kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческое рассказывание по картине.Экскурсия в картинную галерею с использованием ТРИЗ технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

составление рассказа по картине с использованием ТРИЗ технологии.разгадывание кроссворда

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческое рассказывание по картине.Экскурсия в картинную галерею с использованием ТРИЗ технологии»


Образовательная область: «Коммуникация».

Раздел: «Развитие речи».

Тема занятия: творческое рассказывание по картине.

Сюжет: «Экскурсия в картинную галерею».

Цель: формировать умение составлять описательный рассказ по картине

«Осень в городе».

Задачи: умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием; умение составлять развёрнутый последовательный рассказ по картине; развитие грамстроя речи через согласование слов в предложении;

упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, составлять метафоры; умение составлять кроссворды и загадки с опорой на алгоритм; развитие внимания, памяти; воспитание умения внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его.

Оборудование: картина «Осень в городе»; алгоритмы к составлению загадок; листы с заданием для 3 уровня, карандаши; кроссворд «осень», чёрный маркер, символические обозначения к кроссворду; волшебная палочка, большие часы.


Словарь: моросит (дождь), багряные, лиловые листья, пёстрый ковёр,

обнажаются (деревья), надвигается (вечер).

Билингвальный компонент:

осень - күз, дерево - ағаш, дом - үй, листок - жапырақ, небо - аспан.


План занятия:

1 Круг радости «Доброе утро!».

2 Игра «Скрытая картина».

3 Составление кроссворда и загадок.

Упражнение «Подзорная труба».

4 Физминутка – эмпатия «Ожившие предметы»

5 «Вхождение в картину».

Упражнение «Каим может быть? Что делает?»

6 Составление рассказа по картине.

Составление метафор.

Мозговой штурм «Почему грустит осеннее небо?».

7 Итог.


Этапы

д-ти

Действия воспитателя

Действия детей

Мот.

поб

1 Круг радости «Доброе утро!»

- Доброе утро! — птицы запели.

(дети машут руками)

Добрые люди встали с постели.

(показывают, как просыпаются, потягиваются)

Солнце вошло и идет по делам!

(разводят в стороны руки)

- Доброе утро, люди, всем вам!

(машут руками друг другу)


Повторяют слова и движения.

Орг-поиск.






























































































































































Реф-

корре

гиру

ющий

2 Игра «Скрытая картина».

  • Ребята, сегодня мы с вами отправимся в картинную галарею. Что такое картинная галерея? (Это выставка картин). По одной из них мы составим рассказ . заходят в «выставочный зал», рассматривают карины.

  • А вот по этой картине должны были составить описательный рассказ. (Показывает картину. Дети видят только ¼ часть картины , на которой видно только небо, макушки деревьев, остальное всё белое.)

  • Как же мы теперь будем работать? Зима торопится прийти и закрыла почти всю картину своим белым снежным покрывалом. А вы можете догадаться, что нарисовано на картине? (Воспитатель убирает ¼ часть белого с картины и находит задания Зимы. «Я открою вам картину, если вы составите кроссворд и сочините загадки.»)

  • Ну, что, ребята, согласимся с условиями Зимы? (открывает всю картину)

  • Какое время года изобтажено? (Осень)

  • Вот почему Зима нам мешает, она хочет, круглый год одна властвовать.


3 Составление кроссворда и загадок.

  • Что ж, приступим к выполнению заданий. (2 ур: детям воспитатель даёт карточки с алгоритмом для составления загадок о деревьях и листьях. 3 ур: задание без опоры на алгоритм составить загадки о дожде и ветре. По аналогии с синквейном.)

  • 1 ур: С остальными составляют кроссворд. За основу взяли слово «осень».)

  • Ребята, предлагаю вам отгадать загадку. Отгадку мы возьмём за ключевое слово в кроссворде.

Пришла без красок и без кисти,

И перекрасила все листья.

(Осень)

  • Ребята, я предлагаю вам составитиь кроссворд с этим словом для ребят второй подгруппы.

Упражнение «Подзорная труба»

  • А чтобы составить кроссворд, вооружитесь подзорными трубами, выделите все объекты на кртине. Из них назовите те, в которых есть буквы «о», «с», «е», «н».

(Дети называют слова н-р: дом, лист, дерево, небо.)

  • Теперь их нужно зашифровать. Что такое дом? (Здание, в котором живут люди.)

  • Помещаем это слово под цифрой 1.

  • Что такое листва? (Манетки, растущие на дереве. Или один из органов дерева.).

  • Что такое дерево? (Высокое растение с твёрдым стволом ).

  • Что такое небо? (Голубое пространство над землёй).

  • Теперь пора услышать загадки.

Примерные варианты загадок:

О листьях: Бывают зелёными, как лягушка, бывают жёлтыми, как солнце, бывают красными, как помидор. Бывают круглые, как монетки. Осенью летят, падают на землю и исчезают.

О дереве: Стоит на одной ноге, но не гриб. Летом носит зелёное платье, осенью жёлтое и красное надевает. К зиме совсем раздевается. Его любят птицы.

О ветре: Он и сильный, он и лёгкий. Бывает шквалистый, порывистый, холодный и тёплый. Он деревья качает, с них листья срывает. Воет, но не волк. Дует, но не вентилятор.

О дожде: Он бывает моросящий и сильный. Он идёт, но не человек. Поливает, но не садовник. Капает, но не слёзы. После него бывает радуга.

  • Молодцы, ребята. Со всеми заданиями Зимы справились. Больше она не заметёт нашу картину.


4 Физминутка – эмпатия «Ожившие предметы».

Покажите дерево, обдуваемое лёгким ветерком. Дерево на сильном ветру. Как опадают листья с деревьев. Как сыплются листья на сильном ветру. Как кружатся листья на ветру в пёстром хороводе. Как моросит мелкий дождик. Как идёт сильный дождь. Покажите увядший цветок, который полил дождь. Как ведут себя люди, попавшие под дождь.


5 «Вхождение в картину».

- Ребята, я предлагаю вам, отправиться в путешествие по картине. Зима оставила волшебную палочку, она нам поможет. Повторяйте вместе со мной слова волшебного заклинания: «Вокруг себя ты обернись и в картине очутись!» (Взмахивает волшебной палочкой)

- Представьте, что это вы идёте по аллее под зонтом, что вы ощущаете? Расскажите, что вы слышите, чувствуете. (Показывает картинку с изображением волшебников Ухо, Рука (лицо), Нос, Глаз)

Варианты ответов детей:

- Я слышу, как свистит ветер. – Как сказать по-другому? = Слышится песенка ветра.

- Я слышу, как стучит дождь. – Как сказать по-другому? = Частый дождь барабанит по крышам домов.

- Я слышу как шелестят листья на ветру. – Уточните, какие листья? = Мокрые, разноцветные листья шелестят на ветру, срываются с веток и падают на землю.

- Я вижу, что идёт дождь. – Как вы догадались, что идёт дождь? (Потому, что асфальт блестит, человек идёт под зонтом.)

- Я вижу, как ветер качает ветки деревьев. – Уточните, какой ветер, какие ветки деревьев? = Лёгкий ветерок покачивает тонкие ветки деревьев.

- Я чувствую, как дождик капает на моё лицо.

- Я вдыхаю прохладный, свежий воздух. И др.

- Пора вернуться в группу. Повторяйте волшебные слова. «Вокруг себя ты обернись и в группе очутись!» (Взмахивает волшебной палочкой).

Упражнение «Каким может быть? Что делает?»

  • Чтобы рассказ получился красивым, необходимо знать какими могут быть и что могут детать предметыи природные явления, изображённые на картине. В этом нам помогут другие картины из галереи. Посмотрите на них, сравните природные явления, изображённые на них и скажите:

  • Каким модет быть дождь? (Холодным, тёплым, моросящим, проливным. Барабанит, стучит, льёт, поливает,хлещет.)

  • Каким может быть ветер? (Порывистый, сильный, лёгкий, тёплый, холодный. Дует, воет, завывает, свистит, рвёт, срывает, качает, обдувает.)

  • Какими могут быть деревья? (Тонкие,стройные, высокие, гибкие. Стоят, покачиваются, обнажаются, засыпают.)

  • Какими могут быть листья? (Золотые, лиловые, багряные, мокрые, резные. Шелестят, шуршат, срываются, летят, кружатся.)

  • Каким может быть воздух? (Прзрачный, чистый, свежий, бодрящий, сырой.)

  • Каким может быть город? (Мокрый, задумчивый, оживлённый, спящий. Дремлет, засыпает.)


6 Составление рассказа по картине.

- Нам на помошь пришли наши друзья часы, которые, напоминают о том, что как и стрелки часов идут по кругу, так и мы будем составлять свой рассказ последовательно, двигаясь по картине по часовой стрелке. Не забывайте о правиле, что каждый рассказ имеет начало и концовку. В составлении красивого рассказа нам помогут метафоры.

- Какое время года наступило? Где происходят события?

(В городе наступила осень.) Воспитатель крепит над часами условное обозначение.


Составление метафор.

Тёмное небо – папа хмурый (сердитый) = небо хмурое.

Воздух прохладный - стекло прозрачное = воздух прохладный, прозрачный.

Идёт дождь – блестят серебряные нити = блестят серебряные нити дождя.

Из туч идёт дождь - Девочка льёт слёзы (плачет) = тучи льют слёзы.

Осеннее небо – мальчик грустит = грустит осеннее небо.

Мозговой штурм «Почему может грустить осеннее небо?»

Потому что закончилось лето.

Дует ветер – мальчик срывает листья с деревьев = Ветер срывает листья с деревьев.

Разноцветные листья ложатся на землю - Мама купила пёстрый ковёр. = Листья ложатся на землю пёстрым ковром.

Деревья стоят голые. – Принцесса снимает своё пышное платье. = Деревья снимают свои пышные платья.

  • Как называется такое природное явление? (листопад)

Натупает вечер в городе = мальчик засыпает, лист мокрый = Наступает вечер в, засыпающем мокром, городе.

  • О чём рассказывает нам картина? Как мы назовём рассказ?

«Осень в городе».

- Ребята, у нас получился замечательный, очень красивый рассказ об осени. На следующем занятии мы будем его рассказывать по памяти, а сегодня наша экскурсия в картинную галерею подошла к концу.

Итог.

  • Что нового узнали сегодня?

  • Что особенно запомнилось, понравилось?

  • Что было легко, а что вызывало затруднения?

Рассматривают картину.










Дети выдвигают версии.




Соглашаются.


Отвечают развёрнутыми предложениями.



2 ур: Составляют загадки.

3 ур: кодируют самостоятельно загадки на листе бумаги.

Разгадывают.






Соглашаются.



Складывают ладошки «трубой», расматривают картину.


Дают формулировку понятию.





2, 3 ур: дети загадывают, составленные ими загадки.

















Показывают движения.







Соглашаются.









Рассказывают о своих ощущениях.


















Подбирают определения, глаголы, характеризующие предметы и природные явления.























Отвечают.





Упражняются в составлении метафор.






Выдвигают свои предположения.


Составляют рассказ с помощью воспитателя.







Дают название картине.




Дети рассказывают о своих ощущениях.


Знать: осенние приметы.

Уметь: составлять развёрнутый последовательный описательный рассказ по картине.

Иметь представление о составлении загадок, метафор.


Расссказ: «Осень в городе».

В городе наступила осень. Тёмное, хмурое небо над домами. Воздух прохладный, прозрачный и в нем блестят серебряные нити дождя (или серебряные дождинки). Холодные капли дождя стучат по крышам домов, асфальту и зонтам прохожих. Моросит мелкий дождь. Тучи льют свои холодные слёзы. Это грустит осеннее небо, потому что закончилось лето. Но двор как в солнечных лучах, потому что деревья стоят золотые. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые ложатся на землю пестрым (разноцветным) ковром. Деревья снимают свои пышные яркие платья, ветви их обнажаются. Начинается пора листопада. Листья срываются с веток, летят и кружатся в разноцветном хороводе. Вечер надвигается на засыпающий мокрый город.


Картина:


















О










С










Е










Н










Ь







Кроссворд:




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Комок Марина Михайловна

Дата: 31.03.2017

Номер свидетельства: 405490


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства