Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хучельская основная общеобразовательная школа»
Канашского района Чувашской Республики
Методическая разработка
внеурочного мероприятия по географии
на тему «Экологическое ассорти»
Автор: Белкова Ирина Николаевна,
учитель географии
Конкурсно-игровая программа «Экологическое ассорти»
Цель и задачи:
формировать ответственность за принимаемые экологические решения и уверенность в преодолении экологической опасности, убеждение во всесторонней ценности природы для человека и общества;
развивать творческую активность, организаторские качества обучающихся, посредством участия в массовых мероприятиях;
обобщить и пополнить детские представления о состоянии окружающей среды;
закрепить знания детей о растениях и животных;
развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природе;
закрепить знания и навыки поведения в природе.
Оборудование и материалы для праздника:
Действующие лица: Ведущий, Лесничий, Охотник 1, Охотник 2, чтецы.
Ход мероприятия
Ведущий : Добрый день, уважаемые ребята и уважаемые гости! Сегодня мы с вами проведем игру «Экологическое ассорти», в ходе которой проверим, насколько глубоки и прочны наши знания о природе, насколько мы умеем ее беречь. В состязании примут участие две команды.
В игре, участникам понадобится любознательность, фантазия, знания о природе и умение работать в команде. Внимательно послушайте правила игры!
Наша игра состоит из нескольких конкурсов и отдельного конкурса для капитанов. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса. Если дан неправильный ответ, то право ответить на этот вопрос переходит к другой команде. Победителем игры объявляется та команда, которая набрала наибольшую сумму баллов.
- Правила игры озвучены и настало время, познакомиться с нашим жюри.
Оценивать ваши ответы будут
- Итак, мы приглашаем команды помериться силами и поделиться своими экологическими знаниями. ( Команды выходят на сцену).
Ведущий: Итак, приступаем к игре. Первый конкурс называется «Визитка». Каждая команда представляет название, эмблему, девиз. Конкурс оценивается в 5 баллов.
- Слово предоставляется команде ___________.
(Представление команды ).
Ведущий: А теперь встречаем команду ______________.
(Представление команды ).
Ведущий: Следующий конкурс "Разминка". Тема – «Природа-матушка».
- Конкурс «Разминка» поможет выявить самую дружную и сплоченную команду. Командам нужно будет быстро ответить на вопросы. Если команды затрудняются с ответом, право ответа получает команда-соперник. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Раздел «Деревья»
Какое дерево тонет в воде? (лиственница)
Из древесины какого дерева изготавливают спички? (осина)
Древесина какого дерева наиболее широко используется в кораблестроении? (сосна)
Какое дерево используется для изготовления лыж? (береза)
Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (клен)
Сок какого дерева сладкий? (береза)
Раздел «Животный мир»
Какое насекомое летает быстрее всех? (стрекоза)
Какое животное, в буквальном смысле слова, вылезает из кожи? (змея)
Какое животное плавает задом наперед? (рак)
Какое животное пьет ногой? (Лягушка)
Молоко какого животного самое жирное? (У кита – 50%, у коровы – 3–4,5%)
Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)
Раздел «Растения»
Какое растение в народе называют «столетник»? (алоэ)
Какая трава самая высокая? (бамбук)
Какое хвойное дерево сбрасывает листву на зиму? (Лиственница)
Цветение какого кустарника оповещает об окончании весны? (сирень)
Какой цветок раскрывается только ночью и ароматно пахнет? (Душистый табак)
Дерево – символ России, красавица русского леса? (Береза)
Раздел «Птицы»
Самая длиннохвостая птица наших лесов? (сорока)
Самая зоркая птица? (сокол)
Самая крупная птица России? (гриф)
Самая быстрая птица? (стриж)
Птица – символ мира? (голубь)
Какую птицу называют «летающей кошкой»? (сова)
Ведущий: Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями.
(Появляется лесничий)
Лесничий. Здравствуйте, добрые люди! Ох, и денёк сегодня выдался.
Ель, сосна, пихта, березка
У меня в лесу сторожка.
Лес я строго сторожу,
Каждой веткой дорожу.
Я не дам зря лес рубить,
Дом зверушек погубить.
Существа добрейшие
Братья наши меньшие.
Лесничий. Но, к сожалению сегодня, как никогда, обитатели леса нуждаются в нашей защите и помощи. Почему же?
(Ответы детей.)
– Верно. Животные погибают от голода, болезней, их убивают охотники.
(На сцене появляются охотники.)
Охотник 1. Что, что я слышу! Эй, Митрофан, тут говорят, что мы, самые честные, добрые и заботливые, убиваем маленьких беззащитных животных!
Охотник 2. А разве нет, Василий?
Охотник 1. Да тише ты, конечно, нет!
Лесничий. А мы вам не верим, правда, ребята?
( Реакция зала.)
Охотник 1. Хорошо, тогда мы вам это докажем! Вы бывали когда-нибудь в зоопарке?
( Ответы детей.)
Охотник 1. Тогда мы приглашаем вас в наш любимый зоопарк!
Охотник 2. Но мы никогда не были в зоопарке!
Охотник 1.Молчи, болван!
Ведущий: Следующий конкурс называется «Весёлый зоопарк».
Каждая команда получает задание на карточке. Ваша задача с помощью пантомимы изобразить предлагаемое животное. Даётся время на обсуждение и подготовку. Команда-соперница отгадывает какое же это животное? Команда за пантомиму получает максимальную оценку 3 балла, а команда-соперница, угадавшая животное – 1 балл.
(Участники выбирают карточки с названием животных – лев, ёж, змея, волк, черепаха, заяц).
Лесничий. Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями!
Охотник 2. Как у вас тут весело! А животные-то какие забавные, умереть со смеху можно!
Охотник 1. Да, мы хорошо повеселились, но нам пора…э-э…на работу.
Лесничий. Как! Вы так быстро уходите? Даже не останетесь на творческий конкурс?
Охотник 1(пожимая плечами). Ну, я не знаю…
Охотник 2. Давай останемся, пожалуйста, должно быть интересно.
Охотник 1. Хорошо, только недолго.
Ведущий: Следующий конкурс творческий, песенный. Команды подготовили музыкальный номер. Посмотрим выступление команд. Конкурс оценивается в 5 баллов.
(Команды исполняют песни об охране природы – звучат песни «Не дразните собак» и «Просьба (Раненая птица)».
Охотник 2 (плача). Ууууу!
Охотник 1. Что с тобой?
Охотник 2.Жалко.
Охотник 1. Соберись! Нашел время разводить свои нюни.
Охотник 2. Всё! Ты прав, я больше никогда не пойду на охоту и не буду стрелять в животных!
Лесничий. Ура! Это просто чудесно! Наконец-то люди поняли, что животные – это братья наши меньшие, и нуждаются они в защите и заботе!
- А о том, какие животные и растения нуждаются в особой защите, мы узнаем из следующего конкурса.
Ведущий: Этот конкурс посвящён братьям нашим меньшим – животным.
- Итак, конкурс «В мире животных». За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Смотрим на экран.
(Показ презентации «В мире животных»)
Ведущий: Не менее интересным будет следующий конкурс - конкурс «Следопыт».
- В этом конкурсе вы покажете, как вы умеете читать следы. Посмотрите на рисунок следа и определите какому животному они принадлежат. Ответы записывайте на этих же листочках. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Ведущий: Охрана природы стала одной из главнейших задач нашего времени. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает. Человек губит природу, вместо того, чтобы быть другом природе.
- Следующий конкурс так и называется «Войди в природу другом!». По рисункам на плакатах вы должны вспомнить правила поведения в природе. За каждый правильный ответ – 1 балл.
(Показ презентации «Войди в природу другом1»
Ведущий: Наша планета Земля напоминает сегодня гигантскую мусорную свалку, на которой можно встретить различные отходы. Следующий конкурс - конкурс капитанов, называется «Опознание».
- В этом задании с помощью 5 признаков капитанам команд необходимо отгадать определенный вид отходов. Но, если вы сможете это сделать уже после открытия первого признака, то получите 5 баллов, после второго - 4, после третьего - 3 и т.д.
Задание 1 капитану команды:
Вопрос
Это получается, когда становится старым или ломается. 5
Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, вдоль дорог. 4
Из этого можно сделать что-то новое. 3
Это бывает цветным. 2
Это можно сдать и получить деньги. 1 («Металлолом»)
Задание 2 капитану команды:
Вопрос
Это легче воды.
Это может плавать на воде и не тонет.
В речке этого много, когда в ней моют машины.
Это мешает дышать рыбам.
Это надо удалять с поверхности воды. (Бензин, машинное масло)
Ведущий: Следующий конкурс называется «В мире растений». Команды по описанию отгадывают растение. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Смотрим на экран.
(Показ презентации «В мире растений»).
Ведущий: Что за книгу вы собрали из пазлов?
(Ответ детей – Красную книгу).
- Что вы знаете о Красной книге?
(Дети отвечают)
- Правильно в Красную книгу включают списки растений и животных, которые могут исчезнуть с лица Земли. Поэтому мы должны бережно относиться ко всему живому, что нас окружает.
- Давайте же жить так, чтобы наша прекрасная планета процветала!
( Чтение стихотворения «Давайте Землю украшать…»)
Ведущий: Скоро жюри объявит нам результаты сегодняшней дружеской встречи. Ну, а пока члены жюри совещаются, посмотрим видеоролик о природе нашей необъятной страны – России. (Показ видеофильма)
Лист оценивания для жюри
№ п/п | Название конкурса | Команда _______ (5 кл.) | Команда _________ (6 кл. ) |
1 | Визитка. Максимальное количество баллов – 5 баллов. | | |
2 | Разминка. За каждый правильный ответ – 1 балл. | | |
3 | Весёлый зоопарк (пантомима). Максимальный балл за показ пантомимы – 3 балла. Угадавшая команда – 1 балл. | | |
4 | Творческий песенный конкурс. Максимальное количество баллов – 5 баллов. | | |
5 | В мире животных. За каждый правильный ответ – 1 балл. | | |
6 | Следопыт. За каждый правильный ответ – 1 балл. | | |
7 | Войди в природу другом! За каждый правильный ответ – 1 балл. | | |
8 | Конкурс капитанов. Опознание. (От 5 до 1 балла). | | |
9 | В мире растений. За каждый правильный ответ – 1 балл. | | |
| ИТОГО, места. | | |