kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Беседа на тему: "Отходы -глобальная проблема человечества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал познакомит детей с актуальной в настоящее время проблемой переработки отходов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Беседа на тему: "Отходы -глобальная проблема человечества"»

БЕСЕДА НА ТЕМУ: «ОТХОДЫ - ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

Автор - составитель: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области.

Вместе с ростом населения Земли неизбежно повышается уровень потребления. Ежедневно появляются новые товары, технологии, открываются производства. Все это приводит и к увеличению массы производимых цивилизацией отходов: их образуется столько, что проблема мусора, в частности его утилизации, стала одной из самых важных для мирового сообщества.

Что такое утилизация отходов и ее способы?

В понятие утилизации входит весь перечень действий, необходимый для максимально экологичного освобождения от отходов человеческого быта и производственной сферы:

  • сбор, сортировка и вывоз из мест проживания и рабочей деятельности человека;

  • хранение на свалках или захоронение в карьерах, на специальных полигонах, а также в изоляторах и подземных хранилищах;

  • физическое уничтожение с помощью современных технологий;

  • вторичная переработка утильсырья с целью получения новых полезных человеку продуктов и товаров.

Популярные способы уничтожения отходов – обычное сжигание при разных тепловых режимах и технология пиролиза, когда разложение массы сырья происходит под воздействием очень высоких температур в бескислородной среде.

Конечно, оптимальным выходом для человечества является вторичная переработка утильсырья, но, к сожалению, сегодня ей подвергается только его малая часть.

Виды отходов и проблемы утилизации

Мусор, подлежащий утилизации, разделяют: на бытовой (ТБО - твердые бытовые отходы) и производственный.

Контейнеры для сбора ТБО расположены во дворе каждого жилого дома. Их основные подгруппы:

  • бумажные;

  • изделия из стекла;

  • остатки пищи и продуктов;

  • пластмасса и всевозможные виды пластика.


Производственные отходы подразделяют на:

1.Биологические. Сюда, например, относятся остатки тканей, органов людей и животных: трупы животных, отбросы от производства мясной продукции, а также биоматериалов от работы больничных отделений, микробиологических лабораторий и ветеринарных учреждений.

2.Радиоактивные. Это предметы, жидкости или газы, содержащие радиоактивные вещества в количествах выше установленной нормами безопасности.

3.Строительные. Появляются в результате возведения домов и других сооружений, ремонта и отделки, а также в ходе производства строительных материалов.

4.Медицинские. Всевозможные отбросы деятельности врачебных учреждений.

5.Отходы транспортного комплекса. Возникают в результате работы автотранспортных предприятий, а также мест ремонта, обслуживания и длительной парковки автомобильной техники.

Конечно, перечислены только основные виды отходов хозяйственно-производственной деятельности, но их полная классификация намного более обширна.

Обычное сжигание многих видов мусора приводит к выбросу в атмосферу высокотоксичных веществ, и поэтому запрещено. Из-за недостатка средств и квалифицированных кадров не хватает предприятий по переработке (утилизации) или ресурсов для создания производств, самостоятельно осуществляющих вторичную переработку производимого утильсырья.


Какую опасность для Земли несут отходы?

Экологи всего мира бьют тревогу уже давно: наша планета погибает от заполонившего ее ядовитого мусора и выбросов вредных веществ в биосреду.

  1. Любая свалка – это настоящий рассадник болезнетворных бактерий, обиталище вредных насекомых и переносящих опасные болезни грызунов, потенциальный источник эпидемий.

  2. Уже загрязнены тысячи гектаров земли, воды Мирового океана, парниковый эффект разрушает атмосферные слои, что привело к климатическим изменениям.

  3. Так как многие современные материалы разлагаются в природных условиях в течение нескольких десятков или даже сотен лет, количество мусора на планете продолжает стремительно прибывать.


Обратите внимание! Будучи естественной частью экосистемы, люди уже получают негативные результаты отравления планеты отходами. Список аллергических, эндокринных, вирусных и инфекционных заболеваний растет с каждым годом.


Утилизация мусора в России

К сожалению, проблема экологичной и законной утилизации в нашей стране до сих пор остается острой, так как процветают нарушения действующего законодательства предприятиями и безответственное отношение к этой проблеме со стороны рядовых граждан.
Например, сейчас внедряется система раздельного сбора мусора у населения. Для этого площадки у жилых домов снабжаются специальными контейнерами с соответствующими пометками: «стекло», «пластмасса», «бумага» и т.д. За нарушения принципов подобной сортировки, в Европе, например, виновник должен будет уплатить внушительный штраф. У нас же не редки случаи, когда жильцы эти правила безнаказанно игнорируют, либо содержимое всех контейнеров выгружает одна и та же машина, и все старания граждан сводятся к нулю.

Официальная статистика гласит:

  1. Ежегодно в России образуется до четырех миллиардов тонн отходов, из них: более двух с половиной миллиардов – остатки производственной деятельности, семьсот миллионов – навоз, пометные массы от сферы птицеводства и животноводческих комплексов, до сорока миллионов – ТБО, около тридцати миллионов – сточные воды и три миллиона тонн утильсырья из медицинских учреждений.

  2. В стране накоплено более восьмидесяти миллиардов тонн отходов (из них не менее полутора миллиардов относятся к особо опасным, так как являются токсичными).

Сегодня огромные площади выделяются под свалки и для полигонов под захоронение мусора. И одновременно в России функционируют сотни не санкционированных свалок и «могильников», производятся незаконные выбросы вредных веществ в воздух и воду, загрязняются почвы, в результате чего гибнет животный и растительный мир.


Опыт утилизации отходов за рубежом

В современном мировом сообществе немало примеров достойного уровня обращения с отходами, в том числе и утилизации, на который можно и нужно равняться.

В странах Евросоюза поставлен на поток раздельный сбор отходов у населения (разделяются бумага, стекло, пластик и т.д.), за нарушение правил при выбрасывании мусора в сортировочные контейнеры грозит внушительный штраф.

В магазинах Европы, торгующих товарами для дома, работают пункты приема, куда можно сдать старую и отжившую свое бытовую технику (от батарейки до большого холодильника), получив при этом внушительную скидку на приобретение новой.

Например, в Швеции перерабатывается до 80% бытового мусора, около 18% утилизируется экологичными способами. И лишь малый остаток вывозится для захоронения за территорию страны.

Все шведские предприятия вторичной переработки в соответствии с законом оборудованы специальными сигнальными датчиками, контролирующими уровень концентрации вредных веществ. При нарушении допустимой нормы сигнал поступает напрямую в контролирующие органы, и нарушителю грозит денежный штраф и административные санкции.

Из стран Востока хороший пример обращения с отходами демонстрирует Япония. По статистике, на вторичную переработку здесь отправляется почти половина всего образовавшегося утильсырья, более тридцати пяти процентов утилизируется, и лишь пятая часть попадает на свалки и полигоны для захоронения. И власти постоянно озабочены, как бы свести и эту часть к минимуму, ведь территория страны слишком мала, чтобы загружать ее свалками.

Еще в конце 20 века в Японии был принят закон об обязательной вторичной переработке всех видов упаковки и банок из-под напитков и продуктов питания, который уважительно соблюдается как предприятиями, так и обычными гражданами. В итоге Япония по праву считается высококультурной и очень «чистой» страной.

Конечно, отнюдь не везде ситуация столь оптимистичная. К сожалению, стран с повышенным уровнем загрязнения природной среды, а соответственно и уровнем болезней и смертности людей, в мире гораздо больше, чем «островков цивилизации». Сегодня среди самых «грязных» мест планеты Индия, Китай, Египет, Ирак и т.д.

Викторина на тему «Бытовые отходы».


1. Расшифруйте аббревиатуру «ТБО» (твердые бытовые отходы)

2. Какой тип отходов преобладает в структуре ТБО? (пищевые)

3. Сколько лет разлагаются стеклянные и пластиковые бутылки? (более 500)

4. Какие виды природных ресурсов являются восстановимыми? (лес, солнечная энергия, энергия воды, животные, растения)

5. Какие виды природных ресурсов являются невосстановимыми? (полезные ископаемые, нефть, газ)

6. Как называется слой воды, залегающей под землей? (грунтовые воды)

7.Как называются химические вещества, выделяемые при горении отходов, вызывающие опасные заболевания? (диоксины)

8.К какому классу элементов относятся металлы: свинец, кадмий, ртуть, наносящие большой вред природе и здоровью человека? (тяжелые металлы)

9.Как называется место для захоронения отходов, построенное с соблюдением всех норм безопасности для природы и человека? (полигон)

10.Перечислите опасные отходы, которые нельзя утилизировать вместе с бытовым мусором? (краска, ртутные лампы, шины, аккумуляторы, машинные масла, фильтры, батарейки, сотовые телефоны, предметы бытовой химии и т.д.)

11.Какой вид природных ресурсов используется для изготовления пластика? (нефть)

12.Сколько мы сбережём деревьев, если соберём и переработаем 1 тонну макулатуры? (17 деревьев)

13.Сколько 1,5 л пластиковых бутылок в 1 килограмме? (23 штук)

14.Какая площадь грунта загрязняется, если выбросить на землю 1 батарейку? (20 куб. м)

15.Продолжите известное выражение «…Чисто не там, где убирают…(а там. где не сорят



Выбери правильный ответ

1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

а) пластмасса, б) стекло, в) металл.

2. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

а) рассортировать, б) собрать в одном месте, в) раскрошить.

3. Первоочередная забота при выборе места свалки:

а) защита поверхности земли и грунтовых вод, б) ограждение места свалки, в) укомплектование соответствующей техникой.

4. Самая страшная добавка к воде:

а) бытовой мусор, б) пестицидыв) минеральные удобрения.

5. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:

а) компостировать, б) сжечь при специальных условияхв) переплавить.

6. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей?

а) производство упаковочных материалов, б) переработка мусора, в) производство автомобилей.

7. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

а) их захоронение, б) разработка правовых механизмов регулирование процесса, в) рециркуляция (повторное использование отходов).

8. Вредные выбросы оказывают влияние: а) только на те регионы, где появилось загрязнение, б) на близлежащие регионы, в) даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет”.


Узнай по описанию

1.Из нее делают игрушки.

Она бывает разноцветной и ее очень трудно сломать.

Предметы, изготовленные из нее, очень мало весят.

Если ее поджечь, то появляется, очень много черного дыма.

Ее нельзя выбрасывать, так как сама по себе она в природе не разлагается.

(Пластмасса)



2.Ее изобрели китайцы.

У нас ее получают из дерева.

Она хорошо горит.

Из нее получается много мусора.

На ней рисуют и пишут.

(Бумага)



3.Его делают из песка.

Чаще всего оно прозрачное.

Когда падает, оно разбивается.

Если его нагреть, оно становится тягучим, как смола.

Оно может поранить.

(Стекло)



4.Это то, без чего мы не можем прожить.

Этим мы пользуемся каждый день.

Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

С помощью этого все становится чище.

Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

(СМС)



5.Это получается, когда что-то ломается.

Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, вдоль дорог.

Это можно сдать и получить деньги.

Из этого можно сделать что-то новое.

Это бывает цветным.

(Металлолом)



6.Это легче воды.

Это может плавать в воде.

В водоеме этого много, когда в нем моют машины.

Это мешает дышать рыбам.

Это надо удалять с поверхности воды.

(Машинное масло)



7.Этого почти не видно.

Этого много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

От этого у людей бывает астма и бронхит.

Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

В городе, где этого много не растут лишайники.

(Газовые отходы)



8.Это всегда черного цвета.

Этого много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

Это очень вредное.

У человека оно вызывает болезни, а одежда становится грязной.

Этого много образуется при горении.

(Сажа)

Конечно, движение за сохранение чистоты природных ресурсов не стоит на месте. В России и мире разрабатываются и внедряются государственные и региональные программы утилизации отходов. Открываются новые производства по переработке утильсырья, а также пункты его приема у населения.

Однако решение проблемы обращения с отходами возможно только совместными усилиями и органов государственного контроля, и каждого отдельного гражданина страны и мирового сообщества.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Беседа на тему: "Отходы -глобальная проблема человечества"

Автор: Григорьева Ирина Евгеньевна

Дата: 29.10.2019

Номер свидетельства: 524655


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства