kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Эколята"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Эколята"»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколята»

Автор - составитель: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области.


Возраст детей (7-11 лет)

Срок реализации программы: 1 год


Пояснительная записка


Проблема экологического воспитания в настоящее время является весьма актуальной. Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, и особенно, в школьные годы. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому младший школьный возраст должен стать объектом пристального внимания педагогов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания.

Ведущая идея программы - идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания у учащихся, так и для воспитания у них ответственного отношения к сохранению объектов природы.

Основная цель: формирование у детей целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе.

Новизна и актуальность программы заключаются в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей, с опорой на практическую деятельность, и обусловлены важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.

В данной программе природа рассматривается как ценность во всех аспектах человеческого развития - познавательного, эстетического, нравственного и физического.

Обучение основывается на принципах экологического образования:

-принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира;

-принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;

-принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

В программе выделены следующие направления работы:

- познавательное направление (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);

-познавательно - развлекательное (конкурсные программы, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия);

-практическое (практические работы, подкормка птиц);

- исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

-направления деятельности по охране окружающей среды:

-нравственное (воспитание ответственности, воли, целеустремлённости);

-эмоциональное (развитие отношения к природе как универсальной ценности);

-интеллектуальное (развитие способности к анализу экологических ситуаций).

При экологическом воспитании реализуется и патриотический аспект: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину, охранять природу - значит охранять Родину.

Обучающие задачи:

-научить видеть и понимать красоту природы;

-сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;

-расширить знания  по экологии, познакомить детей с условиями жизни животных и растений в естественных условиях обитания, с охраняемыми животными и растениями, вошедшими в Красную книгу;

-познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные задачи:

-воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

-воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;

-воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ в объединении.

Развивающие задачи:

-развивать потребности общения с природой;

-развивать эмоционально доброжелательное отношение  к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

-развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

-развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.


Структура программы:

Программа предназначена для учащихся 7-11 лет. Включает в себя теоретический курс, практические работы, экскурсии, игровые и итоговые занятия. Срок реализации- 1 год обучения.

Программа обучения рассчитана на 144 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю (4 часа).

Критерии оценки результативности программы – знания, умения, достижения на районных, областных и Всероссийских конкурсах. Итоги контрольных опросов (промежуточного - 1 полугодие, итогового - конец учебного года).


Ожидаемые результаты реализации программы:

В процессе освоения программы «Эколята» планируется достижение учащимися личностного, предметного и метапредметного характера:




Личностные результаты:


1.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

2.Формирование уважительного отношения к чужому мнению;

3.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания;

5.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе для результата, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:


1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

4.Формирование умения понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности;

5.Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

6.Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

7.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Предметные результаты:


1.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

2.Овладение понятийным аппаратом, теоретическими знаниями, заложенными в содержание программы;

3.Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Контроль результатов обучения, формы контроля и критерии оценки результатов


Для оценки результативности учебных занятий в творческом объединении применяется входной, текущий и итоговый контроль.

Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, творческие задания, собеседование с обучающимися и родителями.

Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала и для выявления трудностей изучаемого материала. Формы оценки: текущие тестовые задания, проверочные работы, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование. В практической деятельности результативность оценивается количеством и качеством выполненных контурных карт, а также качеством выполненных наглядных пособий, гербария, поделок.

Итоговый контроль может принимать различные формы: итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование, выставка и защита исследовательского проекта учащихся.

Результаты обучения определяются по трем уровням сформированности коммуникативной компетентности личности:

низкий уровень - репродуктивная компетентность, (наличие знаний при недостаточном умении их применить);

средний уровень - деятельностная компетентность;

высокий уровень - творческая компетентность.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование раздела, темы

Всего часов

Теория

Практика

Формы контроля

1.Введение

2

1

1


2.Мир вокруг нас

4

2

2

Поэтический клуб «Слышу голос родной природы»

3.Экология растений

38

13

25

Конкурсная программа «Чудо-дерево»

4.Экология животных

46

16

30

Устный журнал «Удивительные животные»

5.Охрана природы

14

5

9

Решение экологических задач

6.Экология нашего края

40

10

30

Игра «Экологическое ассорти»,

Викторина «Знатоки природы»

Итого:

144

47

97




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1.Введение

Знакомство с планом работы объединения. Цели и задачи. Правила поведения детей

на занятиях в объединении.

Практическая работа:

Экскурсия: на учебно-опытный участок.

2.Мир вокруг нас

Живая и неживая природа. Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы

Земли.

Практическая работа:

Экологическая игра «Живое - неживое»

Поэтический клуб «Слышу голос родной природы»

3.Экология растений

Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Этажи леса. Части растений. Их функции. Азбука цветов. Цветочные часы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни человека. Плоды растений. Овощные культуры, их значение для человека. Путешествие в мир комнатных растений. Ядовитые растения. Лекарственные растения. Растения-хищники. Растения-барометры. Грибы съедобные и ядовитые.

Практическая работа:

Дидактическая игра «Угадайте по описанию».

Экскурсии: «Где растут деревья?», «Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. Листопад».

Практические работы: «Собери растение», «Карнавал осенних листьев», «Дикорастущие и культурные растения», «Распространение плодов и семян», «Найди овощи и фрукты», «Создание плана-схемы озеленения помещений (классных комнат, уголка живой природы, квартиры, офиса и т.п.), конкурс рисунков «Они опасны», оформление альбома «Живые барометры», изготовление поделок из природного материала, раскрашивание трафарета «Грибы».

Викторины: «Цветочный этикет», «Зеленая аптека».

Устный журнал: «Удивительные растения».

Конкурсная программа: «Чудо дерево».

4.Экология животных

Какие бывают животные. Вымершие животные. Домашние животные. Сезонные изменения в жизни домашних и диких животных. Обитатели воздушного пространства. Птицы кочующие, оседлые, перелетные. Зимующие птицы нашей местности. Насекомые. Значение насекомых для природы и человека. Рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся. Млекопитающие. Животные защищаются. Живые барометры.

Практическая работа:

Практические работы: «Что любят есть животные?», конкурс рисунков «Парк юрского периода», конкурс рисунков «Мой любимчик», сценки «На лесной опушке», составление словесного портрета птиц, «Наряди птицу», «Аквариум», изготовление фигурок млекопитающих в технике оригами, оформление альбома «Живые барометры».

Викторины: «Знаешь ли ты домашних животных?», «Узнай по описанию», «Назови животное».

Игра-тренинг «Правила дружбы».

Аукцион знаний «Зоомир».

Дидактическая игра «Узнай птицу по портрету», «Эрудит» (насекомые), «Подводный мир»

Проект «Покормите птиц зимой!»: столовая для птиц, выпуск листовок.

Экскурсии: «Изучение фауны зимующих птиц города».

Устный журнал «Удивительные животные».

5.Охрана природы

Природа просит защиты. Охрана природы в мире и в нашей стране. Красная книга. Заповедники и заказники. Путешествие по заповедным тропам нашей страны. Растения под нашей защитой. Животные под нашей охраной.

Практическая работа:

Практические работы: Составление заповедей защитников природы, оформление альбома редких растений Смоленской области, лепка из пластилина фигур редких охраняемых животных, заочное путешествие в национальный парк «Смоленское Поозерье», решение экологических задач.

Творческая мастерская «Создаем свою Красную книгу».

6.Экология нашего края

Животный мир Смоленской области. Жизнь диких животных весной. Перелетные птицы нашей местности. Насекомые нашего края. Животные города. Раннецветущие растения Смоленской области. Лекарственные и ядовитые растения учебно-опытного участка. Съедобные дикорастущие растения.

Практическая работа:

Практические работы: Составление кроссвордов «Зоомир Смоленщины», сценки «На лесной опушке весной», «О чем поют птицы?», «Изучение животных, обитающих в парке», сбор раннецветущих растений учебно-опытного участка для изготовления гербария, зарисовка лекарственных растений, запись рецептов блюд из дикорастущих растений, изучение пернатого населения учебно-опытного участка, определение птиц по голосам, наблюдение за поведением насекомых.

Экскурсии: «Наблюдение за прилетом и поведением грачей», «Обитатели временных пресных водоемов», по экологической тропе учебно-опытного участка, «По страницам Красной книги».

Викторины: «Птичьи секреты», «Знатоки природы».

Аукцион знаний «Лекарственные растения».

Игра «Экологическое ассорти».


Учащиеся должны знать:


-что такое живая и неживая природа, компоненты, составляющие природу;

- видовое разнообразие растительного мира, жизненные формы растения; части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; разнообразие растений: дикорастущие и культурные, лекарственные и ядовитые растения, комнатные; некоторые съедобные и несъедобные грибы; сезонные изменения в жизни растений;

-видовое разнообразие животных; классы животных: насекомые, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие; особенности домашних и диких животных; некоторых зимующих и перелетных птиц; сезонные изменения в жизни животных; способы защиты животных;

-что такое Красная книга; примеры редких и исчезающих растений и животных нашей местности; понятия: заповедник, заказник, национальный парк; правила поведения на природе;

Учащиеся должны уметь:

-определять наиболее распространенные в нашей местности растения и животных;

-различать деревья, кустарники, травянистые растения; отличать диких животных от домашних; различать группы животных; определять растения и животных по описанию и внешнему виду.

-вести простейшие наблюдения за растениями и животными;

-изготовлять кормушки и гнездовья для птиц, развешивать их, вести правильную подкормку птиц, выполнять другую посильную работу по охране природы;

-выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость, пропагандировать знания об охране природы;

-объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


1.Введение

Формы и методы: занятие объединения, обзорная экскурсия по станции юных натуралистов и учебно-опытному участку СЮН, рассказ, беседа, демонстрация.

Наглядность и оборудование: Красная книга Смоленской области, иллюстрации животных, гербарий растений, поделки из природного материала.


2.Мир вокруг нас

Формы и методы: занятие объединения, беседа, обсуждений ситуаций, игра, поэтический клуб.

Наглядность и оборудование: фотографии, иллюстрации неживой и живой природы, карточки с изображением объектов живой и неживой природы.

Форма подведения итогов: поэтический клуб «Слышу голос родной природы».


3.Экология растений

Формы и методы: занятие объединения, занятие- путешествие; словесные методы: рассказ, беседа, эвристическая беседа, сравнительный анализ; устный журнал; экскурсия, практическая работа, игра, викторина, отгадывание загадок, рисование, раскрашивание трафаретов; просмотр видеофильмов; конкурсная программа.

Наглядность и оборудование: иллюстрация «Этажи леса», карточки с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений; таблицы: «Части растений», «Цветочные часы», «Распространение плодов и семян»; фотографии и иллюстрации цветочных растений; наборы открыток «Дикорастущие растения», «Культурные растения», «Овощи и фрукты», «Ядовитые растения», «Лекарственные растения», «Грибы»; трафареты: «Овощи», «Фрукты», «Грибы»; видеофильмы: «Растения-хищники», «Самые удивительные растения нашей планеты», сказка Про лекарственные растения», «Растения с всего мира», «Удивительные растения-паразиты», «Приметы погоды»; презентация «Деревья»; лото «Растения»; тетради, ручки, цветные карандаши, природный материал.

Форма подведения итогов: конкурсная программа «Чудо-дерево».


4.Экология животных

Формы и методы: занятие объединения; словесные методы: рассказ, беседа, эвристическая беседа, сравнительный анализ, словесное описание; устный журнал; экскурсия, практическая работа, игра, викторина, отгадывание загадок, аукцион знаний, рисование, раскрашивание; проект, инсценировка, оригами.

Наглядность и оборудование: иллюстрации диких и домашних животных, наборы открыток: «Какие бывают животные», «Динозавры», «Насекомые», «Птицы», «Пресмыкающиеся», «Земноводные», «Рыбы», «Млекопитающие», «Животные защищаются»; видеофильмы: «Вымершие животные», «Насекомые», «Птицы», «Рыбы», «Млекопитающие», «Самые красивые птицы планеты Земля», «Удивительные животные», «Детям о зимующих птицах», «Перелетные птицы», «Животные защищаются», «Приметы погоды»; трафареты птиц, рыб; игры: «Подводный мир», «Эрудит»; тетради, листы бумаги, ручки, цветные карандаши.

Форма подведения итогов: устный журнал «Удивительные животные»


5.Охрана природы

Формы и методы: занятие объединения, занятие-путешествие; словесные методы: рассказ, беседа; практическая работа, решение ситуативных задач, творческая мастерская, лепка.

Наглядность и оборудование: Красная книга Смоленской области; видеофильмы: «Заповедная Россия», «Красная книга», «Сохраним природу», «Смоленское Поозерье», «Правила поведения на природе», тетради, листы бумаги, ручки, цветные карандаши, пластилин.

Форма подведения итогов: решение экологических задач.


6.Экология нашего края

Формы и методы: занятие объединения, экскурсия, практическая работа, викторина, игра, аукцион знаний; словесные методы: беседа, рассказ, сравнительный анализ, словесное описание; отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, инсценировка, рисование.

Наглядность и оборудование: иллюстрации млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, пресмыкающихся, земноводных Смоленской области; набор открыток «Лекарственные растения», «Ядовитые растения», «Блюда из съедобных дикорастущих растений», «Раннецветущие растения», определители птиц, насекомых; видеофильмы: «Первоцветы», «Весна в природе родного края», диск с записью голосов птиц, Красная книга Смоленской области, тетради, ручки, цветные карандаши, лупы, гербарная папка.

Форма подведения итогов: игра «Экологическое ассорти», викторина «Знатоки природы».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:


1.Бабенко В.Г. и др. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.

2.Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Пособие для учителей.- М.:«Просвещение, 1977.

3.Гершун В.И. Беседы о домашних животных. – М.: «Колос», 1992.

4.Егорова Е.Е. Годовой круг в школьной библиотеке: сезонные забавы, беседы, праздничные программы. – Волгоград: Учитель, 2011.

5.Зверев А.Т. Экологические игры. – М.: Дом педагогики, 1998.

6.Кондрашова Л.Ю. Экологический калейдоскоп: Учебно-методическое пособие.- Смоленск: СОИУУ, 2002.

7.Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся. – Волгоград: Учитель, 2011.

8.Ласкина Л.Д. и др. Экологическое образование младших школьников: рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы. – Волгоград: Учитель, 2011.

9.Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа: материалы к занятиям. – Волгоград: Учитель, 2007.

10. Симонова Л.П. Ключи от природы. Учебно-методическое пособие. – М.: Агар, 1997.

11. Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии. – Волгоград: Учитель, 2009.

12.Трайпак Д.И. Книга для чтения по биологии растения. – М: Просвещение АО Учебная литература, 1996.

13.Рубцова З.И. Эколого-зоологические экскурсии с учащимися. – ЦДЮТур, М,1998.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ:


1. Акимушкин И. Мир животных. - М.: Мысль, 2008

2.Акимушкин И. Причуды природы. – Смоленск: Русич, 1999.

3.Бейко и др. Большая энциклопедия животного мира. – М.: Росмэн, 2007.

4. Бианки В. Лесная газета. - М.: Детская литература, 2010.

5.Джоксон Д. Рептилии и амфибии. – М.: ООО Издательство Астрель, 2001.

6.Запартович Б.Б. и др. С любовью к природе. – М.: Педагогика, 1976.

4.Онегов А. Школа юннатов. – М.: Детская литература, 1980.

5.Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. – М.: Детская литература, 1975.

6. Плешаков А.А.. Атлас-определитель. От земли до неба. - М.: Просвещение, 2009.

7.Уоттс Л. Доисторическая жизнь: в школе и дома. – М.: Росмэн, 1996.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Эколята"

Автор: Григорьева Ирина Евгеньевна

Дата: 27.12.2018

Номер свидетельства: 493089


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства