kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии. Интеллектуальная игра «Экологическая безопасность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внекласнное мероприятие для студентов 1 курса СПО по экологии. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии. Интеллектуальная игра «Экологическая безопасность»»

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Интеллектуальная игра «Экологическая безопасность»







Разработала:

Н.В. Иванова







Череповец

2017 г.

Методическая разработка внеклассного мероприятия для студентов. Интеллектуальная игра «Экологическая безопасность»

Цель: сформировать представления об основных проблемах третьего тысячелетия; способствовать формированию экологической культуры.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по экологии. Показать необходимость устранения экологических последствий и правонарушений. Выявить пути загрязнения окружающей среды и возможные способы их предупреждения и ликвидации.

  2. Преподнести экологические знания нетрадиционно, просто, доступно и одновременно правдиво, не искажая научных фактов, реальной экологической ситуации, не приглаживая остроты её проблем.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся.

  2. Формировать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

  1. Прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать уверенность в своих силах.

  2. Способствовать развитию у ребят ценностно-мотивационных качеств: любви и бережного отношения к природе; экологической этики; этики ответственности в их отношениях с природой.

Оборудование: флажки разного цвета для участвующих команд, карточки - кроссворд, секундомер, мультимедийный проектор с презентацией.

Методические рекомендации: Мероприятие проводится для студентов 1 курса. Число участников – 3 команды по 5 человек, которые располагаются за столами. Каждая команда должна иметь название, капитана, который руководит командой и свой обозначающий флажок (синий, зелёный, белый). Перед игрой проводиться жеребьёвка команд. Интеллектуальная игра включает в себя 4 тура: 1 тур «Разминка; 2 тур «Своя игра», 3 тур «Битва капитанов», 4 тур «Финал. Калейдоскоп». Судейская команда состоит из 2–3 человек, в зависимости от количества играющих команд.


Ход игры

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята!

Наша планета Земля – маленькая крошка в Солнечной системе и песчинка в Мировом космическом пространстве. Но она уникальна в своей звездной системе, уникальна и неповторима своим живым миром – миром бактерий, вирусов, грибов, растений и животных. Этот живой мир развивался миллионы лет и создал сложнейший, единственный в своем роде, сознательный организм человека. Это значит нас. А если мы живые, то обязаны знать, как мы взаимно связаны с окружающей нас природой, какие законы существуют в живом мире, почему нельзя их нарушать, какие глобальные проблемы стоят в настоящее время перед человечеством. Сегодня вам предстоит ответить на некоторые вопросы, которые позволят вам более серьёзно отнестись к проблемам безопасности и экологии.

Пожелаем удачи нашим командам!

I ТУР. Разминка

Каждой команде предлагается карточка - кроссворд из 10 слов. На отгадывание дается 2 минуты. За каждое угаданное слово команда получает 1 балл. Всего 10 баллов.

  1. Огородное растение.(Сельдерей)

  2. Капуста.(Кольраби)

  3. Ива, растущая по сырым местам. (Цельная)

  4. Съедобный морской моллюск. (Кальмар)

  5. Место содержания животных.(Вольер)

  6. Верхняя часть пестика. (Рыльце)

  7. Цветок.(Мальва)

  8. Дерево.(Ильм)

  9. Рыба.(Гольян)

  10. Кристалл белого цвета. (Соль)

II ТУР. Своя игра

На слайде презентации представлено 6 разделов: атмосфера, гидросфера, литосфера, химическая безопасность, безопасность пищи, жилище человека.

Каждый раздел содержит по 4 вопроса разного уровня сложности, оцененного в баллах (1,2,3,4). Каждой команде в этом туре на обсуждение отводится 10-15 секунд.

Команды по очереди выбирают вопрос в порядке жеребьевки. За правильный ответ команда получает баллы, равные стоимости вопроса. За неправильный ответ баллы вычитаются.

При неправильном ответе команды даётся возможность ответа другой команде. Если команда отвечает правильно, ей добавляются баллы, если неправильно – вычитаются.

Атмосфера

  1. Поступление каких веществ опасно для озонового слоя, и что произойдёт, если озоновый слой исчезнет? 
    (Хлорсодержащих веществ: хлорфторуглероды – фреоны – наиболее опасны; Погибнет всё живое под воздействием у/ф лучей) (1 балл)

  2. Назовите болезни, вызываемые загрязнением воздуха.
    (Бронхиты, трахеиты, рак лёгких, конъюнктивиты) (2 балла)

  3. Назовите основные источники загрязнения воздуха.
    (Промышленные предприятия, выхлопные газы машин, извержения вулканов; ТЭС) (3 балла)

  4. Какие меры вы предлагаете для уменьшения «парникового эффекта»? 
    (Повышать эффективность использования горючего, разрабатывать и внедрять солнечные и другие бестопливные источники энергии. Прекращение сведения лесов, организовывать посадки леса) (4 балла).

Гидросфера

  1. Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей? 
    (Нефть) (1 балл).

  2. Назовите главных потребителей пресной воды. 
    (Население, промышленность, сельское хозяйство) (2 балла).

  3. Чем опасны для водных обитателей синтетические моющие средства? 
    (Стиральный порошок, шампунь, сода изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Моющие средства губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым так богаты моющие средства, способствует росту водорослей (вода цветет). (3 балла).

  4. К чему приводят кислотные дожди? 
    (Увеличивают кислотность почв, вредно влияют на состояние озёр, рек, служат причиной гибели лесов, разрушают плодородный слой земли. Подкисление океанических мелководий ведёт к невозможности размножения морских беспозвоночных животных, что может привести к разрыву пищевых цепей и нарушению экологического равновесия в Мировом океане) (4 баллов)

Литосфера

  1. Сколько лет требуется для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 сантиметр? 
    (Примерно 100 лет) (1 балл)

  2. Какие функции выполняет почва? 
    (Производит органическое вещество, в том числе и с/х продукцию и минерализует отмершие органические остатки) (2 балла)

  3. Назовите основные причины сокращения с/х угодий. 
    (Зарастание лесом и кустарником удалённых участков, развитие эрозионных процессов, подтопление и заболачивание земель) (3 балла).

  4. Что способствует деградации почвы? 
    (Нерациональное использование земельных ресурсов: строительство на плодородных почвах индустриальных объектов; перегрузка почв удобрениями пестицидами; эрозия; чрезмерное развитие пастбищного животноводства) 
    (4 балла)

Химическая безопасность

  1. Известно, кислород абсолютно необходим для жизни, а ли он может быть ядовитым? 
    (При высоких концентрациях вызывает тяжёлое отравление) (1 балл)

  2. Каким образом свинец может проникнуть в наш организм? 
    (Автомобильные выхлопы, выбросы производства, с продуктами питания) (2 балла)

  3. Каким путём химические вещества могут проникнуть в организм? 
    (Через органы дыхания, с водой, пищей, через кожу) (3 балла)

  4. Назовите правила безопасного использования химических веществ. 
    (Держать их в плотной упаковке, в недосягаемом от детей месте, при использовании защищать руки перчатками, органы дыхания – респираторами;) (4 балла)

Безопасность пищи

  1. Какой способ является самым простым для обеззараживания воды? 
    (Кипячение) (1 балл)

  2. Почему люди приобретают собственную систему очистки воды? 
    (Вода из-под крана содержит много загрязнений, в том числе свинец. Для очистки используется хлор, который опасен для здоровья человека) (2 балла)

  3. Перечислите, в каких случаях необходимо мыть руки? 
    (После общения с домашними животными, после посещения туалета, после разделки мяса, птицы, рыбы)(3 балла)

  4. Что нужно срезать у картофеля, капусты и моркови, чтобы в организм не попали нитраты? 
    (У моркови – сердцевину, у капусты – кочерыжку, у картофеля толстым слоем срезать кожуру) (4 балла)


Жилище человека

  1. К чему может привести использование самодельных электрических приборов? 
    (Возгорание, пожар) (1 балл)
  2. Что нужно делать, чтобы избежать поражения током? 
    (Не ставить стаканы с водой на электроприборы; следить за состоянием выключателей, розеток; если прибор дымится, немедленно выключить его из сети) (2 балла)
  3. Вспомните книгу Марка Твена «Приключения Тома Сойера», и скажите, по какому эпизоду можно судить, что лекарства в доме у тёти Полли хранились в доступных для детей местах? 
    (Том напоил кота болеутолителем) (3 балла)
  4. Какие домашние растения могут стать причиной отравления? 
    (Азалия, гортензия, декоративный паслён, олеандр, молочайные) (4 баллов)
III ТУР. Битва капитанов
  1. Подумайте и предложите варианты «чистых» источников энергии, не загрязняющих биосферу (1 минута).

  2. Составьте максимальное количество экологических слов, используя буквы одного слова «природопользование» за 3 минуты.

За каждый правильный ответ команде начисляется по 1 баллу.

IV ТУР. “Экологический калейдоскоп”

Состоит из решения 16 ситуационных задач. За каждую, правильно решённую, задачу команда получает 3 балла. На обсуждение дается 1 минута. Отвечает та команда, которая первая поднимает флажок.

Вопросы

Ответы

1.

Нередко в заповедниках практикуют следующее: при возрастании численности зайцев, их частично отлавливают и переселяют в другие заповедники. Почему это необходимо?

Таким образом учёные заповедника пытаются сохранить равновесие между приростом растительности и количеством зайцев..

2.

Всем известен декоративный кустарник, который неправильно называют багульником. Кто назовет его имя и перечислит виды его распространения на Дальнем Востоке?

Рододендрон даурский, сихотеалиньский, Родовского, камчатский, Шлиппенбаха.

3.

В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?

В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы - дуплогнёздники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.

4.

Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам принести из зимнего сада в её спальню, которая плохо проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. Почему?

Фотосинтез, в процессе которого, растения выделяют кислород и, очищают воздух, идет только на свету. Ночью в спальне света не было.

5.

Один фермер скосил траву до цветения, другой - после цветения. Какое сено содержит больше питательных веществ?

Более питательное сено, если трава скошена до цветения растений, так как на цветение и образование семян расходуется много питательных веществ.

6.

На месте вырубленных еловых лесов чаще всего появляется сначала береза или осина. Почему?

Береза и осина обильно плодоносят ежегодно, а ель – раз в пять – семь лет. Легкие плоды березы и осины разносятся ветром на большие расстояния. Кроме того, на вырубке может появиться подрост осины за счет корневых отпрысков, а береза может дать поросль от пня.

7.

После дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления?

Дождевые черви дышат кислородам воздуха, проникающего между частицами почвы. Во время сильного дождя почва пропитывается влагой, и их дыхание затрудняется.

8.

Летучие рыбы (название говорит само за себя) развивают на поверхности воды, перед тем как взлететь, скорость 65 км/час. Находятся в воздухе в состоянии полета секунд 10, пролетая несколько десятков метров. Какое значение имеет способность рыб к полетам над водой?

Полеты” рыб - способ спасения о врагов.

9.

Зимой на реках и озерах рыбаки во льду делают проруби. Иногда вставляют в них стебли тростника. С какой целью это делается?

Вода обогащается кислородом воздуха, что предотвращает заморы рыб.

10.

Специалистам известно, что маакия амурская и леспедеца двуцветная повышают плодородие почвы. Поясните.

Маакия амурская – единственное дерево Хабаровского края из семейств Мотыльковые, леспедеца – кустарник. Растения находятся в симбиозе с клубеньковыми бактериями, благодаря чему обогащают почву соединениями азота.

11.

На тополях, березах, вязах и других деревьях можно видеть (особенно хорошо после опадания листвы) зеленые кусты с красными плодами. Что за растения и почему они встречаются не на почве, а только на деревьях?

Омела крашенная – вечнозеленый паразит. Её листья имеют хлорофилл и могут осуществлять фотосинтез, образуя небольшое количество органических веществ. Основную же часть необходимых ей органических веществ и все минеральные вещества омела забирает у растения – хозяина.

12.

Построили на реке плотину, а для рыбы сделали свободный канал – рыбопроход. Однако рыба, идя на нерест, по рыбопроходу не пошла. Почему?

Идя на нерест по руслу реки, рыбы подчиняются инстинкту, а рыбопроход природой не запрограммирован.

13.

В наших дальневосточных лесах живёт великое множество самых разнообразных птиц: дятлы, рябчики, глухари, тетерева, ястребы, синицы, горихвостки, совы, сычи, и даже утки – крохаль, мандаринка. Чем можно объяснить такое множество птиц?

Каждая птица в лесу занимает свою экологическую нишу, где находят пищу, место для гнезда и спасение от врагов.

14.

Народности Дальнего Востока очень почитают птицу клеста, называя его “нетленной птицей”, так как его труп в случае гибели долго не подвергается разложению. Как это можно объяснить?

В связи с тем, что клесты питаются семенами хвойных пород деревьев, в их организме накапливаются особые смолистые вещества, Они-то и обеспечивают птицам нетленность.

15.

Лесники, ведущие наблюдения за жизнью лесных обитателей, отмечают, что численность растительноядных животных постоянно колеблется. Это относится и к белкам, и к зайцам- белякам, и к птицам: клестам, кедровкам. В чём причина этих явлений?

Это напрямую связано с наличием в тот или иной год с урожайностью деревьев, плодами которых питаются эти животные. В неурожайные годы снижается плодовитость животных, наблюдается их миграция.

16.

Наши северные олени летом откочёвывают ближе к морю, а с наступлением холодов снова возвращаются в тундру. Чем экологи объясняют такие кочёвки?

Олени постоянно осваивают новые кормовые угодья, к тому же вблизи моря животных меньше донимает гнус.

Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, мы проведем небольшую игру с болельщиками. Вопросы болельщикам

За правильный ответ на заданный вопрос 2 балла присуждается той команде, за которую болели болельщики.

1. По ценным качествам этого дерева определите название.

“Красивая древесина дерева, из которой делают фанеру. Дубильные вещества помогают делать красители темно – коричневого цвета. В народной медицине древесина применяется как вяжущее вещество. Листья употребляются для предохранения вещей от моли и отпугивания блох. Медонос. Очень ценные и питательные плоды. Масло имеет не только пищевое значение, но и используется для технических целей. Корм для лесных зверей. (Орех маньчжурский)

2. По ценным качествам этого дерева определите название.

“Стройное дерево до 20 метров высотой. Ствол закутан серой и морщинистой корой упругой на ощупь, которая надежно защищает дерево зимой от мороза, а летом от жары. Китайцы называют его “деревом черного жемчуга”, т.к. черные его плоды напоминают связки жемчуга. Древесина используется для изготовления мебели, лыж, фанеры, деревянных частей самолетов. Из луба получают красивую желтую краску. Хороший медонос. Используют в лекарственных целях (лечит печень, желудок, заживляет раны). (Бархат амурский)

Подведение итогов.

Жюри подсчитывает количество баллов каждой команды и награждает команду - победительницу дипломом и призами.


Ведущий: Французский исследователь Жак Ив Кусто сказал: «Раньше природа устрашала человека, о теперь человек устрашает природу». Пришла пора перестать устрашать друг друга, а совместными усилиями всех живущих на Земле – будь то человек или микроорганизм – совершенствовать наш общий дом – биосферу. Спасибо всем за игру!

Литература

  1. Алексеев С. В., Груздева Н. В., Гущина Э. В. Экология: Информационно-развивающие дидактические задания.- Спб.: СМИО Пресс, 1999.

  2. Биология в вопросах и ответах - Москва, 1993.

  3. Голубева Е.А. Занимательное естествознание, Тригон Санк-Петербург, 1998.

  4. Кузовникова Т. А. Экология: Юнита 1.- М.: СГУ, 1999.

Оценочный лист



Команды

1 ТУР «Разминка»

2 ТУР «Своя игра»

3 ТУР «Битва капитанов»

4 ТУР «Экологический калейдоскоп»

Итого


1











2






3









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Иванова Нина Васильевна

Дата: 26.06.2018

Номер свидетельства: 474361


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства