4. Закреплять знания о подводном мире, его обитателях.
5. Воспитывать эстетический вкус.
Методические приемы: Игра-путешествие «Подводный мир», стихи, песня «Мы раскрасим в белый цвет», беседа, игра «Мы аквалангисты», анализ работ, рассказы детей.
Материал: бумага, ткань, насыщенная солевым раствором, высушенная и выглаженная (размер альбомного листа, кисти, вода, акварельные краски, дощечки под ткань. Ленточки цвета радуги для исполнения песни. Фонограммы «Шум моря». Образец росписи «батиком по соли»(размер 73x134 см).
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Собери морской пейзаж», дидактическая игра «Дорисуй» (рыбы, пение песни под синтезатор, баночки-непроливайки для воды.
Ход занятия
(Под фонограмму «Шум моря») воспитатель читает:
Мы поднимаем паруса
И отплываем за моря
Море зовет, ветер поет
Вперед, друзья, вперед.
Воспитатель. Мы отправляем в очередной рейс на корабле «Аквалангист» для исследования подводного царства (подводного мира). Вы уже знаете, что подводный мир находится.
Дети отвечают.
Воспитатель. Назовите обитателей моря.
Дети называют.
Воспитатель. А теперь одеваем акваланги и осторожно спускаемся в море. (Дети группируются и осторожно «спускаются» - приседают возле рисунков, расположенных на стене и задерживая дыхание наблюдают за рыбками. По сигналу воспитателя выныривают и рассказывают, что видели: сколько рыб, какого цвета, кто за кем плавает, какие водоросли, какого цвета).
Воспитатель. Какое разнообразие цвета дети назвали, животных подводного мира.
Давайте об этом споем песню:
1. Мы раскроем вам секрет, вам секрет, вам секрет,
Как раскрасить белый цвет, белый цвет, белый цвет
Желтыми, зелеными, голубыми, красными,
Синими, оранжевыми красками прекрасными.
2. Пусть сияет все вокруг, все вокруг, все вокруг
Речка, море, даже пруд, даже пруд.
3. Рыбок ты рисуй, рисуй не ленись, не ленись
В руку кисточку возьми
С нею крепко подружись.
Воспитатель: Дети. а хотели бы вы свои впечатления об увиденном подводном мире отразить в рисунке?
Дети: Да.
Воспитатель. Прошу садиться за столы. Каким материалом можно нарисовать подводный мир?
Дети. Карандашами цветными, гуашью, фломастерами, акварелью по мокрому фону, батиком по соли.
Воспитатель, Почему называют роспись «батиком по соли».
Дети. Так рисовали на ткани мастера малайского племени баты, отсюда название «батик».
Воспитатель. Я думаю, для этой росписи берется не новое, а стиранное, бывшая некоторое время в употребление хлопчатобумажная ткань, перенасыщенная солевым раствором, высушенная и выглаженная.
Сегодня мы продолжим роспись батиком по соли подводного мира.
Каковы особенности этой росписи?
Дети.
1. Маски получаются немного размытыми, нечеткими.
2. Соль поглощает краску, поэтому работа получается немного «туманная» как подводой.
3. Особую выразительность придают кристаллики соли. Они как будто «мерцают».
Воспитатель. Хорошо ребята. Материал для работы мы приготовили заранее.
Приступаем.
Дети рисуют.
Воспитатель. Рассмотрите свои работы, товарища. Какой рисунок вам
понравился и почему?
Дети объясняют.
Воспитатель. Хорошо ребята рассказали о подводном мире. Скажите, какой техникой мы пользовались, какую роспись использовали?
Дети. Батиком по соли.
Воспитатель. Я думаю, ваши рисунки помогут познакомиться с удивительным сказочным миром подводного царства детям младшего дошкольного возраста. Спасибо вам, занятие закончено.