kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Рациональное использование и охрана водных ресурсов

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок предназначен для преподавателей спецдисциплин и студентов СПО, а  также тем, кто интересуется использованием на уроках кейс - технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Рациональное использование и охрана водных ресурсов»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Калининский техникум агробизнеса»




технологическая карта урока


дисциплина «Экологические основы природопользования»

















Разработала: Данилова Таисия Викторовна




















План занятия

Дисциплина: Экологические основы природопользования

Специальность: 43.01.09 «Повар, кондитер»

Курс: 2

Группа: 22

Дата проведения: 31.10.2019

Тема: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов».

Цели занятия:

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами кейс-технологий.

Образовательные:

  • объяснить, что вода – являясь одним из самых распространенных на Земле веществом, требует особой охраны, так как пресная вода – дефицитный ресурс;

  • систематизировать и обобщить знания учащихся о значении воды в биосфере;

  • познакомить с основными источниками загрязнения вод;

  • показать опасность загрязнения водных ресурсов;

  • обосновать меры защиты водных ресурсов.

Развивающие:

  • развитие умений и навыков самостоятельного учебного труда с информационными источниками, учебником,

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, публично выступать, работать в группе;

  • развить умения систематизировать свои знания, принимать самостоятельные решения выдвигать собственные идеи.

Воспитательные:

  • воспитание потребности в знаниях и привитие интереса к естественным наукам;

  • сформировать убеждение о причастности каждого человека к экологической ситуации в районе, регионе и на планете;

  • воспитание гражданской позиции для сохранения природного равновесия и чистоты окружающей среды.

Вид занятия: типовой (с использованием кейс - технологии).

Тип занятия: урок сообщения новых знаний

Методы занятия: по источнику информации – словесный, наглядный; по способу разворачивания информации – дедуктивный; по уровню мышления – репродуктивный, частично-поисковый.

Формы работы студентов: фронтальная, групповая, индивидуальная

Межпредметные связи: Химия, география, физика, математика

Оборудование и методическое обеспечение урока (электронные ресурсы, Интернет ресурсы):

  1. Папки с кейс материалами для каждой группы;

  2. http://geoinfoed.ru/geo3/103-problemy-okruzhayushhej-sredy-puti-ix-resheniya.html -Проблемы окружающей среды и пути их решения

  3. http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/waste/- Проблема отходов

3.http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic-techniques/4899-2014-03-23-16-33-40.html- Современные педагогические технологи

Студент должен в соответствии с ФГОС СПО:

Иметь представление: о глобальных экологических проблемах

Знать: принципы рационального природопользования; источники загрязнения окружающей среды; государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды; экологические аспекты сельскохозяйственной деятельности.

Уметь: обеспечивать соблюдение экологических норм и правил в производственной деятельности; использовать представления о взаимосвязи живых организмов и среды обитания в профессиональной деятельности.

Освоить следующие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

Литература:

1.Основные источники:

  1. Гальперин М.В. «Экологические основы природопользования» Учебник- 2-е издание, испр. М.: ФОРУМ: ИНФА - М, 2008.

  2. Колесников С.И. «Экологические основы природопользования». Учебник. Изд-во «Дашков И. К», 2008.

2.Дополнительные источники:

  1. Григорьев А.А. «Экологические уроки прошлого и современности» под редакцией академика К.Я. Кондратьева. – Санкт-Петербург: Наука, 2001 – 252с.

  2. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. « Игры на уроках биологии».- М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС,2008.- 271с.

  3. Методические материалы по курсу «Метод кейс-стади». Составитель О.Н. Калачикова ГОУ ВПО Томский Государственный университет.



























Ход занятия

элемента

занятия

Элементы занятия

Время,

минут

Методы

1

Организационная часть:

Преподаватель: Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Оценивает или вносит коррективы на готовность рабочих мест учащихся. (слайд 1)

Студенты: выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

1

Словесные, репродуктивные

2

Мотивация учебной деятельности:

Просмотр видеоролика (слайд 2)


1

наглядные

3

Сообщение темы, цели задач занятия

Преподаватель: давайте попробуем определить тему нашего урока. (В случае затруднения преподаватель подводит обучающихся к слову «проблема»). Помогает сформулировать цели урока (слайд 3,4)

Студенты: определяют тему и цели урока

3

словесные

4

Актуализация опорных знаний студентов

Распределение учащихся по группам

1

словесные

5

Изучение нового учебного материала (слайд 5-8, 10-13)

1.Решение проблемных ситуаций через кейс папки (работа в группах).

2.Выступление групп (представление результатов найденных решений).

3.Анализ ситуаций

4.Физкультминутка (слайд 9)

Преподаватель: Помогает учащимся в работе в группах, курирует их выступления.

Анализирует результаты выступления групп.

По ходу выступления учащихся направляет их через дополнительные вопросы

Студенты: в группах через кейс папки решают определённую проблемную ситуацию: краткое изложение прочитанных материалов, их обсуждение, определение докладчиков, представление результатов работы группы

30

словесные,

дедуктивные,

частично-поисковые,

наглядные

6

Обобщение и систематизация знаний

Закрепление знаний через дополнительные вопросы.

4

словесные,

дедуктивные.


7

Подведение итогов

Выяснение достижения целей урока учащимися

Рефлексия деятельности (слайд 14) Оценивание преподавателем учащихся.

4

словесные,

дедуктивные,

наглядные

8

Задание на дом

Выдача домашнего задания.

1

словесные






Преподаватель: (слайд 1) Добрый день! Я очень рада видеть вас. Когда я готовилась к занятию, я думала о вас, и, я надеюсь, на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Сегодня нам предстоит очень необычная работа. А необычная, потому что мы сегодня проводим занятие с использованием кейс-технологии. Что необходимо любому мастеру? Конечно, знания.

Вы обладаете научными, обыденными знаниями, то, что вы уже изучали в школе, обсуждали с родителями, с друзьями, знаете из средств массовой информации. Я, надеюсь, свои знания, и способности вы покажите на сегодняшнем занятии.

Чтобы получить какой-либо результат, (новые знания) мастер должен все продумать до мелочей. И мы с вами тоже должны решить, что мы сегодня будем делать и каким образом.

Прежде чем мы озвучим тему, я надеюсь, вы это сделаете, посмотрите, пожалуйста видеоролик. (слайд 2)

Итак, давайте попробуем определить тему нашего занятия. (В случае затруднения преподаватель подводит обучающихся к слову «проблема»). Какая проблема заложена в этом видео?

Формулируется тема урока: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов» (слайд 3)

Эпиграфом нашего урока будут слова Р.Рождественского: "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружа­ющей среды". (слайд 4)

В чем смысл этого эпиграфа?

О чем мы будем с вами сегодня говорить?

О каких проблемах?

В настоящее время наша окружающая среда очень сильно загрязняется.

По мере роста населения и масштабов производства экологические последствия хозяйственной деятельности человека становятся всё более ощутимыми, а площади нетронутых природных территорий неуклонно сокращаются. В середине 20 века общество впервые начало ощущать угрозу глобального загрязнения окружающей среды. С началом промышленной и аграрной революции значительно увеличилась скорость сокращения видов животных и растений.

Преподаватель: Как я уже говорила, наш урок пройдет в нестандартной форме. Вы будете работать в группах в качестве экспертов. У вас нас столах лежат папки с кейсами, в которых находятся задания для вас, как экспертов.

КЕЙС 1. «Загадка исчезновения чистой воды» (слайд 5)

Экологическая справка

Общие мировые запасы воды во всех её агрегатных состояниях огромны – 1.5 млрд.куб.км. Если распределить их поровну, то на каждого жителя планеты пришлось бы по 280 млрд. т. 97% водных ресурсов приходится на долю океанов, в которых вода слишком солёная и поэтому непригодна для питья, выращивания с/х культур и промышленного использования. Оставшиеся 3% приходится на долю пресной воды.

Но и это не мало – на каждого жителя Земли приходится 8.4. млн. л. пресной воды.

Задание по кейсу: (слайд 6)

1.Почему возникла глобальная экологическая проблема - дефицита пресной воды? Или есть другая проблема? А может она звучит по другому?

2.Назовите причины дефицита пресной воды.

3.Назовите источники пресной воды.

4.Предложите пути решения проблемы сохранения чистой воды.

Содержание кейса:

Причины недостатка пресной воды

Проблема недостатка пресной воды возникла по трем основным причинам: 1) интенсивное увеличение потребностей в воде в связи с быстрым ростом народонаселения планеты и развитием отраслей деятельности, требующих огромных затрат водных ресурсов; 2) потери пресной воды вследствие сокращения водоносности рек и других причин; 3) загрязнение водоемов промышленными и бытовыми стоками.

О росте потребления воды было сказано в предыдущей статье. Следует добавить, что расход пресной воды на самые разнообразные нужды человеческого общества, несомненно, будет возрастать и в дальнейшем. Поэтому бережное, рациональное использование водных ресурсов становится особенно важной задачей.

Потери пресной воды могут происходить по разным причинам. Важное место в этом занимает явление сокращения водоносности свойственное большинству рек стран мира. Связано оно с вырубкой лесов, распашкой лугов, осушением пойменных болот и т. д., что вызывает, с одной стороны, усиление поверхностного стока и увеличение стекающей в море воды, а с другой — сокращение уровня грунтовых вод, питающих реки и поддерживающих их водоносность. По этой причине во многих странах сильно сокращаются запасы подземных вод. В США, например, с 1910 по 1957 г. ее запасы уменьшились с 490 до 62 млрд. м3. Большие потери воды имеют место при ее использовании. В большинстве городов мира вода подается без счетчиков, в результате чего создается ложное представление об ее безграничных запасах, и ею слишком щедро пользуются. Много воды теряется в результате фильтрации ее через стенки оросительных каналов.

Основные проекты по увеличению доступных запасов пресной воды в мире.

Сооружение водохранилищ. С помощью водохранилищ возможно увеличение устойчивого стока пресных вод дополнительно до 20% от существующего уровня. Большинство крупных водохранилищ расположено в умеренном поясе Северного полушария в высокоразвитых странах. Наибольшее развитие данное направление получило в 50-70-х годах прошлого столетия, однако, уже начиная с 90-х годов процесс создания новых водохранилищ замедлился и в настоящее время практически прекратился.

Опреснение морских вод. Опреснение засоленных речных вод имеет наибольшее значение для районов искусственного орошения. Соленость речных вод в Азии постоянно возрастает, и в последнее время предпринимаются попытки опреснения хотя бы части этих вод. То же относится и к опреснению подземных вод, которые откачивают на поверхность при добыче угля и других полезных ископаемых.

Опреснение морской воды получило большое распространение на территориях тропического пояса – Тунис, Ливия, Египет, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар, Ирак, Иран, Мексика, Куба, Венесуэла. При прогнозировании развития индустрии опреснения нужно иметь в виду возможные экологические последствия, поскольку солевые отходы опреснения, которые складируют на суше или сбрасывают в море в виде рассолов, негативно воздействуют на экосистему.

Существуют проекты транспортировки ледниковых запасов пресной воды. Наибольший интерес в этом отношении составляют ледники Антарктиды, т.к. в них содержится наибольший запас пресной воды. Проект предусматривает превращение айсбергов в ледяную крошку и затем транспортировку ее грузовыми судами.

Очистка сточных вод. Ежегодный объем водопотребления в мире находится на уровне 4 тыс.км3, а объем стоков - примерно 2 тыс.км3. Если допустить, что все стоки будут далее нормативно очищаться, то и в этом случае потребуется не менее 8,3 тыс.км3 чистых вод для их разбавления (20% полного стока и 60% устойчивого). Но в результате несовершенства современного водопользования и очистки в большинстве развивающихся и некоторых развитых странах мира загрязняется воды намного больше. Таким образом, в глобальном масштабе в ближайшем будущем человечеству грозит качественное ухудшение водозапасов.

Загрязнение воды - изменения химического и физического состояния или биологических характеристик воды, ограничивающие дальнейшее ее употребление.

Источники загрязнения

Населенные пункты. Наиболее известным источником загрязнения воды, которому традиционно уделяется главное внимание, являются бытовые (или коммунальные) сточные воды. Почти вся использованная вода поступает в канализацию. Поскольку ежедневно в сточные воды попадает огромный объем фекалий, главной задачей городских служб при переработке бытовых стоков в коллекторах очистных установок является удаление патогенных микроорганизмов (бактерий и вирусов которые могут вызвать кишечные заболевания (тиф, холеру и дизентерию), а также гепатит и полиомиелит). Сельское хозяйство. Один из основных потребителей воды, использующий ее для орошения полей. Стекающая с них вода насыщена растворами солей и почвенными частицами, а также остатками химических веществ, способствующих повышению урожайности. К ним относятся инсектициды; фунгициды, гербициды, и прочие пестициды, а также органические и неорганические удобрения, содержащие азот, фосфор, калий и иные химические элементы. Кроме химических соединений, в реки попадает большой объем фекалий и других органических остатков с ферм

Тепловое загрязнение. Температура воды, используемой на тепловых электростанциях для охлаждения пара, повышается на 3–10оС, а иногда до 20о. Летом, когда потребность в электрической энергии для кондиционирования воздуха очень велика и ее выработка возрастает, эти воды часто перегреваются. Понятие «тепловое загрязнение» относится именно к таким случаям, так как избыточное тепло уменьшает растворимость кислорода в воде, ускоряет темпы химических реакций и, следовательно, влияет на жизнь животных и растений в водоприемных бассейнах.

Радиоактивное загрязнение. Радиоактивные изотопы аккумулируются внутри пищевых цепей, так как являются устойчивыми по своей природе. В процессе радиоактивного распада ядра атомов радиоизотопов испускают элементарные частицы и электромагнитное излучение. Поскольку период полураспада многих радиоактивных изотопов весьма значителен (например, миллионы лет), их постоянное излучение может, в конце концов, привести к ужасным последствиям для живых организмов, населяющих водоемы, в которые сбрасываются жидкие радиоактивные отходы.

КЕЙС 2. «Экологический аукцион» (слайд 7)

Экологическая справка

Газета «Природа Алтая»

Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат являлся основным загрязнителем воды озера Байкал. На протяжении последних лет разрабатывался ряд программ, направленных на перепрофилирование либо перенос этого вредного производства. Однако перевод предприятия на замкнутый цикл водооборота сдерживался неготовностью канализационных очистных сооружений (КОС) города Байкальска: все хозяйственно-бытовые стоки города проходили через очистные сооружения предприятия.

В результате сброса недостаточно очищенных сточных вод в озеро Байкал в их составе сбрасывались вредные вещества с превышением допустимых концентраций, что является химическим загрязнением водного объекта. Так, за указанный период сброса в водоем поступили загрязняющие вещества (тонны): алюминий – 0,749, сульфат-ионы – 305,989, аммоний-ион – 1,029, нефтепродукты – 0,032.

Загрязнение водоёмов происходит по вине промышленных предприятий, к ним относится и целлюлозно-бумажный комбинат – водоёмкое производство. ЦБК обращается к экспертам и просит:

Задание к кейсу: (слайд 8)

  1. Выясните каково влияние загрязнения водной среды промышленными отходами на живые организмы?

  2. Предложите пути решения проблемы загрязнения вод промышленными отходами.

Содержание кейса:

Ущерб, причиняемый от загрязнения воды.

Практика позволяет нам выделить следующие основные виды ущерба, причиняемого загрязнением водоемов:

1.социальный. Он вызван снижением рекреационных возможностей озер, особенно тех, которые, как Ладожское или Онежское, являются уникальными экологическими объектами. Прежде всего это выражается в ухудшении условий купания, «угасании» красоты побережий, уменьшении рыбопродуктивности, видового разнообразия животного и растительного мира. В данном случае потери оцениваются с учетом интенсивности рекреационного использования затрагиваемых акваториально-территориальных природных комплексов и перспективы их развития.

2.ущемляются интересы рыбного хозяйства. Ведь снижается продуктивность водоемов. Здесь разумно исходить из потерь чистой прибыли, которую уже невозможно восстановить даже при разведении мальков.

3.ущерб, наносимый дополнительным загрязнением Невской губы за счет поступления вредных веществ из Ладожского озера.

Пути решения экологических проблем Ладожского озера.

Основной задачей является не очистка сточных вод, а существенное уменьшение их объема вплоть до полной ликвидации. Если все-таки определенного объема сточных вод избежать нельзя, то безотходной должна стать утилизация или переработка отходов очистки. Таким образом, прогрессивной тенденцией в дальнейшем развитии современной цивилизации должно стать не совершенствование технологии очистки, а переход в промышленном производстве на малоотходные или безотходные технологии. Стимулом для сокращения объема потребляемой и сбрасываемой воды должно послужить введение тарифов и цен на воду. Причем, цены на сбрасываемые сточные воды, должны быть намного выше, чем на забираемые чистые, потому что для разбавления сбрасываемых сточных вод требуется во много раз больше чистой воды, чем для производственного процесса.

Хороший эффект может быть получен от прекращения запашки пойм и их преобразования в окультуренные заливные луга, а также за счет отказа от «сплошной» мелиорации земель. Положительного экологического результата следует ожидать от децентрализации сельского хозяйства, в частности - возрождения средних и даже малых форм. Установить строгий режим складирования химикатов.

Низкая стоимость земли на берегу Ладожского озера позволит использовать большие площади под очистные сооружения. Сброс неочищенных сточных вод в реку способен вызвать экологическое бедствие, поэтому совершенно не применим, и наказывается крупным штрафом.

Предложение очищать сточные воды частично является традиционным, хотя и не лучшим с позиции экологии.

Технология с замкнутым циклом экологически наиболее привлекательна, но из-за высоких затрат на полную очистку сточных вод в России пока не применяется.

Физкультминутка (слайд 9)

Мы рассмотрели с вами проблему исчезновения чистой воды и ее загрязнения. Переходим к следующему кейсу.

Кейс 3. «Загадка гибели птиц» (слайд 10)

Экологическая справка

Как сообщила газета «Экологическая вахта Сахалина», на побережья Охотского моря произошел массовый выброс мёртвых морских птиц. По сведениям, поступившим от местных жителей, речь идет о сотнях, если не тысячах выброшенных льдами на берег тушек кайр, больших канюг, тихоокеанских чаек и т.д. Найдены были и мёртвые лисицы.

Выдвинуто было 3 версии гибели птиц:

1.птичий грипп;

2.недостаток пищи: Охотское море на данный момент сильно замерзло, чайки не смогли найти рыбы. Гибель морских птиц от скудной зимней кормежки возле Курильских островов наблюдается каждый год.

3.загрязнения нефтепродуктами погибших птиц. Предположительно, их перья были загрязнены мазутом. 

Вопросы и задания: (слайд 11)

1.Помогите, как эксперты, доказать причину гибели птиц от нефти.

2.Объясните, почему нефтяное загрязнение воды вызывает гибель водных организмов.

3.Каковы причины возникновения нефтяных загрязнений воды?

4.Каков ущерб, наносимый разливом нефти природе и какие методы борьбы с нефтяным загрязнением воды существуют?

Содержание кейса:

Основные причины нефтяного загрязнения: 
1) аварии нефтеналивных судов (танкеров) в результате столкновений, пожаров или крушений; 
2) утечка нефти из береговых резервуаров; 
3) промывание грузовых емкостей танкеров в море.

Методы борьбы с нефтяным загрязнением воды следующие: 
1) защита плавучими заграждениями (бонами) береговой линии от пятна нефти на воде; 
2) выжигание тяжелых нефтяных фракций; 
3) сбор нефти и закачка ее в специальные очистные суда; 
4) обработка нефтяного пятна бактериями (например, Pseudomonas), разлагающими углеводороды; 
5) применение новых специально разработанных диспергирующих агентов — менее токсичных и более подверженных биоразложению, чем традиционные; 
6) прокладка маршрутов супертанкеров вдали от опасных вод и экологически уязвимых побережий; 
7) строительство танкеров с двойными стенками грузовых емкостей; 

Нефтяное загрязнение воды и его влияние на птиц

Из живых существ, обитающих в море, больше всего уязвимы именно птицы. Во время крупной аварии они гибнут в огромных количествах. В основном это такие виды птиц, которые собираются на поверхности моря в стаи - гагарки, утки (гоголь, сибирская гага, морянка и т.д.) и др.

Морские птицы все время проводят на воде, где ловят рыбу, чистятся и даже спят, выходя на берег только для размножения. Несмотря на то, что они хорошо умеют летать, при опасности они обычно ныряют, чем взлетают. Поэтому они крайне беззащитны перед разливами нефти – они ныряют и собирают больше нефти, чем, если бы взлетали.

Причиной их смертей может быть не только разливы нефти, загрязнение воды ядовитыми веществами, пестицидами, но также и неблагоприятные погодные условия (шторм), нехватка пищи или потеря среды обитания. Чтобы знать наверняка причину гибели птиц, необходимо провести некропсическое исследование.

Последствия аварийных разливов нефти для птиц

Одним из признаков проникновения нефти в воду является загрязнение оперения птиц. В этом случае при поражении нефтью у птицы склеиваются перья, утрачиваются теплоизоляционные свойства, вследствие чего живые существа не могут поддерживать нормальную температуру тела. В результате птицы гибнут от переохлаждения, перегрева, обезвоживания, ослабления и истощения сил. В холодном климате достаточно одного нефтяного пятна на оперении, которое повлечет за собой гибель птицы. Нефть на оперении влияет на способность птицы летать, добывать себе пищу и спасаться от хищников.

Когда на птицу попадает нефть, природный инстинкт заставляет ее очистить свои перья. При этом нефть может попасть на чистые участки оперения. В процессе удаления нефти птицы случайно заглатывают ее, что приводит к серьезным последствиям, например к застою в кишечнике или нарушении работы почек и печени. Нефтью повреждаются внутренние органы, у птицы начинается интоксикация. По возвращении птицы в гнездо существует реальный риск поражения нефтью яиц, что приводит к истончению скорлупы, невылуплению птенца или нарушениям в его развитии.

Ликвидация разливов нефти на водной поверхности

В качестве оборудования по локализации и сбора нефти на воде можно использовать катер бонопоставщик и другие вспомогательные судна. Например, оборудование компании «НД-ЭкоСистемс» отличается высокими техническими характеристиками, обладают надежностью в эксплуатации.

Птичий грипп.

Для вирусов гриппа характерна высокая видоспецифичность. Это означает, что вирусы, инфицирующие отдельные виды (людей, определенные виды птиц, свиней, лошадей и тюленей) остаются "верны" этим видам и только в редких случаях выходят за их пределы и инфицируют другие виды. Однако проблема заключается в том, что если вирус гриппа животных все-таки преодолевает видовой барьер и инфицирует человека, организм оказывается совершенно незащищенным и неприспособленным к такому заболеванию.

Для того чтобы вызвать эпидемию среди людей, вирусу необходимо не только «научиться» переходить от заболевшей птицы, но и от человека к человеку. Пока вирус не мутирует и не приобретет свойства, необходимые для этого, эпидемия птичьего гриппа нам не страшна.
Клиническая картина птичьего гриппа отличатся большой вариабельностью, при этом обычно заболевание сопровождается тяжелой дыхательной недостаточностью и развитием вирусной пневмонии, которые и обуславливают тяжесть заболевания.

Инкубационный период длится от 2 до 8 дней. Первоначальные симптомы схожи с обычным гриппом: боли в мышцах, насморк, кашель, иногда диарея, рвота, боль в области живота и груди и кровотечения из носа и десен. У пациентов, инфицированных вирусом H5N1, происходит быстрое клиническое ухудшение. Период между появлением симптомов болезни и развитием острой дыхательной недостаточности составлял около шести дней. В общей сложности более половины всех лабораторно-подтвержденных случаев заболевания закончились смертельным исходом.

Найденные на Хоккайдо птицы погибли не от птичьего гриппа

     Японские орнитологи по-прежнему убеждены, что причиной массовой гибели птиц стало загрязнение нефтепродуктами.

Об этом «Экологической вахте Сахалина» сообщил Кейсуке Сайто (Keisuke Saito), один из ведущих на Хоккайдо специалистов по болезням птиц. Японские орнитологи исследовали найденную 3 марта в Раусу мертвую птицу со следами незначительного загрязнения светлыми нефтепродуктами. По мнению Кейсуке Сайто, этого оказалось достаточно, чтобы птица погибла, так как была нарушена герметичность оперения и холодная вода стала проникать к телу птицы. Несмотря на то, что внешне птица выглядела совершенно нормально, когда ее опустили в воду, оперение сразу намокло, хотя у морских птиц оно всегда остается сухим.    Ветеринары проверили погибшую птицу на наличие вирусов птичьего гриппа и нильской лихорадки – оба результата оказались отрицательными.

Давайте рассмотрим следующий кейс. Здесь вы должны оказать квалифицированную консультацию фермеру.

Кейс 4. «Квалифицированная консультация» (слайд 12)

Экологическая справка

Фермер решил заняться разведением карпа и взял в аренду озеро вблизи города Вологды. Фермер знал, что биомасса консументов (животных) находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо, чтобы было много водных растений, а чтобы стало больше водных растений (продуцентов), надо в озеро добавлять минеральные удобрения (нитроаммофоску).

Итак, вопросы и задания: (слайд 13)

1.Фермер просит, вас как экспертов, подтвердить или опровергнуть свои предположения с объяснениями: вносить или не вносить удобрения?

2.Назовите экологическую проблему, описанную в ситуации.

3.Какой вред природе наносят остатки удобрений и ядохимикатов, вымываемых из почвы?

4.Предложите пути решения проблемы загрязнения пресных вод удобрениями.

Содержание кейса:

Нитроаммофоска. Минеральное удобрение нитроаммофоска, является одним из лучших концентрированных препаратов, в котором в одинаковых или разных соотношениях присутствуют главные элементы питания растений, азот, фосфор, калий. Широко используется нитроаммофоска на даче, в садоводческих хозяйствах и в земледелии. Комплекс благотворно влияет на развитие растений, повышая иммунитет, нейтрализует способность накапливать нитраты, существенно повышает качество урожая. Дозы вносимого удобрения должны соответствовать требованиям отдельного вида культуры и типа почвы, поэтому перед использованием обязательно нужно изучить инструкцию удобрения нитроаммофоска как применять в конкретном случае. Для внекорневых подкормок достаточно развести 1-2 столовые ложки удобрения на 10 литров воды.

Эвтрофикация водоемов.

Эвтрофикация насыщение водоёмов биогенными элементами, которое сопровождается бурным развитием растительности в водоеме. Эвтрофикация может быть вызвана как естественными причинами, так и деятельностью человека. Основными элементами, являющимися причиной эвтрофикации, являются азот и фосфор. Цветение воды - один из результатов эвтрофикации водоема.

Процесс эвтрофикации происходит примерно следующим образом:

  • Концентрация биогенных веществ у поверхности воды и как следствие - активное развитие в нем водорослей и планктона, ими питающегося. Свет вследствие этого все меньше проникает вглубь воды, что вызывает гибель придонных растений.

  • В связи с тем, что планктон активно дышит и питается, происходит гибель (замор) живых организмов, обитающих в поверхностном слое воды. В связи с гибелью придонной растительности и вызванным им сокращением численности аэробных бактерий и организмов, разложение органики происходит в бескислородной (анаэробной) среде. При этом происходит выделение ядовитых веществ и газов - фенолов, сероводорода, метана.

Карп (лат. Cyprinus carpio) — одомашненная форма сазана, рыба семейства карповых.

Золотой карп — большая всеядная рыба жёлто-зеленого и коричневого цвета, имеет по два уса с каждой стороны верхней челюсти. Живёт в реках, водохранилищах, ставках, озёрах, где заселяет тихие, стоячие или медленно текущие воды с твёрдым глинистым, слегка заиленным дном. Карп кормится в местах богатых растительной и животной пищей. Его рацион разнообразят моллюски, рачки, черви, личинки насекомых. Карп питается почти без перерыва, т.к. относится к безжелудочным рыбам. Его называют «всеядным водяным», и приравнивают к свинье по неприхотливости в выборе пищи, быстрому росту и жирению.

Основные пути попадания удобрений в водные объекты.

1.С поверхностным стоком (дождевыми и талыми водами) с территорий, обрабатываемых

удобрениями.

2.Путем инфильтрации в подземные воды.

3.С коллекторно-дренажными водами орошаемых или осушаемых земель, обрабатываемых удобрениями.

4.По воздуху, при внесении удобрений при помощи авиации.

5.Со сточными водами предприятий по производству удобрений.

6.При чистке и мойке тары, спецодежды, машин и оборудования, а также при сбрасывании в водные объекты остатков удобрений и упаковочной тары.

Давайте подведём итог.

Молодцы, ребята!

Рефлексия (слайд 14)

Пятерочка “ или «Пять пальцев»

Вы должны вписать внутри контура ответы на вопросы. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. 

«Мысль» - мизинец (какие знания я приобрел)

«Близка ли цель» - безымянный (что сегодня я сделал для достижения цели)

«Состояние духа» - средний (каким было мое настроение, от чего зависело)

«Услуга» - указательный (чем я мог помочь другим)

«Бодрость тела» - большой (как я физически себя чувствовал)

Преподаватель: Вот и подошел к концу наш урок. Эксперты работали отлично. Всем спасибо за работу.

Список экологических проблем огромен, но мы сегодня упомянули только о двух из них. Но я думаю, что сказанного уже достаточно, чтобы понять: человечество стоит на краю пропасти, выбраться из которой будет невозможно. От каждого из нас зависит: сделаем мы этот последний шаг в пропасть или нет?..

Глядя на нашу работу, у меня появилась надежда. Я надеюсь, что вы многое сегодня для себя открыли, и многое еще предстоит открыть. А закончить урок я хочу словами С. Куняева

Я люблю тебя, большое время,

Но прошу: - прислушайся ко мне.

Не убей последнего тайменя,

Пусть гуляет в темной глубине.

Не губи последнего болота,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на Земле осталось что-то,

От чего щемит в моей груди.

Домашнее задание:

1. Вам необходимо написать мини-сочинение по теме нашего занятия: «Я оставлю на память потомкам…………..»

Спасибо за работу на уроке.


Литература
Основные источники:

  1. Гальперин М.В. «Экологические основы природопользования» Учебник- 2-е издание, испр. М.: ФОРУМ: ИНФА - М, 2008.

  2. Колесников С.И. «Экологические основы природопользования». Учебник. Изд-во «Дашков И. К», 2008.

  3. Константинов В.М., Челедзе Ю.Б. ЭОПП: Учебное пособие для студентов учреждения среднего профессионального образования, М.:
    Издательский центр «Академия», НМЦ СПО, 4-е изд., испр. и доп. 2007.

  4. Трушина Т.П. «Экологические основы природопользования» Учебник для колледжей и средне-специальных учебных заведений. 5-е изд. перераб., Ростов на Дону: «Феникс», 2010

Дополнительные источники:

  1. Григорьев А.А. «Экологические уроки прошлого и современности» под редакцией академика К.Я. Кондратьева. – Санкт-Петербург: Наука, 2001 – 252с.

  2. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. « Игры на уроках биологии».- М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС,2008.- 271с.

  3. Методические материалы по курсу «Метод кейс-стади». Составитель О.Н. Калачикова ГОУ ВПО Томский Государственный университет.

Интернет-ресурсы:

  1. http://geoinfoed.ru/geo3/103-problemy-okruzhayushhej-sredy-puti-ix-resheniya.html -Проблемы окружающей среды и пути их решения

  2. http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/waste/- Проблема отходов

  3. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic-techniques/4899-2014-03-23-16-33-40.html- Современные педагогические технологи



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Рациональное использование и охрана водных ресурсов

Автор: Данилова Таисия Викторовна

Дата: 17.11.2019

Номер свидетельства: 527318


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства