Просмотр содержимого документа
«Разработка мероприятия "Экологическая охота"»
Образовательное внеурочное мероприятие
«Экологическая охота»
Составитель: педагог
Контингент учащихся: 5-6 класс
Интеллектуальная игра экологического содержания. Тематика брейн-ринга –растения, животные, птицы.Участие в игре требует определенной подготовки детей.
Цели: способствовать развитию у детей любознательности; формировать положительное отношение к охране природы; развивать у детей умение работать в команде; побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора; побуждать детей к защите природы, к пропаганде экологических идей.
Форма: брейн-ринг.
Подготовительная работа с детьми
Разбить детей на три команды. Предложить каждой команде поработать с Детской энциклопедией, с материалами Красной книги России, материалами по природе, интернет ресурсами.
Оборудование
Изготовить 50карточекдля учета правильных ответов. Каждая карточка будет наградой - добычей для охотника. Перед началом ведущий складывает на столе эти карточки стопками по номерам геймов.
Первый гейм
Второй гейм
Третий гейм
Четвертый гейм
Пятый гейм
1. Ландыш
2.Огоньки
3.Медуница
4. Черника
5. Клюква
1. Кабан:лежат в выкопанной яме
2. Лось:зимой
3. Зайчата
4. Бобр: хвост
5. Ёж: насекомые
1.Клест
2. Дятел
3. Глухарь
4. Снегирь
5. Удод
1. Венерин башмачок
2. Рябчик
3. Норка
4. Рысь
5. Орешниковая соня
6. Зубр
Оформление класса
На перемене перед классным часом нарисовать на доске таблицу для подсчета результатов.
Название команды
Добыча команды (количество карточек)
Фамилия чемпиона
Добыча чемпиона (количество карточек)
«Ирис»
«Ландыш»
«Прострел»
План классного часа
1. Вступительное слово.
2. Брейн-ринг «Большая охота»:
а) первый гейм. «На лесной тропинке»;
б) второй гейм. «Животные Приокско-Террасного Заповедника»;
в) третий гейм. «Пернатые друзья»;
г) четвертый гейм. «Красная книга»;
д) пятый гейм. «Экологическая листовка»;
е) охотничий привал - награждение победителей.
3. Подведение итогов.
Ход образовательного внеурочного мероприятия.
I. Вступительное слово. Муз фонпрезентация
Чтец. Есть просто храм, Есть храм науки, А есть ещё природы храм. С лесами, тянущими руки, Навстречу солнцу и ветрам Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй ее святынь! Она нам не жалеет ничего, Даря свои бесценные дары, И требует взамен лишь одного: Чтоб люди были к ней добры. Смотрите, там, в лучах заката, Река загадочно блестит. Уносит воду вдаль куда-то.
И ветерок слегка шумит. Ещё дрожит камыш на голубых озёрах, И косяки рыбёшек плавают в реке, И восковые налитые зерна Неслышно зреют в малом колоске. Над спелою таёжной земляникой Полночный филин ухает из тьмы. Неужто внуки лишь по Красной Книге Узнают, как богаты были мы.
Ведущий:
Добрый день, ребята. Добрый день, дорогие гости.Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля (слайд вид из космоса). Наша планета – уникальна во всей Вселенной. В отличие от любой другой планеты, планета Земля покрыта зеленой растительностью, огромнейшими зелено-голубыми океанами, на ней содержится более миллиона островов, сотни тысяч ручьев и рек, громадные массивы земли, называющиеся континентами, горы, ледниковые покровы и пустыни, которые придают Земле эффектное разнообразие цветов и текстур. Все другие известные планеты, если не принимать во внимание происходящих на них ужасных катастроф, в основном покрыты безжизненным слоем грунта или газа, который немного изменяется только благодаря слабому движению ветра. Совершенно бесплодная поверхность большинства планет разительно отличается от нашей планеты с ее яркими цветами – оттенками зеленого, голубого и белого, ведь поверхность всех других планет имеет тускло-серый или коричневый оттенок, и, зачастую, покрыта толстым слоем атмосферы. А самое необыкновенное – это то, что наЗемле присутствуют Живые существа (слайд разнообразные формы жизни). До сегодняшнего дня ни на одной другой планете не было найдено доказательств существования Жизни.
Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к нашему общему дому (слайд). Некоторые красивейшие водоемы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, горят моря, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды животных и растений. Из-за такого поведения может наступить день, когда планета Земля превратиться в безжизненную пустыню. Поэтому мы с вами обязаны беречь и охранять леса, реки, обитающих в них животных, птиц, рыб, насекомых.
Охрану природы, правила поведения в ней изучаетЭкология (от греч.Эко - дом и Логос) – это целая наука, о взаимоотношениях организмов, в том числе и человека со средой. Это наука о выживании человечества и выходе из экологического кризиса, который приобретает глобальные масштабы в пределах всей планеты.
Ребята, сегодня мы с вами посмотрим,насколько мы знаем природу нашей планеты, природу нашего родного края. Мыотправимся на охоту. Но от нашей охоты никто не пострадает, потому что оружием у нас будет острый ум и крепкие знания.
Вас ждет множество вопросов о животных, птицах, растениях. Стрелять вы будете своими ответами. И если выстрел попадет в цель, вы получите карточку с добычей. В конце охоты мы подсчитаем, у кого добыча будет самая богатая. Победителю мы вручим диплом «Лучший эколог».
Итак, на охоту сегодня выходят три команды: «Ирис», «Ландыш» и «Прострел». Команды мы назвали по именам редких и охраняемых растений. (выдать эмблемы с изображением цветка)
Теперь послушайте правила игры. Я задаю вопросы для всех. Отвечать будет тот, кто первым поднял руку. Он и получит добычу - карточку, если ответ будет верный.
II. Брейн-ринг «Экологическая охота»
Чтец. Как хороши наши леса красою заповедной!
Здесь можно встретить чудеса,
Испить росы целебной.
Ах, Подмосковные леса
Меня очаровали!
Волшебной кистью небеса
Их видно рисовали.
Здесь фея добрая живет
В дубравушках гуляет,
Россию – матушкой зовет,
Природу украшает.
Там вдоль дороги травы в рост
И одуванчик длинный,
Березки, елки заняв пост,
Чаруют край былины.
Здесь воздух чистый и хмельной,
Здесь дышится привольней,
Сюда спешит народ честной
На отдых из Престольной. (Иванова А. )
(Звук гонга, слайд) Первый гейм. «На лесной тропинке»
Ведущий:Итак, в первом гейме мы отправимся вПодмосковные леса на охоту за растениями. По описанию вам нужно будет определить названиерастения.
Ведущий задает вопросы. Дети поднимают руки, отвечают. За правильный ответ Ведущий вручает команде карточку с названием растения.
(слайд показывается после ответа учащихся)
Один из самых известных и любимых цветков. Этот цветок широко известен как ценное лекарственное растение, препараты которого применяются при различных сердечных болезнях. Его изящные и белые бубенчики украшают наши весенние леса, наполняя их тонким ароматом. (ландыш) (слайд)
В мае лесные поляны и светлые леса «горят» от распустившихся желто-оранжевых цветов. У немцев и скандинавских народов считается, что эти яркие цветы - цветы духов-троллей. За свою красоту массово вырываются на букеты. (Ответ-слайд. В народе эти цветы называю жарки, огоньки. А по научному – купальница европейская – (троллиусевропеус).(слайд)
Характерное травянистое растение наших дубрав и хвойных лесов. Только что распустившиеся цветки ярко-розовые, но постепенно меняют свою окраску на синюю. Весь день снуют над этим цветком шмели и пчелы, запасая первый весенний нектар. От того и получило это растение свое название(медуница).(слайд)
Кустарничек высотой 10—50 см. Листья яйцевидные, кожистые, на зиму опадающие. Плоды синевато-чёрные из-за воскового налёта или просто чёрные. Восковой налёт легко удаляется, и тогда ягода полностью соответствует своему названию. Внутренность ягоды пурпурная. Плоды поедаются лесными птицами, которые далеко разносят их неперевариваемые семена.(черника)(слайд)
Стелющиеся вечнозелёные кустарнички, растущие в сырых местах: на переходных и верховых болотах, в сфагновых хвойных лесах, иногда — по заболоченным берегам озёр. Плод — шаровидная, эллипсоидальная или яйцевидная ягода красного цвета, является ценным источником витамина K1 и используются как противоцинготноесредство, при простудных заболеваниях, ревматизме, ангине, авитаминозах. Её ягоды могут храниться в свежем виде до следующего урожая в деревянных бочках, наполненных водой.(клюква) ) (слайд)
(Звук гонга, слайд) Второй гейм. «Животные Приокско-Террасного заповедника»
Сообщение учащегося.Приокско-Террасный заповедник - Единственный заповедник Московской области, находится в 12 км от города Серпухов.Входит во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО. Получил статус биосферного заповедника и соответствующий сертификат ЮНЕСКО 19 февраля 1979 года. Он расположен на террасах долины реки Оки, покрытых сосновыми и смешанными лесами.Это один из самых маленьких заповедников России. Однако на площади около 5 тыс. га обитает 142 видов птиц и 57 видов диких млекопитающих.
Ведущий:Вэтом гейме мы отправимся в Приокско-Террасный заповедник. Вас ждут вопросы о животных:нужно будет показать знание их повадок. Для этого нужно будет выбрать правильный ответ из 3-х вариантов. Напоминаю, что вам не понадобится оружие. Только ваши точные ответы принесут вам добычу. Внимание, начинаем второй гейм нашегобрейн-ринга.
Ведущий задает вопросы. Дети поднимают руки, отвечают. За правильный ответ Ведущий вручает команде карточку с правильным ответом.
( слайд показывается до вопроса)
Что делают днем кабаны?
а)лежат в выкопанной яме глубиной до 30-40 см, с выстланным листьями дном;
б) выходят, чтобы купаться и отыскивать пищу; в) валяются в грязи.
Когда взрослый лось ходит без рогов?
а)никогда; б)зимой; в) всегда
Какие звери рождаются зрячими?
а)лисята; б)зайчата; в)волчата
Какая часть тела у бобра является одновременно и опорой при подгрызании деревьев, и тем сигнальным приспособлением, ударив которым о воду, бобр предупреждает своих сородичей об опасности, и органом, способствующим регулированию температуры тела, через сужение и расширение кровеносных сосудов. Наконец,рулем во время передвижения зверя в воде?
(Звук гонга, слайд) Третий гейм. «Пернатые друзья»
Ведущий:Третий гейм называется «Пернатые друзья». В этом гейме вас ждут вопросы о птицах. Итак, слушаем вопросы.
(слайд показывается после ответа учащихся)
1. Эти птицы кормят своих птенцов не насекомыми, а измельченными семенами, поэтому и выводят птенцов зимой, когда в шишках много семян. А уж извлекать вкусные орешки из шишек эти птицы настоящие мастера. Их клюв специально устроен для этого. Как называются эти птицы? (Клесты.) (слайд)
2. Достаточно крикливая птица. Крики часто сопровождает «барабанная дробь», которая представляет собой своеобразную трель от вибрации сухого сука под быстрыми ударами клюва. Эта трель также является важным средством общения между птицами. В хорошую погоду дробь слышно на расстоянии до 1,5 км от птицы. (Дятел) (слайд)
3. Ранней весной самцы этих птиц начинают токовать, то есть издавать своеобразные звуки, похожие на треск, сопровождая их специфическими телодвижениями.Токование начинается рядом щёлкающих звуков. Затем после главного «удара» следуют особые шипящие звуки, похожие на точение железных предметов. Слышная для человеческого уха часть брачной песни распространяется на 500 м, а инфразвуковая — на километр. Своим названием птица обязана известной особенности токующего в брачный период самца утрачивать чуткость и бдительность, чем часто пользуются охотники. (Глухарь) (слайд)
4. Певчая птица мелких размеров, чуть больше воробья. Голова сверху, вокруг клюва и глаз — чёрная. Маховые и рулевые перья тоже чёрные, с синим металлическим отливом. Поясница и подхвостье — белые. Спина, плечи и зашеек у самца серые. Щёки, шея снизу, брюхо и бока — красные. (Снегирь) (слайд)
5. Небольшая яркоокрашенная птица с длинным узким клювом и хохолком, иногда раскрываемым в виде веера. Голос — глухой, слегка гортанный трёх-пятисложный крик «уп-уп-уп» или «уд-уд-уд» (откуда и получил своё название), повторяемый несколько раз подряд. (Удод) (слайд)
Ведущий:Животные и растения, на которых мы будем охотиться в этом гейме, ещё обитают в Подмосковных лесах, но находятся на грани исчезновения. Они занесены в Красную книгу. Итак, начинаем охоту. Четвертый гейм - животные и растения из Красной книги.
Ведущий задает вопросы. Дети поднимают руки, отвечают. За правильный ответ учитель вручает команде карточку с названием животного.
( слайд показывается до вопроса)
1. Орхидея, имеющая название обуви (Венерин башмачок) (слайд)
2. Красивейшее ранневесеннее луковичное растение, иногда его называют красным колокольчиком. Название похоже на название птицы с пестрой окраской.(Рябчик) (слайд)
3. Красивое хищное млекопитающее из семейства куньих; характеризуется плавательной перепонкой между пальцами ног, водится по берегам рек, питается рыбой, лягушками, раками. Долгое время являлась объектом промысла из-за ценного меха. Название похоже на название жилища мыши. (Норка) (слайд)
4. Самый северный вид из семейства кошачьих. Некогда она была весьма обычна по всей Европе, но к середине XX века её истребили в большинстве стран Центральной и Западной Европы. Морда короткая, глаза широкие, зрачки круглые На ушах длинные кисточки. Хвост короткий с «обрубленным» концом (20—40 см). Голова небольшая, округлая. Удлиненные волосы по бокам морды образуют «бакенбарды». (Рысь) (слайд)
5. Зверёк, напоминающий миниатюрную белку. Размерами она с мышь: длина тела 15 см, масса тела 15-25 г. Излюбленной пищей являются орехи лещины. Осень зверек впадает в зимнюю спячку. Даже весной и летом при понижении температуры они могут на несколько дней впадать в оцепенение и спать в своих гнездах, свернувшись в плотный мохнатый шар. (Орешниковая соня) (слайд)
6. Этот крупный зверь - исконный житель лиственных и смешанных лесов. Чем-то он похож на буйвола. На спине у него большой горб. Сейчас этого зверя можно встретить только в заповеднике. Что это за зверь? (Зубр) (слайд)
Ведущий:Каждый человек может принимать участие в деле спасение живой природы, внося свой вклад по мере сил. И с малых лет человек должен учиться быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.Я предлагаю вам выпустить экологическую листовку. Давайте составими разместим на ней правила поведения человека в природе.
Дети составляют правила поведения в природе. (По одному правилу на полоске бумаги). Даем несколько мин.
Например: 1.Не разоряйте птичьи гнезда!
2.Не ломайте веток и не вырезайте надписи на деревьях!
3.Не ловите бабочек!
4.Не забирайте из леса домой животных!
5.Не обижай змей!
6.Не оставляйте мусор в лесу!
7.Не разжигайте в лесу костер без взрослых!
8.Не портите несъедобные грибы!
9.Не шумите в лесу!
10.Не разоряй муравейники!
11.Не рвите цветы!
Затем эти правила приклеиваем на заранее подготовленный плакат.За каждое разумное правило ведущий дает 1 карточку команде.
Охотничий привал. Награждение победителей
Ведущий:Ну, а теперь, ребята, посмотрим, какие звери и птицы убежали от нас. Думаю, что мы запомним названия этих животных и птиц, и в следующий раз их непременно узнаем. Учитель читает названия животных и птиц на карточках, которые остались не выданными.
А наш охотничий день закончился. Можно устроить привал на сухой солнечной полянке и пересчитать добычу. Я предлагаю каждой команде подсчитать, сколько карточек с ответами оказалось у каждого из ваших участников, и выяснить, кто из членов команды был самым удачливым охотником. Результаты своих подсчетов вы запишете на листочках бумаги, которые лежат на ваших столах. Потом вам нужно выйти к доске и записать количество карточек, которые собрала ваша команда, фамилию самого удачливого охотника из вашей команды и размер его добычи.
Включается музыка. Дети подсчитывают карточки с добычей. Потом представители команд выходят к доске и заполняют табличку с результатами.
Подсчет окончен. Посмотрите на таблицу результатов. Самую богатую добычу собрала команда (название). А самым удачливым охотником оказался (имя, фамилия). Ему мы и вручаем диплом «Лучший эколог Туровской ООШ». И, конечно же, дарим аплодисменты.
Учитель вручает победителю диплом, дети аплодируют.
III. Подведение итогов
Учитель- ведущий. Ребята, как вы считаете, сегодняшняя наша охота - это всего лишь игра, развлечение или нужное и полезное дело?
Примерные ответы детей:
- Это полезное дело. В игре мы узнали о многих животных, проверили свои знания, померялись силами.
- Эта игра поможет защищать природу, ведь природа очень хрупкая, ранимая.
- Когда мы готовились к игре, мы прочитали разные книги о животных и птицах, узнали, как богата природа.
- Если мы будем знать о жизни и повадках животных, мы будем лучше их понимать.
Список источников:
Зубриные истории. Подбор материалов: Ивонина С.С., Требоганова Н.В., ФБГУ «Приокско-Террасный государственный биосферный заповедник» 2012г.
Редкие растения Приокско- Террасного заповедника. Денисова л.В., Никитина С.В., Издательство «Коммунар», г. Тула, 1991.