Просмотр содержимого документа
«Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему:" Жилище кочевников"»
Ознакомление с окружающим миром
Дата:11.04.2018
Предшкольный класс
Тема: Жилище кочевников
Цели обучения
0.3.2.1. Называть устройство и внутреннее убранство казахской юрты, объяснять практичность в использовании.
Предполагаемый
результат
все воспитанники смогут:
• Назвать предназначение юрты.
• Назвать предметы убранства юрты.
Большинство воспитанников смогут:
• Назвать основные элементы юрты.
• Назвать, чем отличается юрта от современного дома.
некоторые воспитанники смогут:
• Расставить предметы убранства в юрте.
языковая цель
развитие навыков: высказывать свое мнение о жилище кочевников – юрте, объяснять значение юрты для кочевников, характеризовать основные элементы юрты, отвечать полными развернутыми предложениями.
Полиязычие:
киіз үй – юрта – jurt
Основные термины и словосочетания:
юрта, войлок, кереге, шанырак, убранство юрты.
вопросы для обсуждения:
Какой формы юрта?
Из чего сделана юрта?
Какие основные части есть у юрты?
Чем покрыта юрта?
Что означает отверстие в юрте?
План
Планируемое
время
запланированная деятельность
ресурсы
I. создание
положительного
эмоционального
настроя
0-1мин
(к) Подарите радость друг другу.
Под музыку дети встают в круг, руки на поясе. Педагог говорит, что рад видеть детей. Отводит правую руку, как бы берет от сердца радость и дарит ее детям. То же делает правой рукой, затем обеими руками одновременно. Дети повторяют вместе с педагогом, наполняют пространство
вокруг себя радостью, добрым отношением друг к другу!
Музыкальный фон.
II. актуализация
жизненного
опыта.
Целеполагание
3-5 мин
(к) Художественное слово: загадка.
Это странное жилище,
В нем хранили сбрую, пищу.
Посредине жгли очаг,
Кочевники жили так.
Если куда-то идешь –
Дом с собою ты берешь.
(Юрта)
Педагог подводит к теме занятия.
Таблица «Знаю, хочу, умею» – метод теории развития критического мышления.
Педагог делит доску на три графы.
В первой графе таблицы предлагает вспомнить и назвать, что известно по теме занятия. Записывает схематично.
Во второй графе таблицы предлагает перечислить источники информации: как и где вы узнали об этом?
В третьей графе будут отмечать, что узнают новое.
Таблица разделена на три графы.
Середина ОУД
III. работа по
теме
6-25 мин
(к) Просмотр презентации «юрта».
Педагог дает информацию о том, что юрта – переносное жилище у кочевников. Юрта практична и удобна. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение двух-трех часов.
Остов юрты составляют четыре основных элемента: уык, кереге, сыкырлаук, шанырак и т.д.
Какие основные части есть у юрты?
Чем отличается юрта от современного дома?
Педагог подводит к умозаключению, что юрта – самый легкий дом на свете, который можно построить за несколько часов или собрать и увезти с собой.
Педагог фиксирует полученные интересные факты схематично в третью графу таблицы.
(и, к) работа в азбуке-тетради.
Рассмотреть картину и рассказать последовательность сбора юрты.
(к) Д/и «юрта».
Дети ходят вокруг шанырака со словами:
В юрте теплой и красивой нам не страшен ветер злой, от дождя меня укроет и гостей всех соберет!
По сигналу разбегаются врассыпную, а затем по сигналу собираются возле своего шанырака.
Проектор, презентация «Юрта».
(Г, и) составить кластер. «Чем удобна юрта в использовании?»
Педагог предлагает расположить картинки и объяснять практичность использования юрты.
Проблемный вопрос: предположите, что находилось в юрте?
Дети высказывают свое мнение, опираясь на знания.
(к) Презентация «убранство юрты».
комментированный просмотр.
Внутренняя часть юрты делилась на две половины.
В правую часть юрты ставят деревянную кровать.
Прикроватную стену украшают тускиизом (ковром).
На почетное место ставят жукаяк (подставка для складывания домашних вещей), на него ставят абдыра (сундук), куда складывают одеяла и подушки.
В левой части располагают кебеже – деревянный сундук, куда складывают всевозможную посуду – саба, торсық, ожау, кесе, тостак и др.
В центре юрты устанавливают таган (очаг) для приготовления пищи.
Педагог подводит к умозаключению, что казахский народ – кочевники, переезжали с места на место, поэтому, юрта должна быть переносной, главный транспорт при переезде – это лошадь, верблюд.
Модель юрты в разрезе.
Презентация «Убранство юрты».
(и) игра «Байга».
Педагог предлагает назвать современные виды транспорта.
Дети по очереди называют современный вид транспорта, кто больше назовет, тот и выиграл.
(и, к) работа в азбуке-тетради.
Определи, какие предметы относятся к убранству юрты.
Обведи их в кружок.
Расставь предметы убранства в юрте.
(к, П) сюжетно-ролевая игра «Отбасы».
Педагог предлагает обыграть сюжет.
«Ты хозяин или хозяйка юрты, и тебе нужно встречать гостей. Как бы ты встретил гостя по обычаю?».
Педагог подводит к тому, что казахский народ очень гостеприимный. Когда в дом приходят гости, всегда накрыт дастархан.
Казахский народ почитает и уважает старших.
У каждого народа есть свои обычаи и традиции, и где бы мы ни жили, мы должны знать, соблюдать и уважать традиции, и обычаи наших предков. Педагог предлагает вернуться к таблице, подводит итоги, анализирует принятие информации всеми детьми.
Азбука-тетрадь,
карандаш.
Обруч – шанырак.
Картинки с
предметами убранства
юрты.
Азбука-тетрадь,
карандаш.
Национальная
одежда, дастархан,
несколько корпеше,
посуда.
IV. итог ОуД.
рефлексия
26-30 мин
(и, р) рефлексивное оценивание.
Педагог предлагает закрасить лошадь (жылкы).
Если ребенку понравилось на занятии, было интересно, он закрашивает лошадь в зеленый цвет, если было неинтересно – в красный цвет.
Азбука-тетрадь, цветные
карандаш.
Тема урока: Учимся быть пешеходами.(1-й урок)
Учебник:Окружающий мир (А.А. Вахрушев, О.В.Бурский,А.С. Раутиан), часть 2 §17, учебник с. 14-17, рабочая тетрадь с.42-43.
Цели: создать условия для ознакомления с правилами поведения на улице, дорожными знаками, способствовать формированию умения применять личный опыт безопасности движения по улицам и в совместной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
– формировать умение сравнивать и различать дорожные знаки, группировать их по отличительным признакам.
– формировать навыки правильного поведения на улице, ориентироваться в ситуациях на основе жизненного опыта, противостоять опасности.
Воспитательные:
– воспитывать безопасное поведение на улице, воспитание здорового образа жизни, воспитание трудолюбия, способности к познанию.
– формировать умение работать в группе, слушать и понимать речь других,совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Развивающие:
– развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР;
- развивать умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Формы работы учащихся:фронтальная, групповая, индивидуальная.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-самоанализ и самоконтроль результата;
- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
- умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания:находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- умение извлекать информацию из иллюстраций, текста.
Коммуникативные УУД:
-формирую умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- умение слушать и понимать других.
Регулятивные УУД:
-умение оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей;
-осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Необходимое оборудование:учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, оборудование для творческих работ учащихся(иллюстрации, рисунки, клей, ватманы, таблички с названием команд).
В 1 «а» классе 24 ученика: 4 сильного уровня развития; 7 среднего уровня, 13 низкого уровня развития. Урок окружающего мира построен по УМК «Школа 2100», тема урока «Учимся быть пешеходами». Это первое занятие по данной теме, обзорное. Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
Учитывая уровень развития учащихся, попыталась организовать работу так, чтобы каждый учащийся был вовлечен в активную познавательную деятельность. Исходя из этого, выбрала форму познавательного мини-проекта. Были использованы следующие образовательные технологии: проблемного диалога, проектной деятельности, интерактивная. Моими позициями на занятии были: организатор и консультант.
Для отбора содержания были использованы:
- художественная литература (рассказы и стихи о ПДД);
- Интернет – ресурсы (стихи о светофоре, правилах перехода через дорогу, дорожных знаках);
- материалы из портфолио учащихся по теме «ПДД моими глазами»;
- статьи учебника.
Виды деятельности:
- групповые творческие работы;
- организация дискуссии;
- тестовые задания;
Использованы наглядные методы (книги, картинки, иллюстрации),традиционные словесные методы: рассказ, беседа, диалог.
Виды активности на уроке:
- познавательная активность: учащиеся работают с информацией, узнают новые научные сведения о пдд, наших помощниках.
-социальная активность: учащиеся взаимодействуют, общаются с учителем и друг с другом, учатся договариваться, готовят выступления, рисунки.
Все учащиеся выступили в позиции: мыслителя, творца, слушателя, чтеца; а представляющие творческие работы – в роли информатора.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-познавательной.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность познавательного характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
В процессе обучения школьники учились овладевать элементами знаково- символического моделирования: сами составляли модель-схему на основе полученной информации по заданной теме.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, но , к сожалению не был выполнен запланированный объём урока. Пришла к выводу, что проект был бы более детально выполнен в течение двух уроков. Но в конце урока был подведен общий результат работы групп в виде информационного буклета «Знай и соблюдай ПДД». Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников. Итогом урока стала рефлексия учащихся в форме самооценки работы групп и индивидуальной самооценке.
По ходу занятия у учащихся были ярко заметны скудная речь и боязнь ошибки.
Для себя сделала следующие выводы:
- продолжать работу по организации познавательной деятельности на уроках;
- работать над развитием речи у учащихся;
- учить адекватной самооценке и оценке своих сверстников.
- работать над проектами не менее двух занятий, с целью более подробного разбора проекта с учащимися.
- в дальнейшем, особое внимание обратить на организационные моменты.