Просмотр содержимого документа
«" весна" разработка урока для предшколы»
В гостях у весны.
Занятие для детей группы предшколы воспитателя высшего уровня первой категории ДМЦ «Средняя школа № 17 им.М.Ауэзова» акимата г.Усть – Каменогорска Казахстан Розановой М.Н.
Область образования: Коммуникация
Тема: Весна и о весне
Цель: Освоение старшими дошкольниками базовых норм и правил родного языка в пределах возрастной компетентности.
Задачи:
1.Образовательная: Создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о времени года – весна, о перелётных птицах, учить пользоваться полученными знаниями.
2. Развивающая: Совершенствовать виды речевой деятельности для развития логических, мыслительных операций, уметь анализировать и устанавливать причинно – следственные связи.
3.Воспитательная: Воспитывать любовь к природе родного края и бережное отношение к ней.
Подготовка к занятию: составление конспекта занятия и сбор материала к занятию, работа с родителями — составление проектов о перелетных птицах.
Материал. Иллюстрации с изображением перелётных птиц. Слайды перелётные птицы(соловей, скворец, аист, грач). Записи пения птиц. Дидактические игры «Скажи наоборот», «Считай и называй», « Кому что по вкусу».
Предварительная работа. Наблюдение за птицами на участке. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах, проведение занятия по теме: « О тех, кто умеет летать; перелетные и зимующие птицы».
Билингвальныйкомпонент : «весна»,- коктем, а на английском-сприн , птицы- құстар
Дети заходят в музыкальный зал, усаживаются на стульчики.
- Ребята, вы слышите, как кто–то так бесшумно ходит за окном? Кто же это? Я помогу вам догадаться. Послушайтестихотворение–загадку:
Шагает красавица, легко земли касается.
Идёт на поле, на реку, и по снежку и по цветку.
И раскрывает почки, в зелёные листочки.
Деревья одевает, посевы поливает.
Движения полна, зовут её….(весна)
Как на казахском языке будет «весна»,- коктем, а на английском-сприн
Весна долго шла к нам через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы. Сегодня мы поговорим с вами о весне. Я приготовила для вас берёзку (дерево) ,но она стоит без листиков. За каждый правильный ответ о весне, вы будите получать зелёные листочки ,будем «одевать» нашу берёзку?
1.Придумайте определение к слову «Весна»
(ранняя, тёплая, солнечная, дождливая, ветреная, красивая, долгожданная, поздняя, звонкая,зелёная, красная, радостная, светлая) Ну вот и зазеленела нашаберёзка. Пусть она нас радует.
2.Что может быть весенним – день, сад, проталина, цветок, небо, утро, погода, ветер, дождьит. д.
Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель ,май)
Верно ,март ещё называют капельником или протальником ( от слова проталины)Апрель - снегогон, в конце апреля солнце прогоняет последний снег., а май–травень или цветень. Я предлагаю вам по мнемотаблице рассказать о весне. ( 2 – 3 чел)
Звучиттихомузыка, детирассказывают.
Физминутка.
Предлагаю поиграть в игру «Веснянка»
Золотое донышко
Солнце, солнышко
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло .(идут по кругу)
Побежалвсадуручей (бегут)
Прилетелостограчей (летятпокругу)
А сугробы тают, тают( медленно приседают)
А цветочки подрастают( тянутся на носочках, руки вверх)
Все кто хочет погулять, оглянитесь, повернитесь. В весеннем царстве окажитесь.
3.О ком сейчас пойдёт речь?
–Перелётные, зимующие, весенние, хлопотливые, поющие? Конечно ,о птицах. Звучит музыка–пение птиц. Дети слушают. На каз.яз – кус, на англ - бёд
Месяц март – ещё ведь называют месяцем птиц. Птицы возвращаются с зимовки. Как называются птицы, которые прилетают с юга? Правильно – перелётные. Почему птицы прилетели к нам? Стало тепло и они вернулись на свою Родину. Переселение птиц идёт в строгом порядке. Каждый отряд прилетает в свою очередь. Летят птицы одной и той же дорогой, что и их предки, много лет назад. А кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной? (Поправить старые гнезда и построить новые.)
- Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)
- Где птицы строят свои гнезда? (На деревьях, на земле, под крышей, под балконом, в кустах). - Иногда на дереве можно увидеть сразу несколько птичьих гнезд.
По прилёту они строят себе жилища, откладывают яйца и высиживают птенцов.
Ну а теперь давайте назовём птиц ВосточногоКазахстана. ( соловей, скворец, ласточка, грач, кукушка, иволга, жаворонок, цапля.)
Дети а где мы можем узнать про птиц? ( из рассказ воспитателя, из телевизора, от родителей, из интернета, сходить в библиотеку)
Грач —перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.
Скворец –певчая птица. У скворца чёрное оперение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватыми или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки. Обладает широким диапазоном звуков, которые могут включать в себя свисты, скрипы, мяуканье. Способен подражать пению других птиц.
Ласточка. Городская ласточка – мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.
Соловей—неприметная серая певчая птица. Зимует в Африке. Обитает в кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда строит на земле или очень низко, в кустах. Яйца зеленоватые или голубоватые в крапинку.
Лебедь. Оперение лебедей по своей окраске бывает либо чистобелое, либо серого или чёрного цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а так же их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами.
Жаворонок – маленькие птички, живущие на земле. По земле они не прыгают, а бегают. На земле они так же и гнездятся, откладывая в гнездо пятнистые яйца. Едят жаворонки семена растений и насекомых.
Утка—птица среднего размера сотносительно короткой шеей. Окраска оперения бывает разная. В период размножения самцы отличаются от самок яркой окраской. Большинство уток линяют два раза в год.
Кукушка—размер у разных видов кукушек разный, но у всех у них тонкое туловище, длинный хвост и сильные лапки. Она откладывает свои яйца в гнёзда других птиц. Птенцы кукушки вылупляются раньше и растут быстрее, потом вытесняют яйца или прогоняют птенцов
матери, высидевшей птенца кукушки. И хозяину гнезда приходится выкармливать только птенца кукушки.
Журавли — крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни.
Цапли — живущие на мелководье птицы. Обитают в заболоченных либо медленно текущих водоёмах. Они неподвижно стоят в воде и всматриваются в воду, выискивая добычу.
4.Поиграем. «Скажи наоборот» дети смотрят слайды.
Аист большой , а соловей ….
Аист белый , а грач …
У аиста белая шея, а у кукушки …
Упражнение « Скажи одним словом» - У аиста ноги длинные , поэтому его называют – длинноногим
У соловья звонкий голос – поэтому его называют – звонкоголосым
У ласточки хвост длинный – поэтому её называют – длиннохвостой
Минутка отдыха :
Карлыгаш боп ушайык
Токылдак боп шокиык
Сауыскан боп секирип
Кустар болап конайык
5.А сейчас я предлагаю вам выполнить работу по карточкам» Что у птиц по одному? « По два»
Какие красивые, одна на другую не похожие птицы. Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своею оперения, но и своими песнями.
Окружающий человека мир полон звуков, и среди них особое место занимают звуковые сигналы птиц.
А если бы птицы могли петь так, как люди, словами, о чем бы они нам рассказали в своих весенних песнях?
(О том, как они любят свою родину, как прекрасна и неповторима наша земля, какие чудеса они видели в дальних странах, как долог и труден был их путь к себе домой, как они спешили и радовались встрече с нами и т.д.)
Мы слышали, как в вышине
Поют свои нам песни птицы,
Поют о солнце и весне,
И о родимой стороне,
И нет их песенок чудесней.
6.Упражнение «Кому, что по вкусу».- работа по карточкам. Объясняют.
Игра «Кто у кого»( у грача–грачата, у галки–галчата, у журавля–журавлята, у вороны–воронята, у скворца–скворчата, у стрижа–стрижата. Ит. д.)
Игра « Четвёртый лишний» ( сорока, воробей, лебедь, ворона)
Ну что ж наше занятие подходит к концу.
И я бы хотела узнать ,как мы с вами можем помочь нашим птицам :
Нельзя стрелять в птиц из рогаток. Потому, что можно их поранить
Нельзя разрушать гнёзда птиц, потому, что птицы выводят в них птенцов
Нельзя уничтожать насекомых, потому, что птицы ими питаются.
Итог:
Что вам больше всего понравилось, запомнилось? Весна пришла к нам не с пустыми руками - она принесла вам птичек–это жаворонки– символ весны Весна дарит их вам. Раздать. Берут в руки птичек и поют английскую песню.