Этапы совместной деятельности | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
I. Мотивация к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | -Ребята, давайте с вами поразмышляем и поговорим о том, что такое радость. - А когда вы радуетесь, какие у вас лица? -В давние-давние времена в далёком Египте люди называли солнце именем Ра, поэтому слова радость и солнце похожи по своему значению. -Ребята, вспомните слова, похожие по звучанию на «радость». - Есть такое выражение « радужное настроение». Как вы думаете, что оно обозначает? -Да, радужное настроение - веселое, полное надежд. | Собирает детей вокруг себя. Задаёт вопросы. Проявляет уважение к детским высказываниям. | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы | Психологическая готовность |
II. Расширение имеющихся представлений Цель. Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа получения цвета | - Послушайте, пожалуйста, стихотворение Валентины Донской: Радуга, ты, Радужка! В небе задержалась. Как красиво платьишко, Что тебе досталось! Ты, прекрасней радуга Всех чудес на свете! Объясни, твоя дуга Почему так светит? Отвечала Радуга В небе расписная. Всех хочу я радовать! Потому такая! - А как можно расшифровать слово «Радуга»? - А кто видел радугу? Расскажите об этом событии. Где это было, когда, шел ли дождик или светило солнышко? - Дети, радугу можно увидеть на небе в теплое время года, когда идет мелкий, частый, теплый дождик, и в тоже время сквозь тучи светит солнышко, солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки, и образуется радуга. -А всегда ли эти цвета следуют в определённом порядке или всякий раз в радуге появляются новые цвета в произвольном порядке? (После ответов детей показать наглядное пособие «Радуга» ) - Ребята, посмотрите, как художники изобразили радугу в своих картинах. - Какая из картин вам больше всего нравится? Почему? - Скажите, когда вы смотрите на радугу, что происходит с вашим настроением? - Сколько цветов в радуге? - Назовите их по порядку. - А теперь я предлагаю вам запомнить шуточный текст (мнемонический приём), который поможет на всю жизнь запомнить порядок расположения цветов в радуге: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Ребята, обратите внимание, что первый звук(буква) каждого слова совпадает с первым звуком(буквой) в названии цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. - Давайте посмотрим фильм «Чудо природы – радуга». | Выявляет «знания-незнания» о радуге, как природном явлении. Стимулирует любознательность, интерес детей. Использует наглядное пособие «Радуга» | Поиск ответа на вопрос, решения проблемы. Самостоятельные попытки детей решить проблему, игровую задачу | Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность |
III.Динамическая пауза Цель. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | Гляньте: радуга над нами, Над деревьями, Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение). Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты. Домами, Руки сложены над головой крышей. И над морем, над волной Нарисовать волну рукой. И немножко надо мной. Дотронуться до головы. | Проводит физкультминутку | Участвуют в игре, выполняют физические упражнения | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта |
IV.Практическая работа Цель. Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений | -Послушайте стихотворение Г.Лагздынь «Радуга»: В радуге – семь дужек, Семь цветных подружек! Красная дужка – оранжевой подружка! Желтая дужка – зеленой подружка! Голубая дужка – синей подружка! Фиолетовая дужка – всем дужкам подружка! А пойдут, как обниматься Разноцветных семь подружек, Начинают тут сливаться В белый цвет – семь ярких дужек! Семицветная дуга – наша РА-ДУ-ГА! - Ой, ребята, а у нас нет семи красок, только четыре (красная, синяя, жёлтая, белая). Как нам быть? (ответы детей). -А сейчас я вам нарисую и покажу, как одна дуга накладывается на другую красная на жёлтую, жёлтая на синюю, и в результате получаются новые цвета – оранжевый, зелёный. - Сейчас я вам предлагаю поэкспериментировать с цветом, смешивая краски, красную с желтой и желтую с синей. - Вы посмотрели, как художники изобразили такое прекрасное явление природы, как радуга. А теперь попробуйте сами нарисовать радугу и тех, кому она дарит радость (цветы, люди, бабочки, деревья), а я вам прочитаю стихотворение С.Маршака «Радуга»: В небе гром, гроза. Закрывай глаза! Дождь прошел. Трава блестит, В небе радуга стоит. Поскорей, поскорей Выбегай из дверей, По траве Босиком, Прямо в небо Прыжком… | Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, создание проблемной ситуации, требующей разрешения. | Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия в сотрудничестве и т. д.) Дети берут кисточки, акварельные краски и экспериментируют с цветом, смешивая красный с жёлтым и жёлтый с синим. | Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми |
V. Самоконтроль | - Краски сегодня ужасно устали: Радугу в небе они рисовали. Долго трудились над радугой краски, Радуга вышла красивой, как в сказке. Вся разноцветная – вот красота! Ты полюбуйся, какие цвета: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. | Стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности. | Соотнесение продукта деятельности с намеченным планом | Сформированность элементарных навыков самоконтроля. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (один из планируемых итоговых результатов освоения ООП ДО) |
VI. Рефлексия. Цель. Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. | - Посмотрите, какие замечательные картины у вас получились. - Как вы думаете, на какой из картин радуга самая весёлая? Почему? - А на какой самая грустная? Почему? - А как бы вы назвали свои картины? - Посмотрите внимательно, нигде цвета не заблудились? - Сколько в радуге цветов? -Для кого сегодняшнее занятие прошло не напрасно? - Кто узнал, что-то новое на этом занятии? - Если вам было интересно на занятии, вы остались довольны собой, подарите мне улыбку. | | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т. д. После окончания работы дети устраивают выставку и любуются ей. | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки |
VII. Открытость | - Я предлагаю вам оформить альбом «Радуга-дуга» и показать его детям младшего возраста и рассказать стишок для быстрого запоминания последовательности цветовых дуг в радуге. | Обсуждение с детьми продолжения работы в разных формах самостоятельной деятельности со сверстниками, взрослыми | | |