Просмотр содержимого документа
«Занятие по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Почему земля кормит»»
Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Почему земля кормит»
Экспериментальная деятельность
"Почему земля кормит"
Цель: познакомить детей с почвой.
Задачи:
-Познакомить детей с видами почвы как образуется почва.
-В ходе экспериментов выделить свойства почвы: наличие воздуха
-Выяснить, что в почве есть для жизни живых организмов.
-Развивать мышление, речь, внимание.
-Воспитывать интерес к неживой природе, аккуратность в работе, чувство товарищества.
-Пополнить словарный запас детей.
Материал:
Комочки сухой почвы, Колба с водой, Белый лист бумаги, палочки, лупы, Таблица “Почва”.
Ход деятельности
-Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
И ветер меня обдувает,
И ливень порой поливает,
И норку во мне прорывает
Проворная мышь полевая.
-Что это? (Земля)
- О чём же мы будем сегодня говорить? (О земле, о почве)
- Послушайте сказку о волшебной кладовой и скажите, почему землю называют кормилицей?
«Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка.
Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи».
-Так почему же землю называют кормилицей? (Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)
-А кого ещё кормит наша земля? (Насекомых птиц, зверей)
- Чем радует нас земля? (Зелёной травой, душистыми цветами, вкусной ягодой)
-Ребята, знаете ли вы, как по-другому называется земля? Где растут растения? (Почва)
– Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой.
- Давайте посмотрим из чего же состоит почва (вода, воздух, минеральные соли) Слайд 1
-Почва везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. Песчаная почва относится к легким видам почв. Узнать ее так же не составит труда: она рыхлая, сыпучая, легко пропускает воду. Если горсть такой земли взять в руки и попробовать сформировать комок – ничего не получится. Слайд 2
-В другом месте больше глины. Как называется такая почва? (Глинистая.) Глинистая почва в дожди жирно липнет к ногам, плохо впитывает воду, легко слипается. Если из горсти такой земли (влажной) скатать длинную колбаску – ее можно легко согнуть в кольцо, при этом она не станет рассыпаться на части или трескаться. Слайд 3
- Еще есть почва суглинистая. Если взять пригоршню такой земли в ладони и скатать ее, то можно легко сформировать колбаску, которую, однако, нельзя согнуть в кольцо, так как при деформировании она развалится. Слайд 4
- Супесчаная почва. По своим качествам она схожа с песчаными почвами, но содержит несколько больший процент глинистых включений. Определить ее можно тем же методом сдавливания горсти влажной земли в колбаску или комок: если она формируется, но плохо удерживает форму – перед вами супесчаный грунт. Слайд 5
- Мы живём с вами на Черноземье. Почему? (У нас почва богата перегноем, её называют чернозёмом. Она чёрного цвета.) Черноземы – это почвы высокого потенциального плодородия. Устойчивая зернисто-комковатая структура, высокое содержание гумуса, большой процент кальция, хорошие водопоглощающие и водоудерживающие способности позволяют рекомендовать их, как лучший вариант для выращивания сельскохозяйственных культур. Чтобы понять, что перед вами действительно чернозем необходимо взять гость земли и сжать ее в ладони, на руке должен остаться черный жирный отпечаток. Слайд 6
-Давайте рассмотрим таблицу “Почва в разрезе”. Слайд 7
-Сколько слоёв почвы вы видите на таблице? (5)
- Какого цвета верхний слой земли? (Тёмного.)
- Это плодородный слой земли. А какого второй слой? (Жёлтого)
- Как вы думаете, что это? (Песок)
А что на таблице изображено голубым цветом? (Вода) Верно, это изображение подземных вод.
- Потом идет слой камней
- Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина (Оранжевым, рыжим)
“Шел по лесу медведь. Долго шел, приморился, смотрит – пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько на пеньке посидеть. Сидит Медведь, Машеньку вспоминает, которая не разрешала ему на пенек садиться, все твердила: “Не садись на пенек, не ешь пирожок”. Отдохнул Мишка, поохал, да и отправился домой. А пень так и остался стоять, даже медведю тяжелому не под силу его развалить.
Медведю-то не под силу, а вот жукам – древоточцам под силу такое дело оказалось. Прослышали про пень жуки разные.
- Кто, кто в пенечке живет?
Никто не отвечает.
Наползли они отовсюду. И начали пень крошить, квартиры строить.
И стал пень в труху превращаться. А тут еще прослышали про пень гусеницы да улитки. И те туда же – к пеньку приползли. На пеньке живут, пень жуют. А тут еще на пеньке дружная семейка опят выросла. Грибы для пня погибель, ведь они тоже пень разрушают. А дырочек-то, дырочек то сколько! И из каждой кто-нибудь нет- нет да и выглянет.
Совсем не похож пень на красавца, который Мишке креслом служил. Вроде был он пень вчера, а сегодня нет его. Исчез пень. Кусочки его жуки растащили, съели, в почву превратили. Мало что от пня осталось.
Медведь к тому времени поседел, постарел. Реже гулять стал, чаще отдыхать присаживаться. Забрел он как-то в знакомые места, о пенечке вспомнил. Пришел на полянку.
“Как же так? – думает Медведь, - точно помню, был здесь пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался? Да, стар я, видно, стал, место перепутал. Пойду еще где-нибудь пенек поищу”.
Старый Медведь, мудрый, но так ничего и не понял. А вы поняли?”
- Объясните Медведю, куда пропал пень? (Насекомые превращают пни в почву)
-А сейчас мы с вами немножко отдохнем
Физкультминутка.
Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок,
Руки вниз – хлопок.
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём,
И в развалочку идём.
Дальше по лесу идём,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем веселее.
Раз, два, раз, два-
Позади уже вода.
- Сейчас мы узнаем с помощью экспериментов, из чего состоит почва. Я дам каждому из вас немножко этой земли.
Воспитатель дает каждому ребенку по два комочка земли, раскладывая ее на белые листы.
Опыт №1. Что спрятано в комочке?
- сейчас мы с вами узнаем, что же у нас находится в земле?
-Один комочек пусть лежит не тронутым. Другой комочек осторожно потрогайте.
- Какая земля в комочке? (Сухая, чёрная)
- Давайте посмотрим на комочек через увеличительное стекло. Скажите, что вы увидели? (В комочке есть трещинки.)
- Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке? (Корешки, камешки, палочки)
Опыт № 2. В земле есть воздух.
- Как вы думаете, воздух в земле есть или нет?
- Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой. Что вы увидели? (Из комочка выделяются маленькие пузырьки. Это воздух поднимается из воды.)
-Так есть в почве воздух? (Есть, он внутри почвы).
-Да, воздух был внутри комочка, между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.
Опыт № 3.
Воспитатель предлагает детям размешать почву в стакане с водой.
Воспитатель делает вывод, что почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.
Через некоторое время дети увидят, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.
- Вот какие чудеса таит в себе почва.
- Теперь давайте отправимся обратно на нашу полянку
Итог деятельности
- Мы сделали с вами опыты, А для чего нам нужна почва? Что растёт на ней?
-Что узнали о почве?
-Почему её называют кормилицей?
-Как образуется почва?
-Что понравилось?
- Вы все сегодня очень хорошо постарались, спасибо вам за занятие