• Воспитывать нравственно–патриотические чувства у детей, любовь к Родине, повышать любознательность.
Материалы: предметы быта казаков и кубанских народных ремесел; предметы современного декоративно-прикладного искусства; карточки с изображением орудий труда, ремесленников, предметовкубанских народных ремесел.
Занятие проводится в местном краеведческом музее.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Вступительная беседа.
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие: мы «побываем в прошлом». А для этого мы с Вами приехали в музей. Вы знаете, ребята, что такое музей? (Музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов, памятников истории, материальной и духовной культуры). Давайте познакомимся с сотрудниками музея. (представление).
Как вы думаете, ребята, для чего люди ходят в музей? (ответы детей). Конечно, вы правы. Каждый культурный человек должен знать историю своего народа.
В музее много необычных, старинных предметов, которые помогают узнать больше о своих предках - казаки. Давайте рассмотрим их и попробуем назвать. Дети пытаются назвать предметы (деревянная ложка, сабля, кувшин, горшок с мёдом, шкурка куницы, рушник, лоскутное одеяло, коврики, женские украшения из драгоценных камней и кожи, подкова, глечик, вилы, кочерга, макитра)
Воспитатель:
- Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля не только в старину славилась своими мастерами, но и в наше время.
Воспитатель обращает внимание детей на предметы современного декоративно-прикладного искусства.
- Посмотрите, сколько красивых вещей изготовлено руками мастеров.
На Кубани так идет, что талантливый народ.
Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец.
И блоху он подкуёт, дом добротный возведёт.
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.
- Я знаю, что вы, ребята, тоже умеете много делать своими руками и знаете о ремеслах наших предков - казаков, поэтому хочу предложить провести викторину. Для успешной работы нам нужно вспомнить, что же такое ремесло? (ответы детей) (Ремесло – это изготовление каких-либо изделий ручным способом).
- Для проведения викторины поделимсяна две команды: первая команда— станичники, вторая - хуторяне. Вам на выбор два вида эмблем, кто какую выберет, тот и будет в соответствующей команде. Выберите капитанов своих команд. А членами жюри будут сотрудники музея: (назвать по имени и отчеству)
II.Викторина.
Задание 1. «Кто больше назовёт видов ремесел»
За каждый правильный ответ команда получает фишку. В конце выполнения задания жюри подсчитывает количество фишек каждой команды и выявляет победителя первого конкурса.
Задание 2. «Загадки»
Жюри присуждает очко той команде, которая правильно узнает, о каком ремесленнике идет речь
1. а) Согнут в дугу – летом в лугу, зимой на крюку (серп)
2. а) Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка)
б) Стоит кошка – четыре ножки (скамья)
Из чего сделаны эти предметы? (из дерева)
Кто занимается изготовление предметов из дерева? (плотник)
3. а) На топтале был,
на кружале был,
на пожаре был.
Домой пришел – семью кормил (горшок)
б)Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу (глина)
- Как называется мастер по изготовлению глиняной посуды?(гончар)
Задание 3. «Узнай ремесло»
Командам даются карточки с изображением предметов кубанских ремесел. Не показывая карточку соперникам, необходимо жестами, движениями изобразить ремесленника. Победа присуждается той команде, которая правильно назовет ремесло.
Задание4. «Пословицы»
-Назовите пословицы о ремеслах и трудолюбии(ответы детей)
( Например: Ремесло за плечами не виснет
Ремесло – не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает
Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит.
Ремеслу везде почет.
Худое ремесло лучше хорошего воровства)
Задание 5. «Подбери»
- Перед вами два стола, на которых лежат карточки с изображением орудий труда. В центре - изображение ремесленника (кузнец, плотник). Вам надо внимательно подумать и оставить каждому ремесленнику только его орудия труда.
- В народе считалось, что подкова приносит удачу и счастье. Давайте мы с вами, передавая подкову из рук в руки, выскажем друг другу самые теплые пожелания.