kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинг снятия тревожности. Закрепление навыков и умений взаимодействия в парах. Релаксация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг снятия тревожности. Закрепление навыков и умений взаимодействия в парах. Релаксация.

Тип занятия:   коррекционно – развивающее, тренинг.

Цели и задачи занятия:     

  • Развитие конструктивных отношений в группе сверстников с помощью ведущего.
  • Закрепление навыков и умений взаимодействия в парах.
  • Формирование навыков группового общения и взаимодействия.
  • Развитие способностей к восприятию эмоционального состояния другого человека и умения выражать свои собственные чувства.
  • Содействие развитию у детей адекватной самооценки и самоконтроля.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг снятия тревожности. Закрепление навыков и умений взаимодействия в парах. Релаксация. »

Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей муниципального образования Динской район «Центр внешкольной работы»

План-конспект

открытого занятия

студии развивающего обучения

«Эврика»


Подготовили педагоги студии развивающего обучения «ЭВРИКА»


Степаненко Ирина Николаевна








Пояснительная записка


Тревожность - вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности ребенка на личностном уровне. Чувство уверенности, защищенности составляет эмоциональное благополучие личности ребенка. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Эмоциональное благополучие так необходимо дошкольникам, особенно накануне перехода на следующий этап жизни. Ведь седьмой год жизни ребенка – кризисный, и одним из проявлений этого кризиса является эмоциональная неустойчивость. Ребенок стремится привлечь к себе внимание, пусть иногда и не очень адекватными способами. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о заниженной самооценке, затрудненном общении, неумении взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Тревожность у детей проявляется в определенных ситуациях и связана с ограничением в освоении нового опыта, страхом сделать ошибку, быть непризнанным и непринятым другими людьми. Поэтому работе с «тревожностью» уделяется особое внимание на протяжении всего учебного года (наиболее интенсивная работа на первых 14 занятиях – тренингах). Именно эмоциональное благополучие и снижение уровня тревожности способствует нормальному развитию личности, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Дети с повышенной тревожностью тяжело адаптируются к школе, трудно усваивают учебную программу, быстро утомляются. Использование на занятиях специальных игр, тренингов, обыгрывания ситуаций, инсценировок позволяет мне развивать у воспитанников спонтанность, произвольность процессов, уверенность в своих силах, принятие себя и других. Детям становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства других и легче выражают свои, у них вырабатываются положительные черты характера (смелость, уверенность, доброта и т.д.), исчезает неуверенность, агрессивность, страх, повышается самооценка.

Тема занятия: «Тренинг снятия тревожности. Закрепление навыков и умений взаимодействия в парах. Релаксация».

Цели и задачи занятия:

  • Развитие конструктивных отношений в группе сверстников с помощью ведущего.

  • Закрепление навыков и умений взаимодействия в парах.

  • Формирование навыков группового общения и взаимодействия.

  • Развитие способностей к восприятию эмоционального состояния другого человека и умения выражать свои собственные чувства.

  • Содействие развитию у детей адекватной самооценки и самоконтроля.

Тип занятия: коррекционно – развивающее, тренинг.

Количество воспитанников в группах - 10-12 человек. Возраст детей – 5,5–7 лет. Продолжительность 1-го занятия - 25 минут, перерыв 10 минут, 2-е занятие – 25 минут. Занятие проводится в хорошо освещенном, просторном, вентилируемом помещении с оптимальным тепловым режимом. Помещение – комната 30-32 м² со столами и стульчиками по количеству участников, ковровое покрытие на полу. На занятии используются технические средства обучения: магнитофон, аудиозаписи, обеспечивающие эмоциональное восприятие стимульного материала.

Данное занятие условно можно разделить на три части: вводную, основную и завершающую. Задачами вводной части являются ослабление телесных и эмоциональных зажимов у детей, создание атмосферы доверия в группе. Задачами основной части являются развитие самопознания ребенка, выработка конструктивных способов взаимодействия между сверстниками, умения самостоятельно принимать решения и действовать согласно намеченному плану. У детей появляется желание не только участвовать в предложенных играх, ситуациях, но и самим придумывать их. Придуманные детьми игры способствует развитию воображения, творчества. Они помогают в решении коррекционных задач, так как дети включают в содержание игр проблемы, которые их волнуют. Педагогу следует обращать особое внимание на инструкцию к играм - упражнениям, от нее во многом зависит их эффективность. Иногда целесообразно привести пример, иллюстрирующий выполнение упражнения, иногда показать с кем либо из детей, как оно выполняется. После предъявления инструкции нужно спросить у детей, понятна ли она, не требуются ли уточнения. Участие педагога – ведущего в некоторых играх, особенно на первых занятиях, желательно, поскольку может содействовать появлению у детей доверия к педагогу. Задачами завершающей части занятия являются телесные и эмоциональные расслабления, создание ощущения эмоционального единства и взаимной поддержки членов группы, подготовка к конструктивному общению за пределами группы.

Дети проявляют большой интерес к занятию, постепенно вовлекаются в совместную деятельность, развивают активное игровое взаимодействие и коммуникативные умения, проявляют творческий подход к действительности, физически и эмоционально раскрепощаются, развивают спонтанность, произвольность, уверенность в своих силах, принятие себя и других.




















План-конспект занятия-тренинга

студии развивающего обучения «Эврика»


Тема занятия: Тренинг снятия тревожности. Закрепление навыков и умений взаимодействия в парах. Релаксация.


Тип занятия: коррекционно – развивающее, тренинг.


Цели и задачи занятия:

  • Развитие конструктивных отношений в группе сверстников с помощью ведущего.

  • Закрепление навыков и умений взаимодействия в парах.

  • Формирование навыков группового общения и взаимодействия.

  • Развитие способностей к восприятию эмоционального состояния другого человека и умения выражать свои собственные чувства.

  • Содействие развитию у детей адекватной самооценки и самоконтроля.


Оборудование:

  • Магнитофон, аудиодиски.


Материалы: кубик – пиктограмма, цветные карандаши, раздаточный материал – «носочки» бумажные.


Литература: Вшивкова И.В. Тренинг снятия тревожности у детей старшего дощкольного возраста», Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.





















Ход занятия:

I. Разминка (вводная часть).


  1. Упражнение «Мыльные пузыри»: развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения.


  1. Игра «Хлопки в кругу»: повышение настроения, активизация участников группы.


II. Основное содержание занятия.


    1. Тренинг «Игра в «куклы»: закрепление навыков и умений взаимодействия в парах, развитие способности к анализу.


    1. Игра «Зеркало»: развитие выразительности движений, внимания, наблюдательности, произвольности, умение взаимодействовать со сверстниками.

    2. Этюды на выражение внимания, интереса, сосредоточения


    1. Упражнение «Нарисуй пару»: закрепить навыки взаимодействие в паре.


III. Рефлексия (завершающая часть).

- телесное и эмоциональное расслабление, создание ощущения эмоционального единства, подготовка к конструктивному общению за пределами группы.


Этюд «Фея Сна»: расслабление






















Ход занятия:


I. Разминка (вводная часть).

Задача: ослабление телесных и эмоциональных зажимов у детей, создание атмосферы доверия в группе.


  1. Упражнение «Мыльные пузыри»

Цель: развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения.

Необходимое время: 4 минуты.

Процедура проведения. Ведущий имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полет этих пузырей. (Дети свободно двигаются. После команды «лопнули» дети ложатся на пол).



  1. Игра «Хлопки в кругу»

Цель: повышение настроения, активизация участников группы.

Необходимое время: 3 минуты.

Процедура проведения. Участники стоят в кругу, их руки вытянуты вперед. На счет «3» все должны одновременно хлопнуть в ладоши.


II. Основное содержание занятия.

Задача: развитие самосознания ребенка, выработка конструктивных способов взаимодействия между сверстниками, умений самостоятельно принимать решения, а также согласовывать свои действия с другими воспитанниками.


1.Тренинг «Игра в «куклы».

Цель: закрепление навыков и умений взаимодействия в парах, развитие способности к анализу.

Необходимое время: 20 минут.

Процедура проведения. Ведущий предлагает вспомнить как дети играют в куклы. Затем, объединившись в пары, представить, что один из вас превратился в куклу-девочку или куклу-мальчика. Ребенку, который играет роль взрослого, предлагается со своей куклой проделать следующие действия:

- помыть кукле руки,

- покормить обедом,

- положить спать,

- разбудить,

- повести гулять,

- утешить, когда кукла разобьет коленку…

Затем пары меняются ролями и игра повторяется.

После окончания игры обсуждается:

- Как дети чувствовали себя в роли кукол,

- Почувствовали ли они любовь и внимание своих «родителей».


2.Игра «Зеркало»

Цель: развитие выразительности движений, внимания, наблюдательности, произвольности, умение взаимодействовать со сверстниками.

Необходимое время: 10 минут

Материалы: кубик-пиктограмма

1-й вариант. Ведущий, стоя перед детьми бросает кубик-пиктограмму, изображает «выпавшую» эмоцию, а дети их повторяют.

2-й вариант. Дети разбиваются на пары. Один из пары показывает эмоцию, второй узнает и отображает (затем меняются ролями).

3.Этюды на выражение внимания, интереса, сосредоточения

Необходимое время: 5-7 минут

Детям предлагается обыграть следующие ситуации:

- Ты пришел на детский праздник, где никого не знаешь, познакомься с ребятами.

- Твой друг попросил у тебя поиграть твою любимую игрушку, а отдал ее сломанной.

- Ты занял в соревновании 1-е место, а твой друг – последнее, помоги ему успокоиться.


4.Упражнение «Нарисуй пару»

Цель: закрепить навыки взаимодействие в паре.

Необходимое время: 10-15 минут.

Материалы: шаблоны носочков.

Процедура проведения: Детям предлагается украсить узором варежки (носочки), вырезанные из бумаги. Дети работают в парах, используя одни карандаши, помня, что узоры на паре варежек (носочков) должны быть одинаковыми. После окончания рисования дети показывают свои пары. Затем обсуждается, нравится ли им выполненная работа, удалось ли паре создать одинаковые узоры. Если не удалось, то почему им это не удалось?



  1. Рефлексия (завершающая часть)

Задача: телесное и эмоциональное расслабление, создание ощущения эмоционального единства, подготовка к конструктивному взаимодействию, общению за пределами группы.

Цель: поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, настроением, состоянием.

Необходимое время: 2-3 минуты.

- Какие игры понравились?

- Чья пара смогла договориться?

- Что вам помогло?

- Какие эмоции наиболее запомнились? Почему?


Этюд «Фея сна»

Цель: расслабление

Необходимое время: 1 минута

Материалы: «волшебная палочка», спокойная музыка (аудиозапись)

Процедура проведения: Дети сидят на коврике на расстоянии друг от друга. К ним подходит девочка (мальчик) с «волшебной палочкой в руке – «Фея сна». Фея касается палочкой плеча одного из играющих – тот «засыпает» (наклоняет голову, закрывает глаза). Затем «Фея» обходит остальных, касаясь их «волшебной палочкой», смотрит на детей (все «спят», играет тихая музыка). Затем «Фея» негромко хлопает 3 раза в ладоши – дети просыпаются.



Список рекомендованной литературы:


  1. Вшивкова И.В. Программа «Тренинг снятия тревожности у детей старшего дошкольного возраста». Ростов-на-Дону, 2006г.

  2. Вшивкова И.В. Программа детско - родительского тренинга «Повышение психологической и эмоционально – волевой готовности к школьному обучению». Ростов-на-Дону, 2006г.

  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 2007г.







































Приложение


Вводная часть


Игра «Колокольчики»

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов, активизацией участников группы


Процедура проведения. Дети стоят в кругу, ведущий звонит последовательно в 3 колокольчика разного тона. Дети запоминают их, затем производят при их звучании определенные действия (по договоренности): хлопают в ладоши, поднимают руки вверх, садятся на корточки (колокольчики дети не видят)


Игра «Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов, активизацией участников групп, повышением настроения.


Процедура проведения. Дети стоят в кругу. Если ведущий говорит слово «земля» - дети опускают руки вниз; если слово «вода» - вытягивают руки вперед; слово «воздух» - поднимают руки вверх; слово «огонь» - вращают руки в локтевых суставах. Кто ошибается – выходит из круга.


Игра «Скучно, скучно так сидеть»

Цель: активизация воспитанников группы, повышение уровня взаимопонимания, согласованности действий в группе.


Процедура проведения. Дети сидят на стульях. У противоположной стены тоже стоят стулья, но их на один меньше, чем играющих. Ведущий говорит:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть,

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

Как только ведущий произносит последнюю фразу, дети должны быстро побежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула.



Основная часть


Игра «Необычное знакомство»

Цель: осознание ребенком своего имени, его особенностей, своеобразия.

Процедура проведения. Дети сидят в кругу. Ведущий передает по кругу мяч, предлагая каждому пропеть свое имя, а следом его имя хором поют все остальные. Затем ведущий предлагает вспомнить как можно больше своих «ласковых имен». Ребята передают по кругу мяч. Тот, кому попадает мяч, вспоминает, как его дома ласково называют («роднулечка», «солнышко») и за каждое имя получает «волшебный» камень. В конце игры можно определить победителя – самого «памятливого» на ласковые имена (камни посчитать). Затем камни складываем в волшебный мешочек.


Игра «Конкурс хвастунов»

Цель: тренировка навыков и умений группового взаимодействия.

Процедура проведения. Ведущий предлагает провести конкурс хвастунов «Чем мы будем хвастаться? Соседом какой он (она), что умеет делать, что у него хорошо получается. Например: Лена – очень умная, красивая, быстро бегает, весело смеется, Коля – смелый, добрый, умеет застегивать пуговицы, есть кашу, лепить, танцевать… Дети выполняют по очереди. После окончания упражнения обсуждается, кому что понравилось больше: рассказывать о товарище или слушать, как о нем рассказывают.


КТД «Общий дом»

Цель: помочь детям в установлении контакта друг с другом.

Процедура проведения. Ведущий обращаясь к детям, говорит: «Мы настолько подружились, что наверно могли бы жить в одном доме. Представьте и нарисуйте какой это будет дом, как будете в нем жить, чем заниматься. Каждый из вас рисует то, что хочет». Детям выдаются карандаши и один большой лист бумаги. После окончания рисования необходимо спросить, нравится ли детям дом, который они нарисовали? Какие чувства они испытывают, глядя на этот дом? Что каждый ребенок нарисовал? Почему? Какие эмоции возьмем с собой в этот дом? (Дети выбирают пиктограммы)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Степаненко Ирина Николаевна

Дата: 21.04.2015

Номер свидетельства: 204194


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства