Описание материала: данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, работающими в среднем звене с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Форма организации: игра-путешествие.
Программное содержание.
Образовательные задачи:
•ввести новые слова: курак, чакак, куккук, шнкрч, ула-такка, касая, шапчак;
Просмотр содержимого документа
«Заняти теми: «Килчĕ ыра çуркунне…»»
Чăваш Республикинчи Канаш районĕн «Янкăлчри «Путене» ача сачĕ»
муниципалитетăн шкул умĕнхи вĕренÿ бюджет учрежденийĕ
Занятие хатĕрлекенĕ
воспитатель
Егорова О. А.
Янкăлч – 2018
Занятие теми: «Килчĕ ыра çуркунне…»
Описание материала: данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, работающими в среднем звене с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Форма организации: игра-путешествие.
Программное содержание.
Образовательные задачи:
•ввести новые слова: курак, чакак, куккук, шнкрч, ула-такка, касая, шапчак;
•продолжать учить детей составлению предложений и словосочетаний из 3-4 слов;
•закреплять умение образовывать единственное и множественное число предметов путем добавления окончания –сем.
Развивающие задачи:
•развивать способность самостоятельно рассуждать, сравнивать, обобщать;
•развивать умения и навыки аудирования и говорения в игровых и учебных ситуациях.
воспитательные задачи:
•воспитывать интерес к изучению родного языка;
•воспитывать культуру взаимодействия детей друг с другом и взрослыми в ходе занятия;
•воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Материал:
- иллюстративный материал: модель леса, иллюстрации с изображением деревьев, птиц;
- ТСО.
Предшествующая работа:
лексические темы, согласно перспективному планированию, дидактические игры в свободной деятельности, включение элементов чувашской речи в повседневную жизнь ребенка, рассматривание иллюстраций по теме, обучение связному рассказыванию по картине на русском языке.
Ход занятия:
Д: Ыра кун пултар, ачасем!
В: Ребята сегодня мы с вами отправимся на прогулку в весенний лес. Прислушайтесь. (слайд № 4) Вы услышите звуки необычные и разнообразные: пение птиц, журчание ручейков. Возможно, где-то еще лежит снег. Вы увидите трогательные подснежники и первые зеленые травинки, бойко пробуждающиеся сквозь толщу прошлогодней листвы (слайд № 5). Ребята, а давайте вспомним правила поведения в природе? (слайд № 6)
В: Ребята, как будет по-чувашски «лес»? (врман)
Ребенок: Килче ыра çуркунне,
Килчу ячее ашатса
Хевел савать тенчене
Хел пихинчен варатса.
В: Ребята, как будет весна по-чувашски? (çуркунне)
çуркунне урамра мен улшанать? (çуркунне хевел пахать, юр ирелет, кайксем йава саврассе, санталак ашатать). Маттур, ачасем, терес.
В: Менле кайаксем яланах ккунта пуранассе? (чакак, куккук, ула-такка, касая)
В: Ребята, давайте поиграем в игру «Угадай, что за птица?». Ачасем, атьар вайа вылятпар «Пельмеле, ку менле кайак?».
Ку мен ятла кайак? Кайак мен тесле? Пысаке печек, менле юрлать? (индивидуальная работа по иллюстрациям с изображением птиц, с тем, чтобы дети могли слушать и произносить название птиц в различных словосочетаниях и предложениях).
Перре, икке! Перре, икке! (хлопают в ладоши 2 раза)
В: Ачасем, атьар ваййа вылятпар. Перререн нумай таватпар.
Курак – кураксем,
Чакак – чакаксем
Кукук – кукуксем,
Шанкарч – шанкарчсем,
Шапчак – шапчаксем,
В: Тепер вайа вылятпар. Игра «Переводчики». Самахсене вырасларан чавашла, чавашларан вырасла кусаратпар (дидактическая игра на закрепление новых слов).
В: Маттур, ачасем. Лайах вылярамар. Атьар аса илетпер, варманта менле кайаксем пуранассе. (Закрепление названий птиц на чувашском языке и использование различных форм построения предложений и словосочетаний).