kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологический проект "Чистота начинается с меня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект может быть полезным для педагогов при проведении экологических мероприятий

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологический проект "Чистота начинается с меня"»







МАУ ДО «ДТСР «Форус» Советского района г.Улан-Удэ









Проект «Чистота природы начинается с меня»





Автор проекта: Гомбоева Наталья Бубеевна педагог дополнительного образования ,руководитель обьединения «Экопоколение»























Улан-Удэ

2022г.













Проект «Чистота природы начинается с меня» разработан на основании Программы экологического образования В результате экологической работы по данному Проекту была составлена Программа: «Чистота природы начинается с меня» и организованна работа экологического объединения «Экопопоколение» с обучающимися 5–11 классов школ Советского района.

Актуальность проекта.

Человек – это элемент экологической системы, называемой биосферой. Все жизненные ресурсы – воздух, пищу, воду и значительную часть энергетических и строительных ресурсов – он получает из биосферы. В экологическую систему же человек сбрасывает отходы – бытовые и промышленные. Долгое время такой тип человеческой деятельности не нарушал равновесия биосферы. Однако в последнее два столетия, расширяя промышленную деятельность, человечество активно вторглось в живой мир Земли.

Человек воздействует на биосферу локально – в сотнях миллионов мест выбрасываются загрязняющие вещества в реки и воздух, сносится плодородный слой почвы, вырубаются леса, разрушаются местообитания растений и животных. Однако биосфера – единая система, охваченная круговоротами веществ, и миллионы локальных воздействий на первый взгляд не опасные, такие как, например использование: спреев с фреоном, химических моющих средств, сжигание мусора в производстве и быту, сливаясь, и усиливая друг друга, вызывают глобальные изменения во всех компонентах биосферы. Реки текут в моря и океаны и вносят туда загрязнения, сброшенные промышленностью и сельским хозяйством на всем пути водотоков. Вырубка лесов и деградация почв ведут к климатическим изменениям, утрате почвенного плодородия и разрушению природных экосистем на всей планете. Загрязнения, выброшенные в воздух в одной точке, немедленно распространяются на тысячи километров.

Насколько быстро совершаются атмосферные переносы, мы знаем на личном опыте. В нашем регионе в г.Улан-Удэ существуют предприятия АО «ТГК», «Авиационный завод» которые с периодичностью выбрасывают отходы в атмосферу. Выбросы, в течение часа легко преодолевая десятки километров безлесных территорий, опускаются ядовитой дымкой в «чашу» нашего маленького города. На сутки, а то и более в безветренную погоду лишая жителей дышать свободно, также проблемой стало наличие многочисленных деревянных домов, которые тоже загрязняют атмосферу города зимой..

Положение усугубляется варварским отношением жителей к природе своей местности: в погоне за лучшей жизнь, экономией средств люди нарушают законы РФ и предписания города. Страшно, что подрастающее поколение становится свидетелем, а иногда и соучастником данных действий. Не законная вырубка леса в прилежащих лесных массивах, стихийные свалки на лесных, дачных и даже городских территориях вблизи организованных мусорных площадках. Сжигание ТБО (твердых бытовых отходов) в бочках, захламленные улицы, места отдыха на реках и вдоль побережья реки Селенга ,около побережья Байкала свидетельствуют о безразличии и низкой культуре экологического воспитания некоторых жителей.

Ухудшающаяся экологическая обстановка вызывает огромную тревогу и беспокойство у всего человечества и у нас в частности. Большую роль в улучшении экологической обстановки может сыграть образовательное учреждение, обучающиеся которой могут активно участвовать в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды, организации экологического мониторинга. Повышение экологической культуру и грамотности жителей и всего населения – это один из путей выхода из сложившегося экологического кризиса.
Школьное экологическое воспитание и образование, в том числе в системе дополнительного образования обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми нравственными, для которых трудовая и производственная деятельность будет связана с ответственностью за ее экологические последствия. Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему живому – одна из самых насущных задач современного воспитания, и наш проект предлагает решать ее путем вовлечения детей и подростков в практическую природоохранную деятельность.

Проект направлен на осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира, осознание гражданской ответственности за свои действия, понимание ценности человеческой жизни как величайшего дара природы. Проект сориентирована на то, чтобы человек захотел сделать свой дом, участок, двор, улицу, город чистыми, ухоженными и по возможности экологически безопасными, чтобы человек был убежден в том, что он и его семья заслуживают чистой, красивой и здоровой жизни.

Таким образом, проект « Чистота природы начинается с меня» актуален для нашего времени и нашего города.

В последнее время возникает проблема: как сделать экологическую, в том числе и исследовательско-поисковую работу более интересной и привлекательной для современного подростка. Поэтому становится актуальным использование современного оборудования и компьютерных технологий в данном направлении.

Сегодня в школах отсутствует преподавание отдельного предмета экология, система знаний формируется на уроках биологии, химии, физики и географии и во внеурочной деятельности. Отсутствие современного учебного оборудования для экологического полевого практикума не позволяет осуществить мониторинг на местности. В нашем объединении «Экопоколение» отсутствуют цветной ксерокс - принтер, цифровой фотоаппарат - видеокамера и комплексная лаборатория по экологии для полевых работ. Все это создает трудности в полевой работе по экологии.

Важно сформировать не только знания, но и эколого практические умения у современного поколения. В последнее время профессия «эколог», становится все более востребованной и необходимой, в современном обществе.

Цель проекта: Экологическое образование и формирование экологической культуры поведения обучающихся на основе трудового, духовно-нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся, педагогов и жителей города.

Задачи проекта:

  • Сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию.

  • Содействовать нравственно – экологическому, эстетическому и трудовому воспитанию.

  • Исследование экологической обстановки в мире в стране и нашем городе.

  • Координация практической деятельности детей по изучению и оценке состояния окружающей среды на примере нашего города и вблизи расположенных окрестностях.

  • Воспитание чувства личной ответственности за состояние окружающей среды.

  • Развитие инициативы и творчества, обучающихся через организацию социально значимой деятельности.

  •  Распространять экологические знания не только среди воспитанников дома творчества «Форус», в школах, но и среди местного населения, используя различные виды деятельности и формы работы, в том числе через агитбригады.

  •  Выращивание рассады и озеленение территории.

  • Выявлять одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе, предоставлять им возможности для реализации своих способностей.

Участники проекта:

  • Обучающиеся, родители, педагогический коллектив и администрация МАУ ДО «Дом творчества «Форус»;

  • Сотрудники школы и ОАО «РЖД»;

  • Сотрудники Дома культуры

  • Сотрудники Эколого – биологического республиканского Центра г.Улан-Удэ

  • Сотрудники очистных станций г. Улан-Удэ

  • Работники лесничества города и района;

  •  Жители города г.Улан-Удэ

  • Механизм реализации проекта.

  • Сбор информации по теме проекта.

  • Поиск партнеров по совместной реализации проекта.

  • Разработка направлений плана деятельности с учреждениями и организациями города, привлечение их к работе по экологическому воспитанию.

  • Поиск адресов позитивного опыта по теме проектной деятельности.

  • Разработка модели управления проектной деятельностью.

  • Подготовка методического материала для проведения консультаций, мероприятий в рамках проекта.

  • Разработка программы.

  • Проведение исследований в соответствии с программой.

  • Общая работа (Проект реализуется через запланированные мероприятия по темам.)

  • Проведение экологических десантов на территории школы, города и родника.

  • Проведение мастер классов по комнатному и декоративному цветоводству.

  •  Выращивание рассады, озеленение территории школы.

  • Подготовка обучающихся к участию в Байкальской Международной Школе и всероссийских олимпиадах по экологии.

  • Подготовка аналитического материала по итогам проведенной работы исследований.

  • Презентация итоговых результатов

Условия реализации проекта

Для реализации данного проекта имеются следующие условия:

  • Общий  планом учебно-воспитательной работы 

  • Разработана и реализуется Программа экологического образования и воспитания обучающихся « Чистота природы начинается с меня»;

  • Разработана и реализована рабочая программа элективного курса: «Основы экологической культуры» 10 класс на основе авторской программы «Основы экологической культуры» для 10 -11 классов Л.Н Харченко, Дрофа 2012 г

  • Положение об «Экологической дружине» от 15.09.2014 г ОАО «РЖД»

  • Работа экологического объединения «Экопоколение»

  • Исследовательская работа обучающихся обьединения «Экопоколение» победителей IV Летнего Межрегионального тура конференции Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского: «Повышая уровень экологической культуры, решаем проблему твердых бытовых отходов в г. Улан-Удэ».

Механизм отслеживания результатов работы осуществляется:

Путем сравнивания активности обучающихся в течение года. Проверка знаний проводится в форме игр, викторин, конкурсов;

  • через наблюдения;

  • путем опроса;

  • интерес к поисковой работе;

  • активность в деятельности экологической дружины и агитбригады «Экопоколение»»;

  • востребованность к консультациям и элективным курсам по экологии и биологии.

Принципы организации экологического воспитания и образования:

  • Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира.

  • Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира.

  • Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период.

  • Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению обучающихся в практическую деятельность.

  • Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Реализация проекта осуществляется по основным направлениям:

  • Организация деятельности экологического объединения «Экопоколение»»

  • Исследовательская работа по следующим направлениям:

    • Климат и человек

    • Химия и окружающая среда

    • Полевая экология

    • Лесной мониторинг

    • Окружающая среда и человек

    • Комплексный мониторинг естественных и антропогенных систем

    • Влияние лесных пожаров на фауну и флору

  • Эколого-просветительская деятельность:

    • Проведение экологических уроков, классных часов, мероприятий в школе (выставки, конкурсы).

    • Организация и проведение городских акций

    • Создание: информационных щитов, газет, буклетов

    • Разработка и реализация школьных экологических проектов.

  • Эколого-практическая деятельность:

    • Озеленение территории учреждения и города

    • Благоустройство лесного родника

    • Экологический десант

    • Экологический мониторинг

    • Экскурсии на предприятия

    • Забота о птицах.

    • Выступление агитбригады

  • Организация работы по формированию здорового образа жизни

    • Школьный туристический слет

    • Тематические классные часы.

Реализация проекта осуществляется через разные формы деятельности:

  • Беседы и наблюдения.

  • Викторины эколого-биологического содержания.

  • Конкурсы рисунков, плакатов, презентаций, буклетов.

  • Конкурсы стихотворений, сочинений, рассказов, сказок на экологическую тему.

  • Выставки поделок из бросового материала, кормушек, даров осени.

  • Тематические дни: День Земли (22 апреля), День защиты окружающей среды (5 июня), Всемирный день защиты животных (4 октября), Всемирный день воды (22 марта), День Птиц (1 апреля) и т.д.

  • Выпуск экологических листовок, газет, буклетов.

  • Знакомство с видеоматериалами о жизни растений и животных.

  • Экологические турниры, КВН, брейн-ринги,интеллектуальные игры эколого-биологического содержания.

  • Посещение экологического и гидрометеорологическогоцентровг. Улан-Удэ.

  • Экологические походы по изучению флоры, фауны, природных особенностей края, экологического состояния водоемов, их берегов, прибрежной растительности.

  • Операция «Спасем от мусора побережье Байкала»

    • Изучение экологической обстановки на территории города и поиск путей улучшения экологической ситуации.

    • Экскурсии на предприятия г. Улан-Удэ с целью изучения влияния деятельности человека на природу.

    • Сотрудничество по вопросам благоустройства города с администрацией города.

    • Озеленение и благоустройство территории учреждения и города.

Социальные партнеры:

Для реализации проекта и успешного претворения в жизнь проекта будет продолжать тесно сотрудничать со следующими организациями:

  • Улан-Удэнским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

  • Детским республиканским эколого-биологическим центром в г. Улан-Удэ;

  • С Байкальской Международной Школе п. Танхой;

  • Общеобразовательными школами;

  • Промышленными предприятиями г.Улан-Удэ

  • С организациями ЖКХ г. Улан-Удэ: очистные, водозабор;

  • Городским радиоузлом;

  • СМИ и сайтом учреждения ;

  • Образовательными учреждениями

  • Улан-Удэнский авиационный завод

  • Городской совет депутатов

Информационное обеспечение включает в себя:

  • библиотечные ресурсы,

  • интернет-ресурсы,

  • информационные ресурсы экологического центра, Улан-Удэнского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

  • экскурсии на предприятия

  • встречи с сотрудниками предприятий, ЖКХ, жителями города.

Техническое оснащение:

  • Кабинет

  • Черно белый принтер - ксерокс

  • Компьютер

  • ТВ плазма
    Подключение к сети Интернет.

Сроки реализации проекта: 2021-2024 гг.

Результаты реализации проекта:

В результате реализации проекта «Чистота начинается с меня» была создана комплексная целевая программа по экологическому воспитанию подрастающего поколения, которая позволит:

  • Сохранить экологическое направление, как одно из направлений, в воспитательной работе дома твочества «Форус» и повысить уровень экологической культуры обучающихся, коллектива и жителей нашего города.

  • Решать задачи государственной политики в области экологического воспитания молодежи.

  • Повысить уровень экологической культуры.

  • Развивать творческие и организаторские способности.

  • Повысить интерес учащихся к изучению экологии, района, города, страны, через систему творческого, практического участия в запланированных экологических мероприятиях, акциях:

    • Благоустройство лесного родника

    • Выращивание рассады

    • Озеленение школьной территории и т. д.

  • Сформировать сознание личной ответственности и активную гражданскую позицию в защите, и сохранение природной среды.

  • Повысить эффективность работы экологической дружины и агитбригады «Экопоколение» за счет использования инновационных форм и практических методов для решения воспитательных задач.

  • Повышать познавательную активность обучающихся посредством внедрения в образовательный процесс научно – исследовательской и практической деятельности.

  • Обеспечить повышение мотивации к изучению не только экологии, но и предметов естественнонаучного цикла.

  • Формировать социальный опыт школьника, который позволит применять полученные знания в нестандартных и новых ситуациях. 

Литература.

  • Бианки В.В. Лесная газета. Л.: Детская литература, 1983г .

  • Красная Книга Иркутской области. Иркутск : «Время странствий», 2010 г.- 453с

  • Криксунов Е.А., Пасечник В.В.Экология. 10(11) класс: Учеб.для общеобразоват. Учеб.заведений. М.: Дрофа,2001

  • Литвинова Л.С., Жиренко О.Е . Нравственно-экологическое воспитание школьников 5-11 класс. Москва: «5 за знания», 2007. - 204с.

  • Научно-методический журнал «Классный руководитель». №3.-Москва 2008г

  • Руководство по определителю показателей качества воды полевым методом. Муравьев А.Г. Санкт-Петербург 2004 г.

  • Фото определитель. Редкие виды растений Южного Прибайкалья. Улан-Удэ, 2011 -72с.

  • Экологический практикум. Муравьев А.Г. Санкт-Петербург 2003 г.

  • Экологический словарь. Литвинов Н.И. Иркутская ГСХА 2003 г.  

  • Фонды эколого-гидрометеорологического центра г.Улан-Удэ.

  • Интернет ресурсы содержащие:

    • Указы: Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1996), «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996);

    • Экологическая доктрина Российской Федерации (2002);

    • Федеральный законом «Об охране окружающей среды» (10.01.2002);

    • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (2030);

    • Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010);

    • Образовательный портал (edu.wladimir.ru) в открытом доступе для широкого обсуждения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экологический проект "Чистота начинается с меня"

Автор: Гомбоева Наталья Бубеевна

Дата: 21.06.2022

Номер свидетельства: 610263

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Проект "Очистим планету от мусора""
    ["seo_title"] => string(35) "proiekt_ochistim_planietu_ot_musora"
    ["file_id"] => string(6) "409788"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1492446704"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства