Продолжать учить детей лепить хлебобулочные изделия из соленого теста, применять уже усвоенные ранее навыки и умения.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, умением дорожить им, уважение к людям, благодаря которым хлеб у нас на столе.
Предшествующая работа: Беседы, рассматривание иллюстраций о труде комбайнеров, пекарей.
Презентации «Откуда хлеб пришёл»? «Из чего хлеб не испечёшь?», «Традиции Матушки Руси»
Материал: Мультимедиа для показа презентации; доски для лепки, соленое тесто, салфетки..
Музыка Я. Френкеля «Русское поле».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о чуде земли, чуде труда человека – хлебе!
Как же пришёл к людям хлеб? Давайте с помощью нашей машины времени перенесёмся к пещерным людям.
(Дети переносятся с помощью обратного отсчета) Садятся на коврик.
Воспитатель показывает презентацию к сказке под тихую музыку.
Вот послушайте сказку.
Давным-давно, когда люди жили ещё племенами в пещерах и питались мясом животных, случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего. (слайд 1). Вот и отправились они в поисках тех мест, где можно было прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так случилось и с одним человеком. Он упал, потерял сознание, а когда очнулся, вокруг него никого не было. И вдруг над собой он увидел необыкновенное растение, из которого на него сыпались мелкие камушки. (слайд 2) Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зёрнышками, и есть их. Эти зёрна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу же захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зёрна и пошёл искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он им рассказал о чудо-колоске.
С тех пор люди употребляют в пищу чудо - колоски. (слайд 3)
Воспитатель:Но не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно потрудились на земле!
Позднее они стали зерна размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим. Затем появились первые простые зернотёрки,потом мельницы – так получали муку. (слайд 4) Добавив в неё воду, из теста стали делать лепёшки. Их пекли на костре, потом – в печи. Так появился пресный печёный хлеб. (слайд 5)
Благодаря человеку, те чудесные зёрна, которые в далёкие времена спасли первобытное племя от голодной смерти, сегодня превратились в пышные булочки и калачики на нашем столе. (слайд 6) Хлеб для каждого человека привычен, как солнечный свет и дыхание, и так же необходим для жизни. Поэтому надо беречь каждый ломтик, каждую корочку, каждую крошку!
У нас на Кубани тоже выращивают хлеб. Он – основа благополучия Кубанских жителей и всей России. Не зря в старину говорили:
«Земля на зёрнышке стоит».
(Звенит колокольчик).
Воспитатель:Что это за звон? (Подходят к столу в группе) Записка.
«Вы много знаете обо мне? Попробуйте ответить на мои вопросы!
Ваш хлебушек!
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Слово хлеб произошло от греческого слова «хлебанос», что оно означает?
Дети: название похлёбки, так как первый хлеб был жидким.
Воспитатель: Правильно, случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зерна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.
Воспитатель: Как в России по давнему обычаю встречают людей?
Дети: хлебом-солью.
Воспитатель: В странах Востока путника, отправляющегося в дальнее путешествие, осыпают мукой. Для чего?
Дети: Чтобы дорога была счастливая.
Воспитатель: На Руси в день свадьбы невесту и жениха обсыпали хлебными зёрнами – зачем?
- чтобы не голодали
-чтобы кашу сварили
-чтобы жизнь их была богатой.
Дети: чтобы жизнь их была богатой.
Воспитатель: В колыбель к новорождённому в старину обязательно клали краюшку хлеба:
- чтобы не голодал.
- чтобы рос здоровым и счастливым
- чтобы чесал дёсна.
Дети: чтобы рос здоровым и счастливым.
Воспитатель: Как называется русская народная сказка, главный герой которой – хлебобулочное изделие, которого чуть не съели? Дети: колобок.
Воспитатель: В чём сказочный медведь нёс Машу с пирожками к бабушке и дедушке?
Дети: в коробе.
Воспитатель: Какую зерновую культуру сеял хитрый мужик вместе с медведем в р.н. сказке «Мужик и медведь»
Дети: (рожь).
Воспитатель: Где мы с вами живём, ребята? В какой стране?
Дети: (России)
Воспитатель: Правильно. Россия – хлебная страна. А про нашу Кубань говорят – житница России. Кубанская пшеница славится во всей стране и во всём мире. Бьёт через край дух молодой и былинный.Добрый наш хлеб - Тульский, Кубанский и Курский, -Ты словно герб славной земли нашей Русской.
Воспитатель: Сейчас дома хлеб пекут очень редко, а раньше в каждой семье пекли хлеб и с гордостью говорили: «Я сегодня с хлебом». На Руси было заведено потчевать гостей пирогами. Пирог – это символ гостеприимства, радушия, доброжелательности. Пирог – праздничный хлеб, само название его происходит от древнерусского «пир» - праздник, торжество. Ко всякому празднику выпекали свой особый пирог:
♦ к приезду дорогих гостей –«Хлеб да соль»,
♦К свадьбе – обрядовый « Каравай»,
Каравай– истинно русский хлеб. Все знают, какой он должен быть на именины и «ширины», и «вышины».
Давайте поводим хоровод. Физкультурная минутка.
( Хоровод « Как на наши именины испекли мы каравай»)
Дети сели.
Воспитатель: Богата и щедра наша Кубань, дарит она людям все свои богатства, но только взамен на трудолюбие, заботу и внимание к себе. Где хлеб, там и песня, за хлебом-солью всякая шутка хороша, где поётся, там и веселье.
Много пословиц, поговорок и стихотворений сложил русский народ о хлебе. Какие помните вы?
(Дети называют пословицы)
Хлеб в закромах – счастье в домах.
Хлеб – батюшка, а вода – матушка.
Хлеб – всей жизни голова.
Без хлеба нет обеда.
Хлебушко ржаной – батюшка родной!
Без хлеба сыт, не будешь.
Воспитатель: Какие вы молодцы, много знаете пословиц о хлебе.
Вот послушайте стихотворение о хлебном колоске.
♦
Каравай земли и неба на твоём столе –
Ничего сильнее хлеба нету на земле.
В каждом маленьком кусочке хлебные поля,
А на каждом колосочке держится земля.
В малом зернышке пшеницы летом и зимой,
Сила солнышка хранится и земли родной.
И растёт под небом светлым строен и высок,
Словно Родина бессмертный, хлебный колосок.
Воспитатель: В нашем каравае семи полей пшеница,
С семи криниц водица,
От семи кур яйца, чтоб каравай удался!
Воспитатель: А без чего хлеба не испечёшь? Чтобы в этом нам разобраться, нам надо отгадать загадки….
♦ Белый камень из горы Всегда стоит на столе. Кто его не ест, Тот вкуса не знает. Дети: соль
♦Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной стать могу,
Дети: (вода)
♦Я бел, как снег.
В чести у всех.
И нравлюсь вам
Во вред зубам.
Дети: (Сахар)
♦Из меня пекут ватрушки, И оладьи, и блины. Если делаете тесто, Положить меня должны.
Дети: (Мука)
♦ Новая посуда, а вся в дырах.
Дети: (Сито).
♦ Жидкое, а не вода,
Сладкое, а не мёд
От бурёнушки берут,
Деточкам дают.
Дети: (Молоко).
♦ Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча.
Дети: (Печь).
Воспитатель: Какие, вы молодцы! Все загадки отгадали. А хотите, как настоящие пекари испечь пироги? Пройдем все на кухню. (Дети переходят за столы, на которых приготовлено все для лепки из соленого теста).
Рефлексивный
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подходит к концу, нам пора прощаться с Марией, поблагодарим ее и пригласим к нам еще в гости.
- Что вам понравилось больше всего?
- Почему?
- Вам понравился этот кубанский промысел которому вас научила Марья?
-Все ли было легко, или что-то показалось вам сложным?