Способствовать общению детей друг с другом и воспитателем посредством использования игрушки – пирамидки в качестве наглядного материала;
Содействовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;
Формировать умение выделять цвет колец у игрушки – пирамидки, развивать умение по словесному указанию воспитателя находить колечки по цвету.
Формировать умение различать количество предметов (много – один);
Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия игрушек (пирамидка), глаголами, обозначающими действия, противоположные по значению (снимать -надевать, брать – класть), прилагательными, обозначающими цвет колечек;
Формировать умение отвечать на вопросы;
Развивать интерес к играм – действиям под звучащее слово.
Приёмы работы:
вопросы детям;
образец речи воспитателя;
показ и объяснение действия;
самостоятельное выполнение действий;
помощь;
напоминание;
указание;
поощрение;
художественное слово;
логоритмическое упражнение.
Материалы: пирамидки (по количеству детей)
Ход занятия
На столе стоит накрытая салфеткой игрушка – пирамидка.
Воспитатель: Под салфеткой спряталась игрушка. Я расскажу про неё, а вы догадайтесь, что прячется под салфеткой!
Чтение стихотворения Н. Радченко «Колечки деревянные»
Колечки деревянные –
Цветные и блестящие.
Давай построим башенку,
Совсем как настоящую!
Наденем мы на палочку
Колечки друг за дружкой
И шляпку ярко – красную
На самую верхушку.
Воспитатель: Что прячется под салфеткой? О какой игрушке я рассказала?
Если дети не смогут назвать игрушку, взрослый предлагает ребёнку снять салфетку и назвать игрушку.
Воспитатель: Я принесла вам игрушку – пирамидку. У пирамидки есть палочка, разноцветные кольца и башенка. Колечки пирамидки можно снимать и надевать.
Рассматривание пирамидки.
Воспитатель: Что есть у пирамидки? Много или мало колечек у пирамидки? (Ответы детей). У пирамидки есть башенка и колечки. Колечки можно снимать и надевать. Колечки разных цветов. Это колечко красное, это синее колечко, это – жёлтое…
Воспитатель разбирает пирамидку вместе с детьми, упражняя детей в различении и назывании цветов и активизируя в речи малышей глаголы «снять» и «класть».
Воспитатель (обращается к ребёнку): Настя, сними колечко с пирамидки, клади его на стол. Что ты сделала с колечком? (Ответ ребёнка). Куда Настя положила колечко? (Ответы детей). Какого цвета колечко? (Ответы детей). Вот и сняли мы все колечки! Покажите палочку – стержень у пирамидки? (Показывает на палочку – стержень). Что это у пирамидки? (Ответы детей).
Игры с пирамидками. Воспитатель предлагает детям пирамидки для самостоятельной деятельности, просит снять кольца и положить их на стол. Взрослый общается с детьми, уточняет выполняемые ребёнком действия, обогащая словарь детей глаголами «снимать» и «класть».
Воспитатель: Много или мало колец лежит на столе? (индивидуальные или хоровые ответы детей). Кольца разного цвета? Арсений, возьми красное колечко и надень его на стержень – палочку пирамидки. Какого цвета колечко ты надел на палочку? (Ответ ребёнка). Настя, возьми колечко жёлтого цвета и надень его на палочку пирамидки. Какого цвета ты надела на палочку? (Ответ ребёнка). Вика, найди синее колечко и надень его на стержень. Какого цвета колечко ты надела на палочку? (Ответ ребёнка). Маша, возьми зелёное колечко и надень его на палочку. Какого цвета колечко ты надела на палочку? (Ответ ребёнка). Сейчас мы соберём пирамидки.
В ходе игры с пирамидкой воспитатель индивидуально закрепляет название частей игрушки, уточняет выполняемые ребёнком действия, обогащая словарь детей глаголами, обозначающими действия, противоположные по значению («снимать» - «надевать», «брать –«класть»).
Воспитатель: Молодцы, ребята, все колечки надели на стержень, собрали пирамидки. Наши пирамидки постоят на столе, а мы с вами поиграем.
Логоритмическое упражнение «У ребяток ручки хлопают». Дети выполняют движения по тексту.
Ручками мы хлопаем –
Да – да – да – да!
Ножками мы топаем –
Да – да – да – да!
Ручками помашем –
Да – да – да – да!
Ножками попляшем –
Да – да – да – да!
Если дети захотят продолжить игру, можно ещё раз разобрать и собрать пирамидки.