Конспект занятия экологического клуба "Лотос" по теме "Зелёная лаборатория"
Конспект занятия экологического клуба "Лотос" по теме "Зелёная лаборатория"
Даная разработка в сфере естественно-научной направленности дополнительного образования решает вопрос межпредных связей между биологией и экологией и формирует метапредметные результаты учеников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Возможно, ли поместить 7 верблюдов и три пальмы в ушке швейной иглы?
(рассказ о Левше, который подковал блоху и современном сибирском Левше, который создает из металла микроскульптуры, микрокартины, микрокниги).
Как вы думаете, какой прибор он использует в своём творчестве?
СЛАЙД №1
Сегодня нам предстоит заглянуть клеточный мир растения? И понаблюдать за процесса происходящими в клетке под влиянием окружающей среды.
Основная часть занятия.
Занимательная разминка.
Такие эксперименты можно ставить в школьном классе. Интересной станет организация викторины или соревнования, где ребятам нужно будет угадать, что за вещество находится под объективами 3х разных микроскопов (сахар, соль, сода).
СЛАЙД №2-5
У элодеи замечательный лист: он позволяет заглядывать внутрь и видеть его жизнь прямо через кожицу. Не нужно делать никаких срезов. Положите листик на стёклышко в каплю воды и смотрите на него в микроскоп.
Действительно, кожица как стеклянная, — видно множество клеток, наполненных знакомыми нам хлорофилловыми зёрнами. Найдём самые крупные клетки и переведём объектив микроскопа на большое увеличение.
Зарисуйте клетку с хлоропластами.
СЛАЙД №6
-Теперь посмотрите внимательнее.
СЛАЙД №7
В клетке хлорофилловые зерна располагаются неравномерно, а больше по краям или иногда пересекая клетку. И странно — хлорофилловые зерна как будто медленно движутся. Да, как зелёные вагончики, друг за другом, будто сцепленные, они бегут в одну сторону по краям клетки и пересекая её. Мы неверно назвали хлорофилловые зерна вагончиками, так как не они бегут, а бегут — струятся прозрачные «рельсы». Это движется, струится замечательное живое вещество — протоплазма. Недаром она так называется. Погречески «протос» — первый, «плазма» — образующееся вещество — первичное вещество. Протоплазма вечно движется в живых клетках, то медленнее, то быстрее. В холодном помещении движение протоплазмы такое медленное, что незаметно для глаза, даже смотрящего в микроскоп. Если препарат слегка подогреть до 30, то движение будет довольно быстрое. При нагревании до 40 движение протоплазмы снова замедлится. При температуре 50 протоплазма свернётся и при понижении больше уже не будет двигаться. Жизнь протоплазмы и всего организма прекратится.
-На листочке элодеи под микроскопом можно наблюдать интересные изменения протоплазмы.
-Положите листик элодеи в каплю раствора соли. Раствор соли возьмите 10процентный (один грамм соли на десять кубических сантиметров воды).
-Что вы наблюдаете?
-В таком растворе под микроскопом будет видно, как протоплазма начнёт отставать от стенок клетки и сжиматься в шар. Это не значит, что протоплазма начала умирать: это клеточный сок, находящийся в середине клетки, начинает вытягиваться соляным раствором.
-Положите листочек в каплю чистой воды, и протоплазма начнёт снова растягиваться к стенкам. Даже без микроскопа видно, как листочек в соляном растворе начинает морщиться и становится дряблым. В чистой воде его крепость опять восстанавливается.
-В какой ситуации могут пригодиться эти знания?
-Вот почему нельзя класть очень много удобрений в горшок: раствор солей оттягивает из клеток воду и как бы иссушает растение.
-На листочке элодеи под микроскопом можно проверить образование крахмала хлорофилловыми зёрнами. Сорвём листочек с веточки элодеи, находившейся несколько часов на ярком солнечном свету, и положим в раствор йода на дветри минуты. Затем листик отмоем от йода и посмотрим в микроскоп. На хлорофилловых зёрнах заметны темносиние маленькие пятнышки. Это окрасились йодом крахмальные зёрнышки, образованные хлорофиллом на солнечном свету из углекислого газа и воды. Это крупицы первичного органического вещества — пищи всего живого в мире.
-Потом проведём исследования:
За 20 минут до начала урока я поместила по веточке элодеи в стакан с чистой водой и в стакан с раствором разных видов СМС с 10% концентрацией.
Рассмотреть микропрепараты под микроскопом и сравнить состояние растительных клеток.
Какие изменения произошли с листом элодеи (цвет, форму, состояние листьев)
Зарисуйте клетку.
Что вы наблюдаете? В чём разница между клетками водорослей, находившимися в чистой воде и в растворе СМС? К какому выводу вы пришли?
СЛАЙД №9
Мы с вами заглянули ещё раз в замечательную лабораторию зелёного листа. Мы увидели сложное живое вещество его жизнь, его движение, его работу в каждой из бесчисленных клеточек, составляющих тело растения.
Растения не только украшают наши комнаты, они обогащают воздух кислородом, и мы учимся на них. Растения создают органическое вещество, обеспечивая существование всего человечества, в том числе и нас с вами, читатель.
Способ очистки СМС – это соль, если в пробирку поместите поваренную соль, то моющие вещества осядут, тем самым вода станет чище.
Дома вы проделаете этот опыт.
Рефлексия:
Нарисовать смайлик на хлоропласте и подарить его соседу по парте.