Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в средней группе по теме «Королева Вилка».
Подготовила и провела воспитатель:
Курумбаева Ж.А.
Цели:
- Познакомить детей с историей появления вилки, с процессом ее преобразования человеком, активизировать познавательную деятельность детей.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и строением, назначением и материалом. Закреплять умение различать дерево, пластмассу, металл, определять их признаки, расширять представление об их свойствах и качествах.
- Обогащать словарь детей названиями исследовательских действий и особенностей.
- Учить следовать указаниям воспитателя, внимательно слушать ответы детей, замечать неточности.
Материал:
- деревянные палочки с острыми и тупыми концами;
- палочки с раздвоенным концом – рогатина;
- ломтики сырой моркови;
- тарелки;
- металлические вилки;
- пластмассовые вилки;
- картинки, иллюстрирующие прошлое вилки.
Ход занятия.
I.Мотивационно побудительный этап
- Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сегодня пойти в гости. Посмотрите: кто это сидит на стульчике и грустит? Давайте спросим, что случилось?
Вини-Пух: Меня в гости не приглашают.
Воспитатель: Почему?
Вини-Пух: Не знаю. Раньше, когда я к ним приходил, всегда сразу с радостью бежал к столу и все съедал. Но друзья смотрели, как я ел и чему- то удивлялись.
Воспитатель: А чем ты ел?
Вини-Пух: Конечно, лапами! А разве вы не руками едите?
Воспитатель: Конечно, нет! Какими столовыми приборами мы пользуемся? (ложкой, вилкой).
Вини-Пух: Ложку я видел. А что такое вилка?
II.Организационно – поисковый этап.
Воспитатель: Давайте вместе с Вини-Пухом отправимся в гости к Королеве Вилке, там мы сможем узнать много интересного.
Раз, два, три – на месте повернись.
В королевстве вилок очутись!
Королева: Я Королева Вилка. И пришла к вам рассказать о своих ближайших родственниках – вилках. Как вы думаете, вилка всегда была такой? Давным-давно люди жили в пещерах, ели ягоды, грибы, разные растения. И ели их руками. Удобно есть руками? Конечно, неудобно. Поэтому люди стали думать, как сделать так, чтобы удобнее было есть. Думали- думали, искали-искали и нашли! (Показывает палочку). Удобно ли палочкой накалывать продукт? Я принесла такие палочки-вилки (раздает палочки). Посмотрите на палочки, какие они? (одни острые, другие тупые). Давайте попробуем наколоть одной и другой, какой получается?
Опыт № 1. «Тупые - острые».
Палочки острые, палочки тупые, ломтики моркови.
Ход опыта:
Уколоть морковь острыми и тупыми палочками.
- Какой палочкой удалось наколоть морковку?
Вывод: Удобно наколоть морковь острой палочкой.
- Почему? (потому что у этой палочки острый конец).
- Значит, какие палочки необходимо было искать? (острые)
- Как вы думаете, что легче найти острую палочку или взять любую и заточить? (удобнее заточить)
- Поэтому люди стали затачивать конец палочки острым камнем.
Опыт № 2.
Палочки с острым концом, палочки с раздвоенным концом, ломтики моркови.
Ход опыта:
Наколоть ломтики моркови по очереди на палочку с острым концом, потом на палочку с раздвоенным концом.
- Как вы думаете, какая вилка удерживает пищу лучше?
Вывод: вилка с раздвоенным концом удерживает пищу лучше.
- Но и у этой вилки были свои недостатки. Посмотрите внимательно из чего
сделана эта палочка (из дерева). Значит она какая (деревянная). Как вы думаете, чем неудобна такая деревянная вилка – рогатина? (непрочная, тонкая, ломалась, могла сгореть на костре).
Люди стремились найти другой материал. Так появились вилки из металла. Если они сделаны из металла, значит, как про них можно сказать? (металлические). Сколько у нее зубьев? Почему их стало больше? (Чтобы удобно было наколоть пищу). А из чего сделаны вот такие вилки? (из пластмассы). Как вы думаете, зачем они человеку? Давайте попробуем разобраться. Выберем для Вини – Пуха вилку, которой он сможет пользоваться в гостях.
Опыт № 3 «Сравним»
Вилка металлическая, вилка пластмассовая.
Ход опыта:
- Потрогайте металлическую и пластмассовую вилки, подержите их в руках. Металлические – какие на ощупь? (гладкие). А пластмассовые? (тоже).
- Попробуйте согнуть (пластмасса мягче, металл прочнее).
- Сосчитайте, сколько зубчиков на этих вилках? (одинаковое количество).
- Потрогайте, острые ли они? (одинаково острые).
- Удобные ли вилки? Возьмите правильно.
Вывод: Металлическая вилка – гладкая, прочная, не гнется, имеет 4 зубчика, острая, удобная, а пластмассовая хотя и гладкая, и острая, имеет столько же зубчиков, но гнется и может сломаться.
- Какую вилку выбрать Вини-Пуху, когда он придет в гости?
(металлическую). Почему? (прочная, удобная).
А зачем тогда человек придумал пластмассовую вилку?
Опыт № 4. «Собираемся в поход».
Столовые приборы металлические и пластмассовые, две прозрачные сумочки.
Ход опыта:
Положить в одну сумочку металлические столовые приборы, в другую – пластмассовые. Сравнить какая сумка тяжелее, какая легче?
Вывод: Значит, человеку понадобиться легкая вилка для того, чтобы брать ее с собой в поход или поездку.
Правила общения с вилкой (алгоритм).
Чем она может быть опасна? (ответы детей).
III.Рефлексивно - корригирующий этап
Королева Вилка: Пора ребята, возвращаться в детский сад. До свидания, ребята!
Раз, два, три – на месте повернись,
В детском саду очутись!
Воспитатель: Понравилось вам путешествие? Что больше понравилось? (ответы детей).
(Дети выставляют портреты вилок по порядку в исторической хронологии).
Ожидаемый результат: Знать: историю появления вилки, процесс ее преобразования человеком. Иметь: представление о том, как устанавливать причинно-следственные связи между назначением и строением, назначением и материалом.
Уметь: различать дерево, пластмассу, металл, определять их признаки, их свойства и качества.