Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по развитию речи: "путешествие к зайчику на день рожденье"»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Путешествие к зайчику на день рождения»
Программное содержание:
Закрепить знания детей о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках, определении первого звука в слове. Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках. Словарь: Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением. Продолжить знакомство детей с многозначными словами. Грамматика: Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний. Упражнять детей в суффиксальном образовании слов; Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным. Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
Материал:
Цвета красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги; иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; нарисованная карта на ватмане; сундучок; пригласительные открытки;
Предварительная работа:
Заучивание пословиц, физминутки; дидактические игры.
НОД:
- Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот это письмо. Давайте прочитаем вместе.(открываем письмо)
«Здравствуйте, дорогие ребята! У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех на него. Пригласительные открытки я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень жду. Заинька. »
- Интересно, пригласить-то пригласили, а открыток нет. Вот лежит какая-то карта, а на ней дорожки, ведущие к заячьей избушке. А сверху лежит записка от Сороки: «Чтобы добраться до пригласительных открыток, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, вообщем, хорошо потрудиться». - Ребята, а больше всех у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:
Ла-ла-ла – белочка спала; Ло-ло-ло – у сосны дупло; Лу-лу-лу – дайте нам пилу; ля-ля-ля – вот моя земля; ли-ли-ли – мы козу пасли; лю-лю-лю – я вас всех люблю.( чистоговорки проговариваются громко, тихо, шопотом, индивидуально)
- Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем.
1. - Вперед, в дорогу. Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая. А цветы на ней почему-то красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета? Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласны. - Ребята, назовите любой звук, который соответствует этой фишке (дети называют). - А здесь кроме цветов еще кто есть? Назовите их и определите первый звук в этих словах(бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек) - Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.
– Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть? (Белка) Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две. Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
День – ночь Сахар – соль Чистота – грязь Зима – лето Потолок – пол узкая – широкая /юбка/ длинное – короткое /платье/ сильный – слабый /спортсмен/ веселая – грустная /девочка/ высокий – низкий /человек/ Смеется – плачет /ребенок/ Лежит – сидит /человек/ Закрыть – открыть /книгу/ Взлетает – садится /самолет/ Надевает –снимает /свитер/
- Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.
3. – Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, елки, вон она, рядом стоит, с мухомором. - Ёлка говорит. Что поможет нам дальше пройти, если вы про её иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухомору про его ножку». - Конечно, знаем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще иголки знаете? (у сосны, швейную, у ежа, медицинскую). - А какие ножки вы знаете? (у детей, у стола, стула, кресла). - Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием. Нужно идти дальше.
4. – Идем, ребята, дальше, нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим. - Оказывается, она может перекинуть мостик, если мы выполним ее задание,а задание такое: нужно назвать чей предмет?
Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»
(игрушки)
медведь лиса полотенце волк белка яблоко ёж мышка
- Ребята, мы опять справились с заданием, лягушке придется перекинуть мостик. Идем дальше, уже недалеко находится заячий домик.
5. – Ребята, посмотрите, дерево огромное свалилось, преградило нам дорогу. А под ним что-то лежит? Это сундук, но он закрытый. Давайте подберем слова, которые отвечали бы на вопросы: «Какой?» и «Что делает?», тогда он откроется, и мы увидим, что там находится. А подбирать слова мы будем к слову «Зайчик».
Настроение у зайчика /какое?/-радостное,веселое,счастливое. А гости на дне рождения /что делают?/- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т.д. - Ребята, я думаю, что зайчику очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали. А теперь давайте посмотрим, что в сундуке. Да здесь пригласительные открытки для нас на день рождения зайчика. Значит, не обманула нас Сорока.
Итог:
-Ребята мы столько сегодня интересных заданий выполнили Вам понравилось? А какое задание вам понравилось больше всего? Что именно вам в нём понравилось? А ещё что вам понравилось?
Открытое занятие по развития речи в старшей группе