2. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
3. Развивать интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес, бережное отношения к воде.
Словарная работа: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода.
Оборудование:
Демонстрационный: мешочек с глобусом, рисунки-схемы «Движение воды в природе». Загадка о глобусе.
Раздаточный: 12 стаканов с водой, цветные палочки, термос с горячей водой, 10 ч. Ложек, одеколон, зеркальце, 10 стаканов, банка с водой.
Предварительная работа с детьми:
Беседа о водовороте воды в природе, рассматривание картинок о явлениях природе: снег, дождь, град, радуга и эксперименты с водой, со снегом, со льдом.
Ход ООД
Воспитатель вносит детям мешочек.
- Ребята, я к вам очень спешила сегодня. Бегу по дорожке и вижу, на кустике висит мешочек. Что же в нем лежит. Как вы думаете, что в нем? Потрогайте его (дети обследуют мешочек, называют свои варианты). А на мешочке что - то написано, да это загадка.
Воспитатель читает загадку:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
- Что это (Дети называют). Воспитатель достает из мешочка модель Земли – глобус.
– А что такое глобус? (Глобус – это модель Земли.)
– А как вы понимаете – модель Земли? (Дети высказывают, объясняют)
– Правильно, дети, глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
– А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны)
– Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (Показать на глобусе)
– Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? (Синий цвет – это вода :моря, океаны, реки, озёра)
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?
– Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?
– Почему? (Дети объясняют)
– А что вы знаете о воде? Какая она?
– Кому нужна вода?
– Зачем вода нужна растениям?
– А как они её получают?
– Почему животные не могут жить без воды?
(Дети объясняют, делают выводы, воспитатель читает стихотворение)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
– Ребята, а человеку нужна вода? (ответы детей)
- Как люди используют воду? (пьют, готовят еду, поливают огород и т. д.)
– А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
– А как вода поступает в дом? – Ребята, что такое круговорот воды в природе?
Игровое упражнение «Расставь картинки»
(Объяснения детей)
Физкультминутка
Солнце спит и небо спит. (ладони к левой щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)
Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало. (качаем поднятыми руками вверх)
Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх –вниз)
Дождь по крышам застучал. (прыжки на месте)
Барабанит дождь по крыше (хлопки в ладоши)
Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)
Вот и спряталось за тучи. (приседаем)
Ни один не видно лучик. (встали, спрятали руки за спину)
– Ребята, а какие вы знаете свойства воды?
– Давайте пройдём с вами в нашу лабораторию и узнаем о них с помощью опытов.
Опыт 1. Вода – жидкая.
(Один стакан пустой, второй – с водой). Предложить детям аккуратно перелить воду.
Вывод: Потому, что она жидкая. Это свойство помогает воде, она течёт по трубам.
Опыт 2. У воды нет формы.
Налить воду в сосуд разной формы (в пробирку, стакан, блюдце)
Вывод: Вода приобретает форму сосуда.
Опыт 3. У воды нет запаха.
Предложить детям понюхать воду в стакане, потом капнуть капельку одеколона и ещё раз понюхать, почувствовать запах.
Вывод: У воды нет запаха, но может приобретать запах другого вещества.
Опыт 4. Пар – это тоже вода.
Открыть термос с горячей водой и над ним подержать зеркальце, видны капельки воды (зеркальце запотело)
Вывод: Горячая вода превратилась в пар.
Опыт 5. Вода прозрачная. 2 стакана (1 – с водой 2 – с молоком). В оба стакана положить палочки.
В каком стакане видна палочка, а каком – нет. Почему?
Вывод: Вода – прозрачная, а молоко – нет.
– Ребята, представьте себе, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной, как в сказке “молочная речка с кисельными берегами”. Могли бы рыбы, растения жить, развиваться в таких молочных реках (Нет)
– Ребята, непрозрачная (мутная)вода не пропускает солнечных лучей, а без этого в водоёмах: реках, озерах не смогут расти водоросли. А если не будет растительности, то нечем будет питаться животному миру, рыбам.
Всем нужна чистая, прозрачная вода! Поэтому, нельзя загрязнять водоёмы, воду нужно беречь и беречь природу на нашей планете!
О земля, муравейник людской,
Дом родной без конца и без края.
Ты нас кормишь и поишь водой,
Как тебя не беречь, дорогая?
Рефлексия:
-Что нового, вы узнали сегодня на занятии? (ответы детей).
-Я приготовила для вас полезную, освежающую воду. Это минеральная вода, она очень полезна для нашего организма. И приглашаю вас выпить стаканчик минеральной воды.