Орг-поиск. Реф- корре гиру ющий | 2 Игра «Скрытая картина». Ребята, сегодня мы с вами отправимся в картинную галарею. Что такое картинная галерея? (Это выставка картин). По одной из них мы составим рассказ . заходят в «выставочный зал», рассматривают карины. А вот по этой картине должны были составить описательный рассказ. (Показывает картину. Дети видят только ¼ часть картины , на которой видно только небо, макушки деревьев, остальное всё белое.) Как же мы теперь будем работать? Зима торопится прийти и закрыла почти всю картину своим белым снежным покрывалом. А вы можете догадаться, что нарисовано на картине? (Воспитатель убирает ¼ часть белого с картины и находит задания Зимы. «Я открою вам картину, если вы составите кроссворд и сочините загадки.») Ну, что, ребята, согласимся с условиями Зимы? (открывает всю картину) Какое время года изобтажено? (Осень) Вот почему Зима нам мешает, она хочет, круглый год одна властвовать. 3 Составление кроссворда и загадок. Что ж, приступим к выполнению заданий. (2 ур: детям воспитатель даёт карточки с алгоритмом для составления загадок о деревьях и листьях. 3 ур: задание без опоры на алгоритм составить загадки о дожде и ветре. По аналогии с синквейном.) 1 ур: С остальными составляют кроссворд. За основу взяли слово «осень».) Ребята, предлагаю вам отгадать загадку. Отгадку мы возьмём за ключевое слово в кроссворде. Пришла без красок и без кисти, И перекрасила все листья. (Осень) Упражнение «Подзорная труба» А чтобы составить кроссворд, вооружитесь подзорными трубами, выделите все объекты на кртине. Из них назовите те, в которых есть буквы «о», «с», «е», «н». (Дети называют слова н-р: дом, лист, дерево, небо.) Теперь их нужно зашифровать. Что такое дом? (Здание, в котором живут люди.) Помещаем это слово под цифрой 1. Что такое листва? (Манетки, растущие на дереве. Или один из органов дерева.). Что такое дерево? (Высокое растение с твёрдым стволом ). Что такое небо? (Голубое пространство над землёй). Теперь пора услышать загадки. Примерные варианты загадок: О листьях: Бывают зелёными, как лягушка, бывают жёлтыми, как солнце, бывают красными, как помидор. Бывают круглые, как монетки. Осенью летят, падают на землю и исчезают. О дереве: Стоит на одной ноге, но не гриб. Летом носит зелёное платье, осенью жёлтое и красное надевает. К зиме совсем раздевается. Его любят птицы. О ветре: Он и сильный, он и лёгкий. Бывает шквалистый, порывистый, холодный и тёплый. Он деревья качает, с них листья срывает. Воет, но не волк. Дует, но не вентилятор. О дожде: Он бывает моросящий и сильный. Он идёт, но не человек. Поливает, но не садовник. Капает, но не слёзы. После него бывает радуга. 4 Физминутка – эмпатия «Ожившие предметы». Покажите дерево, обдуваемое лёгким ветерком. Дерево на сильном ветру. Как опадают листья с деревьев. Как сыплются листья на сильном ветру. Как кружатся листья на ветру в пёстром хороводе. Как моросит мелкий дождик. Как идёт сильный дождь. Покажите увядший цветок, который полил дождь. Как ведут себя люди, попавшие под дождь. 5 «Вхождение в картину». - Ребята, я предлагаю вам, отправиться в путешествие по картине. Зима оставила волшебную палочку, она нам поможет. Повторяйте вместе со мной слова волшебного заклинания: «Вокруг себя ты обернись и в картине очутись!» (Взмахивает волшебной палочкой) - Представьте, что это вы идёте по аллее под зонтом, что вы ощущаете? Расскажите, что вы слышите, чувствуете. (Показывает картинку с изображением волшебников Ухо, Рука (лицо), Нос, Глаз) Варианты ответов детей: - Я слышу, как свистит ветер. – Как сказать по-другому? = Слышится песенка ветра. - Я слышу, как стучит дождь. – Как сказать по-другому? = Частый дождь барабанит по крышам домов. - Я слышу как шелестят листья на ветру. – Уточните, какие листья? = Мокрые, разноцветные листья шелестят на ветру, срываются с веток и падают на землю. - Я вижу, что идёт дождь. – Как вы догадались, что идёт дождь? (Потому, что асфальт блестит, человек идёт под зонтом.) - Я вижу, как ветер качает ветки деревьев. – Уточните, какой ветер, какие ветки деревьев? = Лёгкий ветерок покачивает тонкие ветки деревьев. - Я чувствую, как дождик капает на моё лицо. - Я вдыхаю прохладный, свежий воздух. И др. - Пора вернуться в группу. Повторяйте волшебные слова. «Вокруг себя ты обернись и в группе очутись!» (Взмахивает волшебной палочкой). Упражнение «Каким может быть? Что делает?» Чтобы рассказ получился красивым, необходимо знать какими могут быть и что могут детать предметыи природные явления, изображённые на картине. В этом нам помогут другие картины из галереи. Посмотрите на них, сравните природные явления, изображённые на них и скажите: Каким модет быть дождь? (Холодным, тёплым, моросящим, проливным. Барабанит, стучит, льёт, поливает,хлещет.) Каким может быть ветер? (Порывистый, сильный, лёгкий, тёплый, холодный. Дует, воет, завывает, свистит, рвёт, срывает, качает, обдувает.) Какими могут быть деревья? (Тонкие,стройные, высокие, гибкие. Стоят, покачиваются, обнажаются, засыпают.) Какими могут быть листья? (Золотые, лиловые, багряные, мокрые, резные. Шелестят, шуршат, срываются, летят, кружатся.) Каким может быть воздух? (Прзрачный, чистый, свежий, бодрящий, сырой.) Каким может быть город? (Мокрый, задумчивый, оживлённый, спящий. Дремлет, засыпает.) 6 Составление рассказа по картине. - Нам на помошь пришли наши друзья часы, которые, напоминают о том, что как и стрелки часов идут по кругу, так и мы будем составлять свой рассказ последовательно, двигаясь по картине по часовой стрелке. Не забывайте о правиле, что каждый рассказ имеет начало и концовку. В составлении красивого рассказа нам помогут метафоры. - Какое время года наступило? Где происходят события? (В городе наступила осень.) Воспитатель крепит над часами условное обозначение. Составление метафор. Тёмное небо – папа хмурый (сердитый) = небо хмурое. Воздух прохладный - стекло прозрачное = воздух прохладный, прозрачный. Идёт дождь – блестят серебряные нити = блестят серебряные нити дождя. Из туч идёт дождь - Девочка льёт слёзы (плачет) = тучи льют слёзы. Осеннее небо – мальчик грустит = грустит осеннее небо. Мозговой штурм «Почему может грустить осеннее небо?» Потому что закончилось лето. Дует ветер – мальчик срывает листья с деревьев = Ветер срывает листья с деревьев. Разноцветные листья ложатся на землю - Мама купила пёстрый ковёр. = Листья ложатся на землю пёстрым ковром. Деревья стоят голые. – Принцесса снимает своё пышное платье. = Деревья снимают свои пышные платья. Натупает вечер в городе = мальчик засыпает, лист мокрый = Наступает вечер в, засыпающем мокром, городе. «Осень в городе». - Ребята, у нас получился замечательный, очень красивый рассказ об осени. На следующем занятии мы будем его рассказывать по памяти, а сегодня наша экскурсия в картинную галерею подошла к концу. Итог. Что нового узнали сегодня? Что особенно запомнилось, понравилось? Что было легко, а что вызывало затруднения? | Рассматривают картину. Дети выдвигают версии. Соглашаются. Отвечают развёрнутыми предложениями. 2 ур: Составляют загадки. 3 ур: кодируют самостоятельно загадки на листе бумаги. Разгадывают. Соглашаются. Складывают ладошки «трубой», расматривают картину. Дают формулировку понятию. 2, 3 ур: дети загадывают, составленные ими загадки. Показывают движения. Соглашаются. Рассказывают о своих ощущениях. Подбирают определения, глаголы, характеризующие предметы и природные явления. Отвечают. Упражняются в составлении метафор. Выдвигают свои предположения. Составляют рассказ с помощью воспитателя. Дают название картине. Дети рассказывают о своих ощущениях. |