kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа и КТП курса по выбору "Экологический мониторинг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса с профильным уклоном по экологии

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП курса по выбору "Экологический мониторинг"»

Город-курорт Геленджик

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 10

муниципального образования город-курорт Геленджик









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





по _________курсу по выбору «Экологический мониторинг» _





Ступень обучения (класс) основное общее, девятый класс_______________



Количество часов ____17__ Уровень ___базовый _____

Учитель _______Газарян М.М. ___________________________



Программа разработана на основе учебно-методической литературы и учебников по экологии.









  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа данного курса по выбору (ориентационный) рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) и предназначена для учащихся 9-х классов. Курс направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников, способствует их разностороннему личностному развитию,   ориентирован  на научное обоснование сохранения среды обитания и здоровья человека, как самых важных категорий в системе ценностей общества, а также знакомит учащихся с некоторыми особенностями и методиками профессии «Эколог, специалист по мониторингу окружающей среды».

Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

В рамках данного курса по выбору учащиеся знакомятся с разнообразными методическими подходами по организации экологического мониторинга и отдельными видами исследований. Материал курса представляет собой программу исследовательской деятельности учащихся по изучению экологического состояния природных сред и экосистем.

Основными объектами исследовательской деятельности школьника необходимо считать среды обитания и экосистему в целом, а также процессы, которые в ней происходят.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Основные цели курса: научить учащихся изучать экосистему, ее компоненты, связи, отношения, уровни и этапы развития, пространственно-временные характеристики; уметь применять методы исследования в оценке состояния экосистем, предсказывать возможные изменения экосистем, собирать и анализировать экологическую информацию.

Основными задачами курса являются:

  1. Теоретическое изучение, практическое освоение и применение методов и приёмов исследовательской деятельности.

  2. Приобретение учащимися умений и навыков самостоятельной исследовательской работы.

  3. Умение оценивать и прогнозировать изменения состояния окружающей среды с помощью специальных методик.

  4. Умение оценить экологическую опасность со стороны окружающей среды на жизнь и здоровье человека, используя результаты комплексной оценки состояния окружающей среды и здоровья человека.

  5. Выработка умений школьников работать с современными микролабораториями по химии.

Проведение экологического мониторинга основано на использовании наиболее доступных для учащихся фенологических, биоиндикационных и физико-химических методов, при этом используются приборы, реактивы и оборудование обычно имеющиеся в каждой школе (Приложение 2). Результаты индивидуальных исследований учащихся фиксируются в экологическом дневнике наблюдений (полевом дневнике). Итогом курса по выбору «Экологический мониторинг» служит отчётное внеклассное занятие (в форме открытого мероприятия по экологии), на котором учащиеся докладывают о результатах своих исследований, делают анализ экологической ситуации изученных экосистем.

В ходе выполнения исследовательской работы учитель должен стремиться развивать у учащихся понимание уникальной ценности природной среды, формировать экологическую ответственность, которая тесно связана с таким качеством личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим.

Курс предусматривает теоретические, лабораторно-практические занятия, экскурсии в природу по изучению выбранных объектов. На теоретических занятиях учащиеся прослушивают теорию, готовят рефераты, доклады, обсуждают те или иные вопросы программы. Обработка результатов исследований возможна с использованием компьютеров и программ.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах правилах поведения, экологическая грамотность; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе;

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Освоение знаний об окружающей среде, методах оценивания её экологического состояния. Умение прогнозировать степень воздействия экологических факторов окружающей среды на человека.

  1. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): Создание поведенческой модели, направленной на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в окружающем пространстве. Воспитание ответственности у обучающихся за своё поведение. Умение применять полученные знания о воздействии на человека экологических факторов. Владеть навыками самостоятельной исследовательской работы. Воспитание у обучающихся сформированного чувства ответственного отношения к окружающей среде.











  1. ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ





    Название разделов и тем

    Количество часов

    Теория

    Практика

    Всего

    Введение

    1

    -

    1

    1

    Экологический мониторинг школьных помещений

    1

    1

    2

    2

    Мониторинг шумового загрязнения и других физических воздействий пришкольной территории

    1

    1

    2

    3

    Экологический мониторинг воды

    1

    4

    5

    4

    Экологический мониторинг воздуха

    1

    1

    2

    5

    Экологический мониторинг почвы

    1

    4

    5


    Итого:

    17

  2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Введение (1 час)

Экологический мониторинг – цели, задачи, методы. Классификация и характеристика объектов экологического мониторинга. Обзор основных методов экологического мониторинга (биоиндикация, физические, химические, визуальные и т.д.). Основные цели и задачи курса «Экологический мониторинг».

Демонстрации

Таблицы, мультимедиа-презентации, видеофильмы экологической, экспериментальной и природоохранной тематики.

1. Экологический мониторинг школьных помещений (2 час)

Знакомство с основными санитарно-гигиеническими нормами школьных помещений. Обзор методов проведения экологического мониторинга школьных помещений.

Демонстрации

Таблицы, мультимедиа-презентации, видеофильмы экологической и экспериментальной тематики.

Практические работы

№ 1. Определение запылённости воздуха в закрытом помещении (метод клейкой ленты, микроскопические исследования и т.д.).

№ 2. Комплексный мониторинг школьных помещений и аттестация их, согласно санитарно-гигиеническим нормам.

2. Мониторинг шумового загрязнения и других физических воздействий пришкольной территории (2 час)

Шум, как источник физического вида загрязнения окружающей природной среды. Приборы и методы для измерения уровня шумового загрязнения.

Источники физических воздействий на организм человека. Биологическое действие ионизирующих излучений на живые организмы. Приборы и методы измерения радионуклидного загрязнения окружающей среды и человека. Правила пользования дозиметрическими приборами.

Демонстрации

Таблицы, мультимедиа-презентации, видеофильмы экологической и экспериментальной тематики, карта России.

Практические работы

№ 3. Мониторинг шумового загрязнения пришкольной территории акустометрическим методом.

№ 4. Радиологический мониторинг школы и прилегающей территории.



3. Экологический мониторинг воды (5 часа)

Природная и водопроводная вода и её характеристики. Органолептические свойства воды и методы их изучения. Ознакомление с методами химического и физического анализа воды. Основные принципы биологического исследования водоёма (экологические типы населения водоёма и их значение, времена года и их значение при биологическом исследовании). Растения-макрофиты, как биоиндикаторы состояния водоёма.

Демонстрации

Таблицы, мультимедиа-презентации, видеофильмы экологической и экспериментальной тематики.

Практические работы

№ 5. Измерение параметров водотока (измерение ширины, скорости течения, температуры, наличие мусора, прозрачности, цвета, запаха, кислотности и др.)

№ 6. Комплексная оценка экологического состояния водоема с помощью моллюсков и ботанических объектов.

№ 7. Исследование водопроводной воды методами химического и органолептического анализа.

Экскурсия к водоёму: отработка методик исследования, забора проб, описания объектов в природе (в лабораторных условиях и т.д.).

4. Экологический мониторинг воздуха (2 час)

Характеристика атмосферного воздуха. Роль атмосферы в природных процессах. Источники загрязнения атмосферы, их характеристика. Растения-индикаторы загрязнённости окружающей среды. Изучение методов анализа качественной характеристики воздушной среды. Общие принципы проведения мониторинговых исследования воздуха.

Демонстрации

Таблицы, мультимедиа-презентации, видеофильмы экологической, экспериментальной и природоохранной тематики.

Практические работы

№ 8. Определение запылённости воздуха методом клейкой ленты или микроскопическим методом.

5. Экологический мониторинг почвы (5 часа)

Почва и её характеристики. Знакомство с методами изучения состояния почвы (химические, метод гранулометрического анализа, биоиндикационные, аппликационные методы). Растения-индикаторы кислотности почвы, почвенного плодородия, грунтовых вод, дефицита или избытка химических элементов в почве.

Демонстрации

Таблицы, мультимедиа-презентации, видеофильмы экологической, экспериментальной и природоохранной тематики.

Практические работы

№ 9. Определение механического состава почвы и ее параметров.

№ 10. Определение кислотности и плодородия почвы методом фитоиндикации.

№ 11. Химический анализ кислотности почвы.

№ 12. Тестирование активности различных групп почвенных микроорганизмов

Экскурсии в природу с целью отработки методики исследования, взятия проб и описания объектов в природе.



  1. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса по выбору учащиеся овладевают следующими способами деятельности:

- давать оценку комплексного состояние окружающей среды;

- формулировать изучаемую экологическую проблему, выдвигать и обосновывать причины её возникновения;

- определять возможные методы для проведения необходимого эксперимента, делать выводы, обсуждать результаты и вносить предложения по оптимизации экологической ситуации;

- работать с дополнительной литературой, картографическим и статистическим материалом;

- использовать современные информационные технологии и Интернет-ресурсы.

  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Биология. В 2 кн. Кн. 2; Учеб. для медиц. спец. вузов / В.Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; Под ред. В.Н. Ярыгина. – 3-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2000. – 352 с.

  2. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / Т.А. Дмитриева, С.И. Гуленков, С.В. Суматохин и др. – М.: Дрофа, 1999. – 432 с.

  3. Кабаян Н.В. Значение экологических знаний, их формирование и развитие при изучении растений. – Майкоп, 2003. – 80 с.

  4. Плечова З.Н. Под научн. редакцией академика Дмитриева А.Д. Школьный экологический словарь. – Чебоксары: “КЛИО”, 1997. – 64 с.

  5. Степановских А.С. Общая экология. – Курган: ГИПП “Зауралье”, 1999. – 512 с.

  6. Удычак М.М., Чич С.К. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. Учебно-методическое пособие для студентов. – Майкоп: Изд-во ООО “Аякс”, 2002. – 88 с.

  7. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология. Краткий справочник школьника. 9-11 кл. – М.: Дрофа, 1997. – 112с.: ил. – (Справочники “Дрофы”).

  8. Вишнякова С.М., Вишняков Г.А. Экология и охрана окружающей среды: Толковый терминологический словарь. – М.: 1998.

  9. Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. – 1999.

  10. Константинов В.М. Охрана природы. Учеб. пособие. – 2003.

  11. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11 кл. – М.: 1996.Хван Т.А. Промышленная экология / Серия “Учебники, учеб. Пособия”. – Ростов н/Д: “Феникс”. – 2003.

  12. Экология России. – Хрестоматия. / сост. В.Н. Кузнецов. – М.: 1996.

  13. Эколого-экономические проблемы России. Учебное пособие. – 2003.























Город-курорт Геленджик

муниципальное образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 10

муниципального образования город-курорт Геленджик

наименование образовательного учреждения















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ



по _________курсу по выбору «Экологический мониторинг» _

Класс _____девятый ______________________________________



Учитель _____Газарян М.М._________________________________



Количество часов: всего _____17___ часов; в неделю ___1______ часа;





9 класс

Содержание:

разделы, темы

Количество часов

Тип урока

ИКТ и ТСО

Дата проведения


план

факт


Введение

1





1

Экологический мониторинг – цели, задачи, методы.

1

УОМ

Таблицы, мультимедиа-презентации, видеофильмы экологической, экспериментальной и природоохранной тематики




  1. Экологический мониторинг школьных помещений

2





2

Знакомство с основными санитарно-гигиеническими нормами школьных помещений. Практическая работа № 1

1

УОМ

Микроскопы, сайт Роспотребнадзора



3

Обзор методов проведения экологического мониторинга школьных помещений. Практическая работа № 2

1

УК

Методика мониторинга, люксметр, спирометр




  1. Мониторинг шумового загрязнения и других физических воздействий пришкольной территории

2





4

Шум, как источник физического вида загрязнения окружающей природной среды. Источники физических воздействий на организм человека. Практическая работа № 3

1

УОМ

Прибор для измерения уровня шума



5

Приборы и методы измерения радионуклидного загрязнения окружающей среды и человека. Правила пользования дозиметрическими приборами. Практическая работа № 4

1

УК

Дозиметр




3. Экологический мониторинг воды

5





6

Природная и водопроводная вода и её характеристики. Органолептические свойства воды и методы их изучения. Ознакомление с методами химического и физического анализа воды.

1

УОМ

Мини-лаборатории по химии



7

Основные принципы биологического исследования водоёма (экологические типы населения водоёма и их значение ). Экскурсия к водоёму.

1

УК

Лупы, определители растений



8

Основные принципы биологического исследования водоёма (времена года и их значение при биологическом исследовании). Практическая работа № 5

1

УК

Термометры, рулетки



9

Растения-макрофиты, как биоиндикаторы состояния водоёма. Практическая работа № 6

1

УК

Лупы, сачки, пинцеты, определители растений



10

Практическая работа № 7. Исследование водопроводной воды методами химического и органолептического анализа.

1

УК

Мини-лаборатории по химии




4. Экологический мониторинг воздуха

2





11

Характеристика атмосферного воздуха. Источники загрязнения атмосферы, их характеристика.

1

УОМ




12

Изучение методов анализа качественной характеристики воздушной среды. Практическая работа № 8

1

УК

Микроскопы, клейкая лента




5. Экологический мониторинг почвы

5





13

Почва и её характеристики. Знакомство с методами изучения состояния почвы.

1

УОМ




14

Знакомство с методами изучения состояния почвы (химические, метод гранулометрического анализа) Практическая работа № 9

Экскурсии в природу

1

УК

Мини-лаборатории по химии



15

Знакомство с методами изучения состояния почвы (биоиндикационные, аппликационные методы) Практическая работа №10

1

УК

Лупы, определители растений




16

Растения-индикаторы кислотности почвы, почвенного плодородия, грунтовых вод, дефицита или избытка химических элементов в почве.

Практическая работа № 11

1

УК

Лупы, определители растений




17

Практическая работа № 12 «Тестирование активности различных групп почвенных микроорганизмов»

1

УК




ИТОГО

17

Практических работ – 12

Обозначения:

УОМ – урок ознакомления с новым материалом;

УК – урок комбинированный.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа и КТП курса по выбору "Экологический мониторинг"

Автор: Газарян Манвел Манвелович

Дата: 21.10.2017

Номер свидетельства: 433665

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства