку культура? Место человека в окружающей среде и культуре. (3 ч.)

Материальная и духовная культура. В чем разница? (1 ч)

Величие многонациональной культуры Донской земли. (2 ч.)

Семь чудес Дона. (2 ч.)

Практическая работа(2 ч.)

Беседа «Какого человека можно назвать культурным?». Исследовательская работа «Дон многонациональный».

5. Казачество в культуре Донского края (14 ч.)

Теоретическая часть(11 ч.)

Происхождение казачества на Дону. Поселения донских казаков на территории края. (3 ч.)

Структура власти, управления у донских казаков. (2 ч.)

Архитектура донских казачьих станиц: типы жилищ. Казачий курень.(3 ч.)

Столицы донского казачества: Раздорский городок, Монастырское урочище, станица Старочеркасская, Азов, Черкасск и Новочеркасск. (3 ч.)

Практическая работа (3 ч.)

Исследовательская работа «Казачий курень»: основной строительный материал, правила строительства, отличия в планировочной структуре и внешнем оформлении куреней.

6.Военное искусство казаков (22 ч.)

Теоретическая часть (18 ч.)

Воинское служение, как доминанта исторического развития казачества. Понятия «Россия», «Дон», «служба», «честь» как основные ориентиры мировосприятия казаков. (3 ч.)

Вооружение казаков Всевеликого войска Донского. Атрибутика и символика Всевеликого войска Донского. (3 ч.)

Пехота, артиллерия, флот как основа казачьей армии. Донские казаки в боях и походах на страже Отечества. Военные подвиги Всевеликого войска Донского. Патриотизм и мужество в традициях казачества.(7 ч.)

Выдающиеся казаки Донского края: Ермак Тимофеевич, Кондратий Булавин, Игнат Некрасов, Матвей Платов, Степан Разин, Иван Краснов, Алексей Каледин. (5 ч.)

Практическая работа(4 ч.)

Виртуальная экскурсия в Новочеркасский музей истории Донского казачества. Просмотр видеоматериалов о выдающихся казаках Донского края.

7.Уклад жизни донских казаков (14 ч.)

Теоретическая часть (10 ч.)

Национальный костюм донских казаков и казачек. Уклад жизни казаков и предметы быта. (4 ч.)

Хозяйственная деятельность: коневодство, рыболовство, виноградарство и виноделие, огородничество и садоводство. (3 ч.)

Казачьи ремесла: кузнечное и гончарное ремесло, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, обработка металла. (3 ч.)

Практическая работа (4 ч.)

Конкурс рисунка «Донской казак». Воссоздание казачьей кухонной утвари в уменьшенном масштабе: лепка, рисунок. Викторина «Что это такое?».

8. Духовная жизнь и нравственные устои казачьей семьи. (16 ч.)

Теоретическая часть (12 ч.)

Место православной религии в жизни казака. Казачьи храмы на Дону. (3 ч.)

Казачьи заповеди. (1 ч.)

Женщина-казачка: роль в семье и ведении хозяйства. Особенности взаимодействия между членами семьи. Особое положение стариков. (3 ч.)

Рождение ребенка в казачьей семье. Таинство крещения. Крестные отец и мать, их роль в православном воспитании. Воспитание мальчика и девочки в казачьей семье. Значение коня в жизни казака. (5 ч.)

Практическая работа(4 ч.)

Викторина «Продолжи казачьи заповеди». Просмотр видеоматериалов о казачьих обрядах.

9. Традиционная народная культура донских казаков.(12 ч.)

Теоретическая часть(6ч.)

Песенный фольклор Донского казачества. Казачьи пословицы, поговорки, загадки, игры и потешки. Казачьи сказки, легенды и былички. (4 ч.)

Особенности казачьего говора: диалект.(1 ч.)

Отличия донских казаков от кубанских и запорожских.(1 ч.)

Практическая работа (6ч.)

Викторина «Продолжи пословицу или поговорку». Прослушивание казачьих песен, отгадывание загадок. Конкурс «Кто больше?» - определение значения слов в русском языке и казачьем диалекте.

10. Донское казачество в Великой Отечественной войне (16 ч.)

Теоретическая часть (12 ч.)

Казачье добровольное движение. Казаки в сражениях первых этапов войны. Казаки на фронте в 1943 – 1945 г.г. Казаки после победы. (6 ч.)

Казачье партизанское движение на Дону. (2 ч.)

Подвиги донских казаков в годы ВОВ. Казаки-герои Великой отечественной войны: Н. К. Недорубов, Рыжов Николай, И.А. Першиков,

С.И. Горшков.(4 ч.)


Практическая работа (4 ч.)

Экскурсия к мемориалу «Вечная память» и возложение цветов. Конкурс рисунка «Я помню! Я горжусь!».


11.Итоговое занятие (2 ч.)

Итоговая педагогическая диагностика. Викторина. Беседа. Подведение итогов. Обобщение основных теоретических и практических знаний.








6.Методическое обеспечение программы.

Рекомендации ПО организации практической части программы:

Практическая часть программы предполагает закрепление теоретических знаний обучающихся. Практическая часть предусматривает различные виды деятельности: игры-путешествия, дидактические игры, моделирование ситуаций, исследовательские эксперименты, опыты, которые позволяют поддерживать мотивацию к предмету и способствуют творческому росту обучающихся. Для проведения экспериментов и опытов предусмотрено специальное оборудование, которое готовит педагог перед началом учебного занятия.

Практическая часть программы предполагает сочетание различных видов деятельности (речевая, изобразительная, творческая, исследовательская), что способствует развитию ситуации успеха каждого учащегося и закрепляет понятийный аппарат теоретической части программы.

Рекомендуемый дидактический материал представлен:

• Опорные схемы, модули по каждому блоку программы;

• Дидактические карточки (раздаточный и проверочный материал, творческие задания);

• Игры по темам программы в электронных презентациях;

• Карточки опережающих домашних заданий;

• Видеофильмы;

• Наборы открыток «Растения», «Животные», «Красная книга», «Донские казаки», «Памятники ВОВ»;

• Подборка детской литературы писателей-натуралистов: В. Бианки, Н. Чарушина, И. Акимушкина и др.;

• Образцы кормушек и птичьих домиков, электронные презентации на эту тему;

• Иллюстрированные таблицы по темам курса обучения.

Методический материал программы представлен материалами мониторинга достижения результатов программы: таблицей-инструкцией «Мониторинг достижения результатов дополнительной общеразвивающей программы для детей учащимися объединения, формой диагностической карты, заполняемой на каждого обучающегося, указанные таблицы демонстрируют показатели личностных, метапредметных и предметных результатов, критерии, степень выраженности оцениваемых качеств, возможное количество баллов, а также предполагаемые методы диагностики.

Метод проектов предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач или проблем, для чего нужны не только знания иностранного языка, но и интеграция знаний из различных предметных областей.

При выборе темы проектной работы предполагается обсуждение с педагогом целенаправленности выбранного проекта, выбора места, времени, характер и форма его защиты, актуальность и новизна представленного к защите проекта,

В процессе реализации программы используются педагогические технологии личностно-ориентированного образования, индивидуального, дифференцированного, компетентностного подходов; методики разноуровневого обучения.

При работе по программе активно используются игровые технологии, благодаря которым процесс обучения становится более интересным и творческим, создается атмосфера вовлеченности, активности и увлеченности.

Очень актуальны игры-разминки, игры-викторины, игры ситуативно-ролевые.

Игровые ситуации ценны не только тем, что мотивируют употребление изучаемого материала на занятии, но и, главным образом, тем, что поддерживают высокую мотивацию изучения иностранного языка. Решение разного рода кроссвордов, чайнвордов, ребусов активизирует процесс обучения.


Критерии отбора образовательного материала к разделам программы, по котором отбирается образовательный материал определяется следующим:

  • научностью (возможность использования теоретических знаний при выполнении практических работ);

  • систематичностью (межпредметные связи, связь с ранее полученными знаниями, умениями и навыками);

  • единством обучения, воспитания и развития;

  • доступностью (возрастные особенности, психологическая возможность качественного усвоения материала);

  • возможностью повышения эффективности усвоения материала с применением инновационных технологий;

  • практической значимостью получаемых умений и навыков, возможностью использования приобретенных знаний и умений в современном диалоге культур.

Все формы, виды и методы работы направлены на создание социообразовательной и культурной среды в интеграционном пространстве образовательного учреждения и способствует формированию интеллектуальной, творческой личности подростка.











7.ЛИТЕРАТУРА.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПЕДАГОГА.


Г.Д.Астапенко «Быт, обычаи, обряды и праздники Донских казаков

XVII-XX вв.» – Ростов н/Д, 2006.


А.И. Агофонов, А.В. Венков, В.П. Водолацкий «История донского казачества: учебное пособие» – Ростов н/Д, 2001.

Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2010.

В.А.Вавилина «Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие» – Новочеркасск, 2011.

Л.С. Ильюков «Очерки древней истории Донского края» - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2010.

А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян «Казачий Дон: Очерки истории» - Ростов-на-Дону: Изд-во обл. ИУУ, 2010.

Н.И. Нестеров «Кто они, донские казаки?»– Волгоград, 2008.

А.А. Бирюкова, Ю.Н. Слущева «Региональный этнокультурный компонент в становлении и развитиитрадиционной народной педагогики» – Волгоград, 2008.

А.И. Скрылов «Энциклопедия казачества /сост. Г.В. Губарев» – М., 2008.

«Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале)» – Ростов-на-Дону: «Баро-пресс», 2006.

Т.А.Затямина, Л.О. Тимофеева «Календарно-обрядовые праздники в детском саду» – 2003. – № 2. С. 46-51.

В. Коготин «Казачьи погудки» – Волгоград, 2006.

А.В. Шишов «100 великих казаков» – М., 2007.

«Заветный дар. Хрестоматия для педагогов дополнительного образования,воспитателей» – Ростов-на-Дону, 2002.

А. Н. Промтов «Птицы в природе» – Учпедгиз, 1960г.

В. М. и И. М. Спирины «Звери в природе»

Е.Ю.Сухаревская «Региональный учебно-методический комплекс «Доноведение»: программно-методическое обеспечение для учителей начальной школы общеобразовательных учреждений Ростовской области» – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2014.

Г. Астапенко «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков» – Батайск: Батайское книжное издательство, 2002

Ю.Н.Круглов «Многоликий мир казачества: учебное пособие» – Ростов-на-Дону.: Изд-во БАРА-ПРЕСС, 2007

О.Г.Веряскина «История Донского края. Под ред. Жданова Ю.А.» - Ростов-наДону, - 2004 г. 192 с.

Паничева Е.Г., Мехедовой С.В., Методическое пособие «Программа педагога дополнительного образования детей: этапы создания, основные разделы, рекомендации». – Ростов-на-Дону, - 2014г.

К.Ф.,Строев, Ю.К.Ефремов «Краеведение. под ред. Прохорова» /Большая Советская Энциклопедия. – 3- е изд. – М.: 1973. – Т.13. – с. 920.

В.Вареник, С. Маханьков «Ростов-на-Дону двухтысячелетний» - Ростов-на-Дону, 2009. – 80 с.

«История Дона в лицах. Выпуск 1.» – Ростов-на-Дону, 2007. – 16 с.

В.Ф. Чеснок «Как одевались предки» – Ростов-на-Дону, 2008 - 8 с. с ил.

В. Боржов «Занимательное краеведение.» – М.1998г.


Ю. А. Жданов «Природа Донского края» Ростов-на-Дону 1975г.

Б. Железовский «Хрестоматия по природоведению» Саратов 1995г.

И. И. Акимушкин «Мир животных» 4 тома М. Мысль 1991г.

Д. А. Чибилев «Лик степи», Л. «Гидромтеоиздат» 1990г.

О. А. Лосева «Режим и организация досуга детей младшего школьного возраста»

Т. К. Горышина «Экология растений»; М. 1997г.

В. А. Радкевич «Животные и растения: Экологические очерки»; М. 1980г.

Ф. Рамад «Основы прикладной экологии»; Л. 1981г.

В. С. Романов, Н. С. Харитонова «Охрана природы»; М. 1986г.

Н. М. Чернова, А. М. Былова « Экология»; М. 1988г.

А. Давидов «Знай, люби, береги» Научно-худож. кн.;М. ТВЭСЭЛКАУ, 1989г.

Книга природы; М. Детская литература; 1990г.

Ю. Н. Гладкий, С. Б. Лавров «Дайте планете шанс»; М. Просвещение; 1995г.

В. И Турманина «Растения рассказывают» ; М. Мысль; 1987г.

Н. Ухатин «Друзья птиц»; М. Детская литература; 1986г.

Ю. А. Афанасьев, С. А. Фомин «Мониторинг и методы контроля окружающей среды»; Симферополь: Сонат, 1998г.

Л. В. Ковинько «Секреты природы – это так интересно»; М. Линка-Пресс, 2004г.

Акопян Э.М., Якута Л.В. «Воспитание экологической культуры школьника» - Ульяновск: УИПКПРО,1996.- 88с.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Казачьи народные сказки: «Про царицу Лютру», «Жбан».

Волшебные сказки: «Горе-злосчастье», «Ванюша и Баба-Яга», «Про царскую дочь и козленка».

Мотивы донского казачьего фольклора в творчестве региональных авторов:

А. Скрипов «Степан и его друзья», «Зургунец и венец лебедя», «С вольного Дона выдачи нет»;

П. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты»;

Ю. Харламов «Мальчик из пшеничного зернышка» (сказки бабы Груши);

В. Моложавенко «Почему Дон Иванычем зовут», «Про сестер и братьев Дона Ивановича», «Имя, станице нареченное», «О временах незапамятных», «Ветер с Родины», «Живая вода», «Про городище Кудеярово», «Аленкин брод».


Природа Донского края:

И.Ковалевский «Скворец», «Колокольчик», «Помидоры», «Синева», «Метеор», «Бычок», «Утренний дождик», «В осеннем парке», «Журавли», «Туман и солнце», «Зайчик в зимнем поле», «Самый смелый»;

Г.Колесников «Сохраним горицвет», «Зяблик», «Загадки, загадки», «Разноцветные воробьи», «Ротозей!», «Туман», «По морям, по волнам»;

В.Дерябин «Умная цапля», «Лежебока»;

Г.Гасенко «Друзья познаются в беде», «Посметюшек», «Захребетники (рассказ старого птицелюба)»;

Б.Агуренко «Трутни», «Капли»;

В.Гнутов «Скворцы», «Муська, Семка, Галка и бабушка»


А.П. Чехов и мир детства: «Весной», «Белолобый», «Гриша», «Каштанка»

М.А. Шолохов и о Шолохове: М.А.Шолохов «Нахаленок»;

В.Воронов «В хуторе Кружилине»; А.Сафронов «Михаилу Шолохову»; С.Смирнов «Щедрость».


Поэты Дона о родном крае: И.Груднев «Родному Дону», А.Недогонов «Вечер в станице», А.Сафронов «Ростов-город», «Бессмертник», А.Гарнакерьян «В дороге», Н. Доризо «Песня о Доне», Л.Шемшелевич «Рыбацкая примета», Б.Куликов «Кони», В.К.Жак «Настоящая осень», «Мой лес», «Золотинки», «В ночном лесу», «Пчела», «Про ершей»

Донские писатели о Великой Отечественной войне: М.А. Андриасов «Шесть дней», А.Ф. Агафонов «Повесть о Вите Черевичкине»


В. Бианки «Лесные были и небылицы» ; Лениздат. 1969г.

Н. Сладков «Рассказы о животных»

А. А. Лопатина «Сказы матушки Земли» ; М. Амриата-Русь. 2008г.

В. Танасийчук «Экология в картинках» ;

Г. А. Скребицкий «Лесные переселенцы»

С. Иванов «На пасеке»

А. П. Молодова «Экологические сказки»; Минск: Асар, 1998г.

М. М. Пришвин «Берестяная трубочка» С.-П.: Акварель, 2015г.

М. М. Пришвин «Этажи леса. Рассказы детям»; М. Махаон, 2014г.

Г. А. Скребицкий «Друзья моего детства»; М. Махаон, 2013г.

Э.Ю. Шим «Жук на ниточке» рассказы и сказки; М. Махаон, 2014г.

Л. Н. Безрукова «Соня в корзинке»; С-П. Детгиз; 2008г.

С. К. Бялковская «Если в лесу сидеть тихо-тихо»; С-П. Речь. 2013г.

Б. Гедин «Чинуша на груше» - сатирическая сказка; М. Росмэн. 2014г.

В. Ф. Козлов «Куда улетают ласточки»; С-П. Амфора. 2010г.

С. В. Образцов «Маленькие рассказы про животных»; С-П. Амфора. 2010г.

Е. А. Пермяк «Чижик-Пыжик»; М. ЭКСМО, 2008г.

А. И. Приставкин «Летающая тётушка»; М. АСТ: Астрель, 2007г.

Сергей Алексеев «Сто рассказов о войне»; Детская классика, 2010г.

Полевой Б. — «Повесть о настоящем человеке».

Смирнов С. — «Брестская крепость».

Анатолий Митяев — «Подвиг солдата».

Цифровые образовательные ресурсы

http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - детские электронные презентации и клипы

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе

http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - учительский портал

http://www.openclass.ru/weblinks/44168 - открытый класс

http://protown.ru/russia/obl/articles/3831.html - федеральный портал








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шаповалова Анна Сергеевна

Дата: 15.11.2020

Номер свидетельства: 563464

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства