Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе "Путешествие в зимний лес"
Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе "Путешествие в зимний лес"
Данное занятие построено по принципу развивающего обучения и направлено на развитие личности ребенка способной сравнивать и обобщать собственные наблюдения, понимать и беречь красоту окружающего мира. А также совершенствовать речь и мышление дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе "Путешествие в зимний лес"»
Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим
в старшей группе
«Путешествие в зимний лес»
Цель:
Обобщить и конкретизировать знания детей о живой и неживой природе. Совершенствовать умения находить связи в экосистемах земли, видеть зависимость живого в природе друг от друга.
Продолжать формировать представление о том, что в природе нет полезных и вредных животных.
Привлечь дошкольников к активным действиям в защиту окружающей среды.
Воспитывать чувство коллективизма, бережное отношение к природе.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я вижу у всех хорошее настроение... (раздаётся стук в дверь, и вносят конверт)
Вот конверт, большой и жёлтый,
Как же нас, конверт, нашёл ты?
Как попал ты в группу нашу?
Разберёмся, ой, постой!
На конверте адрес наш ведь,
А обратный чей? Лесной!
Вам, ребята, интересно,
Что же пишут нам из леса?
Пишут лисы, лоси, зайцы,
Ждём вас в гости!
Приходите в зимний лес,
Будем с вами мы дружить,
Поиграем и поскачем,
Веселей мы будем жить!
Воспитатель: Ну что, ребята, хотите навестить зимний лес?
А на каком транспорте можно путешествовать?
Дети: На машине, поезде, самолёте и т. п.
Воспитатель: Ну, а чтобы не загрязнять воздух?
Дети: Пешком, на ковре - самолёте, велосипеде, самокате и т. п.
Воспитатель: Я согласна с вами, но на улице какое время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: На ковре - самолёте холодно, а пешком далеко. Предлагаю отправиться в лес с помощью волшебного цветка, у которого семь лепестков. Как он называется?
Дети: Цветик - семицветик.
Воспитатель: Только, вы знаете, чтобы желание исполнилось загадывать его нужно с закрытыми глазами, тихим, добрым голосом. Готовы!?
Дети:Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли — Быть по-нашему вели... Вели, чтобы мы с ребятами очутились в зимнем лесу.
Воспитатель: Посмотрите ребята, здесь много деревьев. А как называется то место, где
много деревьев?
Дети: Лес.
Воспитатель: А какие бывают леса?
Дети: Хвойные, смешанные, лиственные.
Воспитатель: Угадайте-ка, ребята, с какого дерева этот лист? (клён, берёза, тополь...)
Воспитатель: Ребята, а когда приходят в гости, что делают первым делом?
Дети: Здороваются.
Воспитатель: Вот и мы давайте поздороваемся.
Дети:Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою,
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
С. Погореловский
Воспитатель: Но, для того, чтобы лес понял, что мы действительно «свои», давайте вспомним, как вести себя в лесу.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и играть.
Только, чур, не забывать,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломать —
Ничего не забывать.
Мусор с травки убирать.
Воспитатель: Вспомнили? Вот и хорошо. Но в чём дело? На пути красный свет светофора. Что это означает?
Дети: Путь закрыт.
Воспитатель: Чтобы попасть дальше в лес, нужно выполнить условия светофора (на земле и деревьях конверты с вопросами, отвечая на них, дети продвигаются вперёд). Вы готовы? Д.: Да.
Воспитатель достаёт первый конверт с заданием — «Блиц опрос».
— Кого называют шатуном?
— На каких деревьях растут шишки?
— Где живут рыбы?
— Какие растения помогают при болезнях?
— Где живёт златокрот? Сумчатый?
— Что собирают пчёлы на цветущих растениях?
— Кто такая квакша?
— Какая лягушка очищает воду?
Воспитатель: Молодцы. Достаём следующий конверт. (В конверте задание по составлению
цепей питания в лесу).
Воспитатель: Ну вот и загорелся жёлтый свет. Что это значит?
Дети: Приготовиться.
Воспитатель: Правильно, приготовиться к следующему заданию (Открывает схему «Этажи леса») Это часть леса, но почему на ней так пусто? Давайте расселим животных. (дети «расселяют» животных по этажам).
Звучит запись голосов птиц.
Воспитатель: Вы узнали голоса? Чьи они?
Дети: Птиц.
Воспитатель: А каких птиц вы знаете? Как называются птицы, которые остаются зимовать?
Оказывается, ребята, Незнайка побывал в лесу и перепутал все модели, давайте, быстро всё исправим. ( Создают модель птицы)
Вылетает Воробей. Физкультминутка - инсценировка «Разговор через форточку».
Воробей:
Я гибну, дети, спасите!
Я летом всегда подавал сигнал,
Чтоб сторож-ворон с огорода понял,
Пожалуйста, помогите!
Дети:
Сюда, воробей, сюда!
Вот тебе, друг, еда!
Благодарим за работу!
Дятел:
Я дятел, пёстрый такой.
Дети, спасите!
Всё лето я клювом своим долбил,
Много вредных букашек поистребил.
Пожалуйста, помогите!
Дети:
Сюда, сюда, скорей сюда!
Вот тебе, наш друг, еда!
Благодарим за работу! (Обращаются все дети к зрителям)
И ты дружок, смотри, не подкачай,
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса, простор полей —
Всё, что зовётся Родиной твоей.
Воспитатель: Вот и хорошо, ребята, помогли птицам. Давайте отправимся дальше. Ну, что за дерево такое? Выглядит совсем «несчастным». Чем же помочь этому дереву?
Воспитатель: Посмотрите, от нашей заботы и доброты дерево стало «счастливым». Я достану вот этот конверт «Животные заблудились»
(вернуть животных в свои экосистемы ).
Воспитатель: Молодцы! Ещё одно доброе дело сделали. А это, что такое? Красная книга. Вы не знаете?
Дети: В эту книгу занесены животные и растения, которые нуждаются в охране.
Воспитатель: Холодно в лесу, давайте немного согреемся.
Психогимнастика «Улыбка»
Мы сначала будем хлопать,
А потом мы будем топать,
А сейчас мы повернёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: От наших улыбок в лесу стало теплее и светлее. Я вижу, вы готовы сделать ещё одно доброе дело. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: В конверте лежат картинки животных. Их нужно разделить на «вредные» и «полезные».
Дети: В природе нет «вредных» и «полезных» животных, в ней все созданы друг для друга.
Подходят к «пню», на котором написано слово «Дом».
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: Пень.
Воспитатель: Да на нём слово какое-то написано!
Дети: (читают) Дом.
Воспитатель: (Вместе с детьми оглядывают пень ) Звонка нет. Кто живёт в доме, мы сможем узнать, сделав звуковой анализ этого слова. (работа детей)
Воспитатель: Вы узнали? Это Старичок - Лесовичок, он родился в лесу, его Родина лес. Он благодарит нас за доброе и бережное отношение к лесу. Говорит, что когда мы вернёмся домой, нас ждёт сюрприз.
Старичка - Лесовичка возьмём с собой?
Дети: Нет. Потому, что лес его дом, здесь ему будет хорошо. Будем приходить в гости.
Воспитатель: Я согласна с вами, ребята. Тогда давайте попрощаемся с лесом и Старичком-Лесовичком.
Лес дремучий, до свиданья! Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес, Полон сказок и чудес!
С. Погореловский
Воспитатель: С лесом попрощались, а как же нам домой вернуться?
Дети: С помощью «цветика - семицветика».
Воспитатель: Точно. Закрывайте глаза и повторяйте слова: Лети, лети, лепесток...
Воспитатель: Вот мы и добрались, а где же сюрприз? (Игрушки с конфетами и медалями «Друзья леса» )
Воспитатель: Ребята, а можно, я сорву ещё один лепесток? Я хочу пожелать, чтобы вы всегда были добрыми и отзывчивыми. Любили и охраняли природу.