Просмотр содержимого документа
«ЗАНЯТИЕ по морально-этическому воспитанию по произведению В.А. Сухомлинского «Стеклянный человечек» на тему: ЧТО ТАКОЕ «СОВЕСТЬ»?»
К О Н С П Е К Т
З А Н Я Т И Я
по морально-этическому воспитанию
по произведению В.А. Сухомлинского
«Стеклянный человечек»
на тему:
ЧТО ТАКОЕ «СОВЕСТЬ»?
составила:
воспитатель
Муханова Т.В.
-1-
Цель: дать детям понятие о существовании у каждого человека такой морально-этической категории, как совесть.
Задачи:
- формировать способность ощущать чувство вины, правоты и сомнения в правоте, чувство справедливости;
- развивать эмоциональную чувственность, закладывать основы морали, умение самостоятельно оценивать предлагаемые моральные ситуации;
- расширять знания об окружающей действительности;
- упражнять в образовании прилагательных из существительных;
- расширять словарный запас, развивать навыки диалогической речи, речевое внимание, любознательност ь, память и мышление;
- развивать творческое воображение и логическое мышление в игре-эмпатии,; - воспитывать умение осмысленно относиться к своим поступкам, стремиться понять человека, не быть равнодушным к его проблемам.
Предварительная работа:
1. Чтение рассказов В.Сухомлинского и беседы по их содержанию.
2. Иллюстрирование произведений В.Сухомлинского по воображению.
3. Рассматривание и обследование тактильных дощечек, составление
- В каких случаях вода становится непрозрачной, мутной?
- Как вы думаете, если в стакан с чистой водой капнуть одну капельку грязной, что произойдет? Проведем опыт.
Воспитатель демонстрирует стакан чистой воды, туда капает каплю черной краски. Дети делают вывод: вода стала мутной.
Дети, а вы слышали такое выражение: «чистая душа»?
О ком говорят: «У этого человека чистая душа»?
А если человек совершает плохой поступок, как вы думаете, его душа остает- ся чистой?
Да, дети, как от одной маленькой капельки целый стакан воды становится мутным, так и душа человека не может оставаться чистой даже от маленького плохого поступка или даже от плохих мыслей. Кто же помогает человеку всегда делать такие поступки, чтобы душа оставалась чистой?
Дети, хотите узнать, кто помогал одному мальчику всегда совершать только хорошие поступки?
Воспитатель предлагает прослушать рассказ В.Сухомлинского «Стеклянный человечек». По ходу рассказа демонстрирует человечков, изменяющих свой цвет в зависимости от возникающей ситуации.
- Кто жил у мальчика?
- Как реагировал Стеклянный человечек на плохие поступки мальчика?
- В каких случаях человечек оставался прозрачным?
- А когда становился мутным?
- Что сделал мальчик, когда Стеклянный человечек рассердился?
- Чему учил Стеклянный человечек мальчика?
- Он не просто учил его жизни. Он учил его жить так, чтобы душа
оставалась чистой.
Проводится комплекс упражнений для рук и пальцев «Как живешь?»
- Дети, подойдите к столу. Рассмотрите, возьмите в руки, обследуйте тот материал, который лежит в чашечках. Какой человечек мог бы получится из этого материала?
Дети рассказывают: «Из камня – каменный, из цветка – цветочный,
из песка – песочный» и т.д.
Проводится игра –эмпатия «Полезные человечки».
-3-
- А теперь представьте, что вы превратились в разных человечков: каждый – из сво-его материала. Подумайте, какую пользу вы могли бы принести людям в образе этого человечка.
Звучит музыка. Дети перевоплощаются и фантазируют.
- Я – пластилиновый человечек. Я помогал бы людям быть гибкими: прислушиваться к мнению другого человека и находить общее правильное решение.
- Я - каменный человечек. Я помогал бы проявлять твердость характера, когда человек не уверен в своей правоте и т.д.
Дети выходят из образов человечков и садятся на стулья.
- Дети, а вы совершали в жизни не очень хорошие поступки?
- Как чувствует себя человек в этот момент? Ему стыдно.
- Как это проявляется во внешнем виде, действиях, жестах человека?
- Я думаю, что каждый человек не раз испытал чувство стыда Это приятное
ощущение, когда стыдно?
- А как вы думаете, это хорошо или плохо, когда человек краснеет и ему
стыдно за свой поступок?
- Как называют человека, которому не стыдно за свои плохие поступки?
- Когда человеку не стыдно – это очень плохо. Значит, он не понял, что поступил неправильно, его надо учить правилам поведения, правилам отношений между людьми, нужно пробудить в нем совесть.
Проводится игра «Оцени поступок».
- Давайте попробуем разобраться в поступках детей, изображенных на карточках. Если поступок хороший, вы ставите карточку около прозрачного человечка, если не очень хороший – около мутного человечка, а если плохой – около темного.
Дети называют поступок, оценивают поведение героев, ставят к соответствующему, по их мнению, человечку.
- Дети, меня радует то, что вы правильно понимаете рассмотренные ситуации. Они простые, часто происходят в вашей жизни. Вы будете взрослеть и жизненные ситуации будут усложняться. «Жизнь прожить, не поле перейти». Без ошибок не обойтись. Старайтесь, чтобы их было меньше, они были не очень страшными и вам всегда очень хотелось бы их исправить.
- Дети, на память о нашем занятии я хочу подарить каждому из вас прозрачного человечка. Не буду вас обманывать. Он не волшебный, это человечек-напоминание о том, что прежде чем что-то сделать или сказать, нужно хорошо подумать: а как это отразится на окружающих тебя людях. И тогда вы обязательно поступите пра- вильно: проявите внимание к другому человеку, будете справедливыми, честными людьми. Окружающим будете приятны и вы и ваши поступки.
- А еще я вам открою секрет: такой человечек живет в каждом из нас. Я желаю вам, чтобы вы с ним дружили и он был вами доволен, тогда жить вам будет легко.