Цель: расширение и обогащение знаний детей о морских жителях, об их образе жизни
Задачи:
Обучающие: закрепить представление детей о формах рыб и других жителях подводного мира, закрепить первоначальное представление о море. Сформировать умение складывать из бумаги рыбку в технике оригами;
Развивающее: развивать у детей интерес к живой и неживой природе; развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения; развивать самостоятельность, активность;
Воспитательные: формировать бережное отношение к природным богатствам;
Целевые ориентиры: имеет представления о предметах окружающего мира, может рассказать о них. Знает некоторых представителей животного мира. Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений. Знает правила поведения в природе и соблюдает их.
Средства реализации: наглядные (иллюстрации), вербальные (загадки), мультимедийные (музыка)
Оборудование и материалы: разрезные картинки с морскими обитателями, листы для оригами, фломастеры или карандаши
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и его обитателях, опустимся в его глубины.
Воспитатель: Что мы слышим, сидя на берегу моря?( Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб)
(музыка с записью звуков моря)
В: давайте закроем глаза и представим, что мы находимся на море.
Основная часть:
В: Ребята, а на че можно отправиться в путешествие? А как вы думаете, с помощью чего можно опуститься на морское дно?
Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста, батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами или большой стеклянный шар, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (иллюстрация)
В: давай те, представим, что мы погрузились в подводный мир. Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (иллюстрация кита). Кто же это? (Синий кит).
Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ на модель дельфина). Да это же.. (дельфин).
Киты и дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. У китов и дельфинов сверху есть отверстие, через которое поступает воздух и называется дыхало. Повторите: дыхало. Давайте покажем, как выныривают дельфины и киты.
Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?( Солнечные лучи сюда пробираются с трудом).
В: Ой, кто же это плывёт? (Показ на модель акулы).
Хищная большая рыба налетела словно глыба.
Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).
В: Чем питается акула?(Рыбами, морскими животными).
Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?( Нет. У человека нет жабр).
В: Как же можно путешествовать по морскому дну?(Надеть акваланги, водолазные костюмы).
В: итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (имитация надевания костюма).
Физкультминутка:
Выше ноги! Стой, раз, два! (ходьба на месте)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем (поднимаем и опускаем плечи).
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем (рывки руками).
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно (прыжки)!
Мы колени поднимаем –
Шаг на месте выполняем (ходьба на месте)
От души мы потянулись, (руки вверх)
И на место вновь вернулись (дети садятся).
В: ребята, а вот с кем еще можно встретиться на дне морском, вы узнаете, когда соберете разрезные картинки. (дети собирают картинки с изображением обитателей моря, затем рассказывают кто получился на картинке).
В: ребята, у нас с вами есть свой «кусочек моря». Только здесь нет рыб. Давайте мы оживим наше море, смастерим своих красивых рыбок способом оригами. Фломастерами дорисуем глазки и приклеим к нашему морю.
(складывание рыбок способом оригами)
В: ребята, нам пора возвращаться на сушу. Мы с вами узнали много нового и интересного.
Заключительная часть:
Вывод: где мы с вами сегодня побывали? Кого видели на дне морском? Каких рыб вы запомнили? Какие новые слова узнали? (батискаф, дыхало) Чем еще занимались?
Рефлексия: «Солнышко». На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Используемая литература:
С.А. Козлова, Т.А. Куликова «Дошкольная педагогика» ».-М:. Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с.