kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическая игра "крестики-нолики" по теме "Природа Алтая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данную разработке, которая может быть использована в качестве основы для проведения экологического или краеведческого мероприятия, включены стихотворения и загадки автора.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологическая игра "крестики-нолики" по теме "Природа Алтая"»

Экологическая игра «Крестики – нолики» на тему «Природа Алтая»

Оформление: карта Алтая, картины природы, выставка книг и детских рисунков о природе Алтая, игровое поле, планшет с чайнвордом «Дары леса», изображения первоцветов (открытки серии «Экскурсия в природу»), листы с надписями «луг», «лес», «река», «озеро», с названиями животных, листки белой бумаги, фломастеры, ручки, 4 стула, макет ромашки, двустишия на отдельных листках, жетоны, булавки, фонограммы песен «Степь алтайская», «Не дразните собак».

Ведущий: на фоне музыки или исполнения песни «Степь алтайская»

На карте Родины, заветный уголок,

Ты предстаешь для всех раскрытым флагом.

Пусть от Москвы действительно далёк,

Но сердце Азии с тобою бьётся рядом.

Былинным витязем истории седой

Ты бдительно границы охраняешь,

Озёр и рек кристальной чистотой

Туристам сердце навсегда пленяешь.

Алтай, твои поля, твои леса

Ты щедро перед нами расстилаешь,

Природы заповедные места

Ты только посвященным открываешь.

( отрывок из стихотворения Е. Пуртикас «Алтай»)

28 сентября отмечается 80-летний Юбилей Алтая. Этой знаменательной дате мы и посвящаем нашу сегодняшнюю экологическую игру «Крестики-нолики», которая поможет вам расширить свои знания о природе Алтая, о редких растениях и животных края, о правилах поведения в природе.

Я вам представлю своих помощников – это наши алтайские первоцветы, они первыми встречают весну (отрывок из стихотворения Е. Пуртикас «Первоцветы»)

1.Весёлой стайкой солнечных цыплят 2. А глазки ветрениц алтайских в полусне

Свои цветки хохлатка распускает, Ещё прикрыты робко и стыдливо.

Их стебельки тихонечко скрипят Пройдёт дня три и, подмигнув весне,

На ветерке – он их весной считает. Раскроются, мигая торопливо.

3.Пушистым зайчиком глядит из-под куста

На нас прострел весенний жёлтым оком:

Его собратьев нет ещё пока,

Ему так грустно здесь и одиноко.

4. А вот мать-и-мачехе не скучно никогда – 5. А там не далеко до огоньков.

Цветки в низинке щедро рассыпает, Не зря «жарками» прозваны в народе:

Те, по теченью резвого ручья Куртинки их напомнят свет костров,

Весёлым светофором замелькают. Но не спалят травы во вред природе.

Хохлатка

В начале – лёгкая разминка – ЗАГАДКИ. За правильный ответ- жетон

1)В дупло берёзы, как в сундук 2) Словно вихрь летит, спасаясь,

Орехи прячет …бурундук. От врагов пугливый…заяц.

3)Вместо шерсти иглы сплошь, 4) Хоть они и жалят больно,

Враг мышей, колючий…ёж. Их работой мы довольны. – пчёлы

5) Нору день и ночь копает, 6) Ловит каждый шорох чутко,

Вовсе солнышка не знает. А как крикнет – станет жутко.

Кто найдёт длиннющий ход, Вздрогнет спящая трава,

Сразу скажет – это…крот. Это ухает…сова.

7) На овчарку он похож, 8) Посмотрите-ка, какая –

Что ни зуб – то острый нож! Вся горит, как золотая,

Он бежит, оскалив пасть, Ходит в шубке дорогой,

На овцу готов напасть.-волк Хвост пушистый и большой. –лиса

9)Летом ходит без дороги 10) Грациозен и высок

Между сосен и берёз. Гордо голову несёт,

А зимой он спит в берлоге, Словно венчанный на царство,

От мороза спрятав нос.-медведь А в рогах его - лекарство.-марал (автор)

11) Волосата, зелена, 12) Это что за мастера

В листьях прячется она. Рубят лес без топора,

Хоть у ней и много ножек, Все в богатых бурых шубах,

Бегать всё равно не может. –гусеница Строят на реке запруду.-бабры (автор)

13) Горбоносый, длинноногий, 14) Маленькая, чуткая,

Великан ветвисторогий. Резвая красуля,

Ест траву, кустов побеги, Ходит в шубке буренькой.

С ним тягаться трудно в беге.-лось Кто это?...косуля. (автор)

15) Все рыбёшки врассыпную - 16) У воды он важно бродит,

Кто-то их подкараулил, Из воды сухим выходит.

И по дну большая тень. Ловит рыбу, как сачком.

Здесь охотится…таймень (автор) Клювом с горловым мешком.-пеликан

Ведущий: Просьба, всем, кто получил жетоны за правильные ответы, выйти к ведущим (Из них формируем 2 команды по 6 человек: «Крестики» и «Нолики». Болельщики делятся на 2 группы для поддержки игроков, заработанные ими баллы засчитываются командам в конце игры). Условия игры очень простые: команды выбирают задания, выполняют их по очереди, победитель получает право поставить свой знак в клеточку и так до тех пор, пока не будут выполнены все задания. Выигрывает та команда, чьих значков на игровом поле будет больше.

Представление жюри. Каждое задание, выполненное командами, оценивается сразу. Если команды выполнили конкурс с одинаковыми баллами – розыгрыш, значок в клеточку не ставится, а следующий конкурс выбирает команда, выполнявшая задание последней.

Ветреница проводит жеребьёвку, команды выбирают 1 конкурс. Остальные помощницы разъясняют задания выбранных командами конкурсов.

1 конкурс – «Пантомима». Команды получают конверты, в которых задание: Проиллюстрировать пантомимой куплет известной детской песни, где раскрывается сложность взаимоотношений в природе, показать команде-сопернице для разгадывания песни. Пока команды готовятся, помощники проводят игру со зрителями «Назови растения по алфавиту».

«В траве сидел кузнечик» «Жил-был у бабушки серенький козлик»

2 конкурс – «Третий - лишний». Каждая команда делится на 2 по 3 человека: одни -представители водных сообществ «озеро» и «река», вторые – сухопутные «лес» и «луг». Их расставляют по кругу, напротив стульев с соответствующими надписями, прикреплёнными на спинке. На спину игроков прикрепляют листки с названиями животных, проживающих в этих сообществах («лес»- лось, глухарь, белка; «луг»- чибис, полёвка, крот; «озеро»- карась, цапля, лягушка; «река»- хариус, выдра, зимородок). Под звуки музыки первые стоят на месте, напротив своих стульев, вторые в ряду начинают двигаться вправо, а третьи – влево. Музыка прерывается, все останавливаются – ряды перепутались. После четырёх музыкальных фрагментов игра оканчивается. Побеждает та команда, игрокам которой удалось сохранить как можно больше членов своих сообществ. ( игра разработана автором – Е. Пуртикас)

3 конкурс – «Природоохранный знак». Придумать и нарисовать любой природоохранный знак, представить его защиту. В это время проводится игра со зрителями: кто больше назовёт пословиц и поговорок о природе

4 конкурс – «Листая страницы Красной книги». По построчному описанию узнать,

о каком животном идёт речь. 3 балла-с 1строчки, 2-со второй, 1-всё описание.

1) Самый крупный грызун нашей фауны, вес достигает 30кг.

Его мех с давних пор ценились очень дорого.

Непревзойдённый лесоруб: дерево в 20см толщиной может свалить всего за час. (бобр).

2) Мелкий насекомоядный зверёк (до 18 см), впадающий зимой в спячку.

Имеет крупные подвижные уши, отогнутые вперёд, закрывающие глаза.

От врагов спасается, сворачиваясь клубком и выставляя колючки. (ушастый ёж)

3) Водоплавающий хищник с длиной тела до 90см, а хвоста – до50 см.

Окраска меха тёмно-бурая, снизу – несколько светлее.

Питается рыбой, лягушками, грызунами, иногда разоряет птичьи гнёзда. (выдра)

4) Обитатель степей и лесостепей, размером с небольшую собаку.

Хищник, для добывания пищи сбиваются в стаи.

В отличие от своего тёзки шерсть не серая, а буроватая. (красный волк).

( построчное описание составлено автором)

5 конкурс -«Не надо ля – ля». Кто больше пропоёт или проговорит строчек из песен, где упоминается природа во всём её многообразии (явления природы, растения, животные, птицы и т.д).

6 конкурс – «Чудо цветок». Помощник ведущего держит макет большой ромашки с лепестками разного цвета, на обратной стороне которых написаны загадки о растениях «Красной книги». Представители выбирают по лепестку и, отгадывая загадки, называют растение. (Загадки составлены автором Е.Пуртикас)

1) С незабудкою мы всё же 2) Пасутся в овражке

Только издали похожи: Жёлтые барашки,

Я её крупней размером А на тонких ножках

И зовут меня…(брунера ) Зелёные сапожки. (первоцвет весенний)

3) Пусть мне с тёзкой не сравниться, 4) Что за лошадки

Ведь мой тёзка – это птица. По лесу промчались?

И поверьте мне, друзья, Растенью следы

Я и шахматам родня. От копыт лишь достались.

(рябчик шахматный) (копытень европейский)

5) В лесу растёт, красив, но невелик. 6) За кусточком

Расправил свои пёстрые ладони, У дорожки

А между ними чуть цветок поник Башмачок растёт

Головкою в сиреневой короне. На ножке.

(кандык сибирский) (венерин башмачок)

7) Поутру над лугом солнышко вставало, 8) Красавица Марья по лугу ходила,

Искорки – фонарики в травы разбросало. Нечаянно перстень в траву обронила,

Жёлтыми огнями им гореть не лень, Но плакать не стала. Вдали от дорог

Украшая травы, украшая день. Расцвёл на том месте красивый цветок.

(красоднев жёлтый) (пион марьин корень)

7 конкурс – «ОЧЕПЯТКИ» (опечатки). Команды получают стихотворение с перепутанными словами. Задание: восстановить порядок в стихотворении и сдать жюри на проверку. ( составлено автором – Е. Пуртикас)

Воробей крупнее кошки, правильно

В погребе скребутся мошки, Воробей живёт на крыше,

Сом таится под кустом, В погребе скребутся мыши,

Ловят рыбаки пешком. Сом таится под камнями,

Злая рысь живёт на крыше, Ловят рыбаки сетями.

Над рекой летают мыши. Злая рысь крупнее кошки,

Спит зайчишка под сетями, Над рекой летают мошки.

Хорошо ходить с камнями. Хорошо ходить пешком,

Прозвучал прогноз природы. Зайчик скачет под кустом.

Все мы – часть родной погоды. Прозвучал прогноз погоды.

Вот задачка не проста - Все мы – часть родной природы!

Всё расставить на места!

В это время Кандык проводит игру со зрителями- « Найди животное». На листках написаны двустишия, в которых нужно найти «спрятавшееся» животное. За правильный ответ – 1 балл, заработанные баллы отдают командам. (стихи автора)

1) Который день пишу письмо, 2) Купил Володя телефон,

И скоро вам придёт оно. Был очень нужен ему он.

3) Камыш какой: высок и толст, 4) Пока шли до сада вместе,

Что так и просится на холст Перепели мы все песни

5) Выкопав картофель в поле, 6) Взгляни-ка, бант какой красы

Замарала руки Оля. Купили Тане для косы.

7) Кок обманул надежды наши - 8) Светофор ель освещает,

Пересолил и суп и кашу. Снег на ветках зажигает.

8 конкурс - чайнворд «Дары леса». Вопросы зачитываются обеим командам – кто быстрее и правильнее отгадает. (Загадки и чайнворд, составленные автором, прилагаются.)

9 конкурс - «Найди пару». В науке название каждого растения или животного состоит из двух слов. Команды становятся в 2 шеренги. В руках одной из них карточки с названиями первой части растений или животных, а у представителей второй – прилагательные. Участники по очереди называют свою часть, соответствующий из другой шеренги подбегает и встаёт рядом. Побеждает та команда, игроки которой больше образовали правильных пар.

Пеликан чистобелая

Кубышка алтайский

Ревень горный

Кувшинка кудрявый

казарка розовая

родиола жёлтая

баран краснозобая

Например: пеликан – кудрявый, краснозобая – казарка и т.д.

( разработана автором)

Подведение итогов, награждение победителей.

Заключение. На фоне песни «Не дразните собак» звучит отрывок стихотворения М.Х. Левитман:

Чтоб был в источниках нарзан,

С полянки - земляника,

Будь осторожен, как Тарзан,

Дружи с природой дикой.

Ты – тоже часть её чудес,

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течет,

И по весне сирень цветёт.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться!

Все вместе исполняют последний куплет песни (Если вам по душе…)

Макет игрового поля


1

Пантомима


2

Третий –

лишний


3

Природоох-

ранный знак

4

Листая страницы


5

Не надо ля-ля

6

Чудо-цветок

7

«Очепятки»

8

Дары леса

9

Найди себе пару


Литература:

В.С. Ревякин «География Алтайского края» учебник , Из-во «Алтпресс»

М.Х. Левитман «Экология – предмет: интересно или нет?» «Союз» С.-П.1998 г

Журнал «Читаем, учимся, играем»№ 7 за 2005 г.

Набор открыток «Их нужно спасти» выпуск 3


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Экологическая игра "крестики-нолики" по теме "Природа Алтая"

Автор: Пуртикас Елена Васильевна

Дата: 20.10.2020

Номер свидетельства: 560678


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства