Цель: знакомство со звуками [З], [З`]; развитие связной речи детей
Задачи
Образовательные:
1.Обучать детей полному ответу на вопросы по содержанию произведения.
2. Познакомить со звуками [З], [З`]
3. Обучать детей характеристике звуков, умению определять позицию звука в слове.
4. Обучать слоговому чтению.
Развивающие:
1. Развивать умение детей грамматически правильно строить свое высказывание.
2. Развивать умение детей отвечать на вопросы полным предложением.
3. Активизировать и расширить словарь по теме «Театр».
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь к театру.
Используемые технологии: технология личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей, игровые технологии, технология проектной деятельности.
Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Способы организации детей: сидя, стоя.
Активизация словаря: реквизит, закулисье, занавес
Предшествующая работа:
1.Чтение произведений о театре.
2. Рассматривание иллюстраций по теме.
3. Постановка сказки «Страусенок первоклассник»
Оборудование: интерактивная доска, компьютер.
Ход занятия
I.Вводно-организационный этап: игровая мотивация
Я держу в ладошках солнце,
Я дарю его друзьям.
Улыбнитесь, это просто.
Лучик солнца – это вам!
- С добрым утром, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня у нас необычное занятие. Мы принимаем у себя гостей. Среди них ваши будущие учителя, у которых, возможно, вы будете учиться. Мы, конечно, очень хотим их порадовать, показать на что мы способны. Удачи! Я уверена, что вместе мы со всем справимся.
II. Проблемно-поисковая мотивация, расширение имеющихся знаний
1) - Итак, начнем.
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны.
- Что такое звук?
- На какие две группы делятся все звуки?
- Какие звуки называются гласными? Сколько их в русском языке? Спойте их.
[А, О, У, Ы, И, Э],
- Каким цветом мы их обозначаем?
- Какие звуки называются согласными?
- На какие группы делятся согласные звуки (Звонкие и глухие, твердые и мягкие)
[М, Н, Й, Л, В, Б, Д, Г],
- Что объединяет эти звуки? (Звонкие)
[П, Т, К, Х, Ф, С, Ч, Щ, Ц],
- - Как вы охарактеризуете данные звуки? (Глухие)
- Как мы определяем, какой звук, глухой или звонкий?
- Объясните цвет ботинок.
2) – Ребята, вы слышите, к нам кто-то спешит!
- Так это Скоморох – мастер шуток. И пришел он к нам не с пустыми руками.
Скоморох на экране:
- Здравствуйте, девчонки и мальчишки, а также уважаемые взрослые! Я пришел к вам в гости и принес подарок – пригласительный билет в «Зазеркалье».
- Знаете, что это такое?
- Это детский музыкально-драматический театр, который находится у вас в Серпухове.
- Вы любите театр? Почему?
- Просто так я вам билет не отдам. Вы должны показать, что знаете и умеете.
- Итак, я приготовил «Блиц-опрос»: я вам вопрос, вы мне - ответ:
Как называются люди, которые приходят в театр? зрители
Место, где люди смотрят спектакль? зрительный зал
Что отделяет зрителей от сцены? занавес
Что оповещает о начале спектакля? звонок
-Молодцы!
3) Знакомство со звуками [З], [З`]
- Ребята, неслучайно именно эти вопросы задал вам Скоморох. Вы догадались, о каком звуке сегодня пойдет речь?
- С какого звука начинаются все слова-отгадки?
- Дайте характеристику звука.
- [З] -согласный, звонкий, твердый.
- Приведите примеры слов с данным звуком.
- Ребята, а в слове «зазеркалье» есть этот звук? Определите его позицию.
- Какой парный по твердости-мягкости звук есть в этом слове. Где он находится.
- Звуки [З], [З`] на письме обозначаются буквой З.
4) – Скоморох предлагает вам отгадать загадки. Хотите?
- Их надо не только отгадать, но и определить позицию звуков [з], [з`] в слове.
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Все как есть оно покажет.( зеркало)
Для хранения одежды посетителей,
Театралов или кинозрителей,
Чтобы было им удобно и не жарко
Гардероб есть или проще – (раздевалка)
5) – Вы хорошо справились с заданием нашего гостя, а теперь давайте покажем, как мы работаем в тетрадях:
Скоморох: - Вы здорово позанимались, и я приглашаю вас в наше «Зазеркалье».
- Ребята, занимайте места в зрительном зале. Сказка начинается.
2) Беседа
- Вам понравилась сказка?
- Наградим наших артистов аплодисментами.
Вопросы задает учитель:
- Кто главный герой сказки?
- Как изменилась жизнь страусенка с наступлением сентября?
- С кем жил наш герой?
- Просто ли быть первоклассником?
- С какими трудностями он столкнулся?
- Кто помог ему в их преодолении?
- Как решил жить ученик, чтобы все успевать?
3)Открытый выход из деятельности. Рефлексия.
- Молодцы! Здорово вы сегодня поработали!
- Что вам сегодня на занятии больше всего понравилось?
- В чем вы испытали затруднение?
- Да, ребята, очень важно соблюдать режим и жить по расписанию, тогда все успеешь и со всем справишься. Пройдет совсем немного времени и вы станете первоклассниками, пойдете в школу. Скоморох передал вам в подарок режим дня. Он поможет вам все успевать и всегда оставаться бодрыми и энергичными.
Нас солнца луч смешит и дразнит.
Нам нынче радостно с утра.
Позанимались вы отлично,
Теперь играть вам всем пора.
Страусенок первоклассник.
Татьяна Домаренок
Рассказчик:В семье страусов подрастал малыш Страусёнок. В сентябре он уже пошел учиться в школу. Первый класс очень ответственный, потому что всей семье первоклассника приходится перестраиваться на новый режим. А это значит, что утром их ребенку нужно раньше встать, чтобы не опоздать в школу. Затем, после занятий в школе сделать домашнее задание к следующему дню. Родители должны следить за своим учеником, чтобы он всё выполнял вовремя и по расписанию. Но в семье Страусенка возникли проблемы. Папе с мамой предстояло срочно уехать в длительную командировку. Как же им быть со своим первоклассником? Ведь с ним остаётся только бабушка. Но она же старенькая! Бабушка: Ничего страшного. Как-нибудь справимся. Он уже большой. Будет меня слушаться. Правда, малыш?
Страусенок: Конечно, обязательно! Рассказчик: Вскоре, родители уехали. Но прошло всего лишь пару дней, а в дневнике у Страусенка появилась запись учительницы: «Опоздал на первый урок». Потом еще одна: «Забыл выполнить домашнее задание по математике». Бабушка: Ну, вот и начались неприятности!– Видимо, здесь без контроля не обойтись. Рассказчик: И она стала опекать малыша. Но, как назло, бабушка сама много о чем забывала. К примеру: – то она не помнит, куда положила свои очки; – то, еще хуже, забудет сходить на родительское собрание в школу! Однажды, малыш Страусенок пришел со школы совершенно расстроенный. Страусенок: Учительница сказала, что, видимо, придется оставить меня не второй год в первом классе, если я не исправлюсь. Бабушка! Я не хочу оставаться на второй год! И буду сам стараться всё делать по расписанию. Смотри! Я уже составил его! Бабушка: Молодец! Мы справимся с этой проблемой, малыш, вот увидишь! А мне, чтобы ничего не забывать, нужно тренировать свою память и учить стихотворения. Рассказчик: Прошло некоторое время, и всё в доме у Страусенка наладилось. Он сам строго следит за тем, чтобы вовремя встать, пойти в школу, а вечером сделать уроки. Теперь у него даже появилось свободное время, чтобы сходить в кружки по рисованию и танцам. А его бабушка очень радовалась успехам внука.