Просмотр содержимого документа
«Занятие по краеведению "Рязанский поэт С.Есенин"»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №146» г. Рязани
Конспект НОД №1
«Рязанский поэт Сергей Есенин»
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
для детей с ТНР»
Разработан учителем-логопедом
высшей квалификационной категории
Медведевой Галиной Алексеевной
2023г.
Цель:
развитие патриотических чувств дошкольников через ознакомление с жизнью и творчеством Сергея Есенина
Задачи:
образовательные:
- обобщить и систематизировать имеющиеся знания детей о жизни и творчестве С. Есенина;
- познакомить детей с есенинской темой в живописи рязанского художника А. М. Титова;
развивающие:
- обогащать словарь детей устаревшей лексикой Рязанского края, встречающейся в произведениях С. Есенина: плетень, подкова, дежка, драчены, хата;
- прививать и поддерживать интерес к чтению стихов поэта, помогать детям правильно воспринимать содержание поэтического произведения;
воспитательные:
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим;
- формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности, умение спокойно отстаивать своё мнение;
- на основе расширения знаний о творчестве поэта воспитывать патриотические чувства, гордость за родной край и нашего земляка, которого знают и любят во всем мире.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор с экраном; ноутбук; музыкальный файл с записью песни на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая…» в исполнении Рязанского государственного академического русского народного хора имени Е. Попова; презентация игры-викторины с триггерами «Что это такое?»; репродукции картин А. М. Титова: «Золотая осень», «Золото берёз», «Береза осенью», «Начало зимы»; лэпбук «С. А. Есенин».
Предварительная работа: знакомство с картотекой устаревшей лексики рязанского края по темам «Внутреннее убранство, утварь», «Рязанский народный костюм», «Сельское подворье, строительство»; практическая работа с содержанием лэпбука «С. А. Есенин», чтение его стихов; виртуальный тур «Есенинский край» (http://www.museum-esenin.ru/aboutmuseum/virtualnyj-muzej); виртуальная экскурсия «Прогулка по Константиново».
Вводная часть
Создание эмоционального настроя, постановка цели
- Сегодня мы поговорим с вами о нашем знаменитом земляке Сергее Александровиче Есенине, которого хорошо знают не только в нашей стране, но и во всем мире, прикоснёмся к его творчеству, послушаем стихи, вспомним о его жизни и испытаем гордость за нашу Рязанскую землю, которая смогла родить и воспитать такого талантливого человека. Вот какие замечательные стихи о нем написал другой поэт Николай Браун:
В этом имени – слово «есень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что – то есть в нём от русских песен –Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы и синь – рассвет.
Что – то есть в нём и от весенней,
Грусти, Юности и Чистоты…
Только скажут: «Сергей Есенин», -
Всей России встают черты…
1 часть. Чтение отрывков из знакомых стихов поэта
- Сергей Есенин очень любил рязанскую землю, на которой он родился и рос, называл её «страной берёзового ситца». Поэтому его часто называют певцом рязанской земли, потому что многие его стихотворения пронизаны любовью к родной природе, восторгом от её красоты. В них много сравнений, которые подчеркивают неповторимость и прелесть всего того, что окружало поэта с детских лет.
«Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать…»
С. Есенин
- Давайте вспомним строчки из знакомых стихотворений поэта и еще раз насладимся их напевностью, красотой и неповторимостью.
Далее предложить детям продолжить строки стихов, начатые педагогом. Например:
- Белая берёза под моим окном…
Ребёнок: принакрылась снегом точно серебром.
- Черемуха душистая…
ребёнок: с весною расцвела.
- Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве.
ребёнок: я стою у дороги, прислонившись к иве.
- Клён ты мой опавший, клён заледенелый.
ребёнок: что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
- Отговорила роща золотая
ребёнок: берёзовым весёлым языком.
- Поёт зима - аукает
ребёнок: мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка.
- Сыплет черёмуха снегом,
ребёнок: Зелень в цвету и росе.
2 часть. Игра-викторина с триггерами «Что это такое?»
- Так как поэт С. Есенин написал свои стихи достаточно давно, то современному читателю, особенно детям, может быть непонятно значение некоторых слов в его стихах, потому что сейчас в своей речи мы их не употребляем. Давайте поиграем в игру-викторину «Что это такое?» и постараемся догадаться, о каких предметах и вещах говорит наш земляк в своих стихотворениях. На игровом поле вы увидите четыре картинки, на одной из них – правильный ответ. При выборе картинки нужно правильно называть её расположение: вверху справа, вверху слева, внизу справа или внизу слева. Если вы правильно назвали картинку, она переместится в желтый квадрат внизу. Во время проведения викторины нужно внимательно выслушивать ответы других детей, нельзя их перебивать. Если вы думаете по-другому, у вас будет возможность высказать свой ответ.
Прочитать отрывки из стихов С. Есенина, выяснить, как дети понимают значение выделенных курсивом слов.
С добрым утром!
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"
Осень
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
В хате
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз…
Гой ты, Русь, моя родная
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
Объяснить значение непонятных слов.
Раньше в одном крестьянском доме жило много родственников и сельские жители вынуждены были держать много разной живности – лошадь, корову, свиней, овец, кур, гусей, уток и сажать огород, потому что тем, что они вырастят, семья будет питалась. Чтобы скотина не зашла на огород и не поела посадки, их огораживали. Плетень – забор из прутьев и веток, которые переплетают через вбитые в землю столбы.
В то время, когда жил Сергей Есенин техники в селе практически не было, всю тяжелую работу выполняла лошадь. Поэтому ее очень берегли, заботились о ней. Чтобы лошадь не поранила копыта и смогла работать, ее подковывали. Подкова – металлическое приспособление для защиты копыт лошади от износа и травмирующих ударов о твердый грунт.
Еда у наших земляков была простая, скромная, ведь они много трудились и времени на её приготовление у них было мало. Но на праздники жители деревень позволяли себе сытные вкусные блюда, которые очень любили. Одним из таких кушаний были драчены – блюдо русской кухни наподобие блина, которое готовили из яиц, замешанных на молоке или простокваше с крупой, мукой или тёртым картофелем.
Большой популярностью, особенно в летнюю жару, у сельских жителей пользовался квас. Его не только пили, но и делали с ним окрошку, добавляли в тесто для хлеба и пышек. Дежка – небольшая деревянная низкая кадка для кваса.
Дома в деревнях и селах Рязанского края были похожи между собой. Их часто называли изба или хата. Хата – дом с печью и соломенной или камышовой крышей, разделенный на жилую и хозяйственную части сенями, неотапливаемым помещением, через которое заходили с улицы в дом.
Демонстрация с использованием мультимедийного проектора игры-викторины «Что это такое?». (Количество слайдов ограничивается продолжительностью игры – 10 минут)
Игра выполнена в Программе Microsoft PowerPoint, состоит из шести слайдов)
1-й слайд. Титульный с названием игры.
2-й слайд. На нем представлена цель, задачи и краткое описание игры.
Цель: знакомство детей с устаревшей лексикой Рязанского края.
Задачи: формировать представления детей о старинных предметах;
поддерживать интерес к истории родного края;
воспитывать патриотические чувства, гордость за свою малую родину.
3-й слайд. На игровом поле четыре картинки, на которых изображены: забор, плетень, кованая ограда, частокол. Задание: внимательно посмотрите на картинки и назовите ту, на которой, изображен плетень. Почему вы так думаете?
4-й слайд. На игровом поле четыре картинки, на которых изображены: копыто, уздечка, хомут, подкова. Задание: внимательно посмотрите на картинки и назовите ту, на которой, изображена подкова. Почему вы так думаете?
5-й слайд. На игровом поле четыре картинки, на которых изображены: драчены, пирожки, плюшки, пончики. Задание: внимательно посмотрите на картинки и назовите ту, на которой, изображены драчены. Почему вы так думаете?
6-й слайд. На игровом поле четыре картинки, на которых изображены: бочка, таз, дежка, ведро. Задание: внимательно посмотрите на картинки и назовите ту, на которой, изображена дежка. Почему вы так думаете?
7-й слайд. На игровом поле четыре картинки, на которых изображены: кирпичный дом, хата, сарай, землянка. Задание: внимательно посмотрите на картинки и назовите ту, на которой, изображена хата. Почему вы так думаете?
3 часть. Народная рязанская игра с колокольчиком
В центре села Константиново располагалась школа, в которую пошёл учиться Сережа Есенин в возрасте девяти лет. Школа в сельской местности называлась «земской»: это была школа с трехлетним курсом, где дети всех трех лет обучения одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. В такой школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковное пение. Основной задачей школы было развитие у учеников устойчивых навыков грамотности. (Во время рассказа о земской школе педагог открывает разворот доски и демонстрирует дошкольникам фото школы). С. Есенин закончил земскую школу с отличными отметками и похвальным листом. Будущий поэт рос шустрым, озорным, подвижным мальчиком, главным во всех детских забавах. В перерывах между уроками он, как и вы сейчас, очень любил играть в разные игры. Давайте и мы с вами поиграем в одну из таких игр, народную рязанскую игру с колокольчиком.
Дети встают в круг. Они внимательно смотрят друг на друга и стараются запомнить приметы каждого (прическа, одежда). В центре стоит вода. После смотрин, вода закрывает глаза, а дети бегут по кругу друг за другом. После слов воды «Раз, два, три – замри!» они останавливаются. Стоящий рядом с колокольчиком подбирает его с пола (земли) и звенит им. На звук идет вода, ощупывает ребенка и называет его имя. Открывает глаза и смотрит, правильно ли названо имя. При правильном ответе вода занимает место ребёнка, а угаданный ребёнок становится водой. Если имя названо неправильно, вода остается опять водой.
4 часть. Демонстрация живописных произведений рязанского художника А. М. Титова
- Рязанский живописец Анатолий Михайлович Титов более пятидесяти лет тому назад первым из советских художников обратился к теме Есенинской поэзии, проведя персональную выставку под названием «На родине Сергея Есенина». Позднее на родине С. Есенина в Государственном музее-заповеднике села Константиново прошла выставка его работ «В есенинском краю», а в Доме-музее И. П. Пожалостина в посёлке Солотча «По Есенинским местам». Работы Анатолия Титова хранятся в Рязанском Художественном Музее, Государственном Музее-Заповеднике имени Есенина.
- Предлагаю вам полюбоваться полотнами нашего земляка и послушать песню на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая» в исполнении Рязанского государственного академического русского народного хора имени Е. Попова
(Демонстрация картин «Золотая осень», «Золото берёз», «Береза осенью» и «Начало зимы». Во время показа картин звучит песня на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая…»)
Заключительная часть
Подведение итога занятия
- Сегодня мы узнали о рязанском поэте Сергее Есенине много нового и интересного. Мне понравилось, как вы занимались, внимательно слушали ответы других детей, отвечали на вопросы, играли.
- А что понравилось вам?
-Над чем пришлось особенно потрудиться, чтобы справиться с заданием? (Или: что вызвало затруднение?)
Знакомство с жизнью и творчеством Сергея Есенина мы будем продолжать. Для этого у нас есть замечательная книжка-раскладушка о поэте (показать лэпбук). А вам я предлагаю подумать, поговорить дома с родителями и сообщить мне, что еще вы хотите узнать об этом замечательном поэте, гордости Рязанской земли.