Просмотр содержимого документа
«Весна пришла – тепло и радость принесла»
Государственное учреждение ЛНР «ЛДОУ я/с кт №2»
Конспект занятия
в старшей группе на тему:
«Пришла весна – тепло и радость принесла»
Подготовила : воспитатель I категории Лещинская Г.В.
Программное содержание: Уточнять и расширять знания детей о признаках весны; закрепить знания о смене времен года.
Учить детей запоминать небольшие стихотворения с помощью мнемосхемы. Закрепить умение интонационно, выразительно декламировать стихотворение, упражнять в умении пользоваться интонациями голоса.
Учить правильно выражать и излагать свои мысли; отвечать на вопросы воспитателя полным предложением; подбирать прилагательные к существительным.
Закреплять правильное произношение звука [с] с разной интонацией и силой голоса.
Активизировать познавательную и речевую деятельность детей, словарь на основе углубленных знаний о природных явлениях;
память, мышление, внимание, артикуляционную моторику с согласованной работой рук.
Воспитывать эмоционально-радостного отношения к пробуждающейся природе.
Словарная работа: отшумела, гонит.
Материал и оборудование: картинки для оформления весеннего пейзажа; солнце, лучи; аудиозапись весенней мелодии, магнитофон; мнемотаблица для заучивания стихотворения.
Предварительная работа: наблюдения за весенними явлениями природы (дует теплый ветер, тает снег, капель, на деревьях набухают почки), коллективные индивидуальные беседы с детьми о весне, рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы (В.Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладков «Весенние радости»), составление рассказов о красоте весеннего пейзажа.
Ход занятия:
Звучит музыка П. Чайковского «Весна»
-- Здравствуйте, ребята. Я долго шла к вам через зимние вьюги, холодные ветра и
снежные сугробы, и рада теперь всех вас видеть. А вот кто я, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Дел у меня не мало -
Я раскрываю почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня … весна
- Молодцы, ребята, отгадали правильно. Скажите, а вы знаете еще признаки весны? Назовите их.
-Весной солнце ярко светит и греет
-весной небо голубое, чистое , а облака белые, пушистые, легкие.
-снег начинает таять, появляются проталины, текут ручьи, с крыш свисают сосульки.
- Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? (Сосульки быстро тают под теплыми солнечными лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш).
- на деревьях и кустах набухают почки и появляются первые зеленые листочки
-Насекомые вылезают из зимних укрытий и греются на солнышке
-Появляются первые весенние цветы: подснежники, пролески, мать –и – мачеха.
- День становится длиннее, а ночь – короче.
- возвращаются перелетные птицы с юга , они вьют гнезда, а потом будут высиживать птенцов. (Какие птицы прилетают первыми? - грачи, затем скворцы) Люди помогают птицам – делают скворечники
-Ежи, медведи, барсуки, весной просыпаются от зимней спячки; заяц, белка меняют свои шубки; лиса, волк линяют: выпадает зимняя густая шерсть, а вырастает летняя редкая. Весной у диких животных появляются детеныши.
-Земля покрывается травкой. -Люди одевают более легкую одежду.
- Как вы думаете, почему становится теплее?
Молодцы! Вы все очень верно рассказали.
-Как вы думаете, почему происходят все эти изменения в природе?
- Ребята, я хочу вам открыть секрет, почему происходит смена времен года. Наша планета Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за год, и всегда она наклонена на один бок, поэтому Земля освещается Солнцем по – разному. Земля состоит из двух частей: северное полушарие и южное. Когда к Солнцу обращено северное полушарие, оно больше получает тепла и света – здесь лето. В южном полушарии в это время зима. Через полгода южное полушарие будет больше освещено Солнцем и теперь здесь лето, а в северном полушарии – зима. Если оба полушария освещены одинаково, то наступает весна или осень. Но всегда в обоих полушариях разные времена года. Мы с вами живем в северном полушарии- вот здесь – сейчас сюда попадает больше солнечных лучей, становится теплее и значит у нас наступает весна, постепенно к нам будет попадать еще больше солнечных лучей и наступит лето. Ребята, если бы наша планета Земля не была наклонена на один бок , то у нас не происходило смены времен года.
- В народе говорят так: Солнце светит, солнце сияет – вся природа оживает
Солнце – самое большое и доброе чудо. Давайте поиграем и подарим солнышку ласковые слова.
Скажите, какое солнце и приложите лучик к солнцу.
Дидактическая игра «Подбери признак»
- А сейчас поиграем в весенние слова, я буду называть слова, а вы постарайтесь догадаться о чем я говорю .
- Ребята, можете открыть глаза, расскажите, что вы услышали? - Какие весенние звуки ты услышала? - Молодцы! Я принимаю ваши ответы.
- Ребята, я только вступаю в свои права. И мы с вами будем ещё долго слушать звуки весны, путешествовать по весенней природе, радоваться солнышку прилёту птиц, журчанию ручейков, первым подснежникам.
- А сейчас давайте поиграем с солнышком.
Физкультминутка «Солнышко»
Солнышко, солнышко,
Дети стоят в кругу, держась за желтую ленточку
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Поднимают руки с лентой вверх.
Побежал в саду ручей,
Прилетело 100 грачей,
Руки вытягивают вперед и делают волнообразные движения.
А сугробы тают, тают,
Постепенно приседают.
А цветочки подрастают.
Поднимаются на носочки и тянутся вверх.
Ребята, шла я к вам в детский сад издалека, повстречала «Зиму», она мне рассказала, как замечательно вы её провожали, какие красивые стихи читали! Вот и мне так хочется, чтобы вы познакомились с весенним стихотворением.
Присаживайтесь на стулья по удобнее, и послушайте стихотворение, оно называется «Весна », написал его Г. Ладонщиков.
«Весна»
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня,
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
- Понравилось стихотворение?
Послушайте, как я еще раз выразительно прочитаю это стихотворение, постарайтесь его запомнить, мы будем его учить. Помогут нам в этом картинки.
Г. Ладонщиков «Весна»
(Воспитатель читает стихотворение еще раз, сопровождая картинками)
- Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?
Почему вы так думаете?
- Как вы думаете, что означает слово - отшумела?
- А как вы понимаете - гонит лед
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Вопросы – ответы». Я буду задавать вопросы по содержанию стихотворения, а вы должны ответить строчкой из стихотворения.
- Что сделала злая вьюга? (отшумела злая вьюга)
- Какая стала ночь? (стала ночь короче дня)
- Какой дует ветер? (теплый ветер дует с юга)
- Как капли падают? (капли падают, звеня)
- Что делает солнце? (солнце, землю нагревая)
- Что произошло со снеговой бабой? ( тает баба снеговая)
- Как она слёзы льёт? ( и ручьями слезы льет)
- Молодцы, ребята, рассказали все правильно.
-А сейчас, немного отдохнем и поиграем с ветерком.
Упражнение «Ветерок»
Подул легкий весенний ветерок, и нам захотелось с ним поиграть…
Мы подуем высоко: с – с – с.
Мы подуем низко: с – с – с.
Мы подуем далеко: с – с – с.
Мы подуем близко: с – с – с.
(Дети выполняют движения по тексту и произносят звук: поднимают руки вверх, опускают вниз, вытягивают вперёд, подносят к губам).
Упражнение «Собери стихотворение»
Ой, ребята, а ветерок рассыпал все наше стихотворение. Давайте-ка соберем стихотворение обратно, ведь мы уже с вами его хорошо знаем, правда?
- Подойдите, ребята к столу, посмотрите внимательно на картинки.
- какая картинка подходит к первой строке стихотворения?
(Дети собирают картинки по строчкам стихотворения по порядку)
- Молодцы, ребята.
- Послушайте, как я выразительно прочту стихотворение. Это стихотворение нужно читать неторопливо, не очень громко, и постараться передать чувство автора, его радость от того, что зима закончилась и наступает долгожданная весна.
Г. Ладонщиков «Весна»
- Кто хочет рассказать это замечательное стихотворение?
- Ребята, не забывайте, что нужно называть автора этого стихотворения и название.
- Вот спасибо! Порадовали меня. Скажите, кто написал это стихотворение? Как оно называется?
Я хочу подарить вам эти волшебные картинки, чтобы вы ещё раз поучили это стихотворение. И смогли рассказать его своим родителям или друзьям.