- обучить рисовать элементы Полхов – Майданской росписи – шиповник с листьями и ягодами.
Развивающие:
- развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные элементы;
- закреплять умение рисовать гуашевыми красками.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
- вызвать желание овладеть навыками в рисовании Полхов – Майдайских узоров.
Предшествующая работа:
- знакомство детей с гжелевской, дымковской, городецкой росписями;
- рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;
- чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;
-дидактические игры:«Продолжи узор», «Обведи узор» и др.
Словарная работа:Полхов – Майдан.
Материал: мульти медио картинки с изображением Полхов – Майданских изделий, вида села, ; разрезные картинки с изображением дымковских, филимоновских, городецких изделий декоративно-прикладного искусства; посылка магнитофон; диск с записями мелодий; магнитная доска; образцы расписанных бочонков; бумажный силуэт бочонка; гуашевые краски (красный, синий, зеленый); кисти белка № 1,ватные палочки; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки; влажные салфетки; фея Кисточка.
Методические приемы: чтение пословиц о мастерах и мастерстве; рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, филимоновских игрушек, городецких изделий, изделий Полхов – Майдана; рассказ воспитателя об истории возникновения Полхов – Майданской росписи; рассматривание образца; показ рисования с объяснением воспитателем; вхождение в образ мастеров; прорисовывание элементов росписи пальцем в воздухе.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Дети под народную мелодию (Русский хоровод композитора
В.Малышева ) входят в группу и становятся в круг.
Приветствие:
Придумано кем — то просто и мудро При встрече здороваться и говорить И каждый становится, добрым, доверчивым Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, послушайте пословицу:
«Красна птица перьем, а человек уменьем».
Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?
Дети: ответы.
Воспитатель: Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он
мастер.
Воспитатель: Ребята, а чем вы любите заниматься в детском саду?
Дети: лепить, рисовать ,играть, делать аппликации…
Воспитатель: А какие виды рисования вы знаете (пальчиками, ладошками, ватными палочками, зубной щеткой набрызг, манкой, песком, оттиск, монотипия ,по мокрой бумаге, кляксография )
Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о мастерах и мастерстве?
Дети:«Умелец и рукоделец и себе и людям радость приносит».
«Хорошая работа два века живет».
Воспитатель: Какие замечательные поговорки ,а как вы их понимаете?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Посчитайте пожалуйста сколько слов в поговорке «Хорошая работа два века живет».
Дети: считают и отвечают (5 слов )
Воспитатель: Молодцы. правильно справились с заданием!
В нашу группу пришла посылка от мастеров-умельцев с заданием для вас: нужно собрать из частей предметы народных промыслов.( Предлагаются три вида росписи Гжелевская, Дымковская, Городетская).
Дети: Собирают картинки - пазлы.
Воспитатель: Мы уже знакомы с некоторыми видами народных промыслов вы догадались какие мастера прислали свои изделия?
Дети: ответы (Филимоновские, Дымковские и Городецкие мастера росписывали изделия).
Воспитатель: Молодцы ребята.
В чем отличие Дымковской росписи, Филимоновской росписи и Городецкой росписи?
Дети: ответы Дымковскаяроспись – на белом фоне кружочки, клеточки, волнистые линии,
Гжелевская роспись – на белом фоне синие цветы. Городецкаяроспись - розаны, бутоны, листья ,лошади птицы).
Воспитатель: Вы большие умнички, а теперь садитесь поудобнее. Я слышу какой то странный звук (появляется кукла Фея Кисточка в русском народном сарафане)
Ребята у нас в гостях сказочная фея Кисточка.
Фея Кисточка: Здравствуйте ребята! Я узнала что вы знаете много о народных умельцах и хочу пригласить вас в сказочное путешествие в чудесное место где живут чудо мастера.
Использование ИКТ:
Королева кисточка:Здравствуйте ребята! Я узнала что вы знаете много о народных умельцах и хочу пригласить вас в сказочное путешествие в чудесное место где живут чудо мастера.
Слайд №2:
В России на реке Полхов есть огромное село которое назвали Полхов- Майдан. Дома там деревянные, почти в каждой семье занимаются народным промыслом в домашних мастерских. . Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев лип, осин из этих деревьев местные мастера начали делать посуду: ложки, миски, детские игрушки .
Слайд№3
С давних пор было налажено производство их на токарных станках и расписывали в ручную игрушек «тарарушек» так в далеком прошлом ласково называли деревянные игрушки- это название сохранилось и до наших дней.
Слайд№4
В старину Дымковские, Городецкие, Гжельские мастера со всей округи приезжали на ярмарку со своими изделиями и продавали их с прибаутками «Не бьется, не ломается, а кто купит удивляется!.»
Слайд№5
Королева кисточка обращает внимание на изделия народного промысла: расписные игрушки, свистульки,балалайки,грибок-капилочкупосуду,сахарницу,дощечку,самовар,).
Слайд№6
С тех пор прошло очень много лет но промысел в селе и сейчас процветает. Производят мастера посуду и детские игрушки на токарных станках, но перед тем как начать изготавливать изделие, дерево сушат целый год на улице в мороз, жару и под дождем. Затем заготовки вытачивают на токарных станках. «Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».
Слайд№7
Заготовки приносили в дом в больших плетенных корзинах их кистью три раза покрывают клейстером из картофельного крахмала,что бы краска ложилась ровно и гладко.
Слайд№8,9
А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их. большими розово-малиновыми цветами и бутонами шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодками черники, яблочками.
Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера, как ярко расписан грибок копилка и сахарница. Художники расписывали свои изделия сюжетами из окружающей природы.
Мы немножко отдохнем скоро рисовать начнем..
Физкультминутка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Раз, два – спит цветок.
Три — раскрыли лепесток.
Четыре – проснулись,
Дружно к солнцу потянулись.
Скажите ребята, какие цвета красок используют в своей работе мастера Полхов- Майдана?
Воспитатель: Я предлагаю вам расписать грибок- капилочку , и расскажу как правильно и красиво выполнить работу.
Начинаем роспись с верхней части гриба.
-Берем кисть и красную краску Верхнюю часть шляпки отделяем дугой и закрашиваем.
-Подводим низ шляпки тонкой красной линией.
-Ватной палочкой рисуем синей краской ягоды черники сначала в центре, затем слева и справа.
-Под каждой ягодкой всей плоскостью кисти рисуем по два листика.
-Переходим к ножке гриба.- ватной палочкой рисуем слева овальную ягодку шиповника в верху ставим овальную точечку.
-Справа от шиповника рисуем ватной палочкой три синих ягодки черники одну выше две ниже.
-Прорисовываем кисточкой с зеленой краской стебельки соединяя их между собой внизу.
-Украшаем веточки двумя большими листиками пририсовываем контур и закрашиваем зеленой краской.
-Кисточкой подводим красной линией низ гриба.
Воспитатель: Фея Кисточка превращает вас в мастеров-художников.
Сейчас кисточкой вращаю.
В мастеров-художников вас превращаю!
Проходите в мастерскую оденьте фартушки и будем творить чудеса!
Пальчиковая гимнастика:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики,
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики,
Один, два, три, четыре ,пять
Начинаем рисовать!
Выполнение работы детьми..
Воспитатель: Заканчиваем работу.Мне и Фее очень интересно, что же у вас получилось? А теперь юные мастера берем свои грибочки и кладем на стол в мастерскую.
Фея: Какие красивые грибочки у вас получились!
Какие элементы росписи вы использовали? (ягоды, листья веточки полоски)
Вы огромные молодцы! Вам пора превращаться в обычных детей.
Кисточкой я поверчу,
В деток снова превращу!
Воспитатель: Ребята, скажите с какой росписью познакомила вас Фея Кисточка? ( Полхов- Майданской )
Вам понравилось быть мастерами?
А в заключении мне хочется сказать, что наверное очень приятно иметь дома деревянную игрушку. И тогда в душе будет всегда хорошее настроение!.
Фея: А я, приготовила подарок для вашей группы игрушки от Полхов-Майданских мастеров и альбом с изображениями росписей.
Воспитатель: Спасибо тебе Фея, мы рады были видеть тебя в гостях, приходи к нам еще!