kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класа "Экология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана на основе авторской программы Е.Н. Дзятковская, А.Н.Захлебный "Моя экологическая грамотность".  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класа "Экология"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Азанка




СОГЛАСОВАНО

зам. директора

МКОУ СОШ п. Азанка

по ВР

_______М.Л. Кадовб

«___» _________20__ г.


Утверждено

директором

МКОУ СОШ п. Азанка

_________Пажанковская Л.Б.

"____" _________20__г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(внеурочной деятельности)

6 класс

«Моя экологическая грамотность»

на 2017/2018 учебный год















Составитель: Ларионова Ирина Владимировна



п. Азанка 2017год





Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» авторы Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров, М.: Просвещение, 2012.

На преподавание факультативного курса «Моя экологическая грамотность» в 6 классе выделено 34 часа, 1 час в неделю.

Программы направлены на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности.

Выполнение учащимися исследовательских проектов в рамках программ способствует развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Программа построена на основе общенациональных цен­ностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности;

способности обнаруживать эко­логические проблемы в повседневной жизни;

действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосбе­регающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению;

ценить природу как источник духовного развития, информа­ции, красоты, здоровья, материального благополучия.

Содержание программы структурировано в виде разделов-модулей:

— Экономное потребление: учусь быть взрослым.

— Экологическая безопасность в природной среде.

— Мой вклад в экологическое просвещение.

— Формула правильного питания.

Основными целями экологического образования являются формирование научного знания:

  • об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях; экологиче­ских рисках и способах их контроля;

  • об этических и правовых нормах экологической безопасности;

  • об историческом опыте экологической культуры разных народов;

  • о правилах экологи­чески сообразного здорового образа жизни;

  • об экологической составляющей разных фрагментов культуры человечества.

Деятельностным средством формирования у обучающихся экологической грамотности и основ экологической культуры выступает развитие у них

  • экологического мышления,

  • реф­лексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической без­опасности;

  • способов экологически ориентированной проект­ной деятельности;

  • готовности к общественной деятельности экологической направленности.

В разнообразных личностно и социально значимых учебно-проектных и социально-практических ситуациях с экологической и здоровьесберегающей тематикой можно применить системно - деятельностный подход.

В программе соблюдается преемственная связь с внеурочной деятельностью начально­го образования.

Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу — нельзя» и его эмоционально-цен­ностного переживания. Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а так­же элементы научного знания.

Формируемые ценно­сти:

природа, здоровье, экологическая культура, экологиче­ски безопасное поведение, гражданское общество, эт­нокультурная и общероссийская идентичность; устойчивое развитие страны; экологическая этика;

здоровье как личная и общественная категория; социальное партнёрство по во­просам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни;

экологическая куль­тура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны;

эколого-культурные традиции многонацио­нального народа России.

Накапливается опыт проек­тирования экологически безопасной среды жизни; учебного и социального позиционирования в жизненных экологи­ческих ситуациях в качестве гражданина, представителя местного сообщества, потребителя, члена семьи.

Формиру­ется опыт решения противоречий экологического сознания подросткового возраста (индивидуальное — коллективное, мораль — право, наука — традиции бытового поведения). Ведущие источники отбора содержания — наука, технология, экологическое право, экологическая этика, экологическая культура разных социальных групп, отдельных личностей.

Основное педагогическое средство организации работы факультатива: развивающие ситуа­ции учебно-проектного типа.

Программа направлена

  • на развитие познавательных универсальных учебных действий младших подростков: расширение видов источников информации, в которых обучающийся может самостоятельно найти не­обходимую информацию, обработать её, преобразовать и публично представить;

  • освоение экосистемной познаватель­ной модели и её применение для выявления экологических опасностей в узнаваемых жизненных ситуациях;

  • формирование коммуникативных умений работы в малых группах со­трудничества; чувственно-эмоционального опыта общения с природными объектами;

  • регулятивных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережения; ведения эколого-просветительской деятельности;

  • субъект-субъектного не­прагматического отношения к природе; ценности принципа предосторожности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

В процессе обучения у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

Личностные результаты предусматривают умения:

- оценивать значимость для личности эколого – культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;

- позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;

- выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;

- демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

Метапредметными результатами являются умения:

- объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;

- представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;

- рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

- находит необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;

- представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;

- перессказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;

- различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;

- называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;

- выполнять проект;

- называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;

- позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.

Предметными результатами являются представления:

- о научной области экологии, предмете её изучения;

- о принципе предосторожности;

- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

- об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;

- о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;

- о способах ресурсосбережения;

- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

Содержание рабочей программы соответствует содержанию авторской программы.

Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, организационно-коммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика, а также трудовая и профильная ори­ентация.

Формы учебной деятельности:

исследовательская работа в библиотеке, Интернете; деятельность редколлегии классной газеты «Наши по­лезные советы»;

оформление информационного уголка клас­са, проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов; дискуссии, ролевые ситуационные игры; просветительские проекты.

Содержание работы школы экологической грамотности структурировано в виде четырех разделов-модулей.

Раздел 1. Экономное потребление: учусь быть взрослым направлен на разви­тие ценностей бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, в художественных произведениях, в верованиях разных народов. Необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия. В области ресурсосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.

Раздел 2. Экологическая безопасность в природной среде направлен на формирование экологической безопасности человека в условиях местной природы, на формирование своего отношения к красоте природы, как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования, возможности духовного общения с природой у разных народов. Аргументировать суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека.

Раздел 3. Мой вклад в экологическое просвещение направлен на развитие регулятивного умения осо­знанного самоограничения цели просветительской работы и ее формы, экологического грамотного поведения. Участие в просветительских акциях: публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов.

Раздел 4. Формула правильного питания направлен на формирование грамотного правильного питания, умению обосновывать и аргументировать свой выбор полезные и вредные для здоровья человека продуктов питания. Участие в просветительских акциях, публично представлять результаты своих исследований.

Цели и результаты факультатива в 6 клас­се формулируются на личностном, метапредметном и пред­метном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии и здоровья.

Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса процессе реализации программы внеурочной деятельности

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа экологической грамотности» обучающиеся 6 класса

должны знать:

- о научной области экологии, предмете её изучения;

- о принципе предосторожности;

- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

- об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;

- о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;

- о способах ресурсосбережения;

- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

должны уметь:

- давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;

- применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;

- устанавливать причинно – следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;

- называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;

- приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.

Цели школьного экологического здоровьесберегающего образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологического качества окружающей среды;

здоровья и экологической без­опасности граждан страны;

международными рекомендация­ми в области образования в интересах устойчивого развития как генеральной гуманитарной стратегии XXI в., направлен­ной на выживание человечества и предотвращение глобаль­ной экологической катастрофы.

На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной личности с экологическим сти­лем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к соци­альному партнёрству, законопослушанию;

исследовательским, коммуникативным и практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, без­опасности жизни в интересах устойчивого развития общества.















Календарно-тематическое планирование

«Моя экологическая грамотность» 6 класс.

Общее количество часов 34 часа.

п/п

Наименование раздела и темы

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

2

Ценность бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре.

Приводить примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов) нерасточительного отношения к природным ресурсам. Своими словами пересказывать смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе.

Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия.

Выполнять проект в области ресурсосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.

Обосновывать роль ресурсосбережения для безопасности государства, развития экономики, роста благосостояния населения, его здоровья.

Высказывать свое мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды.



Представлять результаты проектов в классной газете.

3

Ценность бережного отношения к природным ресурсам в художественных произведениях.

4

Ценность бережного отношения к природным ресурсам в верованиях разных народов.

5

Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономическое потребление как проявление экологической ответственности

6

Энергосбережение.

7

Экономное использование изделий из дерева.

8

Бережное расходование пресной воды.

9

Готовность к самоограничению в целях сохранения качества окружающей среды.

10

Международная Хартия Земли.

11

Экологическая безопасность человека в условиях местной природы.

Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека.

Выражать свое отношение к красоте природы, как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования.

Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов.

Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека.

Составлять инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников).

Обосновывать целесообразность такого поведения с точки зрения экологической безопасности личности и сохранения экологической безопасности личности и сохранения экологического качества природной среды.

12

Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека.

13

Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека.

14

Природа и духовные потребности человека.

15

Чувственно - эмоциональное общение человека с природой.

16

Культурные традиции духовного общения с природой у разных народов.

17

Чувство единения с природой.

18

Фотоокно в природу.

19

Ценность эстетической привлекательности природной среды.

20

Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его культуры.

21

Просвещение и его формы. Правила экологически грамотного поведения.

Называть цели просветительской работы и ее формы.

Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде.

Описывать личный опыт экологически грамотного поведения.

Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов).

22

Личный пример.

23

Плакат.

24

Буклет. Листовка.

25

Выступление.

26

Экологический театр.

27

Продукты разные нужны, блюда разные важны.

Называть полезные и вредные для здоровья человека продукты, обосновывать и аргументировать свой выбор.

Доказывать, что вид и качество пищи напрямую связаны с состоянием здоровья человека.

Составлять грамотное меню, с учетом возраста и состояния здоровья человека.

Описывать личный опыт правильного питания.

Приводить примеры полезных кулинарных традиций народов разных стран и разных культур.

Выполнить проект «Необычное кулинарное путешествие».

Участвовать в просветительских акциях, публично представлять результаты своих исследований.

28

Режим питания.

29

Энергия пищи.

30

Где и как мы едим.

31

Ты – покупатель.

32

Кухни разных народов.

33

Кулинарная история.

34

Как питались на Руси и в России. Необычное кулинарное путешествие.



ИТОГО:

34

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность», 5-6 классы, авторы Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, А. Ю. Либеров. - М.: Просвещение, 2012 г. (Работаем по новым стандартам).

  2. Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг.- М.: Агар,2000.

  3. Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. – М.: Московский городской психолого-педагогический институт,2000.

  4. Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях.- М.: ФАИР – ПРЕСС, 2000.

  5. Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома.- М.: Образование и экология, 2009.

  6. Захлебный А. Н. На экологической тропе. – М.:Педагогика,2009.

  7. Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т

  8. Пономарёва О. Н. Народные традиции в экологическом образовании.- М.: Скрипторий, 2004.

  9. Ревель П. Среда нашего обитания.- М.: Мир,2005.

Для учащихся

  1. Дзятковская Е. Н. Учусь общаться: рабочая тетрадь для 6—7 кл. / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.

  2. Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном. Беседы прошлых лет / Д. С. Лихачёв. — М.: Прогресс, 1997.

  3. Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. - Ч. 4, 9, 10, 17, 19, 20.

  4. Селевко Г. К. Утверждай себя / Г. К. Селевко. — М.: На­родное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 5-7, 9, 11, 13, 14.

  5. Селевко Г. К. Управляй собой / Г. К.. Селевко. — М.: Народ­ное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 6—14.

  6. Трешневиков А. Н. Экологический букварь: для сред, и ст. кл. — М.: ЭКОС-информ, 1995.

Психология: учеб. пособие: 6 кл. / под ред. И. В. Дубро­виной. — М.: Изд-во МПСИ, 2007.

  1. Хартия Земли — http://earthcharter.ru

Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007.

  1. Экологический атлас для школьников / под ред. А. Т. Зве­рева. - М.: АСТ-Пресс, 2001.

Учебное оборудование

- компьютер

- проектор

- экран

- видеофильмы

- изобразительные инструменты и материалы

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Познавательная экология»

(общеинтеллектуальное направление)


для 6 класса


2016-2017 учебный год





Учитель:

Беломыльцева Любовь Викторовна














1. Пояснительная записка


Программа курса внеурочной деятельности «Познавательная экология» предназначена для учащихся 6-го класса и составлена на основе программы дополнительного образования по пропаганде экологических знаний в рамках реализации Федеральной целевой программы «Безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды»

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на пропаганду здорового образа жизни, бережного отношения к природе, освоению экологических знаний, воспитанию экологической культуры учащихся.

Основная направленность программы-экологическая. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности она является предметной с упором на специализацию по воспитанию экологической культуры. По уровню освоения материала программа базовая.

Данная программа дополнительного образования детей направлена на создание в школе отряда юных экологов из учеников 6-х классов для формирования у них знаний и умений экологической направленности.

Актуальность

Воспитание общеинтеллектуальной культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в школе, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для школьников.

Цель и задачи программы:

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

5.Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Особенности программы.

Программа имеет общеинтеллектуальную направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Теоретические основы программы - исследования возраст­ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Представленная программа разработана для уча­щихся 6-х классов.

На обучение - «Познавательная экология» (18 часов).

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академиче­скому часу в 1 полугодии.


Принципы реализации программы:

  1. Научность;

  2. Доступность;

  3. Целесообразность;

  4. Наглядность.

Формы организации занятий:

Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.

Место учебного курса в учебном плане

В соответствии с Учебным планом на внеурочную деятельность «Познавательная экология» отводится 18 часов.

Формы контроля: Анализ, анкетирование, выставка, собеседование.

Включение обучающихся 6 класса во внеурочную деятельность «Познавательная экология» направлено на достижение следующих результатов:

1.В направлении личностного развития:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

  • овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

  • сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.

2. В метапредметном направлении:

  • формирование приемов работы с разными источниками информации: научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;

  • освоение приемов исследовательской и проектной деятельности: включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

  • овладение ИКТ-компетентностями для получения дополнительной информации при оформлении результатов исследовательской деятельности в виде презентации;

  • овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

3. В предметном направлении:

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере:

расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, о редких и исчезающих растениях родного края;

приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

сравнение биологических объектов и природных процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия различных видов в экосистеме;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  • В ценностно-ориентационной сфере:

формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

знание основных правил здорового и безопасного поведения в природе;

анализ и оценка основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

  • В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами;

формирование навыков ухода за комнатными растениями.

  • В сфере физической деятельности:

освоение приемов рациональной организации труда и отдыха.

  • В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Основное содержание учебного курса


1.Введение - 2 ч.

Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

Методика работы с определителями растений.

Практическая часть. Работа со справочной литературой. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.

Экскурсия на луг. Работа с определителями флоры.


2.Экологические факторы и среды жизни организмов - 5 ч.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.

Практическая часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами.

Исследовательская работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.

Экскурсии. В лесополосу. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.


3. Редкие и исчезающие виды флоры Воронежской области - 5 ч.

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Воронежской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Воронежской области.

Практическая часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений края по иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Воронежской области. Составление карты ареалов редких видов растений.

Исследовательская работа "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Воронежской области".

4. Особо охраняемые территории родного края - 3 ч.

Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедник Воронежской области.

Практическая часть. Работа с зоогеографической картой заповедника. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой.


5. Гербарий растительности - 3 ч.

Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

Практическая часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев. Составление наказа «Правила поведения в природе»



Основные принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся 6 класса и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия "Дети - экологическая среда". Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивую экологическую культуру. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в природной среде.

Методы и средства обучения:

Словесные - рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные - показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

Практические - выполнение практических заданий в тетрадях, экскурсии.


Условия реализации программы

Место проведения (библиотека, пришкольный участок).

Материально-техническое обеспечение (компьютер, настольные игры, наглядные пособия).

Кадровое обеспечение (заместитель директора по УВР, библиотекарь).

Методическое обеспечение (экологическая литература, справочники, периодические издания).

. Тематическое планирование программы «Познавательная экология».

п\п

Тема

Всего часов

Характеристика деятельности обучающихся

1.

Введение.

2

Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов, обсуждение, составление опорной схемы, практическая работа, наблюдение, определение видов растений с помощью определителя, работа в группах, оформление результатов наблюдений в виде реферата

2.

Экологические факторы и среды жизни организмов.

5

Работа с дополнительной литературой, составление опорной схемы «Экологические факторы», Работа с атласами, зоогеографическими картами. Составление индивидуальных биологических ритмов, работа в группе, работа с различными источниками информации, просмотр и обсуждение презентации. Наблюдение, оформление результатов в форме дневника наблюдений, работа с инструктивными карточками, зоогеографическими картами. Решение экологических задач.

3.

Редкие и исчезающие виды флоры Курской области

5

Работа с различными источниками информации, просмотр презентации и видеофрагментов, обсуждение после просмотра, написание эссе. Коллективно-творческое дело, работа в группах, творческий отчёт. Исследовательская работа. Работа с дополнительной литературой, составление карты. Агитбригада

Творческий отчёт.

4.

Особо охраняемые территории родного края.

3

Работа со справочной литературой, составление таблицы, работа с зоогеографической картой, составление творческого отчета. Просмотр видеофильма

5.

Гербарий растительности

3

Изготовление папки для гербария. Наблюдение, работа с определителями растений. Изготовление гербариев. Работа в группах, составление наказов и творческое их оформление


ИТОГО:

Планируемые результаты изучения учебного курса.

В результате освоения программы внеурочной деятельности «Юный эколог» для 6 класса дети научатся:

  • составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;

  • работать с различными источниками информации;

  • составлять сообщения на основе добытых знаний и дополнительной литературы;

  • выполнять наблюдения и опыты под руководством учителя;

  • оформлять результаты и выводы исследований в тетради не только с помощью текста, но и используя схемы, графики, таблицы;

  • получать биологическую информацию из разных источников;

  • определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;

  • анализировать состояние объектов, сравнивать объекты с их изображением на рисунках и определять их;

  • сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;

  • оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.

  • определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых;

  • характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений;


Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с живыми объектами в природе;

  • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, интернет ресурсах, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


Учебно-тематическое планирование


Тема занятия

Основное содержание

Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности

обучающихся

  1. Введение. (2 ч.)

1.

Предмет экологии, структура экологии.

Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

Практическая работа «Работа со справочной литературой»

Предметные: иметь представление об экологии, о многообразии растений и их значении

Личностные: мотивация учения.

Метапредметные: уметь работать с изобразительной наглядностью (П). Давать определение понятиям (П).Умение организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя (Р). Уметь воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы (К). Понимание

социальной значимости полученных знаний и

роли развития науки для благополучия человека (Л).

Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов, обсуждение, составление опорной схемы

2

Методика работы с определителем растений.

Понятие об определителе растений, методика работы с ним.

Экскурсия. На луг.

Практическая работа. «Работа с определителем растений»

Практическая работа, наблюдение, определение видов растений с помощью определителя, работа в группах, оформление результатов наблюдений в виде реферата

2. Экологические факторы и среды жизни организмов. (5 ч.)

Экологические факторы.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы, их влияние на жизнь растений

Исследовательская работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.

Метапредметные: уметь работать с изобразительной наглядностью (П). Уметь структурировать учебный материал и давать определение понятиям (П). Уметь воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать

вопросы (К). Умение взаимодействовать с одноклассниками при совместной работе (К).Умение планировать этапы работы, определять ее цель (Р).Применение полученных знаний в практической деятельности (Л).

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные:

формирование основ гражданской идентичности личности

Работа с дополнительной литературой, составление опорной схемы «Экологические факторы», Работа с атласами, зоогеографическими картами.

4

Биологические ритмы.

Биологические ритмы.

Практическая работа «Составление индивидуальных биологических ритмов»

Составление индивидуальных биологических ритмов, работа в группе, работа с различными источниками информации, просмотр и обсуждение презентации

5

Растения-индикаторы. Экскурсия. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.


Понятие растения-индикаторы, их виды. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.

Наблюдение, оформление результатов в форме дневника наблюдений, работа с инструктивными карточками

6

Среды жизни организмов.

Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. Практическая работа «Работа с атласами, зоогеографическими картами»

Просмотр и обсуждение презентации, работа с дополнительной литературой, картами, зоогеографическими картами

7

Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению".

Практическая работа «Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению".

Исследовательская работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений.

Решение экологических задач. Работа со справочной литературой.

3. Редкие и исчезающие виды флоры Курской области. (5 ч.)

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.

Понятие о редких и исчезающих видах с позиции экологии, факторы, влияющие на вымирание видов растений. Роль человека и его жизнедеятельности на жизнь растений в природных условиях.

Познавательные:

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные:

уметь находить ответ

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Метапредметные: умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной и письменной речи (П). Умение

применять полученные знания на практике(Л). Умение работать с инструктивными карточками, выполнять здания по алгоритму(Р). Умение работать в малых группах.

Умение воспринимать устную форму информации (К).

Работа с различными источниками информации, просмотр презентации и видеофрагментов, обсуждение после просмотра, написание эссе «Человек и жизнь растений».

Красная книга. Виды растений Воронежской области, занесенных в Красную книгу.

Красная книга России и Воронежской области. Виды растений, занесенных в Красную книгу Воронежской области, законодательство и охрана растений.

Коллективно-творческое дело, работа в группах, творческий отчёт

Реликты и эндемики флоры Воронежской области.

Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам.

Исследовательская работа "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры Воронежской области".

Составление карты ареалов редких видов растений.

Практическая работа «Составление карты ареалов редких видов растений».

Работа с дополнительной литературой, составление карты ареалов редких видов растений.

1

Охрана растений родного края.

Исследовательская работа "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Воронежской области".


Агитбригада

Творческий отчёт

4. Особо охраняемые территории родного края. (3 ч.)

1

Охраняемые территории, причины их организации и значение.

Заповедники, заказники и другие виды охраняемых территорий, причины их организации, значение для сохранения редких и исчезающих видов растений. Классификация заповедников

Личностные

Формирование гражданской идентичности.

Регулятивные

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Метапредметные: уметь выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать

устную форму информации (К). Уметь работать изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П).

Работа со справочной литературой, составление таблицы «Виды охраняемых территорий и их значение

1

Заповедник Воронежской области.

Центрально-Черноземный Государственный Хопёрский заповедник. Практическая работа «Работа с зоогеографической картой заповедника»

Работа с зоогеографической картой заповедника, составление творческого отчета «Флора Хопёрского заповедника»

1

Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой.

Просмотр видеофильма «Хопёрский заповедник».

Просмотр видеофильма, работа с зоогеографической картой заповедника.

5. Гербарий растительности. (3 ч.)

16

Понятие о гербарии.

Классификация гербариев. Методика и правила сбора растений.

Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Изготовление папки для гербария.

17

Работа с определителями видового разнообразия.

Работа с определителями растений.

Практическая работа «Изготовление папки для гербариев».

Наблюдение, работа с определителями растений. Изготовление папки.

18

Это должен знать каждый!

Правила поведения в природе.

Работа в группах, составление наказов и творческое их оформление.





Список литературы для педагога.

  1. В.В.Балабанова. Биология. Экология. Здоровый образ жизни. Волгоград, 2006г.

  2. В. П.Зверев. Экологические игры. Москва, "Просвещение", 2001г.

  3. И.Д.Зверев. Практические занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 1996г.

  4. А.С.Литвинович, С.В.Дегбер Пойми живой язык природы. Воронеж, 2006г.

  5. И.П.Шипунова. Экологическое воспитание учащихся среднего и старшего звена школы. Новосибирск, 1995

  6. Т.Б.Шипунова, С.А.Пивоварова. Занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 2005г

Г.Б. Шенкевич Программа кружка «Юный эколог - исследователь» Фестиваль педагогических идей. 2013г.







































МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№14»

города Сергиев Посад Московской области,

улица Куликова, дом 16, телефон 540-41-46; факс(496) 540-41-46





Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №14

_________________И. В. Горшкова

«28» августа 2015года

МП


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класа "Экология"

Автор: Ларионова Ирина Владимировна

Дата: 18.10.2017

Номер свидетельства: 433068


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства